Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 февраля 2011 г. N Ф09-2434/09-С5 по делу N А60-21155/2008-С9
Дело N А60-21155/2008-С9
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сирота Е.Г., судей Митиной М.Г., Черкасской Г.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жулимова Игоря Анатольевича на определение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2010 по делу N А60-21155/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Предприниматель Жулимов И.А. обратился с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области суда от 21.11.2008 по делу N А60-21155/2008-С9 (абз. 3 п. 1 резолютивной части) и просит обязать начальника финансового управления администрации в муниципальном образовании "город Алапаевск" (далее - финансовое управление) изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 по делу N А60-276/2007 в размере неисполненной части требований исполнительного листа от 30.05.2007 N 204492, выданного Арбитражным судом Свердловской области; обязать финансовое управление организовать исполнение бюджета г. Алапаевска по расходам бюджета на основе измененных показателей сводной бюджетной росписи и уточненного прогноза кассовых выплат для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 по делу N А60-276/2007 в размере неисполненной части требований исполнительного листа от 30.05.2007 N 204492, выданного Арбитражным судом Свердловской области; обязать финансовое управление осуществить кассовую выплату в размере неисполненной части требований исполнительного листа от 30.05.2007 N 204492, выданного Арбитражным судом Свердловской области, с лицевого счета N 40204810600000126235, для чего представить в орган УФК по Свердловской области, где финансовому управлению открыт лицевой счет, соответствующее платежное поручение.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2010 (судья Хомякова С.А.) индивидуальному предпринимателю Жулимову И.А. в удовлетворении заявления об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2008 по делу N А60-21155/2008 отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 (судьи Савельева Н.М., Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г.) определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов об отсутствии оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель Жулимов И.А. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия финансового управления по неисполнению требований решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 по делу N А60-276/2007, а также обязании начальника финансового управления Коновалову Р.В. изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение представительного органа г. Алапаевска о бюджете г. Алапаевска на 2008 г. в пределах объема бюджетных ассигнований, если объем исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 по делу N А60-276/2007 превышает ассигнования, утвержденные решением о бюджете на эти цели.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2008 признано незаконным бездействие финансового управления по неисполнению требований решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 по делу N А60-276/2007 (с учетом определения суда от 26.07.2007 г. о процессуальном правопреемстве), как несоответствующее нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации. На финансовое управление возложена обязанность произвести действия по выполнению требований решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 по делу N А60-276/2007 (с учетом определения суда от 26.07.2007 о процессуальном правопреемстве) с целью устранения нарушенных прав взыскателя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2008 г. по делу N А60-21155/2008 оставлено без изменения.
Предпринимателю Жулимову И.А. выдан исполнительный лист от 18.02.2009 N 0049227, на основании которого 06.05.2009 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 65/13/11652/10/2009.
01.06.2010 предприниматель Жулимов И.А. обратился с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражный суд Свердловской от 21.11.2008 по делу N А60-21155/2008-С9.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что необходимость изменения способа и порядка исполнения решения суда от 21.11.2008 заявителем не обоснована, наличие обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение этого решения, не подтверждено конкретными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) также предусмотрено право взыскателя обратиться с заявлением об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
При этом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Вопрос о наличии таких обстоятельств суд разрешает в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
Согласно ч. 1, 2 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В рамках действующего правового регулирования исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется в своей основе положениями гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу специального указания п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что финансовым управлением производились и производятся действия по исполнению требований решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 по делу N А60-276/2007-С3, в частности: из объяснений представителя финансового управления, данных в ходе судебного заседания суда первой инстанции, следует, что решение суда частично исполнено, финансовым управлением на основании приказа от 12.02.2009 N 5 внесены изменения в сводную бюджетную роспись в соответствии с требованиями п. 5 ст. 242.2, п. 1 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, совместно с Главой муниципального образования "город Алапаевск" осуществлено обращение к Министерству финансов Свердловской области с просьбой изыскания возможности для исполнения требований исполнительных документов, находящихся на исполнении в управлении, а также о потребности в дополнительных средствах на указанные цели при формировании бюджета на 2010 г., а также обращение к председателю Областной Думы Законодательного собрания Свердловской области с просьбой дополнительно предусмотреть на 2010 год в "Иных расходных полномочиях" средства на погашение задолженности по исполнительным листам.
Судами также принято во внимание, что исполнительный лист, взыскателем по которому является предприниматель Жулимов И.А., по порядку поступления является не первым, на исполнении находятся ранее поступившие исполнительные листы на общую сумму 13762903,48 руб. (всего на исполнении находятся исполнительные документы на сумму 99450215,11 руб.).
Учитывая особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, суды пришли к выводу о том, что порядок и способ исполнения судебного акта соответствуют избранному заявителем при обращении с заявлением в суд и примененному судом способу защиты нарушенного права.
Принимая во внимание, что неисполнение ответчиком решения суда в полном объеме само по себе не является обстоятельством, влекущим изменение способа и порядка исполнения судебного акта, исходя из отсутствия иных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суды правомерно отказали заявителю в удовлетворении требования об изменении порядка и способа исполнения решения.
Кроме того, суды обоснованно указали на то, что заявленное требование по существу направлено не на изменение способа и порядка исполнения судебного акта, а на принятие иного решения, что противоречит Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации, поскольку вне установленной процессуальным законом процедуры арбитражный суд не имеет права переоценивать обстоятельства дела и изменять выводы суда, изложенные во вступившем в законную силу судебном акте.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2010 по делу N А60-21155/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жулимова Игоря Анатольевича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу специального указания п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что финансовым управлением производились и производятся действия по исполнению требований решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 по делу N А60-276/2007-С3, в частности: из объяснений представителя финансового управления, данных в ходе судебного заседания суда первой инстанции, следует, что решение суда частично исполнено, финансовым управлением на основании приказа от 12.02.2009 N 5 внесены изменения в сводную бюджетную роспись в соответствии с требованиями п. 5 ст. 242.2, п. 1 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, совместно с Главой муниципального образования "город Алапаевск" осуществлено обращение к Министерству финансов Свердловской области с просьбой изыскания возможности для исполнения требований исполнительных документов, находящихся на исполнении в управлении, а также о потребности в дополнительных средствах на указанные цели при формировании бюджета на 2010 г., а также обращение к председателю Областной Думы Законодательного собрания Свердловской области с просьбой дополнительно предусмотреть на 2010 год в "Иных расходных полномочиях" средства на погашение задолженности по исполнительным листам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 февраля 2011 г. N Ф09-2434/09-С5 по делу N А60-21155/2008-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3046/11
22.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2434/09-С5
25.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2434/2009
24.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2434/09-12/10-С5
23.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2434/09-С1