Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 7 февраля 2011 г. N А60-36255/2010
Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2011 г. N 17АП-2912/11 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 сентября 2011 г. N Ф09-5453/11 по делу N А60-36255/2010 настоящее решение оставлено без изменения
См. дополнительную информацию к настоящему решению
Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел в судебном заседании 28 января 2011 года - 02 февраля 2011 года дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Седова Романа Сергеевича к Финансовому управлению в муниципальном образовании "город Алапаевск", начальнику Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" о признании незаконным бездействия организации, исполняющей требования судебных актов.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное образование "город Алапаевск" в лице Администрации муниципального образования "город Алапаевск"; муниципальное медицинское учреждение "Центральная городская больница" муниципального образования "город Алапаевск"; муниципальное образование "город Алапаевск" в лице Главы муниципального образования "город Алапаевск".
При участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица - Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск": Е.А. Путилов, представитель по доверенности от 01.12.2009;
от третьего лица - ММУ "Центральная городская больница" МО "город Алапаевск": Е.А. Путилов, представитель по доверенности от 25.08.2010;
от третьего лица: МО "город Алапаевск" в лице Главы МО "город Алапаевск": Е.А. Путилов, представитель по доверенности от 24.08.2010.
Представители заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МО "город Алапаевск" в лице Администрации МО "город Алапаевск", в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании п. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Представителю лиц, участвующих в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. От заявителя в Арбитражный суд Свердловской области в электронном виде поступило заявление от 19 января 2011 года об отводе судьи. Определением председателя 5-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области Филипповой Н.Г. от 28.01.2011 года в удовлетворении заявления об отводе отказано.
К материалам дела приобщена копия постановления Правительства Свердловской области N 945-ПП от 23.06.10 "О ликвидации территориальных отраслевых органов государственной власти Свердловской области - финансовых, финансово-бюджетных управлений (отделов) в муниципальных образованиях в Свердловской области".
В судебном заседании объявлен перерыв до 02 февраля 2011 года до 10 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено. Представители лиц, участвующих в деле после перерыва в судебное заседание не явились. К материалам дела приобщены дополнение к отзыву и документы в его обоснование, представленные заинтересованным лицом посредством факсимильной связи. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Индивидуальный предприниматель Седов Роман Сергеевич обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления в МО "город Алапаевск" по исполнению решения Арбитражного суда Свердловской области от 15 февраля 2010 года по делу N А60-57332/2009-С11 в сроки, установленные пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Кроме этого заявителем заявлены требования об обязании начальника Финансового управления в МО "город Алапаевск" изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете города Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2009 по делу N А60-41135/2009-С1 в размере неисполненной части требований исполнительного листа серии АС N 001047625, а также произвести уточнение прогноза кассовых выплат из бюджета г.Алапаевска одновременно с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете г.Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2009 по делу N А60-41135/2009-С1 в размере неисполненной части требований исполнительного листа серии АС N 001047625. Заявитель также просит суд обязать Финансовое управление в МО "город Алапаевск" организовать исполнение бюджета г.Алапаевска по расходам бюджета на основе измененных показателей сводной бюджетной росписи и уточненного прогноза кассовых выплат для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2009 по делу N А60-41135/2009-С1 в размере неисполненной части требований исполнительного листа серии АС N 001047625 и обязать осуществить кассовую выплату с лицевого счета N 40204810600000126235 в размере неисполненной части требований исполнительного листа серии АС N 001047625, для чего представить в орган УФК по Свердловской области, где Финансовому управлению в МО "город Алапаевск" открыт лицевой счет, соответствующее платежное поручение.
Учитывая представленные в материалы документы в обоснование заявленных требований, а также требования об обязании заинтересованных лиц совершить определенные действия по исполнению решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2009 по делу N А60-41135/2009-С1, суд расценивает указание в просительной части заявления дела N А60-57332/2009-С11 как описку.
Заинтересованное лицо - Финансовое управление в МО "город Алапаевск" возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что действия, предусмотренные ст. 242.2 БК РФ, исполнены.
Третье лицо - ММУ "Центральная городская больница" МО "город Алапаевск" по существу заявленных требований в своем письменном отзыве N 1347 от 14.12.10 пояснило, что задержка в исполнении судебного акта вызвана тяжелым материальным положением.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 ноября 2009 года по делу N А60-41135/2009-С1 с муниципального медицинского учреждения "Центральная городская больница" муниципального образования "город Алапаевск", а при недостаточности денежных средств у данного лица - с муниципального образования "город Алапаевск" в лице Главы муниципального образования "город Алапаевск" в порядке субсидиарной ответственности в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Пионер" взыскана договорная неустойка в размере 45000 руб., а также 4569 руб. 19 коп. в возмещение расходов истца по уплате государственной пошлины. На основании данного решения выдан исполнительный лист серии АС N 001047625.
ООО Юридическая фирма "Пионер" направило исполнительный лист в Финансовое управление в МО "город Алапаевск", который был получен заинтересованным лицом 06.05.2010, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении заказного письма.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2010 (с учетом определения об исправлении описки от 30.07.2010) произведено процессуальное правопреемство взыскателя по исполнительному листу серии АС N 001047625 в части взыскания договорной неустойки в размере 45000 руб. с ООО "Юридическая фирма "Пионер" на индивидуального предпринимателя Седова Романа Сергеевича.
В связи с тем, что в предусмотренный ст. 242.5 БК РФ срок заинтересованные лица требования исполнительного листа не исполнили, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя заинтересованных лиц, суд считает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 настоящего Кодекса.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, а также по искам к муниципальному образованию регулируется ст. 242.5, 242.2 БК РФ.
Пунктами 5, 6 ст. 242.2 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Из приведенных норм следует, что при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск").
Согласно п. 3 ст. 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
С учетом даты получения исполнительного листа серии АС N 001047625 срок его исполнения за счет средств муниципального медицинского учреждения "Центральная городская больница" муниципального образования "город Алапаевск" истек 06.08.2010, в связи с чем с указанной даты исполнение по исполнительному листу производится в субсидиарном порядке с муниципального образования "город Алапаевск".
Как следует из материалов дела и пояснений заинтересованного лица, проектом бюджета муниципального образования "город Алапаевск" на 2010 год на погашение кредиторской задолженности по судебным актам предусмотрено 77373 тыс. руб. На указанный проект бюджета комиссией по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Думы муниципального образования "город Алапаевск" было вынесено заключение, согласно которому отвлечение суммы 77373 тыс. руб. на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, повлечет за собой исполнение вопросов местного значения не в полном объеме. Также в заключении было предложено, расходы на исполнение решений арбитражного суда определить в сумме не более 5500 тыс. руб. В итоге решением Думы муниципального образования "город Алапаевск" от 24.12.2009 на погашение задолженности по судебным актам утверждено в сумме 5322 тыс. руб.
В связи с тем, что предусмотренных в бюджете средств недостаточно для полного погашения всей задолженности по судебным актам, находящимся на исполнении в финансовом управлении, погашение задолженности производится пропорционально по всем исполнительным листам в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели.
Согласно письмам Финансового управления МО "город Алапаевск" от 26.08.2009 N 01-01/540, Думы МО "города Алапаевск" от 09.09.2009 N 309-Д, 308-Д, от 26.08.2009 N 1473 в 2009 г. задолженность по исполнительным документам муниципального образования "город Алапаевск" составляла около 80 млн. руб.
По данным МО "город Алапаевск" для исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с администрации МО "город Алапаевск" и с МО "город Алапаевск" за счет казны МО город Алапаевск при формировании бюджета на 2010 год необходимо предусмотреть выделение средств в размере 78890 тыс. рублей.
Учитывая, что на исполнении в финансовом органе находятся исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, а общая сумма задолженности по исполнительным документам (включая задолженность по исполнительному листу серии АС N 001047625) значительно превышает запланированные как по статье 0920100, так и по разделу 0114 расходы, перераспределение расходов в пределах указанных статьи, раздела не привело бы к исполнению именно спорного исполнительного документа.
Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 N 1312-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Обществ с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" и "Юридическая фирма "Пионер" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца пятого пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации указал также, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 БК РФ вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т. е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Таким образом, изменение показателей сводной бюджетной росписи может быть произведено финансовым органом в соответствии с его компетенцией и соблюдением установленных законом требований о соответствии бюджетной росписи основным параметрам бюджета, при несоблюдении упомянутых условий исполнение должно производиться на основе соответствующим образом измененного бюджета.
Материалами дела также подтверждается, что муниципальный бюджет МО "город Алапаевск" является дотационным. Дума МО "город Алапаевск" и администрация МО "город Алапаевск" в 2009 г. обращались в Министерство финансов Свердловской области, Областную Думу Законодательного собрания Свердловской области с просьбой о выделении дополнительных средств из областного бюджета на погашение задолженности.
Думой МО "город Алапаевск" в заключении комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам от 22.04.2010 N 29 финансовому управлению отказано в дополнительном финансировании на погашении задолженности по исполнительным листам в связи с отсутствием соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и невозможности сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Кроме того, заинтересованное лицо в письме от 15.08.2010 N 37, адресованном председателю Думы МО "город Алапаевск", сообщило, что сумма задолженности бюджетных учреждений муниципального образования "город Алапаевск" и казны МО "город Алапаевск" по исполнительным листам составляет 93977576 руб. 46 коп., а также просило предпринять все необходимые меры для надлежащего исполнения судебных актов. Аналогичное письмо было направлено Главе МО "город Алапаевск".
Таким образом, представленными заинтересованным лицом документами подтверждается, что все возложенные на него Бюджетным кодексом обязанности по исполнению требований исполнительного документа серии АС N 001047625 оно выполнило, фактов бездействия, связанных с неисполнением судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия заинтересованного лица следует отказать.
Требования заявителя в части обязания начальника финансового управления в МО "город Алапаевск" и финансового управления в МО "город Алапаевск" совершить определенные действия для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2009 по делу N А60-41135/2009-С1 в размере неисполненной части требований исполнительного листа серии АС N 001047625 также не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 23.06.2010 N 945-ПП с 01 января 2011 года ликвидированы территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области - финансовые, финансово-бюджетные управления (отделы) в муниципальных образованиях в Свердловской области, в том числе Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск". Органам местного самоуправления рекомендовано в срок до 31 декабря 2010 года принять меры по созданию в структуре администрации муниципального образования отраслевого (функционального) органа с правами юридического лица, осуществляющего составление и организацию исполнения местного бюджета - финансового органа местной администрации.
На основании акта приема-передачи исполнительных документов от 11 января 2011 года, исполнительные листы, находящиеся на исполнении в Финансовом управлении в муниципальном образовании "город Алапаевск", переданы во вновь созданный орган - Финансовое управление Администрации муниципального образования "город Алапаевск".
Поскольку заинтересованное лицо ликвидировано, а исполнительные документы переданы для исполнения вновь созданному муниципальному органу, то оснований для удовлетворения заявленных требований, связанных с обязанием заинтересованных лиц совершить определенные действия, не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам судебного разбирательства судебные расходы по уплате госпошлины следует отнести на заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Седовым Романом Сергеевичем требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 февраля 2011 г. N А60-36255/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2011 г. N 17АП-2912/11 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 сентября 2011 г. N Ф09-5453/11 по делу N А60-36255/2010 настоящее решение оставлено без изменения