Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 февраля 2011 г. N А60-43569/2010-С6
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Полевской об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: О.В. Ворошилова, представитель по доверенности N 1 от 11 января 2011 г.,
от заинтересованного лица: Е.В. Агапеева, представитель по доверенности N 05-28/58 от 19 января 2011 г., А.Н. Деревянкина, представитель по доверенности N 01-01-05-28/81 от 02 февраля 2011 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Открытое акционерное общество "Полевская коммунальная компания" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Полевской о признании незаконным и отмене постановления N 370 от 24 ноября 2010 г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Обосновывая свою позицию по делу, заявитель ссылается на то, что при проведении проверки административным органом были допущенные процессуальные нарушения, не доказано событие вменяемого административного правонарушения, не учтены обстоятельства дела и смягчающие вину обстоятельства.
Заинтересованное лицо требования отклонило, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Полевской на основании распоряжения N 01-21-01-05/1770 от 05 октября 2010 г. с 11 октября 2010 г. по 03 ноября 2010 г. проведена плановая проверка в отношении открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" на объектах общества на предмет соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Проверкой установлены факты нарушения обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании, а именно:
Отсутствие учета работающих на которых воздействуют канцерогенные факторы (п. 3.4. СанПиН 1.2.2353-08 Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности),
При проведении лабораторных испытаний (протокол N 3303 от 19 октября 2010 г.) обнаружено, что уровень искусственной освещенности не соответствует нормативной величине:
транспортная служба аккумуляторная-вулканизаторная, р.м. аккумуляторщика-вулканизаторщика - освещенность общая составляет 59 Лк при ПДУ 100 Лк;
транспортная служба ремонтная база стояночные боксы, р.м.слесаря - освещенность общая составляет 152 Лк при ПДУ 200 Лк;
транспортная служба сварочные работы р.м.электрогазосварщика -освещенность общая составляет 85 Лк при ПДУ 100 Лк (нарушение п. 3.3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий).
При проведении лабораторных испытаний (протокол N 3305 от 19 октября 2010г.) обнаружено, что температура воздуха не соответствует нормативным величинам, а именно:
КНС, мкр-он З. Бор Пультовая, р.м. оператора - температура воздуха соответствует 17,6 грС при ПДУ 19-24 грС, (нарушение п. 6.3. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений).
4. При проведении лабораторных испытаний (протокол N 3304 от 19 октября 2010 г.) обнаружено превышение уровня шума:
транспортная служба автогидроподъемник ЗИЛ 433362, р.м. машиниста автогидроподъемника - эквивалентный уровень звука составляет 71,5 дБА при ПДУ 70 дБА,
участок по ремонту жилого фонда участок по ремонту жилого фонда р.м.столяра N 2 - эквивалентный уровень звука составляет 80,4 дБА при ПДУ 80 дБА, (нарушение п. 5.3.1. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки).
5. При проведении лабораторных испытаний (протокол N 3302 от 21 октября 2010) обнаружено, что воздух рабочей зоны не соответствует гигиеническим нормативам, а именно:
транспортная служба наждак р.м.слесаря - кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца в виде аэрозоля конденсации с содержанием каждого из них не более 10%,с/см соответствует 1,20 мг/мЗ при ПДУ 1,0 мг/м3,
транспортная служба сварочные работы р.м.электрогазосварщика - кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца в виде аэрозоля конденсации с содержанием каждого из них не более 10%, с/см соответствует 1,3 мг/м3 при ПДУ 1,0 мг/м3.
участок по ремонту жилого фонда р.м. столяра N 1- пыль растительного и животного происхождения: г) мучная, древесная и др. (с примесью диоксида кремния менее 2%) соответствует 13,6 мг/м3 при ПДУ 6,0 мг/м3, (нарушение п. 1.2. ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны).
6. Открытое акционерное общество "Полевская коммунальная компания" в соответствии с осуществляемой деятельностью не разрабатываются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасности для здоровья человека выполняемых работ: за период с 2007г. по настоящее время не проведены в соответствие с нормативной документацией уровни физических и химических факторов при наличии неудовлетворительных исследований. При рассмотрении протоколов лабораторных испытаний (протоколы периода с 2007 по 2010 г.г.), проведенных филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Полевской обнаружено превышение освещенности искусственной на рабочих местах:
транспортная служба (протоколы N N 2139 от 26 июня 2009 г., N 3003 от 19 октября 2010 г.),
аккумуляторная-вулканизаторная р.м.аккумуляторщика-вулканизаторщика соответствует 59-80 Л к при ПДУ 100 Лк,
ремонтная база стояночные боксы р.м.слесаря 65-152 Л к при ПДУ 200 Лк,
сварочные работы р.м.электрогазосварщика 85-105 Лк при ПДУ 100 Лк.
Шум (протоколы N N 4016 от 27 октября 2008 г., 2140 от 26 июня 2009 г., 3304 от 19 октября 2010 г.)
участок по ремонту жилого фонда р.м.столяра N 2 соответствует 80,4-91,7 д БА при ПДУ 80 дБА,
автогидроподъемник ЗИЛ 433362, р.м. машиниста автогидроподъемника соответствует 71,5-77,5 дБА при ПДУ 70 дБА.
Микроклимат (температура воздуха)
КНС З.Бор (протоколы N 4014 от 27 октября 2008 г., 3005 от 19 октября 2010 г.)
р.м. оператора составляет 14,9 - 17,6 грС при ПДУ 19-24 грС.
Воздух рабочей зоны (кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца)
транспортная служба (протоколы N N 3019 от 14 ноября 2007 г., 4013 от 27 октября 2008 г., 3302 от 21 октября 2010 г.)
р.м. электрогазосварщика соответствует 1,0-3,7 мг/мЗ при ПДУ 1,0 мг/м3.
Не предоставлены разработанные мероприятия на 2009 г. и не в полном объеме на 2010 г. при неудовлетворительных замерах факторов производственной среды (воздух рабочей зоны, освещенность шум, вибрация, ЭМП), что является нарушением п.п. 1.5.2., 3.6. СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, п. 2.8. СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущены опечатки. Имеется в виду пункт 1.5 Санитарных правил СП 1.1.1058-01, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 года N 18
7. Декретированные сотрудники ОАО "Полевская коммунальная компания" принимаются на работу без полного предварительного перед поступлением на работу медицинского осмотра.
Факт правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 09 ноября 2010 г.
24 ноября 2010 главным государственным санитарным врачом по городу Полевскому вынесено постановление N 370 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
В соответствии со ст. 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований установлены СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" и СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту".
Согласно п. 1.5.2. данных СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п. 3.6. данных СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные: мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.
Согласно п. 2.8. данных СП 2.2.2.1327-03. Параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.
Как пояснил представитель заинтересованного лица проверяющим органом изучен представленный план мероприятий по осуществлению производственного контроля на 2010 год установлено, что этот план не является планом мероприятия по обеспечению безопасности для здоровья человека выполняемых работ. В плане не учтены неудовлетворительные показатели физических, химических и физиологических факторов производственной среды и трудового процесса выявленных при проведении производственного лабораторного контроля и аттестации рабочих мест. План мероприятий по обеспечению безопасности для здоровья человека выполняемых работ на предприятии отсутствует. Проверяющим органом сделан вывод о том, что с 2008-2010 гг. параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон не приведены в соответствие с гигиеническими нормативами.
Согласно п. 6.3. данных СанПиН допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2, применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года, согласно таблице 2 ПДУ составляет 19-24 грС.
Требования к допустимому уровню шума установлены СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
Согласно п. 5.3.1. данных СН предельно допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест, разработанные с учетом категорий тяжести и напряженности труда.
Согласно п. 1.2. данных ГН Нормативы действуют на всей территории РФ и устанавливают предельно допустимое содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны. ПДУ Кремния диоксида аморфного в смеси с оксидами марганца 1,0 мг/м3, Пыль растительного и животного происхождения: г) мучная, древесная и др. (с примесью диоксида кремния менее 2%) 6,0 мг/м3.
Согласно п. 3.4. данных СанПиН число лиц, которые могут подвергнуться воздействию канцерогенных факторов, максимально ограничивается.
На предприятии открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" имеются профессии (слесарь по ремонту автомобилей, работник столярной мастерской, штукатур-маляр, токарь, исполнитель художественно-оформительских работ) на которые воздействует канцерогенный фактор. Электрогазосварщик - ультрафиолетовое излучение (п. 2.2 п.п. 4, 5, 6), хром (п. 2.1.1. п.п. 83), слесарь по ремонту автомобилей - масла минеральные (п. 2.1.1 п.п. 47), плотник, столяры, слесарь-ремонтник - пыль древесная (п. 2.1.1. п.п. 29), штукатур-маляр - бензол (п. 2.1.1 п.п. 14). Данные воздействия канцерогенных факторов подтверждаются контингентами лиц OAО "ПКК", подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
При этом учет данных лиц не ведется, а согласно п. 3.4. данных СанПиН 1.2.2353-08 число лиц, которые могут подвергнуться воздействию канцерогенных факторов, максимально ограничивается. Отсутствие учета не позволяет оценить уменьшение количества работающих с канцерогенным фактором.
В соответствии со ст. 34 п. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней установлены СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Согласно п. 7.1 данных СП: в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своей трудовой деятельности обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
В соответствии со ст. 34 п. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Согласно п.п. 7.4 СП 3.1/3.2.1379-03: юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
В соответствии со ст. 34 п. 5 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 7.6 СП 3.1/3.2.1379-03: данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно постановлению Главного Государственного санитарного врача по Свердловской области от 18 июня 2008 г N 9 "О вакцинопрофилактике гепатита А и дизентерии Зонне в Свердловской области" вакцинация против гепатита А подлежат работники, обслуживающие водопроводные и канализационные сооружения, оборудования и сети.
Доводы заявителя о недоказанности события вменяемого административного правонарушения опровергается материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Полевской в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении вопрос о виновности общества в правонарушении исследовался.
В данном случае совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и носит существенный характер, поскольку влияет на жизнь и здоровье граждан.
Процессуальных нарушений допущенных административным органом при производстве по делу судом не установлено.
Плановая проверка в соответствии с п. 7 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" была согласована с органами прокуратуры и включена в ежегодный план проведения плановых проверок. Данный план был доведен до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на сайтах Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. Прокуратуры Свердловской области, Генеральной Прокуратуры.
НПСРО "Союз Стройиндустрии Свердловской области" была извещена о проведении проверки 11 октября 2010 г.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления N 370 от 24 ноября 2010 г. не имеется.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда "http://17aas.arbitr.ru/" или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 февраля 2011 г. N А60-43569/2010-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника