Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, Н.Д. Мершиной, М.Н. Обрубовой,
с участием заявительницы В.Е. Поповой, представителя Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области И.Ю. Крылатовой, представителя Губернатора Свердловской области И.Н. Литвиновой,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 83, 84, 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки В.Е. Поповой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской области оспариваемая заявительницей норма Избирательного кодекса Свердловской области.
Заслушав в судебном заседании сообщение судьи-докладчика М.Н. Обрубовой, объяснения заявительницы, представителей органов, принявших оспариваемый акт, мнения А.В. Деменевой - представителя Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, И.А. Буртова - представителя Избирательной комиссии Свердловской области, И.В. Захарова - председателя Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург", исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. Гражданка Попова Вера Евгеньевна обратилась в Уставный Суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области. По ее мнению, данная норма не отвечает критериям формальной определенности, допускает различное толкование правоприменителем, нарушает ее избирательные права.
В оспариваемой заявительницей норме установлено основание для признания подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата, недействительными, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург" от 5 сентября 2010 года N 16/90 В.Е. Поповой, выдвинутой в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 было отказано в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для ее регистрации. В подписных листах не указаны требуемые Избирательным кодексом Свердловской области сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в полном объеме ("в адресе места жительства отсутствует наименование субъекта Российской Федерации"). Суды общей юрисдикции отказали В.Е. Поповой в удовлетворении ее жалобы о признании незаконным постановления Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург" от 5 сентября 2010 года N 16/90.
В силу статей 72, 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд Свердловской области принимает решение по настоящему делу только в отношении тех положений Избирательного кодекса Свердловской области, которые указаны в запросе, и только в той части, в какой они были применены в конкретном деле заявительницы и затрагивают ее избирательные права. При этом Уставный Суд Свердловской области оценивает как буквальный смысл рассматриваемого нормативного акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
Исходя из этого предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области по настоящему делу является нормативное положение, содержащееся в подпункте 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области, в соответствии с которым недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем их сбор, указаны не в полном объеме.
2. Конституция Российской Федерации устанавливает, что граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32). Указанные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Статья 72 Конституции Российской Федерации (пункт "б" части 1) вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На территории Свердловской области гарантируется защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (статья 2, пункт 3 статьи 18 Устава Свердловской области). В статье 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (подпункт "в" пункта 2 статьи 5) субъекты Российской Федерации вправе в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливать порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определил, что основания для признания подписей избирателей недействительными, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются либо федеральным законом, либо законом субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня выборов (пункт 17 статьи 2, пункты 1, 8 статьи 37, пункт 3 статьи 38).
Таким образом, действуя в рамках полномочий, законодатель Свердловской области установил перечень оснований, по которым возможно признание подписей избирателей недействительными в Избирательном кодексе Свердловской области.
3. В соответствии с подпунктом 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.
Объем сведений, которые необходимо указать в подписном листе лицу, осуществляющему сбор подписей избирателей в поддержку кандидата по одномандатному избирательному округу, определен в пункте 2 статьи 50 Избирательного кодекса Свердловской области. К ним относятся фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, подпись лица и дата ее внесения. Эти сведения должны быть указаны лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, в подписном листе, форма которого утверждена областным законом (пункт 1 статьи 49, приложение 5 к Избирательному кодексу Свердловской области). Из анализа приведенных норм Избирательного кодекса Свердловской области, рассматриваемых в системной связи, следует, что под понятием "полный объем сведений" в подпункте 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области следует понимать сведения, предусмотренные в форме подписного листа, которые обязано сообщить о себе лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей.
К числу обязательных сведений, которые должно указать о себе лицо, осуществлявшее сбор подписей, относится адрес места жительства.
Под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункт 4 статьи 2 Избирательного кодекса Свердловской области).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер и не означает, что избирательные комиссии, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации. Иное понимание допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года N 1426-О-О).
Данная правовая позиция применима в отношении понятия "адрес места жительства" как для избирателей, так и лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, поскольку документом, подтверждающим адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства, является паспорт гражданина Российской Федерации и в отдельных случаях свидетельство о регистрации по месту жительства (часть 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункт 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713).
Таким образом, нормативное положение подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области о признании недействительными подписей избирателей в подписном листе в поддержку выдвижения кандидата в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, отвечает требованиям правовой определенности, не нарушает избирательные права граждан и не противоречит Уставу Свердловской области, поскольку по уставно-правовому смыслу этого нормативного положения в системе действующего правового регулирования под полным объемом сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, следует понимать только такие сведения, которые предусмотрены формой подписного листа, с учетом того, что под адресом места жительства понимаются сведения, отраженные в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области постановил:
1. Признать нормативное положение подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области о признании недействительными подписей избирателей в подписном листе в поддержку выдвижения кандидата в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, не противоречащим Уставу Свердловской области, поскольку по уставно-правовому смыслу этого нормативного положения в системе действующего правового регулирования под полным объемом сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, следует понимать только такие сведения, которые предусмотрены формой подписного листа, с учетом того, что под адресом места жительства понимаются сведения, отраженные в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
2. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" выявленный в настоящем Постановлении уставно-правовой смысл положений подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 22 февраля 2011 г. N 11-3-2-2011 "По делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 7 части первой пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области в связи с запросом гражданки В.Е. Поповой"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 26 февраля 2011 г. N 59-61 стр. 18, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 31 марта 2011 г., N 2 (2011), ст. 111