Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
Согласно постановлению Администрации города Нижний Тагил от 19.03.2009 N 303 главной задачей Администрации города Нижний Тагил является реализация инновационного сценария развития города. Такой путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций. При этом они должны быть направлены в высокотехнологичный и инфраструктурный секторы экономики города. В этих условиях предполагается изменение структуры экономики города, увеличение долей высоко-технологического и инфраструктурного секторов. Данный сценарий предполагает достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей стран "Большой семерки" уровня 2020 года по минимальному варианту прогноза их развития (по паритету покупательной способности).
Для достижения заявленных показателей предполагается вести преобразование структуры экономики города по следующим направлениям:
- инновационное обновление традиционных секторов экономики;
- структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;
- развитие потребительского сектора экономики;
- развитие инфраструктурного сектора экономики.
Ключевая роль Администрации города в преобразованиях заключается в создании условий для активной инвестиционной деятельности на территории Нижнего Тагила. В связи с чем структурным подразделениям Администрации города в кратчайшие сроки необходимо решить следующие задачи:
- повышение инвестиционной привлекательности территории, создание комфортных условий для ведения бизнеса и строительства жилья;
- создание эффективной инженерной и транспортной инфраструктуры, отвечающей потребностям стратегического развития города;
- упрощение предоставления муниципальных услуг на стадии реализации инвестиционных проектов и строительства жилья.
На уровень инвестиционной привлекательности территории принципиальное влияние оказывает фактор состояния городской среды и перспектив ее развития. Решение об инвестировании в строительство объекта любого назначения принимается на основании анализа сведений обо всем, что создано и существует на поверхности (почвы, растительность, застройка, транспортная схема), под поверхностью земли (геология, гидрогеология, тектоника), а также над поверхностью (микроклимат, состояние воздушного бассейна, экология и прочее). Важны также показатели о населении, действующих градостроительных ограничениях, экономической базе, генеральных схемах водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, несущей способности грунтов, инженерно-технических условиях в освоении площадок под строительство и других. Отсутствие достоверных сведений о состоянии территории приводит к возникновению существенных рисков при реализации инвестиционных проектов, которые зачастую приводят к удорожанию проекта, либо к отказу в его воплощении. Невозможность получения данных о состоянии грунтов, либо наличия инженерной инфраструктуры в районе потенциальной застройки ставит инвестора перед необходимостью проведения дорогостоящих инженерных изысканий. Недостаточное информационное обеспечение процедур выбора площадки и реализации инвестиционных проектов способно привести к дополнительным затратам на подготовку инженерной и транспортной инфраструктуры, инженерную подготовку территории, выкуп земельных участков и объектов капитального строительства, изменение категории земель.
Для эффективного управления территорией и мониторинга ее развития необходимо создание и регулярное обновление единой цифровой картографической основы города.
Информация, необходимая на всех стадиях инвестиционного проекта, содержится в десятке муниципальных, государственных и коммерческих организаций. Каждое ведомство стремится вести свой банк данных, слабо связанный с другими смежными системами, и сохранить тем самым свою значимость, граничащую с монополизмом. Однако дублирование и параллельное ведение одних и тех же данных в системе управления в конечном счете ведет к низкой эффективности системы управления территорией города в целом. Вследствие этого данные плохо согласованы между собой и обладают неопределенной достоверностью, что резко осложняет задачу комплексного информационного обеспечения инвестиционных проектов.
Не менее важный фактор, оказывающий прямое влияние на инвестиционную привлекательность города, - наличие системной глубоко проработанной градостроительной документации, ориентированной на раскрытие экономического, географического и социального потенциала территории. Инвестору, намеревающемуся вложить деньги в территорию, необходима информация о перспективах развития городской среды в районе зоны его интересов. Так, намерения городских властей о размещении мусороперерабатывающего завода сводит к нулю ценность прилегающей территории для размещения торгового центра. И напротив, территория, на которой запроектировано развитие транспортной и (или) инженерной инфраструктуры имеет повышенную ценность еще до строительства инфраструктурных объектов. Сегодня, в условиях, когда ценная земля в городах уже распределена, четко проявляется новая модель поведения крупных инвесторов, при которой площадки для размещения объектов выбираются не в центре городов, а из перспективных земель на периферии.
Администрация города сегодня вынуждена вступить в конкурентную борьбу за инвестора, для чего необходимо постоянно выявлять на территории потенциальные площадки для инвестиций, целенаправленно осуществлять их градостроительную подготовку, готовить всю необходимую документацию и предоставлять их для ведения инвестиционной деятельности.
Генеральный план очень важный ресурс местной власти с точки зрения конкурентной борьбы за инвестора. Он создается с учетом новых экономических условий, задач социально-экономического развития, необходимости привлечения в город крупных инвесторов.
Расчеты, выполненные в генеральном плане города на отдаленную перспективу, должны определить направления и масштабы, а также общие объемы вложений, необходимых для сбалансированного развития города. На период расчетного срока генпланом должна определяться потребность в ресурсах на реализацию конкретных программ: подготовку к освоению новых территорий, строительство крупных элементов городской инфраструктуры - мостов, объездов, источников энергоснабжения; объектов внешнего транспорта.
Сегодня действует ряд федеральных нормативных правовых актов и поручений, касающихся совершенствования регулирования развития территорий.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса":
1) с 1 января 2013 года в отсутствие документов территориального планирования запрещено:
- резервирование земель;
- изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- перевод земель из одной категории в другую;
2) с 1 января 2013 года в отсутствие правил землепользования и застройки запрещена выдача разрешений на строительство.
Таким образом, при отсутствии генерального плана и правил землепользования и застройки на всю территорию городского округа с 1 января 2013 года строительство на этих территориях станет невозможным.
Современное градостроительное регулирование характеризуется следующими недостатками:
- затянутость процессов выдачи разрешительных документов на строительство и формирование прав на объекты недвижимости;
- избыточность административных процедур и надзорных функций в сфере градостроительства;
- нарушения федерального законодательства при осуществлении строительного надзора, госэкспертизы, выдаче разрешительной документации, предоставлении земельных участков для строительства и их подключением к коммунальной инфраструктуре;
- низкая инвестиционная привлекательность территорий;
- непрозрачность градостроительных процессов, порождающая многочисленных посредников и рынок "теневых" услуг.
Объективная оценка ситуации позволяет сделать вывод - для того, чтобы Администрации города выполнить нормативные требования и поручения Правительства, а также создать условия для реализации стратегии социально-экономического развития, необходимо обеспечить территорию городского округа документами территориального планирования и градостроительного зонирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.