Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 декабря 2010 г. N А60-17566/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2010 года
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Правительства Свердловской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Законодательное собрание Свердловской области, Администрация Туринского городского округа, Министерство промышленности и науки Свердловской области, Муниципальное унитарное предприятие "Тура", Общество с ограниченной ответственностью "Туринское АВТО-предприятие",
о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа,
при участии в судебном заседании
от заявителя: С.А. Сосновских, представитель по доверенности N 02-09-4139 от 05.07.2010 г., удостоверение N 46;
от заинтересованного лица: Н.О. Курбатова, специалист-эксперт, по доверенности от 21.09.2010 г., удостоверение N 5364;
от Законодательного собрания Свердловской области: О.В. Суслонов, консультант, по доверенности N 3С-211 от 09.08.2010 г., удостоверение N 96.
Администрация Туринского городского округа, Муниципальное унитарное предприятие "Тура", Министерство промышленности и науки Свердловской области, ООО "Туринское АВТО-предприятие" в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных третьих лиц на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Правительство Свердловской области просит признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22.04.2010 г. по делу N 80 в части п. 2 и п. 5 резолютивной части решения и недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по делу N 80 от 22.04.2010 г..
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает обжалуемые решение и предписание законными.
Третье лицо - Законодательное собрание Свердловской области представило отзыв, заявленные требования поддерживает.
Остальные третьи лица отзывы по делу не представили.
Определением от 12.08.2010 г. производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебных актов, которыми заканчиваются рассмотрения по существу дела N А60-29284/2010-С6, N А60-29286/2010-С8, N А60-29287/2010-С9, N А60-29291/2010-С9.
Определением от 24.12.2010 г. производство по делу возобновлено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:
По заявлению ООО "Туринское АВТО-предприятие" (вх. N 01-10658 от 29.10.2009 г.) Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловский УФАС) от 13.11.2009 г. N 543 в отношении Законодательного собрания Свердловской области, Правительства Свердловской области, Министерства промышленности и науки Свердловской области и Администрации Туринского городского округа возбуждено дело N 80 о нарушении действующего антимонопольного законодательства РФ.
По результатам рассмотрения данного дела Свердловским УФАС вынесено решение по делу N 80 от 22.04.2010 г.
Пунктом 2 резолютивной части указанного решения признан факт нарушения Правительством Свердловской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии актов (Постановлений от 30.12.2008 г. N 1424-ПП, от 30.12.2008 г. N 1425-ПП), которыми установлены преимущества государственным и муниципальным перевозчикам, по сравнению с перевозчиками иных форм собственности, выразившееся в обуславливании включения в Перечень транспортных организаций Свердловской области, предоставляющих меры социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на междугородных маршрутах в границах Свердловской области, отсутствием на территории муниципального образования государственных и муниципальных перевозчиков, что привело к ограничению конкуренции на рынке перевозок по междугородным маршрутам Свердловской области и к ограничению прав соответствующих пассажиров на выбор перевозчиков.
Согласно пункту 5 резолютивной части решения УФАС по Свердловской области выдано предписание по делу N 80 от 22.04.2010 г., которым Правительству Свердловской области предписано в срок до 1 июня 2010 г. прекратить нарушение Закона о защите конкуренции, путем приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства пунктов 4 и 5 своих Постановлений от 30.12.2008 г. N 1424-ПП "О предоставлении бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению субъекта Российской Федерации" и от 30.12.2008 г. N 1425-ПП "О предоставлении бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению субъекта Российской Федерации", и информировать Свердловский УФАС России об исполнении предписания до 10 июня 2010 года.
Полагая, что данное решение в части пунктов 2 и 5 резолютивной части и предписание являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив в совокупности представленные доказательства и проанализировав все обстоятельства дела, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно требованиям статьи 1 Закона о защите конкуренции целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2), для обеспечения достижения которых Законом определяются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления (п. 2 ч. 1).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, законодателем декларируется равенство правового положения, а также условий деятельности всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на соответствующем товарном рынке и недопущение ограничения конкуренции со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещаются:
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
- дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
В соответствии с Областным законом от 25.11.2004 г. N 190-ОЗ (ред. от 09.10.2009 г.) "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 16.11.2004 г., далее - Закон о социальной поддержке ветеранов) органы государственной власти Свердловской области участвуют в реализации государственной политики в отношении ветеранов, в том числе осуществляют:
- реализацию мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных в настоящем Законе Свердловской области;
- выделение из областного бюджета средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных в настоящем Законе Свердловской области (ст. 2).
Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранов по бесплатному проезду и оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области установлен в статье 14 Закона о социальной поддержке ветеранов.
Согласно пункту 2 статьи 14 названного Закона, меры социальной поддержки предоставляются государственными и муниципальными организациями.
В случае отсутствия на соответствующей территории указанных организаций, меры социальной поддержки предоставляются организациями, включенными в перечень организаций автомобильного транспорта общего пользования междугородных маршрутов, предоставляющих меры социальной поддержки ветеранов по бесплатному проезду по территории Свердловской области, утверждаемый Правительством Свердловской области. Правительство Свердловской области организует опубликование перечня, указанного в части второй настоящего пункта, в средствах массовой информации.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона о социальной поддержке ветеранов возмещение организациям, осуществляющим перевозку пассажиров, расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится ежемесячно в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом Свердловской области.
Аналогично пункту 2 статьи 14 Закона о социальной поддержке ветеранов, установлены меры социальной поддержки:
в подпункте 6 пункта 2 статьи 2 Областного закона от 25.11.2004 г. N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" (ред. 09.10.2009 г.);
в подпункте 6 пункта 1 статьи 2 Областного закона от 15.07.2005 г. N 78-ОЗ "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта" (ред. 09.10.2009 г.);
в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Областного закона от 15.07.2005 г. N 91-ОЗ "О почетном звании Свердловской области "Почетный гражданин Свердловской области".
В Свердловской области порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения расходов организациям по их предоставлению установлен Постановлениями Правительства Свердловской области от 30.12.2008 г. N 1424-ПП и N 1425-ПП.
Пунктом 4 Порядка предоставления меры социальной поддержки (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 г. N 1425-ПП) установлено, что мера социальной поддержки по бесплатному проезду по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов предоставляется государственными или муниципальными транспортными организациями. При отсутствии государственных и муниципальных организаций, осуществляющих перевозку пассажиров на соответствующей территории, - иными организациями, включенными в перечень, утверждаемый Правительством Свердловской области.
Согласно пункту 5 Порядка предоставления меры социальной поддержки возмещение транспортным организациям, предоставляющим меры социальной поддержки по бесплатному проезду, фактических расходов производится ежемесячно территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения при соблюдении следующих условий:
1) организация является государственной или муниципальной;
2) включение транспортной организации (кроме государственных и муниципальных) в перечень транспортных организаций, предоставляющих меру социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов на территории Свердловской области, утвержденный Правительством Свердловской области, кроме государственных и муниципальных транспортных организаций;
3) представление в территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения списков льготных категорий граждан, воспользовавшихся правом бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования на междугородных маршрутах по территории Свердловской области.
Содержание пунктов 4 и 5 Порядка предоставления меры социальной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 г. N 1425-ПП идентично содержанию пунктов 4 и 5 Порядка предоставления меры социальной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 г.
.
Таким образом, Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2008 г. N 1424-ПП и N 1425-ПП уточняют и детализируют нормы, установленные законами Свердловской области от 25.11.2004 г. N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области"; от 25.11.2004 г. N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области"; от 15.07.2005 г. N 78-ОЗ "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта"; от 15.07.2005 г. N 91-ОЗ "О почетном звании Свердловской области "Почетный гражданин Свердловской области".
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Туринское АВТО-предприятие" (далее - ООО "Туринское АП"), занимающееся предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, на междугородном маршруте "Туринск - Екатеринбург", в соответствии с лицензией на перевозку пассажиров по РФ N АСС-66-003394 от 30.01.2009 г. сроком действия до 02.02.2014 г., с 01.09.2009 г. осуществляет перевозку пассажиров, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (в том числе междугородных маршрутах). Для получения возмещения расходов на эти цели ООО "Туринское АП" должно быть включено в Перечень на период с 1 февраля по 31 декабря 2009 года, утвержденный Распоряжением Правительства Свердловской области от 27 января 2009 года N 38-РП.
В указанный Перечень включены два перевозчика, также осуществляющие перевозки пассажиров на междугородном маршруте "Туринск - Екатеринбург" - МУАП "Тура" и ООО "Туринское автотранспортное предприятие".
Согласно пункту 7 Положения о Министерстве промышленности и науки Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 16.05.2008 г. N 456-ПП) и пункту 2 Распоряжения Правительства Свердловской области от 27.01.2009 г. N 38-РП включение транспортных организаций в Перечень относится к полномочиям данного Министерства.
Обращение ООО "Туринское АП" (вх. N 16-04-03-358 от 22.09.2009 г.) о включении его в указанный Перечень Министерством промышленности и науки Свердловской области оставлено без ответа, в результате чего общество не получило соответствующего возмещения затрат и понесло убытки.
Общество включено в указанный Перечень только в конце декабря 2009 года Распоряжением Правительства Свердловской области от 30.12.2009 г. N 1388-РП.
Кроме того, общество обращалось в адрес Главы Туринского городского округа Свердловской области (вх. от 15.09.2009 г. N 1761). В ответ обществом от Администрации Туринского городского округа получен отказ во включении в Перечень (от 22.09.2009 г. исх. N 1686) в связи нецелесообразностью.
Данные бездействия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления послужили поводом к обращению со стороны общества в антимонопольный орган.
Согласно статье 19 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В соответствии со статьей 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (ст. 426 ГК РФ).
В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п. ).
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Согласно статье 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В рассматриваемом случае, льготы по проезду в междугороднем транспорте предоставлены следующим категориям граждан: ветеранам; реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области; гражданам, проживающим на территории Свердловской области, получившим увечье или заболевание, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта; гражданам, носящим звание почетный гражданин Свердловской области.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с требованиями норм бюджетного законодательства (ст.ст. 6, 69.1, 74.1, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации) бюджетные обязательства реализуются в виде субсидий.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ (далее - БК РФ): расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);
публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях;
бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в соответствии с п. 1 ст. 85 БК РФ, возникают в результате:
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 85 БК РФ).
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса (п. 4 ст. 85 БК РФ).
В случае если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 85 БК РФ).
Согласно п. 6 ст. 85 БК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).
Статьей 6 БК РФ предусмотрено, что:
расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;
лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);
денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;
бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
обоснование бюджетных ассигнований - документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).
Согласно ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; ассигнования на социальное обеспечение населения; ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), перечисленным в ст. 69.1 БК РФ, относятся ассигнования на:
- обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;
- предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
- закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:
- оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
- осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
- закупки товаров в государственный материальный резерв.
К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения, указанным в ст. 74.1 БК РФ, относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств.
Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг осуществляется в порядке, установленном статьей 78 БК РФ.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, постановлениями Правительства Свердловской области 30.12.2008 г. N 1424-ПП и N 1425-ПП (п.п. 4, 5), принятыми во исполнение законов Свердловской области от 25.11.2004 г. N 190-ОЗ, от 25.11.2004 г. N 191-ОЗ, от 15.07.2005 г. N 78-ОЗ, от 15.07.2005 г. N 91-ОЗ, установлены дискриминационные положения в отношении перевозчиков, не включенных в Перечень транспортных организаций Свердловской области, предоставляющих меры социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на междугородных маршрутах в границах Свердловской области.
Поскольку не все перевозчики предоставляют меры социальной поддержки населению, определенные категории пассажиров вынуждены ограничиваться только теми перевозчиками, которые включены в указанный Перечень, в связи с чем происходит регулирование пассажиропотока в пользу тех перевозчиков, которые включены в Перечень, тогда как остальные перевозчики вынуждены терпеть убытки, в связи с ограничением в отношении них пассажиропотока.
Как следует из материалов дела, указанные законы Свердловской области в части были предметом рассмотрения арбитражного суда в рамках объединенного дела N А60-29287/2010-С9 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействующими данных законов в указанных пунктах с момента вступления в силу Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По объединенному делу N А60-29287/2010-С9 Арбитражным судом Свердловской области вынесено определение о прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Производство по делу N А60-29287/2010-С9 прекращено в связи с тем, что на момент рассмотрения данного дела оспариваемые нормативные акты были приведены в соответствие действующим законодательством РФ путем принятия Закона Свердловской области от 25.06.2010 г. N 46-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области, регулирующие отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан", где исключено обязание предоставления мер социальной поддержки государственными и муниципальными организациями, осуществляющими перевозки пассажиров на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на междугородных маршрутах по территории Свердловской области, а в случае их отсутствия организациям, включенным в перечень организаций автомобильного транспорта общего пользования междугородных маршрутов, предоставляющих меры социальной поддержки по бесплатному проезду по территории Свердловской области, утверждаемый Правительством Свердловской области, с последующим возмещением организациям, осуществляющим перевозку пассажиров, расходов, связанных с предоставлением установленных законами Свердловской области мер социальной поддержки.
В определении Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-29287/2010-С9 от 27.10.2010 г., вступившим в законную силу, также отражена аналогичная позиция, согласно которой указанные законы Свердловской области от 25.11.2004 г. N 190-ОЗ (пункта 2 статьи 14), от 25.11.2004 г. N 191-ОЗ (подпункта 6 пункта 2 статьи 2), от 15.07.2005 г. N 78-ОЗ (подпункта 6 пункта 1 статьи 2), от 15.07.2005 г. N 91-ОЗ (подпункта 4 пункта 1 статьи 7) до приведения их в соответствие с действующим законодательством, и соответственно принятые во исполнение данных законов оспариваемые постановления Правительства Свердловской области, предоставляют преимущества государственным и муниципальным перевозчикам, по сравнению с иными перевозчиками при предоставлении мер социальной поддержки по бесплатному проезду на территории Свердловской области.
Кроме того, суд отмечает, что ни при рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, ни в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, заявителем не указана конкретная норма федерального закона, разрешающая предоставлять преимущества государственным и муниципальным перевозчикам, по сравнению с иными перевозчиками при предоставлении мер социальной поддержки по бесплатному проезду по территории Свердловской области.
Частью 2 статьи 53 Закона о защите конкуренции установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции в Российской Федерации, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Поскольку Закон о защите конкуренции вступил в действие 26.10.2006 г., законы Свердловской области, в частности: пункт 2 статьи 14 Закона Свердловской области от 25.11.2004 г. N 190-ОЗ, подпункт 6 пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 г. N 191-ОЗ, подпункт 6 пункта 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 15.07.2005 г. N 78-ОЗ, подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 15.07.2005 г. N 91-ОЗ, содержавшие нормы, противоречащие действующим нормам Закона о защите конкуренции, должными были быть приведены в соответствие с последним Законодательным собранием Свердловской области, а Правительству Свердловской области при принятии Постановлений от 30.12.2008 г. N 1424-ПП и N 1425-ПП следовало руководствоваться федеральными нормативными актами (в том числе Законом о защите конкуренции) и нормативными правовыми актами Свердловской области, в части, не противоречащей федеральным нормативным актам.
Следовательно, принятие Правительством Свердловской области указанных постановлений привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что запрещается частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, УФАС по Свердловской области сделаны правомерные выводы о наличии в действиях (бездействии) Правительства Свердловской области признаков нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем требование заявителя о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22.04.2010 г. по делу N 80 в части удовлетворению не подлежит.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства: разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Поскольку Комиссией Свердловского УФАС России обоснованно сделан вывод о нарушении Правительством Свердловской области законодательства о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области правомерно выдано предписание Правительству Свердловской области о прекращении нарушения Закона о защите конкуренции, путем приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства пунктов 4 и 5 своих Постановлений Правительства Свердловской области от 30.12.2008г. N 1424-ПП и N 1425-ПП.
Таким образом, оценив в совокупности изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 декабря 2010 г. N А60-17566/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника