Заслушав информацию Счетной палаты и рассмотрев заключение о результатах проверки использования средств областного бюджета, выделенных в 2009/2010 учебном году на питание учащихся областных государственных учреждений, в том числе соблюдения порядка ценообразования на продукцию, реализуемую на предприятиях питания общеобразовательных учреждений, и соблюдения норм обеспечения питанием, Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области отмечает:
Данная проверка проводилась Счетной палатой в областных государственных образовательных учреждениях "Екатеринбургская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии N 2" (далее - школа-интернат N 2), "Екатеринбургский специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии N 5" (далее - детский дом N 5) и муниципальном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 3" Арамильского городского округа (далее - школа N 3). В результате проверки установлено, что средства областного бюджета, предусмотренные в 2009 и 2010 годах на питание учащихся, переданы в эти образовательные учреждения в полном объеме. Во всех учреждениях лимиты бюджетных обязательств были уменьшены по сравнению с первоначальными сметами на 18,6 процента в 2009 году и на 14,6 процента в 2010 году. Несмотря на уменьшение лимитов, выделенные средства были освоены только на 80 процентов.
Питание воспитанников школы-интерната N 2 и детского дома N 5 организовано на базе собственных столовых, а в школе N 3 - через подразделения ООО "Сысертское РАЙПО" на основе заключенных контрактов и договоров.
Во всех проверяемых образовательных учреждениях выявлены нарушения в расходовании бюджетных средств на общую сумму 1,062 млн. рублей, в том числе незаконное расходование составило 874 тыс. рублей, необоснованное - 64,8 тыс. рублей, нецелевое - 123,6 тыс. рублей. Неэффективно израсходованы 637,8 тыс. рублей. Фактические расходы на питание в расчете на одного воспитанника на один человеко-день в образовательных учреждениях были ниже предусмотренных сметами на 2009 и 2010 годы.
Кроме того, не соблюдались установленные нормы питания: по одним видам продуктов эти нормы были превышены, по другим - значительно занижены. Так, в школе N 3 потребление детьми от 7 до 10 лет овощей и зелени в сентябре 2009 года было меньше установленных норм на 46,6 процента, а за период с 1 сентября по 31 октября 2010 года - на 21,9 процента. Также не всегда соблюдались требования по массе порций блюд. Например, масса котлеты для детей от 7 до 11 лет должна составлять 80-120 граммов, а для детей от 11 до 18 лет - 100-120 граммов, фактически в сентябре 2009 года и за период с 1 сентября по 31 октября 2010 года масса котлет составляла от 50 до 75 граммов.
В детском доме N 5 в сентябре 2009 года нормы обеспечения кондитерскими изделиями детей всех возрастных категорий превышены более чем в 2 раза, в сентябре-октябре 2010 года - более чем в 1,5 раза, при этом потребление мяса куры занижено на 25,5 процента, овощей и зелени - на 3,2 процента, масла - на 7,6 процента.
В школе-интернате N 2 в 2009 году потребление фруктов детьми от 7 до 11 лет было меньше установленных норм на 15,3 процента, а за период с 1 января по 31 октября 2010 года - на 11 процентов.
Во всех учреждениях выявлены нарушения федерального законодательства при организации закупок продуктов питания. Отмечается недостаточный контроль со стороны руководителей учреждений за выполнением условий контрактов (договоров). Имеется кредиторская задолженность в объеме 103,4 тыс. рублей при наличии средств, выявлены факты недопоставки продуктов по выполненным договорам на сумму 233,6 тыс. рублей.
Одной из причин нарушений в сфере организации питания в учреждениях образования является несовершенство федерального законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в результате чего конкурсы выигрывают организации, не имеющие опыта работы в общественном питании и специалистов, обладающих специальными знаниями.
Необходимо отметить, что исполнительные органы государственной власти Свердловской области осуществляют недостаточный контроль в сфере организации питания учащихся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Свердловской области.
Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области постановляет:
1. Информацию Счетной палаты о результатах проверки использования средств областного бюджета, выделенных в 2009/2010 учебном году на питание учащихся областных государственных учреждений, в том числе соблюдения порядка ценообразования на продукцию, реализуемую на предприятиях питания общеобразовательных учреждений, и соблюдения норм обеспечения питанием, принять к сведению.
2. Предложить Правительству Свердловской области в целях улучшения питания учащихся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Свердловской области:
1) рассмотреть возможность наделения Департамента государственного заказа Свердловской области полномочиями по контролю за соблюдением законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, а также за выполнением государственных контрактов, в том числе по проведению в пределах своей компетенции мероприятий по выявлению и предупреждению нарушений, связанных с нецелевым и неэффективным использованием средств областного бюджета;
2) рассмотреть возможность проведения централизованных торгов на поставку продуктов питания и оказание услуг в сфере питания, в том числе в каждом управленческом округе Свердловской области;
3) организовать с участием Координационного совета по проблемам образования разработку в срок до 15 марта 2011 года типовой формы паспорта школьного пищеблока для проведения анализа материально-технического состояния пищеблоков образовательных учреждений в целях модернизации систем водоснабжения, канализации и вентиляции, оптимизации энергопотребления, планирования ремонтно-строительных работ, формирования программы закупок оборудования и планирования бюджетов закупок на среднесрочную перспективу;
4) организовать проведение паспортизации пищеблоков государственных и муниципальных образовательных учреждений во II квартале 2011 года;
5) разработать областную целевую программу "Школьное питание", предусматривающую совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, внедрение современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов, модернизацию технологического оборудования, меры по пропаганде здорового питания, а также строительство, реконструкцию и ремонт школьных пищеблоков;
6) обеспечить участие Свердловской области в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях с целью получения субсидий из федерального бюджета;
7) при подготовке проекта областного бюджета на 2012 год рассмотреть возможность увеличения норматива компенсации (удешевления) фактических расходов по предоставлению питания обучающимся 5-11 классов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:
1) рассмотреть вопрос о состоянии организации питания в муниципальных образовательных учреждениях;
2) провести во II квартале 2011 года паспортизацию пищеблоков общеобразовательных учреждений на основе типовой формы паспорта;
3) организовать систему контроля в сфере организации школьного питания, в том числе с привлечением общественности, на основе методических рекомендаций, разработанных Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области;
4) осуществлять постоянный контроль за организацией питания, соблюдением норм питания и использованием бюджетных средств, направляемых из областного бюджета на организацию питания в муниципальных образовательных учреждениях;
5) ежеквартально направлять управляющим управленческими округами Свердловской области информацию о состоянии дел в сфере организации и обеспечения питанием в муниципальных образовательных учреждениях;
6) разработать соответствующие муниципальные программы (подпрограммы) для участия в экспериментальном проекте по совершенствованию организации питания в муниципальных образовательных учреждениях;
7) при формировании местных бюджетов предусматривать расходы на укрепление материально-технической базы школьных пищеблоков и на компенсацию горячего питания учащихся с учетом их физиологических потребностей в биологически ценных веществах.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Областной Думы по бюджету, финансам и налогам (Терешков В.А.).
Председатель Областной Думы |
Е.В. Чечунова |
г. Екатеринбург
16 февраля 2011 года
N 621-ПОД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 16 февраля 2011 г. N 621-ПОД "Об информации Счетной палаты о результатах проверки использования средств областного бюджета, выделенных в 2009/2010 учебном году на питание учащихся областных государственных учреждений, в том числе соблюдения порядка ценообразования на продукцию, реализуемую на предприятиях питания общеобразовательных учреждений, и соблюдения норм обеспечения питанием"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 26 февраля 2011 г. N 59-61 стр. 5, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 31 марта 2011 г., N 2-1 (2011), ст. 162