Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Думы
городского округа Верхняя Пышма
от 28 февраля 2011 г. N 31/13
Концепция
развития детских игровых и спортивных площадок на территории городского округа Верхняя Пышма
1. Введение
Концепция развития детских игровых и спортивных площадок на территории городского округа Верхняя Пышма (далее - Концепция) - документ, отражающий основные направления деятельности органов местного самоуправления городского округа Верхняя Пышма (далее - городской округ) по выполнению таких полномочий, как обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 года N 1433-Р, и областной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года N 1481-ПП.
Концепция определяет комплекс мероприятий по увеличению количества детских игровых и спортивных площадок в городском округе Верхняя Пышма на период до 2013 года и предусматривает объединение усилий в этой работе органов местного самоуправления городского округа, физкультурно-спортивных общественных организаций, всех заинтересованных ведомств, организаций и учреждений, а также отдельных граждан.
2. Основные задачи, которые решаются в результате реализации Концепции
Основной целью реализации данной концепции является обеспечение функционирования и развития системы занятий массовой физической культурой, оздоровления и занятости подростков, молодежи и взрослого населения городского округа.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
- создание пространства для развития личности подростка в условиях игровой площадки;
- создание условий для активного отдыха, направленных на включение подростков, молодежи и взрослого населения городского округа в социально значимую, развивающую деятельность (образовательную, досуговую, коммуникативную);
- создание оптимальных условий для поддержки духовного, интеллектуального и физического развития подростков, молодежи и взрослого населения городского округа;
- удовлетворение интересов, потребностей и склонностей подростков, молодежи и взрослого населения городского округа;
- организация культурного досуга и отдыха, оздоровления, занятости подростков и молодежи в летний период;
- помощь подрастающему поколению в приобретении полезных жизненных навыков;
- организация и проведение оздоровительных и спортивных мероприятий для подростков, молодежи и взрослого населения городского округа;
- профилактика и предотвращение правонарушений в молодежной среде.
3. Анализ ситуации в текущем периоде
Общее количество жителей городского округа Верхняя Пышма на 01.10.2010 года составляет 72194 человека, из них детей и молодежи в возрасте от 6 до 34 лет - 30243 человека. При этом 25037 детей и молодежи проживает в городе, а 5206 человек - в сельской местности. Детей в возрасте от 6 до 19 лет - 10109 человек.
Регулярными массовыми занятиями физической культурой и спортом в городском округе Верхняя Пышма в 2010 году было охвачено 7055 человек, или 9,7% от общего числа жителей. Что касается детей и подростков, то это число гораздо выше - почти 50% детей регулярно занимаются спортом в различных секциях и участвуют в различных спортивных мероприятиях и соревнованиях.
Мониторинг состояния здоровья детей и подростков показывает наличие устойчивой тенденции к ухудшению здоровья среди детей и подростков не только в городском округе, но и по всей России. Это подтверждается в докладах Министерства здравоохранения Российской Федерации, информацией детской поликлиники муниципального учреждения "Верхнепышминская центральная городская больница", отчете отдела военного комиссариата Свердловской области по городскому округу Верхняя Пышма и городскому округу Среднеуральск "Об итогах организации осеннего призыва граждан 1983-1992 годов рождения на военную службу в 2010 году". Одна из причин этого явления - недостаточное спортивное развитие детей и уменьшение спортивных нагрузок.
Многие действующие спортивные сооружения и площадки во дворах населенных пунктов городского округа на сегодняшний день нуждаются в реконструкции и ремонтно-восстановительных работах.
В городском округе отсутствуют благоприятные условия для организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства и возможности проведения содержательного спортивного досуга в свободное от учебы или работы время в нескольких районах городского округа, в том числе для занятий адаптивной физической культурой.
По кадрам и спортсооружениям городской округ не соответствует рекомендуемым Министерством физической культуры и спорта Свердловской области (далее - Министерство) нормативам (фактические показатели ниже нормативных).
Всего в городском округе 186 штатных работников физической культуры и спорта, в том числе 20 - в дошкольных образовательных учреждениях, 30 - в общеобразовательных учреждениях, 66 - в учреждениях дополнительного образования детей, 70 - в прочих учреждениях. Обеспеченность спортивно-преподавательскими кадрами оценивается удовлетворительно.
Общая площадь спортивных залов 14762,6 кв.м, обеспеченность 58%.
Норматив Министерства на 10000 населения - 3,5 тысячи кв.м.
В городском округе по норме должно быть: 3500 x 72100/10000 = 25235 кв.м.
Общая площадь плоскостных спортсооружений 110035 кв.м, обеспеченность 78%.
Норматив Министерства на 10000 населения - 19,5 тысячи кв.м.
В городском округе по норме должно быть 19500 x 72100/10000 = 140595 кв.м.
Общая площадь зеркала воды бассейнов 455 кв.м, обеспеченность 8%.
Норматив Министерства на 10000 населения - 750 кв.м.
В городском округе по норме должно быть 750 х 72100/10000 = 5407,5 кв.м.
Единовременная (фактическая) пропускная способность спортивных сооружений по городскому округу Верхняя Пышма - 4056 человек, что от требуемой по нормативу составляет 29,6%.
Норматив Министерства на 10000 населения - 1000 человек.
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений, необходимых для обеспечения минимальной двигательной активности населения городского округа (по нормативу): 1900 х 72100/10000 = 13699 человек.
В городском округе функционируют следующие спортивные учреждения и организации, имеющие в своей структуре спортивные сооружения.
Автономное учреждение "Спортивный клуб "Металлург", в составе которого имеется стадион с футбольным полем с искусственным покрытием европейского уровня, хоккейный корт, лыжная база, яхт-клуб, легкоатлетический манеж, крытый теплый ангар с тренировочной площадкой, оказывает услуги по проведению спортивных городских и областных мероприятий.
Дворец спорта УГМК на 2,5 тысячи человек с бассейном "Элем" на 4 дорожки по 25 м (подведомственный ОАО "Уралэлектромедь") оказывает услуги по предоставлению возможности жителям городского округа заниматься спортом и проводит спортивные мероприятия городского, областного, российского и международного уровней.
Управление образования администрации городского округа в своей структуре имеет 4 спортивные школы: многопрофильную ДЮСШ "Лидер" - 1500 детей по 11 видам спорта, ДЮСШ по баскетболу "УГМК-Юниор" (в составе МОУ СОШ N 22) - 210 девочек, ДЮСШ олимпийского резерва по велоспорту - 310 детей (50 на 50% девочки и мальчики), ДЮСШ по техническим видам спорта на 264 ребенка - автомотоспорт, эта школа вносит большой вклад в подготовку призывников.
Также управлением образования администрации городского округа проводятся занятия физкультурой детей в спортивных залах школ и на школьных стадионах.
С 1997 года сеть клубов по месту жительства, подведомственная комитету по спорту, туризму и молодежной политике администрации городского округа, ведет большую физкультурно-массовую работу с детьми и молодежью. Основной целью работы клубов по месту жительства является организация полезной занятости детей и молодежи в свободное от учебы или работы время. Основная идея работы всех клубов - пропаганда здорового образа жизни.
К сожалению, в ряде микрорайонов города Верхняя Пышма нет ни одного спортивного или досугового объекта. Это касается микрорайонов "Северный" (ул. Уральских рабочих, Машиностроителей, Сапожникова), "Молебка", "Огнеупорный". Недостаточно спортивных площадок и в таких густонаселенных районах города, как первый микрорайон, районы улиц Радуги и Советской.
На сегодняшний день в бюджете городского округа не заложены средства на реконструкцию и строительство спортивных площадок.
Расходы были заложены в целевой муниципальной программе "Развитие физической культуры и спорта в городском округе Верхняя Пышма на 2007-2010 годы" в следующих объемах:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования по этапам, тысяч рублей |
|
2009 |
2010 |
||
2.1 |
Строительство универсальных быстровозводимых спортивных сооружений в микрорайонах ул. Огнеупорщиков, "Молебка" города Верхняя Пышма, п. Красный |
11000 |
12500 |
2.5 |
площадок в микрорайонах (15 площадок) |
350 |
400 |
Действие программы на 2009 и 2010 годы приостановлено Решениями Думы городского округа от 24 сентября 2009 года и от 22 декабря 2009 года.
Утвержденной постановлением администрации городского округа от 02.06.2010 года N 1110 муниципальной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в городском округе Верхняя Пышма на 2011-2013 годы" в 2012 году предусмотрено выделение 1200 тысяч рублей на строительство скейт-парка (на пустыре за домами ул. Уральских рабочих, 27, 29, 31). Решением Думы городского округа от 23 декабря 2010 года N 29/1 "О бюджете городского округа Верхняя Пышма на 2011 год" по вышеуказанной программе предусмотрено финансирование строительства Ледового дворца.
4. Детские игровые площадки
Дошкольный возраст является периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психологического развития. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций. Отклонения в формировании моторики наблюдаются у всех категорий детей с нарушениями развития и служат одним из показателей в психолого-педагогической диагностике отклонений в развитии ребенка. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. Одним из путей, ведущих к преодолению недостатков развития, нарушений в состоянии здоровья дошкольников, является целенаправленное комплексное воздействие средствами физического воспитания.
Детская игровая площадка в первую очередь знакомит ребенка с окружающим миром, дает ему представления о свойствах материалов, помогает понять возможности своего тела. Самые активные исследователи - это малыши до трех лет. Для них все новое. Давно установлено, что чем больше в ребенка заложено в первые годы жизни, тем проще и интереснее ему потом учиться. Поэтому важно, чтобы на площадке соседствовали абсолютно разные вещи: детали с всевозможными физическими свойствами, игровые элементы стационарные и подвижные, игровые поверхности на одном и нескольких уровнях и т.д.
Игровая площадка должна быть яркой и красочной. Насыщенные цвета привлекают детей, делают их игры интереснее, питают воображение. Не последнюю роль играют и соображения безопасности. При движении дети активно пользуются периферийным зрением, учитывая расположение препятствий и предметов без прямого взгляда на них. Но такое возможно только в том случае, если эти предметы хорошо выделяются на общем фоне. Игра - серьезное дело, она закладывает основы навыков, необходимых для освоения окружающего мира. Поэтому дети особенно нуждаются в сокровенном уголке, где они могли бы быть сами собой, и так важно создать благоприятную среду для игр и занятий спортом. Как правило, ядром современной детской площадки является игровой комплекс, включающий в себя самые разнообразные элементы: горки, лесенки, стенки для лазания, мостики, домики и т.д.
В городском округе в результате обследования придомовых территорий был составлен реестр существующих площадок. На некоторых имеющихся площадках сохранились элементы оборудования (качели, горки, скамейки), но они морально и физически устарели, и их состояние не обеспечивает потребностей детей в занятиях спортом. Благоустройство дворов не проводилось длительное время, оборудование пришло в ветхое состояние. Администрация городского округа не может содержать и ремонтировать площадки из-за отсутствия финансирования на эти цели. На сегодняшний день в городе имеются участки во дворах домов и на пришкольных территориях, которые могли бы быть использованы для оснащения их детским игровым и спортивным оборудованием. В силу сложившейся обстановки город нуждается в постоянно действующей структуре, которая осуществляла бы мониторинг, реконструкцию, эксплуатационное обслуживание и создание новых спортивных и игровых объектов. На сегодняшний день количество современных оборудованных детских площадок составляет 25, количество действующих площадок, требующих реконструкции, - около 230. После проведения восстановительных работ эксплуатационное обслуживание площадок планируется закрепить за управляющими компаниями и товариществами собственников жилья.
Для участия в областной программе "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы администрация городского округа направила несколько проектов, один из которых включает в себя комплексное благоустройство дворовой территории с устройством детской игровой и хозяйственной площадки. В микрорайоне "Огнеупорный" имеется 13 домов старой постройки 1950-1960 годов, в том числе 5 домов сблокированного типа, перешедших в сектор индивидуальной застройки, имеют свыше 50 процентов износа, большая часть домов постройки 1985-1995 годов - до 30%. Кроме того, в последние годы этот район прирос новыми многоквартирными домами и продолжает развиваться.
Суммарная площадь детских игровых площадок в городском округе Верхняя Пышма по состоянию на 01.01.2011 года составляет 165,9 тысячи квадратных метров, численность населения в городском округе на 01.01.2011 года составляет 71,2 тысячи человек. Численность населения, в отношении которого реализуется программа, составляет 8,67 тысячи человек. Обеспеченность детскими игровыми площадками в многоэтажной застройке составляет 99,1%, площадь детских площадок, приходящаяся на одного жителя, составляет 2,3 квадратного метра (при норме 0,7 квадратного метра на человека).
Социально-экономический эффект программы будет способствовать пропаганде здорового образа жизни; увеличения числа детей, занимающихся физической культурой и спортом; укреплению здоровья детей; повышению уровня благоустроенности придомовых территорий.
5. Этапы реализации Концепции
Подготовительный этап: включение строительства детских игровых и спортивных площадок в общую градостроительную концепцию, выполнение согласительных процедур, проведение конкурса эскизов, дизайн, согласование проектов, проведение тендера по найму организации подрядчика, заключение договоров и др.
I этап - реконструкция, восстановление и ремонт существующих детских игровых и спортивных площадок:
- во дворах жилых районов,
- на территориях образовательных учреждений (предлагается МОУ СОШ N 3 и МОУ СОШ N 16 в п. Красный).
II этап - строительство новых детских игровых и спортивных сооружений:
1. Реализация мероприятий муниципальной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта на территории городского округа Верхняя Пышма на 2007-2010 годы", не выполненных в связи с приостановкой финансирования, в новой программе, которая будет разработана на 2011-2013 годы:
а) строительство универсальных быстро возводимых спортивных сооружений: в микрорайонах ул. Огнеупорщиков, "Молебка", поселках Кедровое и Красный (ориентировочная стоимость от 20 до 25 миллионов рублей);
б) строительство и восстановление 15 спортивно-игровых площадок в микрорайонах (стоимость одной площадки ориентировочно от 750 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей в зависимости от набора спортивных снарядов);
в) строительство универсальных кортов и пунктов проката коньков в микрорайонах первом и Машиностроителей, городском парке, п. Красном.
2. Строительство детских спортивных площадок за счет средств:
- внешних программ (участие в федеральном проекте фонда Светланы Хоркиной "Спортивная площадка в каждый двор"). На сегодняшний день оформлена заявка на строительство трех игровых площадок размером 18 на 12 метров: ул. Огнеупорщиков, 9, 9а, 11; ул. Кривоусова, 36б, ул. Машиностроителей, 6;
- областного бюджета (на основе софинансирования с местным бюджетом) по областным программам. На сегодняшний день оформлена заявка на участие в программе"1000 дворов" в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на обустройство 3 площадок;
- за счет застройщиков на территории городского округа: управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа при утверждении проектов застройки в обязательном порядке предусматривать строительство универсальной спортивной площадки в каждом дворе массовой жилой застройки;
- за счет привлечения общественности, например, проведение конкурса "Мой спортивный дворик". Положительный опыт - детская спортивно-игровая площадка на ул. Сыромолотова, возведенная на средства жителей близлежащих домов.
Ill этап - содержание детских спортивных площадок:
Возможно создание специализированного муниципального учреждения при комитете по спорту, туризму и молодежной политике администрации городского округа по содержанию и использованию спортивных сооружений (в том числе спортивных площадок), либо передача детских игровых и спортивных площадок, расположенных во дворах жилой застройки, в ведение управляющих компаний. Спортивные площадки, построенные на территориях образовательных учреждений, содержатся за счет средств образовательных учреждений.
6. Предложения по осуществлению Концепции
1. Использование в качестве пилотного проекта строительства детской спортивной площадки по ул. Александра Козицына с привлечением спонсорских средств ООО "УГМК-Холдинг" и ОАО "Уралэлектромедь". Анализ затрат и готовый проект помогут реализовать строительство подобных площадок в других микрорайонах города Верхняя Пышма и населенных пунктах городского округа.
2. Выход с предложениями к Объединению работодателей "Совет директоров городского округа Верхняя Пышма" по вопросу реконструкции и содержания ныне действующих спортивных площадок и строительству новых в районах месторасположения предприятий.
3. Проведение в городе акции "Мой спортивный двор" по поиску спонсоров среди предприятий малого и среднего бизнеса и жителей городского округа для финансирования строительства и содержания детских игровых и спортивных площадок.
4. Участие в существующих областных программах (с учетом софинансирования) по строительству спортивных сооружений, а также в других программах по строительству детских игровых и спортивных площадок.
5. Разработка и утверждение муниципальной целевой программы, которая предусматривает строительство детских игровых и спортивных площадок во дворах и школьных территориях городского округа Верхняя Пышма.
7. Оценка эффективности Концепции
1. Реализация концепции позволит привлечь к занятиям массовой физической культуры широкие слои населения (от дошкольников до пенсионеров). Доля населения, регулярно занимающегося физической культурой, возрастет с 10% (по факту 2010 года) до 15-20% (с введением в эксплуатацию 4 универсальных спортивных площадок).
2. С обустройством детских игровых и спортивных площадок на территориях образовательных учреждений снимается проблема отсутствия в образовательных учреждениях стадионов. В дневное время на спортивных площадках образовательных учреждений занимаются учащиеся, в вечернее время на этих площадках занимаются жители близлежащих домов. Эксплуатация и содержание спортивных площадок, обустроенных на территориях образовательных учреждений, ложится на плечи образовательных учреждений.
3. Улучшение состояния здоровья всего населения городского округа.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 28 февраля 2011 г. N 31/13 "О Концепции развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.