Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 марта 2011 г. N Ф09-740/11-С6 по делу N А07-11347/2010
Дело N А07-11347/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Мындря Д.И., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Кадастровое бюро "Центр кадастра недвижимости" (далее - общество "КБ "Центр кадастра недвижимости") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2010 по делу N А07-11347/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан (далее - учреждение "Земельная кадастровая палата") - Муллаянова Д.И. (доверенность от 11.01.2011 N 5).
Ходатайство администрации муниципального района "Миякинский район Республики Башкортостан" (далее - администрация муниципального района) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация муниципального района обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к учреждению "Земельная кадастровая палата" о признании незаконными решений от 12.04.2010 N Ф/10-36063, от 13.04.2010 N Ф/10-36064 "О приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости", от 24.03.2010 N Ф/10-28713, от 12.07.2010 N Ф/10-68750, от 13.07.2010 N Ф/10-69365 "Об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости", а также об обязании учреждения "Земельная кадастровая палата" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета и выдачи кадастровых паспортов земельных участков на основании поданных заявлений и межевых планов (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечено общество "КБ "Центр кадастра недвижимости".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2010 (судья Юсеева И.Р.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 (судьи Баканов В.В., Федина Г.А., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "КБ "Центр кадастра недвижимости" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости N 221-ФЗ), ст. 71, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильное применение п. 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Требования к подготовке межевого плана) и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, судами не приняты во внимание доводы и возражения сторон относительно отсутствия необходимости уточнения ранее учтенного земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 02:40:000000:65 перед формированием (выделением) из него новых земельных участков, а также не исследован представленный на кадастровый учет межевой план на предмет достаточности содержащихся в нем сведений для проведения кадастрового учета земельных участков под дорогами местного значения, в том числе процедуры уточнения местоположения границ смежных с ними земельных участков. Кроме того, заявитель считает необоснованным вывод судов об изменении конфигурации земельных участков при определении границ кадастровых кварталов по границе полосы отвода автодорог.
Администрация в отзыве указала, что полностью поддерживает кассационную жалобу заявителя.
Учреждение "Земельная кадастровая палата", ссылаясь в отзыве на несостоятельность доводов заявителя кассационной жалобы, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании муниципального контракта от 09.09.2009 N 09 обществом "КБ "Центр кадастра недвижимости" выполнены кадастровые работы в отношении земельных участков автомобильных дорог местного значения муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.
По результатам работ подготовлены, согласованы с заинтересованными лицами и утверждены постановлением Главы администрации муниципального района от 30.11.2009 N 914 схемы расположения земельных участков на кадастровых картах (планах) территории в составе землеустроительного дела N 09/ЗУ-09/09.
Администрацией муниципального района в адрес органа кадастрового учета 21.12.2009 были направлены заявления N 1/0200/09-23412, 1/0200/09-23416 о постановке на кадастровый учет земельных участков полосы отвода автомобильных дорог местного значения, проходящих по территории с. Киргиз-Мияки Миякинского района, образуемых из земель муниципального района. Заявителем было предложено границу кадастрового квартала обозначить по краю полосы отвода дороги (границы дорожного/придорожного полотна).
Решением учреждения "Земельная кадастровая палата" от 12.04.2010 N ф/10-36063 на основании рассмотрения учетного дела приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с тем, что границы образуемого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями не укладываются в границы кадастрового квартала 02:40:090404 и пересекают границы кадастрового квартала 02:40:090406. Рекомендовано подготовить отдельные межевые планы в соответствии с п. 20 Требований к подготовке межевого плана.
Решением от 13.04.2010 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с тем, что границы вновь образуемого земельного участка, полученные по представленным координатам в соответствии с кадастровыми сведениями, не укладываются в границы кадастрового квартала 02:40:090402, пересекают границы кадастрового квартала 02:40:090401. Рекомендовано производить образование земельных участков отдельно в кадастровом квартале 02:40:090402 и отдельно в кадастровом квартале 02:40:090401 как самостоятельных объектов недвижимости.
В связи с истечением срока, указанного в вышеназванных решениях о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, учреждением "Земельная кадастровая палата" 12.07.2010, 13.07.2010 приняты решения N Ф/10-68750, Ф/10-69365 об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости.
Решением от 24.03.2010 N Ф/10-28713 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку выявлено, что представленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ, а именно: земельные участки 02:40:000000:65:ЗУ1-02:40:000000:65:ЗУ33 образуются путем раздела ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 02:40:000000:65, сведения о входящих земельных участках отсутствуют (графические данные отсутствуют) и в представленном межевом плане указано несколько единых землепользовании. Рекомендовано подготовить межевые планы на каждое единое землепользование отдельно.
Администрация, ссылаясь на незаконность указанных решений, обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается, в том числе в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в частности, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (п. 2, 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ).
Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконными решений органа кадастрового учета о приостановлении кадастрового учета земельных участков, администрация ссылалась, в том числе, на несоответствие действующему законодательству требования учреждения "Земельная кадастровая палата" о проведении корректировки границы кадастровых кварталов по оси автодороги, а не по внешней границе полосы отвода, как было сделано в рамках землеустроительных мероприятий обществом "КБ "Центр кадастра недвижимости".
Деление кадастровых районов на кадастровые кварталы осуществляется в соответствии с Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 (далее - Правила кадастрового деления).
В соответствии с п. 8 указанных Правил кадастровый квартал включает в себя, как правило, небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории.
Кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России на основании разрабатываемых проектов кадастрового деления соответствующих территорий. Требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц устанавливает Федеральная служба земельного кадастра России (п. 10 Правил кадастрового деления).
Изменение границ кадастрового деления, выполненного в соответствии с настоящими Правилами, допускается в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России (п. 11 названных Правил).
Требования к кадастровому делению утверждены приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/117.
Согласно п. 8 данных Требований система кадастрового деления территории Российской Федерации призвана обеспечить присвоение кадастровых номеров земельным участкам, которые позволяют определить их местоположение с точностью до границ кадастрового квартала. Поэтому при разработке проекта необходимо особо обратить внимание на использование для описания границ кадастровых кварталов однозначно понимаемых и отражаемых на плановых материалах элементов местности (базисов кадастрового деления). К таким элементам местности необходимо относить крупные природные линейные объекты (живые урочища), просеки в лесу, а так же созданные трудом человека линейные объекты, имеющие сплошную полосу отвода (железные и автомобильные дороги, наземные трубопроводы и т.д.). В число используемых элементов местности должны включаться и границы населенных пунктов (закрепленные на местности), а также улицы, проезды общего пользования и иные объекты, являющиеся планировочной основой застроенной территории. В качестве базисов могут использоваться и строящиеся объекты, строительство которых находится в стадии завершения либо под строительство которых в установленном порядке осуществлен отвод земельных участков.
Суды, принимая во внимание, что законодательством не урегулирован порядок определения расстояний между кадастровыми базисами, правильно, руководствуясь ст. 5, 6, 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, указали на возможность применения к спорным отношениям аналогии закона и права по определению расстояния между объектами, имеющими линейную структуру, из расчета основы любого линейного объекта (дорога, поселок, улица, железнодорожное полотно, трубопроводы) - его оси.
При этом, учитывая, что на тех территориях, на которых ранее выполнены работы по кадастровому зонированию, необходимо обеспечить максимальное сохранение местоположения, конфигурации и номеров ранее сформированных кадастровых кварталов, в пределах которых осуществлялся кадастровый учет земельных участков, и установив, что приказом уполномоченного органа кадастрового учета - учреждения "Земельная кадастровая палата", от 27.12.2004 N 137 границы кадастровых кварталов установлены по оси дорог, суды правомерно признали требование учреждения "Земельная кадастровая палата" о проведении корректировки смежной границы кадастровых кварталов по оси автодороги обоснованным.
Кроме того, основанием для приостановления государственного кадастрового учета спорных земельных участков послужило несоответствие межевого плана представленного администрацией в орган кадастрового учета, п. 20 Требований приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Требования к подготовке межевого плана).
Судами на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что кадастровые работы проводились в связи с образованием земельных участков из состава земельного участка с кадастровым номером 02:40:000000:65.
Пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 предусмотрено, что в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Согласно п. 20 Требований к подготовке межевого плана, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
Суды, установив, что администрацией в орган кадастрового учета не представлялись сведения о входящих в состав единого землепользования 02:40:000000:65 земельных участках, сведения об измененных границах данного единого землепользования, а также оформленные межевые планы на каждое образованное единое землепользование, пришли к верному выводу о правомерности приостановления учреждением "Земельная кадастровая палата" государственного кадастрового учета земельных участков.
При этом, принимая во внимание, что по истечении трехмесячного срока, предоставленного органом кадастрового учета заявителю для устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, указанные обстоятельства не устранены, судами обоснованно признаны законными решения заинтересованного лица об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 12.07.2010 N Ф/10-68750, от 13.07.2010 N Ф/10-69365.
Помимо этого суды, учитывая, что государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о местоположении (границах) исходного земельного участка с кадастровым номером 02:40:000000:65 и о входящих в его состав обособленных участках, а органу кадастрового учета администрацией в нарушение п. 20 Требований к подготовке межевого плана представлен один межевой план, обоснованно указали на наличие у учреждения "Земельная кадастровая палата" в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков 02:40:000000:65:ЗУ1-02:40:000000:65:ЗУ33, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 02:40:000000:65, следовательно, правомерно отказали в удовлетворении требований администрации о признании решения учреждения "Земельная кадастровая палата" от 24.03.2010 N Ф/10-28713 незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе об отсутствии необходимости уточнения ранее учтенного земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 02:40:000000:65 перед формированием (выделением) из него новых земельных участков со ссылкой на достаточность содержащихся в представленном межевом плане сведений для проведения кадастрового учета земельных участков под дорогами местного значения и уточнения местоположения границ смежных с ними земельных участков, а также о необоснованности выводов судов об изменении конфигурации земельных участков при определении границ кадастровых кварталов по границе полосы отвода автодорог, отклоняются судом кассационной инстанции с учетом изложенного выше. Представленным в материалы дела доказательствам, а также доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки доказательств и установленных судом обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Излишне уплаченная обществом "КБ "Центр кадастра недвижимости" государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю в соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21, подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2010 по делу N А07-11347/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Кадастровое бюро "Центр кадастра недвижимости" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственности "Кадастровое бюро "Центр кадастра недвижимости" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 17.01.2011 N 7, находящемуся в материалах дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 предусмотрено, что в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Согласно п. 20 Требований к подготовке межевого плана, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
...
Помимо этого суды, учитывая, что государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о местоположении (границах) исходного земельного участка с кадастровым номером 02:40:000000:65 и о входящих в его состав обособленных участках, а органу кадастрового учета администрацией в нарушение п. 20 Требований к подготовке межевого плана представлен один межевой план, обоснованно указали на наличие у учреждения "Земельная кадастровая палата" в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости N 221-ФЗ оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков 02:40:000000:65:ЗУ1-02:40:000000:65:ЗУ33, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 02:40:000000:65, следовательно, правомерно отказали в удовлетворении требований администрации о признании решения учреждения "Земельная кадастровая палата" от 24.03.2010 N Ф/10-28713 незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2011 г. N Ф09-740/11-С6 по делу N А07-11347/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника