Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы администрации
Асбестовского городского округа
от 17 ноября 2010 г. N 427-ПГ
Выводы доклада
"О санитарно-эпидемиологической обстановке в Асбестовском городском округе за 2009 год"
В 2009 году деятельность администрации Асбестовского городского округа совместно с Асбестовским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, руководством предприятий и организаций была направлена на реализацию комплекса мер по управлению риском для здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием социально-экономических, санитарно-гигиенических и индивидуальных вредных факторов.
Деятельность осуществлялась с учетом реализации задач и достижения целевых показателей Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" и Программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 года "Уральская семья", с учетом реализации национального проекта в сфере здравоохранения и образования. В результате выполнения этих мер поддерживается тенденция к улучшению медико-демографической ситуации:
- рост показателя рождаемости населения на 2%,
- снижение показателя смертности населения на 8% и естественной убыли населения на 60%,
- снижение преждевременной смертности: среди детей в возрасте до 17 лет - на 50% и на 14% - среди жителей трудоспособного возраста,
- снижение случаев смерти жителей трудоспособного возраста от заболеваний системы кровообращения на 46%, травм и отравлений на 6% и новообразований на 27%.
По данным социально-гигиенического мониторинга и в результате стабильной экономической и социальной обстановки в 2009 году, превалирует воздействие на здоровье населения санитарно-гигиенических факторов над воздействием на человека социально-экономических факторов. В 2009 году за счет влияния химической нагрузки на человека в 100% было подвержено риску воздействия санитарно-гигиенических факторов 35,5 тысяч человек.
Реализация комплекса мер по управлению риском для здоровья населения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности населения обеспечила стабилизацию качества среды обитания, которая характеризуется следующими показателями:
1) стабильное качество питьевой воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (комплексные показатели на допустимом уровне);
2) снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха (коэффициент суммарный менее 1, что соответствует допустимому уровню нагрузки на население);
3) снизилась доля неудовлетворительных проб продуктов питания по санитарно-химическим показателям (с 4,6% в 2008 году до 2,6% в 2009 году);
4) стабилен комплексный показатель загрязнения почв (на уровне 2,08);
5) стабильно снижается и не превышает допустимых значений коллективная эффективная доза облучения населения, не отмечается прямых эффектов для здоровья от радиационного воздействия;
6) остается на стабильно хорошем уровне организация питания детей в образовательных учреждениях;
7) снижается доля трудоспособного населения, работающего во вредных условиях труда (в 2007 г. - 43,8%, в 2008 г. - 38,7%, в 2009 г. - 36,5%);
8) проведение профилактических мероприятий среди беременных и детей помогло достичь следующих положительных моментов, а именно: снижение частоты абортов, осложнений беременности, заболеваемости среди новорожденных и детей до 14 лет;
9) благодаря комплексу профилактических мер по образовательным учреждениям отмечена положительная динамика в заболеваемости детей детских дошкольных учреждений (ДДУ), школ, учреждений начального и среднего профессионального образования;
10) благодаря небольшим положительным результатам по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, можно отметить положительные сдвиги в состоянии здоровья взрослого населения, снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, снижение числа травм среди взрослого населения.
Однако достигнутые результаты по-прежнему не соответствуют реальным угрозам для здоровья населения в связи с неблагополучным воздействием факторов риска, определяющих санитарно-эпидемиологическую обстановку.
По-прежнему первое место среди санитарно-гигиенических факторов формирования здоровья населения занимает комплексная химическая нагрузка, которой было подвержено в 2009 году 100% населения. По комплексному химическому загрязнению Асбестовский городской округ отнесен к территории риска.
Комплексная химическая нагрузка на население
К проблемам, определяющим комплексную химическую нагрузку, относятся атмосферный воздух, качество питьевой воды и продуктов питания - 73,5 тысячи человек.
По результатам многосредовой оценки риска для здоровья населения, с применением геоинформационных технологий, все население Асбестовского городского округа признано подверженным риску в связи с химическим загрязнением среды обитания, территория признана экологически неблагополучной.
Перечень приоритетных загрязнителей окружающей среды, воздействие которых оказывает неблагоприятное влияние на здоровье населения, включает:
- с атмосферным воздухом - пыль (сумма твердых частиц), пыль асбестосодержащая, диоксид азота, гидроксибензол, формальдегид, марганец, оксид железа, оксид углерода, аммиак,
- с питьевой водой - цветность, мутность, железо, жесткость, марганец, кремний, кадмий,
- с почвой - кобальт, медь, марганец, никель,
- с продуктами питания - свинец, кадмий, мышьяк, ртуть, нитраты.
На территории имеет место суммарное действие химических веществ с поступлением из разных источников:
- марганец - с атмосферным воздухом, почвой и питьевой водой,
- кадмий - с питьевой водой и продуктами питания.
Неблагополучие по состоянию атмосферного воздуха:
1. Отсутствует сводный том предельно допустимых выбросов (ПДВ) промышленных предприятий, позволяющий разрабатывать мероприятия по улучшению качества воздуха в целом по городу.
2. Промышленные предприятия, имеющие источники выбросов в атмосферу, работают без установки очистных сооружений: ООО "Форэс", ОАО "УралАТИ", ремонтно-механический завод.
3. Не все предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, организовали регулярный производственный контроль за качеством атмосферного воздуха в зоне своего влияния. Установленная автоматическая система контроля за состоянием атмосферного воздуха не позволяет объективно оценить максимальное влияние загрязняющих веществ на атмосферный воздух города (установлена без согласования с Асбестовским отделением Роспотребнадзора).
4. Градостроительные документы разрабатываются без учета санитарно-защитных зон промышленных предприятий.
5. Не проводится работа по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и не разрабатываются мероприятия по выводу населения и детских учреждений из санитарно-защитных зон промышленных предприятий.
6. Плохое качество обслуживания автодорог, следствием которого является вторичное загрязнение атмосферного воздуха.
Неблагополучие в питьевой воде:
1. В питьевой воде приоритетные загрязнители - железо, кремний, в результате неудовлетворительной очистки питьевой воды перед подачей в распределительную сеть города (по железу - 22% неудовлетворительных проб, по цветности - 35%, по кремнию - 17%), повышенное содержание данных веществ в питьевой воде ухудшает органолептические свойства, вкусовые качества воды, оказывает раздражающее действие на слизистую кишечника и кожу, угнетающе действует на иммунитет, вызывает аллергические реакции, развитие токсической нефропатии.
2. Высокий процент износа водопроводных сетей (81,6%), частое возникновение аварийных ситуаций на сетях водопровода, отсутствие автономных фильтров на внутренней водопроводной сети домоуправлений.
3. Нецентрализованные источники водоснабжения не имеют балансодержателей, ответственных за их эксплуатацию, на них отсутствует производственный лабораторный контроль качества питьевой воды.
4. Отсутствуют мероприятия по обогащению питьевой воды фтором, низкое содержание фтора, характерное для подземных вод, обуславливает высокий уровень заболеваний кариесом.
Неблагополучие по состоянию воды водоемов:
1. Администрацией города, предприятиями, использующими водные объекты, не принимаются меры, не разрабатываются мероприятия, направленные на улучшение качества воды водных объектов.
2. Существующие организованные пляжи не соответствуют требованиям санитарного законодательства.
3. Отсутствуют владельцы у 70% зон рекреации, мест массового отдыха населения.
4. Продолжается спуск сточных, ливневых, дренажных вод без очистки в водоемы, на которых организованы зоны купания населения. В сточных водах ОАО "Ураласбест", сбрасываемых в реки Большой Рефт, Талица, Пещерка, на протяжении многих лет регистрируется повышенное содержание нитритов, нитратов, взвешенных веществ и нефтепродуктов.
Неблагополучие по состоянию почвы:
1. Почва остается умеренно опасной в санитарно-защитных зонах предприятий по содержанию солей тяжелых металлов.
2. Не разработана, не утверждена органом местного самоуправления и не согласована с органами Роспотребнадзора генеральная схема санитарной очистки населенного пункта; не организована рациональная система сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территории в соответствии с требованиями "Санитарных правил содержания территории населенных мест".
Неблагополучие по химической нагрузке с продуктами питания:
Регистрация неудовлетворительных результатов по санитарно-химическим показателям исследуемых продуктов питания. В структуре продуктового набора основная нагрузка на жителей, формируемая за счет поступления свинца, кадмия, мышьяка и ртути, обусловлена употреблением хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов.
Биологическая нагрузка
Второе место (после комплексной химической нагрузки) по степени влияния на здоровье населения занимают факторы риска, связанные с биологической нагрузкой - 50,2 тысячи человек. По комплексной биологической нагрузке Асбестовский городской округ отнесен к территории риска. Биологическая нагрузка формируется за счет некачественной питьевой воды, продуктов питания, а также почвенного загрязнения (наибольшее воздействие оказывается на детей дошкольного возраста).
Неблагополучие по микробиологическим показателям питьевой воды:
1. Существующие методы обеззараживания питьевой воды (хлорирование, УФ облучение) не эффективны. Не обеспечивают безопасность питьевой воды по вирусологическим показателям, в результате чего возникают инфекционные заболевания, распространяющиеся водным путем. В связи с высокой заболеваемостью острыми кишечными заболеваниями (ОКИ) населения, на территории г. Асбеста сохраняется эпидемиологическая опасность питьевой воды по вирусологическим показателям.
2. Регулярное снижение давления в системе водопровода в ночное время влияет на качество питьевой воды по микробиологическим и вирусологическим показателям.
3. Несвоевременно и некачественно проводится ревизия, ремонт, очистка смотровых колодцев, расположенных на инженерных сетях города и поселков, тупиковых участков водопровода.
4. Отсутствует система взаимодействия в период ликвидации аварий между ЗАО "Водоканал" и домоуправлениями.
Остается проблема загрязнения почв населенных пунктов бытовыми отходами:
1. Не организован сбор и вывоз отходов с территории индивидуальной жилой застройки, от гаражных кооперативов, коллективных садовых участков.
2. Не соблюдаются сроки плановой очистки территорий, существует нехватка контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов, нехватка специализированного автотранспорта, отсутствуют условия для мойки и дезинфекции данного автотранспорта.
3. Не организован выгул домашних животных (кошки, собаки). В детских дошкольных учреждениях (ДДУ) некоторые песочницы открыты для доступа кошек и собак.
4. Нет сортировки отходов, доля пищевых в составе бытовых отходов составляет одну треть, что приводит к увеличению в населенных местах грызунов, являющихся переносчиками таких инфекционных заболеваний, как псевдотуберкулез, иерсиниоз, лептоспироз и др.
Выявленное неблагополучие по микробиологическим показателям продуктов питания:
1. В сравнении с 2008 годом рост неблагополучия в молокоперерабатывающей промышленности в 2 раза (с 1,5% до 3,1%), в мясной промышленности в 2 раза (с 0,1% до 0,2%), по общественному питанию в 2 раза (с 1,0% до 2,2%).
2. Рост неудовлетворительных результатов в пробах: овощах и бахчевых на 1% (с 10% до 11%), пиве и безалкогольной продукции в 9 раз (с 3,2% до 27,2%).
На третьем месте - шумовая нагрузка в селитебных зонах и другие физические факторы. В условиях неудовлетворительного шумового климата проживает 60,7 тысяч человек, увеличилось количество населения, подверженного воздействию электромагнитных излучений (прежде всего - за счет расширения сотовой связи).
Остается неблагополучие:
1. Число неудовлетворительных проб по шуму выше прошлого года, за счет увеличения неблагополучия на производстве рост в 2 раза (с 22% до 44%), в ДДУ (с 1,1% до 7,4%), в коммунальных объектах (с 5,3% до 6,4%).
2. ЭМИ - электромагнитным полям, за счет увеличения неблагополучия на производстве (с 11,1 до 45,4%) и в прочих объектах жилой зоны (с 9,8% до 45,8%).
3. По освещенности в основном за счет нарушения освещения на производстве (с 36,4% до 53,6%).
4. По микроклимату за счет несоответствия нормам микроклимата на производстве (с 8,9% до 25,9%), в ДДУ (с 5,5% до 12,6%) и прочих объектах (с 1,8% до 25%).
На четвертом месте - радиационная дозовая нагрузка.
В динамике дозообразующих факторов отмечаем небольшое снижение, в 2009 году коллективная эффективная доза облучения населения г. Асбеста и производственного персонала от природных и искусственных источников с учетом всех дозообразующих факторов составила 360 чел. - Зв, что составляет 50-ю часть общей дозы по области (17848 чел. - Зв).
Исходя из этого, коллективный риск вероятности возникновения статистических эффектов (случаев рака и наследственных эффектов) в течение всей жизни человека при данной коллективной эффективной дозе составляет 26 случаев и приводит к потере 357 человек в год.
Остается неблагополучие по содержанию радона в питьевой воде п. Белокаменный. Повышенные концентрации по радиологическим показателям оказывают влияние на кроветворную функцию организма человека и увеличивают риск онкологических заболеваний, поэтому необходимо проводить в дальнейшем данный мониторинг.
Остается неблагополучие в условиях обучения и воспитания детей:
1. Остается дефицит мест в ДДУ, требуется капитальный ремонт двум учреждениям.
2. По питанию детей имелся факт несоответствия полноты вложения продуктов в рацион, рост числа результатов исследования пищи по бактериологическим показателям в школах-интернатах, был факт регистрации неблагополучия по качеству пищи в летних оздоровительных учреждениях, остается проблема организации питания среди учащихся 5-9 классов, учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования.
3. Учащихся, занимающихся во вторую смену, 2 процента.
4. Несоблюдение требований к подбору мебели, за счет нерационального подбора мебели ростовым параметрам в школе - у 6,4% школьников.
5. Несоответствие норм факторов среды образовательных учреждений: параметров освещенности, микроклимата, шума и электромагнитных излучений в учебных помещениях.
6. Имеется необходимость в обеспеченности педиатрической службы врачами - узкими специалистами.
Неблагополучие в условиях труда:
1. В условиях воздействия вредных производственных факторов работает 36,5% людей от общей численности работающего населения. Высокий процент женщин, работающих во вредных и опасных условиях труда.
2. Регистрируются превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) в воздухе рабочей зоны вредных веществ; содержащих кремний, силикат содержащих полей, обладающих выраженным фиброгенным действием на организм человека.
3. Высокий процент исследований, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям (выше областных показателей), отмечен по микроклимату, освещенности, шуму, вибрации, ЭМИ.
4. Объем лабораторных и инструментальных исследований остается недостаточным, не соответствует объему по нормативным документам. Так, недостаточное закрытие номенклатуры исследований по контролю за загрязнением кожных покровов, за тяжестью и напряженностью трудового процесса.
5. Из-за недостатка в организации производственного контроля за условиями труда происходит искажение истинной ситуации, что не позволяет разрабатывать эффективные профилактические мероприятия по снижению вредного воздействия производственных факторов на здоровье работающих, в то время, как выявляется большое количество случаев профессиональной патологии.
В постановлении правительства Свердловской области от 30.08.2010 г. N 1258-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2009 году, управлении риском для здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области" (вместе с "Результатами анализа представленной органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области информации о выполнении предложений по управлению риском для здоровья населения и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области в 2009 году") проведена интегральная оценка экономической эффективности реализации мер по управлению риском для здоровья населения в муниципальных образованиях в Свердловской области с учетом следующих критериев:
1) максимальная разница между суммой предотвращенного ущерба для здоровья населения и затратами на реализацию мер по управлению риском для здоровья населения;
2) максимальное отношение суммы предотвращенного ущерба для здоровья к затратам на реализацию мер по управлению риском для здоровья населения;
3) минимальные удельные затраты на реализацию мер по управлению риском для здоровья населения на предотвращение одного случая преждевременной смерти или заболевания и улучшение показателей качества среды обитания на относительную единицу (на один процент);
4) максимальная разница удельных и предельных затрат на реализацию мер по управлению риском для здоровья населения на предотвращение одного случая преждевременной смерти или заболевания и улучшение показателей качества среды обитания на относительную единицу (на один процент). По каждому критерию муниципальным образованиям в Свердловской области присвоен ранг. Итоговый ранг представляет собой сумму рангов по всем четырем критериям. Наибольший итоговый ранг по оценке мер управления риском для здоровья населения достигнут в муниципальных образованиях (в порядке возрастания итогового места): Невьянский городской округ, Асбестовский городской округ, муниципальное образование "Город Екатеринбург".
Оценка эффективности деятельности муниципальных образований в Свердловской области по решению ключевых проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения характеризуется следующими показателями:
1) загрязнение атмосферного воздуха и почвы. Наиболее эффективно, с точки зрения управления риском для здоровья населения, использованы выделенные для решения ключевых задач по этому направлению деятельности финансовые ресурсы в муниципальных образованиях: Невьянский городской округ, городской округ Первоуральск, городской округ Верхняя Пышма, городской округ Нижняя Салда, Асбестовский городской округ, Артинский городской округ, муниципальное образование "Город Екатеринбург";
2) неудовлетворительное качество питьевого водоснабжения. Наибольший ранг при оценке экономической эффективности использования финансовых ресурсов для решения проблем качества питьевого водоснабжения в 2009 году достигнут в муниципальных образованиях: Невьянский городской округ, Горноуральский городской округ, городской округ Дегтярск, Белоярский городской округ, Асбестовский городской округ, Байкаловский муниципальный район, Серовский городской округ;
3) неблагоприятное влияние физических факторов риска. Оценка эффективности произведенных затрат проведена относительно снижения показателя шумовой нагрузки на население, проживающее в селитебных зонах. В 2009 году наибольший ранг достигнут в муниципальных образованиях: Асбестовский городской округ, Шалинский городской округ, Туринский городской округ;
4) некачественное питание населения. Наиболее экономически эффективные меры по управлению риском для решения задач обеспечения населения качественным питанием были реализованы (получен наибольший ранг) в муниципальных образованиях: Невьянский городской округ, Асбестовский городской округ, Горноуральский городской округ;
5) факторы риска, связанные с условиями воспитания и обучения детей и подростков. Наибольший суммарный ранг при оценке экономической эффективности использования финансовых ресурсов для решения этой задачи управления риском для здоровья населения достигнут муниципальными образованиями: городской округ Первоуральск, муниципальное образование "Город Екатеринбург", Артинский городской округ, Асбестовский городской округ, городской округ Дегтярск;
6) высокий уровень заболеваемости работающего населения и смертности в трудоспособном возрасте. Наиболее эффективно управление профессиональным риском для здоровья населения (с оценкой по максимальному суммарному рангу) осуществлялось в муниципальных образованиях: городской округ Верхотурский, Каменский городской округ, Березовский городской округ, городской округ Первоуральск, муниципальное образование "Город Екатеринбург", Серовский городской округ, Асбестовский городской округ, город Каменск-Уральский.
В муниципальных образованиях в Свердловской области с наивысшим рангом оценки выполнения предложений по управлению риском для здоровья наибольшая эффективность была получена при реализации всего комплекса приоритетных задач сохранения здоровья населения и обеспечения качества среды обитания. Наименее эффективное решение задач для каждого муниципального образования определяется индивидуально. Среди приоритетных задач для Асбестовского городского округа к задачам с низкоэффективным решением приоритетных проблем муниципального образования относятся: профилактика заболеваний и травматизма у работающего населения; реализация мер по обоснованию достаточности размеров санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов; снижение уровня неблагоприятного влияния на здоровье социально обусловленных факторов риска; снижение химической нагрузки на население в связи с воздействием на здоровье некачественной питьевой воды; обеспечение своевременного выявления заболеваний детей и подростков на начальной стадии их развития при проведении медицинских осмотров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.