Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 24 июня 2010 г. N 22/9 название настоящей Программы изложено в новой редакции
Приложение к решению Думы городского
округа Верхняя Пышма
от 5 марта 2007 г. N 40/2
Инвестиционная программа
"Развитие системы теплоснабжения городского округа Верхняя Пышма на 2007-2013 годы"
30 октября 2008 г., 24 июня 2010 г.
Приложение
Решением Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 24 июня 2010 г. N 22/9 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт инвестиционной программы
Наименование программы: Развитие системы теплоснабжения городского округа Верхняя Пышма на 2007-2013 годы.
Основание для разработки программы:
- Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Верхняя Пышма на 2007-2010 годы, утвержденная решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 30 ноября 2006 года N 34/4;
- техническое задание, утвержденное главой городского округа Верхняя Пышма.
Инициатор постановки проблемы: администрация городского округа Верхняя Пышма.
Координатор программы: муниципальное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства".
Разработчики программы:
- администрация городского округа Верхняя Пышма;
- ЗАО "УТС";
- ЗАО "Комэнергоресурс".
Источники финансирования программы: установление платы за подключение объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения и надбавок к ценам (тарифам) на услуги теплоснабжения для потребителей.
Цели программы: обеспечение бесперебойной подачи тепловой энергии от источника до потребителя, а также экологической безопасности системы теплоснабжения.
Задачи программы:
- обеспечение возможности подключения строящихся объектов к системе теплоснабжения при гарантированном объеме заявленных мощностей;
- обеспечение теплоснабжения для подключения вновь строящихся объектов;
- оказание услуги теплоснабжения с целью обеспечить стабильность работы системы горячего водоснабжения вновь строящихся объектов капитального строительства;
- обеспечение необходимых объемов и качества услуги теплоснабжения для подключения вновь строящихся объектов и выполнения современных нормативных требований;
- снижение нормативов потребления;
- уменьшение техногенного воздействия на окружающую среду;
- планомерное развитие городского округа Верхняя Пышма в условиях безопасности жизнедеятельности и здоровья населения.
1. Введение
В целях реализации Концепции приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", ее главного организационно-финансового механизма - Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", а также в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ) и решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 30 ноября 2006 года N 34/4 "О программе комплексного развития коммунальной инфраструктуры городского округа Верхняя Пышма на 2007-2010 годы", ЗАО "УТС" разработало инвестиционную программу "Развитие системы теплоснабжения городского округа Верхняя Пышма на 2007-2010 годы" (далее - Инвестиционная программа).
Данная Инвестиционная программа разработана и представлена на утверждение в Думу городского округа с целью реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Верхняя Пышма на 2007-2010 годы (далее - Программа комплексного развития).
В настоящее время в Свердловской области существуют вопросы компенсации предприятиям коммунального комплекса затрат, понесенных ими при новом строительстве и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Для обеспечения потребностей строящихся объектов капитального строительства, достижения баланса интересов потребителей коммунальных услуг и самих предприятий коммунального комплекса, а также для соблюдения доступности услуг и эффективности функционирования предприятия, данная Инвестиционная программа предусматривает привлечение денежных средств путем введения механизма платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и установления надбавок к ценам (тарифам) для потребителей всего городского округа или части его территории.
Установление тарифов на подключение к системе теплоснабжения и надбавок к тарифам на услуги теплоснабжения для потребителей необходимо для реализации Инвестиционной программы, целью которой является:
- снижение производственных затрат путем повышения экономической эффективности производства товаров (оказания услуг), внедрение современных технологий;
- создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации системы теплоснабжения;
- полное возмещение затрат организации ЗАО "УТС", связанных с реализацией Инвестиционной программы;
- обеспечение доступности для потребителей услуги теплоснабжения после установления тарифа на подключение к системе теплоснабжения и надбавки к тарифу на услуги теплоснабжения для потребителей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Инвестиционная программа разработана ЗАО "УТС" на основе технического задания.
Предприятием выполнен расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной Инвестиционной программы.
Для снижения рисков инвестирования при обосновании финансовой потребности проектом предусмотрено использование бюджетных средств.
Разработанный проект Инвестиционной программы предусматривает выполнение работ на сумму 416,3 миллиона рублей. Финансирование этих работ может быть обеспечено за счет средств, поступающих за оказание услуг по теплоснабжению в части установленной надбавки к цене (тарифу) для потребителей городского округа Верхняя Пышма (части территории), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Источники финансирования ЗАО "УТС" были рассмотрены с учетом критериев доступности этой Инвестиционной программы для потребителей услуги теплоснабжения, а также с учетом достижения задач, поставленных Программой комплексного развития в части гарантированного качества услуг, безопасности, внедрения современных технологий, снижения химической опасности и повышения объема оказываемых услуг.
Кроме того, ЗАО "УТС" предлагает для наибольшей доступности этой программы для потребителей и снижения рисков инвестирования предусмотреть частичное обеспечение финансовых потребностей за счет средств местного бюджета.
Инвестиционная программа разработана для решения задач, связанных с:
- активизацией процесса развития социальной инфраструктуры города путем повышения качества оказываемой услуги теплоснабжения;
- внедрением современных технологий;
- предотвращением ежегодного ущерба окружающей природной среде;
-увеличением мощности системы теплоснабжения, связанным с увеличением зон теплоснабжения, числа новых пользователей, новым строительством.
Достижение поставленных задач в условиях развития города и повышения комфортности проживания возможно за счет использования лучших отечественных и зарубежных технологий и оборудования, используемых при строительстве и модернизации объектов хозяйственной деятельности ЗАО "УТС".
В данной Инвестиционной программе представлен полный комплекс необходимых к выполнению мероприятий в части оказываемой предприятием ЗАО "УТС" услуги теплоснабжения.
2. Описание действующей системы теплоснабжения,
специфики функционирования и основных
технико-экономических показателей
В 1998 году для обслуживания и ремонта тепловых трасс и поставки тепловой энергии жителям города Верхняя Пышма было создано муниципальное предприятие "Управление тепловыми сетями". В августе 2003 года, согласно программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства, произошла смена организационно-правовой формы, и было создано закрытое акционерное общество "Управление тепловыми сетями", которому передан весь хозяйственный комплекс муниципального образования, связанный с генерацией и подачей тепловой энергии потребителям.
ЗАО "УТС" осуществляет следующие виды работ:
- транспортировку тепловой энергии потребителям города Верхняя Пышма;
- капитальный ремонт и обслуживание тепловых сетей, оборудования и теплопунктов;
- наладку режимов работы индивидуальных тепловых узлов потребителей;
- установку режимов работы индивидуальных тепловых узлов потребителей;
- установку, прием в эксплуатацию и обслуживание приборов учета тепловой энергии;
- эксплуатацию котельных мощностью до 10 Гкал/час и снабжение тепловой энергией жителей поселков;
- грузоперевозки автомобильным транспортом;
- обслуживание дорожных знаков, технических средств регулирования дорожного движения.
ЗАО "УТС" на сегодняшний день - основная энергоснабжающая организация на территории городского округа Верхняя Пышма.
Предприятие обслуживает:
- 13 тепловых пунктов, регулирующих режим подачи тепловой энергии;
- около 60 км тепловых сетей, расположенных непосредственно в городе;
- около 16 км сетей на территории поселков Исеть, Ольховка, Кедровое, Соколовка, Красный, села Балтым;
- 10 котельных, 8 из которых работают на газе и 2 - на твердом топливе.
На предприятии работают 215 человек.
Основным источником теплоснабжения города Верхняя Пышма являются сети ТГК-9, которые транзитом проходят по его территории. Теплоноситель - вода с параметрами t=170-70'С и давлением Рп - 10-11 атм, Ро - 3-4 атм.
Подключение города Верхняя Пышма к тепловым сетям происходит с установкой узлов учета тепловой энергии в двух точках, а именно:
- в камере 01-63 по ул. Ленина - Сварщиков;
- в камере 01-П3 по ул. Ленина, 111а.
Схема теплоснабжения города Верхняя Пышма функционирует следующим образом: первичный теплоноситель с параметрами t=170'C поступает на тепловые пункты, где за счет работы смесительных насосов происходит снижение параметров теплоносителя как по температуре, так и по давлению. В зависимости от систем теплоснабжения (элеваторная или безэлеваторная) в жилых микрорайонах теплоснабжение после ЦТП поступает по графику 130-105-95/70°С.
Система теплоснабжения открытая, двух-, трех- и пятитрубная. Тепловая сеть от тепловых пунктов до потребителей проложена в основном подземно в железобетонных или кирпичных каналах.
На балансе предприятия находится 43,256 километра тепловых сетей в двухтрубном исчислении (средний диаметр трубопроводов 126 мм) и 13 тепловых пунктов, регулирующих режим подачи тепла и горячей воды потребителям.
Предприятие обеспечивает тепловой энергией жилищный фонд площадью 830 тысяч кв.м, в котором проживает 47 тысяч человек, а также поставляет тепловую энергию предприятиям и организациям города Верхняя Пышма.
Анализ финансового состояния предприятия
Оценка финансового состояния предприятия имеет своей целью улучшение организации финансовых потоков и повышение эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности.
Основная цель анализа финансового состояния - получение небольшого числа ключевых, то есть наиболее информативных показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Основным источником информации для проведения финансового состояния предприятия служит финансовая отчетность, финансовая отчетность представляет собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности. Она составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета.
Основой бухгалтерской отчетности предприятия является бухгалтерский баланс. Он позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.
Исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного аналитического баланса, в который включены основные агрегированные показатели бухгалтерского баланса.
Схемой аналитического баланса охвачено много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния предприятия, что позволяет упростить работу по проведению горизонтального и вертикального анализа основных финансовых показателей деятельности предприятия.
Аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры: динамики и структурной динамики.
Анализируя данные статей аналитического баланса, можно, прежде всего, установить, какие изменения произошли в составе средств и их источников, основных групп этих средств, а также получить ответы на ряд вопросов, имеющих большое значение для целей оперативного управления предприятием.
Важнейшие характеристики финансового состояния ЗАО "УТС" приведены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Показатель | Отражение в балансе |
На 1 января 2005 года, тысяч рублей |
На 1 января 2006 года, тысяч рублей |
^,тысяч рублей |
1 | Общая стоимость имущества |
стр.300 | 20 384 | 17 684 | -2 700 |
2 | Величина внеоборотных активов |
стр.190 | 1 137 | 1 888 | +751 |
3 | Величина оборотных активов |
стр.290 | 19 247 | 15 796 | -3 451 |
4 | Материальные оборотные активы |
стр.210 | 5 668 | 2 662 | -3 006 |
5 | Свободные активы: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
стр. (250+260) |
1 351 | 23 | -1328 |
6 | Дебиторская задолженность |
стр.(230+2 40) |
11439 | 11755 | +316 |
7 | Величина собственных средств предприятия |
стр. (490 + 640 + 650) |
1 903 | 693 | -1 210 |
8 | Величина заемных средств предприятия |
стр. (590+690-6 40-650) |
18 481 | 16 991 | -1490 |
9 | Собственный оборотный капитал |
стр.(490+5 90+ 640+650-19 0) |
766 | -1 195 | -1961 |
10 | Кредиторская задолженность |
стр. 620 | 18 481 | 15 257 | -3 224 |
Анализ структуры активов
Актив баланса позволяет дать оценку имущества, находящегося в распоряжении предприятия. А также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства.
Для общей характеристики имущества анализируется его структура (таблица 2).
Общая сумма активов предприятия на 1 января 2006 года составила 17684 тысячи рублей, снизившись по сравнению с началом года на 2700 тысяч рублей (или на 13%).
В общей величине активов предприятия наибольший удельный вес занимают оборотные активы. Так, например, их доля на 1 января 2006 года составила 89,32% в общем итоге имущества предприятия. Кроме того, наблюдается снижение их величины: за 2005 год стоимость оборотных средств снизилась на 3451 тысячу рублей (на 18%).
"Оценка имущества предприятия"
Наиболее детально изучаются оборотные (мобильные) активы, поскольку именно их состояние и структура определяют финансовую устойчивость, платежеспособность предприятия и его производственные возможности.
Таблица 2
Аналитическая характеристика имущества
Показатели | На начало 2005 года |
На конец 2005 года |
Изменения за 2006 год |
|||
тысяч рублей |
в % к итогу |
тысяч рублей |
в % к итогу |
тысяч рублей |
пункт | |
Стоимость имущества предприятия, всего: |
20384 | 100 | 17684 | 100 | -2700 | |
Иммобилизованные основные средства и прочие внеоборотные активы | ||||||
Нематериальные активы | - | - | - | - | - | - |
Основные средства | 87 | 0,43 | 539 | 3,05 | +452 | +2,62 |
Незавершенное строительство |
1044 | 5,12 | 1343 | 7,59 | +299 | +2,47 |
Долгосрочные финансовые вложения |
6 | 0,03 | 6 | 0,03 | 0 | 0,00 |
Итого основных средств и внеоборотных активов: |
1137 | 5,58 | 1888 | 10,68 | +751 | +5,10 |
Мобильные оборотные фонды | ||||||
Производственные запасы и затраты |
5668 | 27,81 | 2662 | 15,05 | -3006 | -12,75 |
НДС по приобретенным ценностям |
782 | 3,84 | 935 | 5,29 | +153 | +1,45 |
Дебиторская задолженность |
11439 | 56,12 | 11755 | 66,47 | +316 | +10,35 |
Краткосрочные финансовые вложения |
153 | 0,75 | 0 | - | -153 | -0,75 |
Денежные средства и ценные краткосрочные вложения |
1198 | 5,88 | 23 | 0,13 | -1175 | -5,75 |
Прочие оборотные активы |
7 | 0,03 | 421 | 2,38 | +414 | +2,35 |
Итого оборотных средств: |
19247 | 94,43 | 15796 | 89,32 | -3451 | -5,11 |
Анализ оборотных активов
В состав оборотных активов предприятия входят: производственные запасы и затраты, средства в расчетах (долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженности), денежные средства и прочие активы. Состав и структура оборотных средств определяются особенностями отрасли, к которой принадлежит предприятие.
Для общей характеристики оборотных (мобильных) активов рассмотрим их структуру в динамике (таблица 3).
Общая величина оборотных средств предприятия на 1 января 2006 года составила 15796 тысяч рублей, что на 3451 тысячу рублей меньше по сравнению с началом 2006 года (или на 18%). Их удельный вес в общей стоимости имущества предприятия за рассматриваемый период изменился незначительно: с 94,42% до 89,32%.
Наибольшую долю в структуре оборотных средств занимает краткосрочная дебиторская задолженность. Так, за 2005 год величина дебиторской задолженности увеличилась на 316 тысяч рублей (на 3%).
Наибольший удельный вес в дебиторской задолженности имеет задолженность покупателей и заказчиков. На 1 января 2006 года величина задолженности данных дебиторов составила 11365 тысяч рублей, что на 83 тысячи рублей больше по сравнению с началом 2005 года.
Материальные запасы занимают второе место после дебиторской задолженности в общей величине оборотных средств предприятия. На 1 января 2006 года величина запасов составила 2662 тысячи рублей, уменьшившись по сравнению с началом года на 3006 тысяч рублей (или на 53%).
Наименее ликвидная часть оборотных активов - денежные средства - занимает очень низкий удельный вес: 6,22% на 1 января 2005 года и 0,15% на 1 января 2006 года. Наблюдается сильное сокращение величины денежных средств - на 1175 тысяч рублей (на 98%).
Таблица 3
Состав и структура оборотных средств
Показатели | На начало 2005 года |
На конец 2005 года |
Изменения за 2005 год |
|||
тысяч рублей |
в % к итогу |
тысяч рублей |
в % к итогу |
тысяч рублей |
пункт | |
Запасы, в том числе: | 5668 | 29,45 | 2662 | 16,85 | -3 006 | -12,60 |
- сырье и материалы | 5476 | 28,45 | 2427 | 15,36 | -3 049 | -13,09 |
- готовая продукция | 23 | 0,12 | 10 | 0,06 | -13 | -0,06 |
- расходы будущих периодов |
169 | 0,88 | 225 | 1,42 | +56 | +0,55 |
НДС по приобретенным ценностям |
782 | 4,07 | 935 | 5,91 | + 153 | + 1,86 |
Краткосрочная дебиторская задолженность |
11439 | 59,43 | 11755 | 74,42 | +316 | + 14,98 |
в том числе покупатели и заказчики |
11282 | 58,62 | 11365 | 71,95 | +83 | + 13,33 |
Краткосрочные финансовые вложения |
153 | 0,79 | 0 | 0 | - | -0,79 |
Денежные средства | 1198 | 6,22 | 23 | 0,15 | -1175 | -6,08 |
Прочие оборотные активы |
7 | 0,04 | 421 | 2,67 | +414 | +2,63 |
Итого оборотных средств: |
19247 | 100,0 | 15796 | 100,0 | -3451 |
Анализ использования оборотных средств
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется рядом взаимосвязанных показателей: длительностью одного оборота в днях, количеством оборотов за определенный период (коэффициент оборачиваемости), суммой занятых на предприятии оборотных средств на единицу продукции (коэффициент загрузки).
Таблица 4
Показатели оборачиваемости оборотных средств за 2004-2005 годы
N п/п | Показатели | 2004 год | 2005 год |
1 | Средняя стоимость материальных оборотных средств, тысяч рублей |
5668 | 2662 |
2 | Средняя величина дебиторской задолженности, тысяч рублей |
11439 | 11755 |
3 | Средняя стоимость оборотных средств, тысяч рублей |
19247 | 15796 |
4 | Выручка от реализации без НДС и акцизов, тысяч рублей |
61408 | 51483 |
5 | Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств |
10,8 | 19,3 |
6 | Длительность одного оборота материальных оборотных средств, дней |
34 | 19 |
7 | Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
5,4 | 4,4 |
8 | Длительность одного оборота дебиторской задолженности, дней |
68 | 83 |
9 | Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
3,2 | 3,3 |
10 | Длительность одного оборота оборотных средств, дней |
114 | 111 |
11 | Однодневный оборот | 52,7 | 43,3 |
12 | Коэффициент загрузки оборотных средств |
0,3 | 0,3 |
Данные таблицы показывают, что среднее время пребывания оборотных активов (оборотных средств) в процессе кругооборота сократилось со 114 дней в 2004 году до 111 дней в 2005 году. Соответственно количество оборотов в году увеличилось и составило 3,3 оборота.
Увеличилось время одного оборота дебиторской задолженности - на 15 дней по сравнению с 2004 годом и составило 83 дня. Соответственно уменьшилось и количество оборотов, совершаемое дебиторской задолженностью в течение года (с 5,4 оборота в 2004 году до 4,4 оборота в 2005 году). Это говорит о том, что по сравнению с предыдущим годом погашение дебиторской задолженности происходило более медленно.
Изменение длительности оборота оборотных средств представлено на рисунке 2.
Экономический эффект от изменения оборачиваемости оборотных средств характеризуется высвобождением или закреплением (привлечением) оборотных средств:
Э = (111 - 114) *43,3 = - 129,9 тысячи рублей.
"Изменение времени оборота по годам"
В нашем случае экономический эффект показал, что за 2005 год произошло высвобождение оборотных средств из хозяйственного оборота на сумму 129,9 тысячи рублей, что в свою очередь может заслуживать положительной оценки (так как эти средства могли быть направлены на другие цели предприятия).
Анализ пассива баланса
В пассиве баланса отражаются источники средств, которые направляются на приобретение и формирование актива баланса, то есть имущества предприятия. Они подразделяются на собственные и заемные.
Состав и структура источников средств представлены в таблице 5.
Данные таблицы показывают, что за 2005 год общая величина источников сократилась на 2700 тысяч рублей (или на 13%).
Такое снижение объясняется, прежде всего, сокращением величины заемного капитала. Общая величина заемного капитала предприятия за рассматриваемый период сократилась на 1490 тысяч рублей (или на 8%) и на 1 января 2006 года составила 16991 тысячу рублей. В частности, к сокращению заемного капитала привело сокращение величины кредиторской задолженности. Так, на начало 2005 года общая величина по данной статье пассива равнялась 18481 тысяче рублей. На 1 января 2006 года она уменьшилась на 3224 тысячи рублей и составила 15257 тысяч рублей.
Общая величина собственного капитала также сократилась. Так, к 1 января 2006 года собственный капитал предприятия составил 693 тысячи рублей, уменьшившись на 1 210 тысяч рублей по сравнению с началом 2005 года (или на 64%).
Таблица 5
Состав и структура источников средств
Основные элементы имущества |
На начало 2005 года |
На конец 2005 года |
Изменения за 2005 год |
|||
тысяч рублей |
в % к итогу |
тысяч рублей |
в % к итогу |
тысяч рублей |
пункт | |
1. Собственный капитал | 1903 | 9,34 | 693 | 3,92 | -1210 | -5,42 |
1.1. Уставный капитал | 10 | 0,05 | 10 | 0,06 | 0 | +0,01 |
1.2. Резервный капитал | 2 | 0,01 | +2 | +0,01 | ||
1.3. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1893 | 9,29 | 632 | 3,57 | -1261 | -5,71 |
1.4. Доходы будущих периодов |
0 | 49 | 0,28 | +49 | +0,28 | |
2. Заемный капитал | 18481 | 90,66 | 16991 | 96,08 | -1490 | +5,42 |
2.1. Кредиторская задолженность |
18481 | 90,66 | 15257 | 86,28 | -3 224 | -4,39 |
2.2. Прочие краткосрочные обязательства |
0 | 1734 | 9,81 | +1734 | +9,81 | |
Всего источников средств: |
20384 | 100,0 | 17684 | 100,0 | -2700 |
Рассматривая структуру заемного капитала, следует отметить, что наибольший удельный вес в ней занимает кредиторская задолженность, структура которой представлена на рисунке 3:
"Структура кредиторской задолженности"
Таблица 6
Состав и структура кредиторской задолженности
Основные элементы имущества |
На начало 2005 года |
На конец 2005 года |
Изменения за 2005 год |
|||
тысяч рублей |
в % к итогу |
тысяч рублей |
в % к итогу |
тысяч рублей |
пункт | |
Кредиторская задолженность |
18481 | 100,0 | 15257 | 100,0 | -3224 | |
прочие кредиторы | 8448 | 45,71 | 3020 | 19,79 | -5428 | -25,92 |
задолженность по налогам и сборам |
2889 | 15,63 | 2693 | 17,65 | -196 | +2,02 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
463 | 2,51 | 437 | 2,86 | -26 | +0,36 |
задолженность перед персоналом организации |
1199 | 6,49 | 1237 | 8,11 | +38 | + 1,62 |
поставщики и подрядчики |
5482 | 29,66 | 7870 | 51,58 | +2388 | +21,92 |
Анализируя изменения в составе и структуре кредиторской задолженности, можно отметить, что существенное изменение произошло по статьям "Прочие кредиторы", "Поставщики и подрядчики" и "Задолженность по налогам и сборам". Так, за 2005 год по статье "Прочие кредиторы" величина кредиторской задолженности уменьшилась на 5428 тысяч рублей (или на 64,2%), по статье "Поставщики и подрядчики" общая увеличилась на 2388 тысяч рубле (или на 43,6%).
По статье "Задолженность по налогам и сборам" уменьшилась на 196 тысяч рублей (или на 6,8%).
Наблюдалось увеличение по статье "Задолженность перед персоналом организации". Так, на 1 января 2006 года общая величина задолженности составила 1237 тысяч рублей, увеличившись по сравнению с началом года на 38 тысяч рублей (или на 3,2%).
Если сравнить имеющиеся на 1 января 2006 года у предприятия дебиторскую и кредиторскую задолженности, то можно отметить, что в случае погашения дебиторами своих обязательств (что является лишь предположением) предприятие данными средствами может погасить большую часть своих долгов.
Д3= 11755 тысяч рублей; К3 = 15257 тысяч рублей; Д3< К3 (разница составляет 3502 тысячи рублей).
Анализ собственного оборотного капитала
Рассматривая собственный капитал, следует иметь в виду, что одна его часть вложена в основные фонды и другие иммобилизованные активы, а другая часть вкладывается оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Таблица 7
Определение собственных оборотных средств по балансу
тысяч рублей
Показатель | На 1 января 2005 года |
На 1 января 2006 года |
Изменения за 2005 год |
1. Собственный капитал | 1903 | 693 | -1210 |
2. Внеоборотные активы | 1137 | 1888 | +751 |
3. Собственный оборотный капитал |
766 | -1195 | -1961 |
Данные таблицы 7 показывают, что за 2005 год общая величина собственного капитала уменьшилась на 1210 тысяч рублей.
Величина собственного оборотного капитала предприятия по состоянию на 1 января 2006 года составила - 1195 тысяч рублей. Это говорит о том, что у предприятия существует потребность в дополнительных средствах для пополнения запасов оборотных средств, поскольку собственных средств недостаточно.
Поскольку большое значение для устойчивости финансового положения имеет наличие собственных оборотных средств и их изменение, целесообразно изучить образующие его факторы.
Таблица 8
Расчет собственных оборотных средств
тысяч рублей
Показатель | На 1 января 2005 года |
На 1 января 2006 года |
Изменения за 2005 год |
Собственный капитал | 1903 | 693 | -1210 |
Уставный капитал | 10 | 10 | - |
Добавочный капитал | - | ||
Резервный капитал | - | 2 | + 2 |
Целевое финансирование и поступление |
- | - | - |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1893 | 632 | -1261 |
Доходы будущих периодов | - | 49 | +49 |
Резервы предстоящих расходов | - | - | - |
Внеоборотные активы | 1137 | 1888 | +751 |
Нематериальные активы | - | - | - |
Основные средства | 87 | 539 | +452 |
Долгосрочные финансовые вложения | 6 | 6 | - |
Незавершенное строительство | 1044 | 1343 | +299 |
Собственные оборотные средства | 766 | -1195 | -1961 |
Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что уменьшение величины собственных оборотных средств в 2005 году произошло в основном за счет сокращения прибыли, увеличения стоимости основных средств и увеличения объема незавершенного строительства.
На основе вышеприведенных расчетов определяют коэффициент обеспеченности предприятия собственным оборотным капиталом:
на 1 января 2006 года: Коб.сок = -0,4 (нормативное значение - 0,1).
Таким образом, можно говорить, что данное предприятие не обеспечено источниками формирования мобильных оборотных фондов.
Оценка платежеспособности предприятия
Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, то есть возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства.
Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, то есть времени, необходимого для превращения их в денежную наличность.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1 <= П1; А2 <= П2; A3 П3; А4 ^ П4.
Таблица 9
Исходные данные для анализа ликвидности
N п/п | Показатель | Отражение в балансе |
На 1 января 2005 года, тысяч рублей |
На 1 января 2006 года, тысяч рублей |
1. Актив | ||||
А1 | стр. 250, 260 | 1351 | 23 | |
А2 | стр. 240 | 11439 | 11755 | |
A3 | стр. 210, 220, 230, 270 |
6457 | 4018 | |
А4 | стр. 190 | 1137 | 1888 | |
2. Пассив | ||||
П1 | стр. 620 | 18481 | 15257 | |
П2 | стр. 610 | 0 | 0 | |
П3 | стр. 590, 630, 640, 650, 670 |
0 | 49 | |
П4 | стр. 490 | 1903 | 644 |
Таблица 10
Соотношение активов и пассивов
На 1 января 2005 года | На 1 января 2006 года |
А1<П1 | А1<П1 |
А2>П2 | А2>П2 |
A3>П3 | А3>П3 |
А4<П4 | А4>П4 |
Данные таблицы 10 показывают, что на конец рассматриваемого периода не выполняется два из соотношений: А1 < П1 и А4 > П4. Следовательно, данное предприятие не является абсолютно ликвидным, и соответственно его платежеспособность является нарушенной.
Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи следующих финансовых коэффициентов:
1. Коэффициент абсолютной ликвидности (рекомендуемое значение <= 0,2):
- на начало 2005 года: К абс.ликв = 0,073;
- на 1 января 2006 года: К абс.ликв. = 0,001.
Расчеты показывают, что и на начало и на конец рассматриваемого периода значения коэффициента абсолютной ликвидности ниже нормативного. Это означает, что предприятие в состоянии покрыть лишь 0,1% краткосрочных обязательств за счет своих денежных средств.
2. Промежуточный коэффициент покрытия (критической ликвидности) (рекомендуемое значение <=0,7):
- на начало 2005 года: К покр. = 0,692;
- на 1 января 2006 года: К покр. = 0,772.
Значение промежуточного коэффициента покрытия в размере, близком к рекомендуемому, свидетельствует о наличии вероятности погашения большей части кредиторской задолженности предприятия за счет дебиторской задолженности, в случае ее выплаты. Но так как предприятие не может точно знать, когда и в каком объеме дебиторы погасят свои обязательства, то значение данного коэффициента можно назвать прогнозным.
3. Коэффициент текущей ликвидности (рекомендуемое значение <= 2):
- на начало 2005 года: К тек.ликв = 1,041;
- на 1 января 2006 года: К тек.ликв. = 1,035.
Коэффициент текущей ликвидности по состоянию на 1 января 2006 года составил 1,035 при его значении на начало года 1,041. Это означает, что предприятие недостаточно обеспечено собственными оборотными средствами.
Оценка финансовой устойчивости
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, на основе соотношения собственного и заемного капитала рассчитываются следующие показатели финансовой устойчивости предприятия:
1) коэффициент финансовой независимости (автономии) предприятия (рекомендуемое значение данного коэффициента <= 0,6);
2) коэффициент финансовой зависимости предприятия (рекомендуемое значение данного коэффициента - ^ 0,4);
3) на основе первых двух коэффициентов рассчитывают коэффициент соотношения собственных и заемных средств (рекомендуемое значение данного коэффициента <=1,5); а также коэффициент соотношения заемных и собственных средств (или коэффициент финансового риска) (рекомендуемое значение данного коэффициента ^ 0,7).
Расчетные значения вышеперечисленных коэффициентов приведены в таблице 11.
Таблица 11
Показатели финансовой устойчивости
Наименование показателя | Норматив- ное значение |
Ha 1 января 2005 года |
На 1 января 2006 года |
Отклонения |
1. Коэффициент финансовой независимости (К1) |
<=0,6 | 0,09 | 0,04 | -0,05 |
2. Коэффициент финансовой зависимости (К2) |
^ 0,4 | 0,91 | 0,96 | +0,05 |
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К3) |
<=1,5 | 0,1 | 0,04 | -0,06 |
4. Коэффициент финансового риска (К4) |
^ 10,7 \- |
9,7 | 24,51 | +14,81 |
Из таблицы 11 видно, что все расчетные значения вышеприведенных коэффициентов находятся вне области нормативных (рекомендуемых) значений.
Так, коэффициент финансовой независимости на 1 января 2006 года составляет 0,04, тогда как рекомендуемое значение находится в пределах 0,6. Это означает, что данное предприятие имеет собственных средств намного меньше, чем заемных.
Коэффициент финансового риска увеличился по сравнению с началом отчетного периода на 14,81 (на конец отчетного периода составил 24,51). Значение данного коэффициента находится за пределами нормативного. Это, в свою очередь, также подтверждает зависимость предприятия от привлеченных средств.
Анализ финансовых результатов
Анализ финансовых результатов предприятия ЗАО "УТС" представлен в таблице 12.
Таблица 12
Наименование показателя | код стр. |
За 2005 год |
За 2004 год |
Отклонения | |
тысяч рублей | % | ||||
Выручка от реализации товаров за минусом НДС и других налогов |
010 | 61408 | 51483 | 9925 | 19 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
020 | 59360 | 53628 | 5732 | 11 |
Прибыль (убыток) от реализации (010-020-030-040) |
050 | 2048 | (2145) | 4193 | 5 |
Проценты к уплате | 070 | 0 | |||
Прочие операционные доходы | 090 | 942 | 8483 | -7541 | -89 |
Прочие операционные расходы | 100 | -928 | 0 | -928 | |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (050+060-070+080+090-100) |
110 | 2069 | 6340 | -4271 | 67 |
Прочие внереализационные доходы |
120 | 355 | 0 | 355 | |
Прочие внереализационные расходы |
130 | (3065) | (2047) | (1018) | -50 |
Прибыль (убыток) отчетного периода (110+120-130) |
140 | (641) | 4293 | (4934) | -85 |
Налог на прибыль | 150 | (407) | (1249) | 842 | -67 |
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (140-150-160) |
170 | (1048) | 3044 | (1996) | -66 |
Данные таблицы показывают, что величина прибыли в 2005 году значительно сократилась по сравнению с 2004 годом - на 1996 тысяч рублей, или на 66%.
3. Анализ существующих проблем и тенденций изменения рынка коммунальных услуг
Развитие рынка по оказанию услуг в области теплоснабжения напрямую связано с социально-культурным и экономическим развитием городского округа.
Планируемые к освоению новые площадки под жилые дома потребуют дополнительной нагрузки на систему теплоснабжения. Прогнозируется увеличение числа пользователей услугами за счет нового строительства, а также за счет подключения к централизованной системе теплоснабжения.
Основное внимание в Инвестиционной программе уделяется качеству оказываемых услуг теплоснабжения. Соответствие современным санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям достигается путем применения современного оборудования и материалов трубопроводов, а также строительством новых технологических линий.
В соответствии с Программой комплексного развития и в рамках исполнения Генерального плана городского округа планируется выполнить многоэтажную застройку площадью ориентировочно 268,6 тысячи куб.м с потребностью в тепловой энергии 35,9 Гкал/час. На данный момент действующая схема теплоснабжения города не позволит осуществить подачу дополнительных объемов энергоносителя без внедрения комплекса мероприятий, отраженных в Инвестиционной программе.
4. Инвестиционная программа как механизм реализации Программы комплексного развития
Для реализации Инвестиционной программы предполагается до 2010 года выполнение следующих мероприятий:
1. Разработка технологической схемы централизованного теплоснабжения с учетом перспективной тепловой нагрузки 35,9 Гкал/час.
2. Проектирование и строительство магистральных теплотрасс:
- СУГРЭС - Верхняя Пышма, 2Ду 800 мм, протяженность 5 км;
- по городу Верхняя Пышма, 2Ду 500 мм, протяженность 4,5 км.
3. Проектирование и строительство узла учета СУГРЭС - Верхняя Пышма.
4. Проектирование и строительство подводящей теплотрассы в микрорайон "Северный", 2Ду 500 мм, протяженность 0,77 км; в микрорайон "Северный А", 2Ду 250 мм, протяженность 0,35 км; в микрорайон "Северный Б", 2Ду 300 мм, протяженность 0,75 км.
5. Проектирование и строительство узла учета тепловой энергии ТК-1С.
6. Проектирование и строительство ЦТП "Северный А" мощностью 13,5 Гкал/час.
7. Проектирование и строительство внутриквартальных теплосетей в микрорайоне "Северный", средний диаметр 2Ду 150 мм, протяженность 3,5 км.
8. Проектирование и строительство ЦТП N 1 по ул. Чайковского 24а, мощностью 30 Гкал.
9. Проектирование и строительство внутриквартальной теплотрассы микрорайона "Центральный", средний диаметр 2Ду 150 мм, протяженность 1,2 км.
10. Проектирование и строительство внутриквартальной теплотрассы микрорайона "Садовый", средний диаметр 2Ду 150 мм, протяженность 1 км.
11. Проектирование и строительство ЦТП "Садовый", мощностью 9,5 Гкал/час.
12. Проектирование и модернизация ЦТП "Типография", "Горновский", Октябрьская, 24а, Новорудничный-1 и Новорудничный-2.
13. Проектирование и строительство ЦТП "Рудничный" мощностью 1,3 Гкал/час.
14. Проектирование и строительство внутриквартальной теплотрассы микрорайона "Рудничный", средний диаметр 2Ду 159 мм, протяженность 0,5 км.
15. Проектирование и модернизация узлов учета тепловой энергии камеры 01-63 по ул. Ленина - Сварщиков, камеры 01-П3 по ул. Ленина, 111а.
16. Проектирование и модернизация ЦТП "Пождепо", Машиностроителей, 4а, Ленина, 111а, Юбилейная, 13а, Уральских рабочих, 48а.
17. Проектирование и реконструкция ЦТП "Новатор" по ул. Уральских рабочих, 44.
18. Замена трубопроводов тепловой сети 2Ду 219 на 2 Ду 325 протяженностью 380 м от ТК 25 до ТК "Новатор".
При этом общая сумма капитальных вложений в 2007-2010 годах должна составить 449,49 миллиона рублей.
Финансовые потребности ЗАО "УТС", необходимые для реализации Инвестиционной программы, будут обеспечены за счет средств, поступающих от реализации услуг теплоснабжения в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей городского округа, платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, а также за счет иных денежных средств, в качестве которых могут быть привлечены заемные средства, собственные средства предприятия, а также средства бюджетов всех уровней.
Решением Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 24 июня 2010 г. N 22/9 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Организационный и финансовый планы реализации Инвестиционной программы "Развитие системы теплоснабжения городского округа Верхняя Пышма на 2007-2013 годы
Организационный и финансовый планы Инвестиционной программы составлены в соответствии с Программой комплексного развития в части теплоснабжения (таблица 13).
Таблица 13
Организационный план
в соответствии с этапами Инвестиционной программы
При этом срок выполнения Инвестиционной программы - 2007-2013 годы. Размер денежных средств, необходимых для реализации Инвестиционной программы в 2007-2013 годах, составляет 402,54 миллиона рублей, в том числе за счет платы за подключение к системе теплоснабжения - 398,09 миллиона рублей, надбавки к тарифу на теплоснабжение для потребителей - 4,45 миллиона рублей (приложение 1).
В финансовом плане определены размеры денежных средств, направленные на реализацию Инвестиционного проекта в соответствии с графиком работ, предложенным в организационном плане.
Таблица 14
Финансовый план
в соответствии с этапами Инвестиционной программы
Формирование денежных средств:
- за счет платы за подключение к системе теплоснабжения - 398,09 миллиона рублей;
- за счет надбавки к тарифу на услуги теплоснабжения для потребителей (*) - 4,45 миллиона рублей.
Решением Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 24 июня 2010 г. N 22/9 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Состав и структура финансовых источников для реализации Инвестиционной программы
Финансовые потребности, необходимые для реализации Инвестиционной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации услуг теплоснабжения в части установленных надбавок к тарифам для потребителей городского округа, а также за счет платы за подключение к сетям теплоснабжения, и составят за период с 2007 по 2013 год 402,54 миллиона рублей.
За счет надбавки к тарифу необходимо реализовать мероприятия Инвестиционной программы на сумму 4,45 миллиона рублей.
За счет платы за подключение к сетям теплоснабжения - 398,09 миллиона рублей.
Таблица 15
Состав и структура финансовых источников для реализации Инвестиционной программы, млн. руб. (период реализации 2007-2013 годы)
Всего, миллионов рублей |
402,54 |
в том числе: - за счет платы за подключение |
398,09 |
- за счет надбавки к тарифу |
4,45 |
В таблице 16 представлен расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации Инвестиционной программы.
Денежные средства, полученные за счет надбавки к тарифу, будут направлены на реализацию Инвестиционной программы в части строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не связанных с увеличением производственной мощности.
Денежные средства, полученные за счет платы за подключение, будут направлены на реализацию Инвестиционной программы в части строительства или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с увеличением производственных мощностей.
Денежные средства, полученные за счет платы за подключение, будут направлены на реализацию Инвестиционной программы в части строительства или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с увеличением производственных мощностей.
Таблица 16
Финансовые потребности, необходимые для реализации Инвестиционной программы
Направление и источники капитальных вложений |
Капитальные вложения по годам |
Всего |
||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
По теплоснабжению, в том числе за счет: |
36,75 |
86,75 |
102,54 |
83 |
49,505 |
21,1 |
22,9 |
402,54 |
- платы за подключение |
36,75 |
86,75 |
98,09 |
83 |
49,505 |
21,1 |
22,9 |
398,09 |
- надбавки к тарифу |
0 |
0 |
4,45 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4,45 |
7. Контрольные показатели Инвестиционной программы
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусматривается мониторинг выполнения инвестиционной программы со стороны органов местного самоуправления - периодический сбор и анализ информации о выполнении инвестиционной программы организации коммунального комплекса,а также информации о развитии систем коммунальной инфраструктуры.
В целях обеспечения контроля со стороны органов местного самоуправления за ходом выполнения Инвестиционной программы ЗАО "УТС" выделены следующие ключевые показатели реализации Инвестиционной программы:
1) перечень построенных и введенных в эксплуатацию объектов теплоснабжения в результате выполнения мероприятий Инвестиционной программы;
2) созданный резерв для присоединения дополнительных мощностей;
3) фактические затраты на выполнение мероприятий Инвестиционной программы;
4) объем полученных денежных средств от оказания услуг по подключению к тепловым сетям.
Предоставление информации по указанным ключевым показателям должно осуществляться в установленном порядке по отдельному согласованию сторон.
8. Возможные риски при реализации Инвестиционной программы
При реализации Инвестиционной программы возможен риск невыполнения контрольных показателей Инвестиционной программы. Данный риск является ключевым риском при реализации всей Инвестиционной программы и включает в себя:
1. Превышение стоимости мероприятий Инвестиционной программы.
Причины:
- изменения законодательства Российской Федерации;
- рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый при расчетах Инвестиционной программы;
- иные изменения, влияющие на стоимость реализации мероприятий Инвестиционной программы.
2. Нехватка финансовых средств для реализации мероприятий Инвестиционной программы.
Причины:
- временные разрывы между периодом поступления денежных средств по договорам на подключение и сроками финансирования строительства объектов (превышающие запланированные);
- невыполнение обязательств застройщиков по условиям платежей по договорам на подключение;
- неточность прогнозирования стоимости Инвестиционной программы или объема присоединяемой мощности.
3. Несвоевременность реализации мероприятий по строительству (модернизации) объектов в рамках Инвестиционной программы.
Причины: несвоевременное выполнение работ со стороны подрядных организаций (проектная организация, строительно-монтажные организации, торгово-закупочные компании).
Таблица 17
Оценка рисков
N риска | Значимость риска (0-1) | Степень вероятности возникновения риска (0-100%) |
Общая оценка |
1 | 0,9 | 50% | 0,45 |
2 | 0,8 | 50% | 0,40 |
3 | 0,2 | 10% | 0,02 |
На основании проведенной экспертной оценки самым главным риском является риск "превышение стоимости Инвестиционной программы".
Для минимизации последствий в случае наступления вышеперечисленных рисков необходимо предусмотреть введение механизма корректировки Инвестиционной программы в рамках заключения договора между органами местного самоуправления (администрация городского округа) и организацией коммунального комплекса (ЗАО "УТС") по развитию системы теплоснабжения городского округа.
Мероприятиями, позволяющими снизить данные риски, могут быть:
- привлечение заемных средств;
- частичное обеспечение финансовых потребностей за счет средств муниципальных образований, при этом могут быть рассмотрены и средства федерального бюджета;
- использование собственных средств.
Решением Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 24 июня 2010 г. N 22/9 в раздел 9 настоящей Программы внесены изменения
9. Оценка социально-экономического влияния на стоимость коммунальных услуг с учетом изменения тарифов и надбавок к ним
Реализация Инвестиционной программы возможна за счет установления надбавок к действующим и планируемым тарифам на услугу теплоснабжения. Изменение тарифов с учетом надбавок возможно только в соответствии с установленными органами исполнительной власти индексами максимально возможного изменения тарифов на услуги теплоснабжения.
Изменение действующих тарифов в результате включения в них средств на реализацию Инвестиционной программы и оценка социально-экономического влияния на стоимость коммунальных услуг рассчитаны с учетом возможной индексации в 2007-2013 годах.
При реализации Инвестиционной программы и определении обоснованности ее финансовых потребностей используются:
- регулируемые государством тарифы (цены);
- цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
- официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются прогнозные индексы изменения цен по отраслям промышленности.
В Инвестиционной программе предусмотрено изменение цен (тарифов) на услуги теплоснабжения с учетом индексов-дефляторов.
Возможное изменение действующих цен (тарифов) представлено в приложении 2.
Потребность денежных средств для реализации Инвестиционной программы за счет платы за подключение должна соответствовать критериям доступности и разумности, поскольку удорожание стоимости 1 кв.м вновь вводимого жилья за счет включения в стоимость квадратного метра платы за подключение не может превышать 20%. Для городского округа эта сумма составляет от 6 до 14 тысяч рублей/кв.м. Из этой суммы 60% приходится на отопление и горячее водоснабжение (3,6-8,4тысячи рублей/кв.м).
В данной Инвестиционной программе тариф на подключение к системе теплоснабжения согласно расчету, приведенному в приложении 4, составит:
2007 год - 746,8 руб./кв.м;
2008 год - 1406 руб./кв.м;
2009 год - 1325,5 руб./кв.м;
2010 год - 991,6 руб./кв.м;
2011 год - 990,0 руб./кв.м:
2012 год - 341,98 руб./кв.м;
2013 год - 309,46 руб./кв.м.
Таким образом, можно сделать вывод, что плата за подключение к системе теплоснабжения соответствует критериям доступности и разумности.
Социально-экономическое влияние изменения действующих тарифов на услуги теплоснабжения в результате включения средств на реализацию Инвестиционной программы представлено в приложении 3.
В соответствии с расчетами приложения 3 изменение размера оплаты населением услуг теплоснабжения будет составлять от 8,05 до 19,76 рубля с 1 человека в месяц.
Максимальное увеличение размера оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения до 19,76 рубля с 1 человека в месяц позволит сохранить основной критерий - доступность этих услуг для населения.
10. Расчет показателей экономической эффективности Инвестиционной программы
По объектам вложения инвестиции делятся на реальные и финансовые.
Реальные инвестиции - это вложение средств в обновление имеющейся материально-технической базы предприятия; наращивание его производственной мощности; освоение новых видов продукции или технологий; новое строительство.
Финансовые инвестиции - это долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги, корпоративные совместные предприятия, обеспечивающие гарантированные источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции и другие.
При анализе экономической эффективности производилась оценка реальных инвестиций, финансовые инвестиции рассматривались с точки зрения снижения риска проекта.
Вся совокупность сравнительно-аналитических показателей инвестиционных проектов подразделяется на три группы. В первую группу включены показатели, предназначенные для определения влияния реализации инвестиционных проектов на производственную деятельность предприятия. Они называются показателями производственной эффективности инвестиционных проектов.
Во вторую группу включены показатели, называемые показателями финансовой эффективности инвестиционных проектов.
Вся совокупность показателей производственной, финансовой и инвестиционной эффективности инвестиционных проектов в дальнейшем называется показателями экономической эффективности.
Показателями производственной эффективности в рамках данного проекта являются снижение объемов потерь; экономия материальных и трудовых ресурсов; энергосбережение; усовершенствование технологии; внедрение средств механизации и автоматизации производства; совершенствование способов организации труда, производства и управления; улучшение качества предоставляемых услуг; снижение химической опасности; внедрение современных технологий.
В качестве основных показателей экономической эффективности определены чистый дисконтированный доход, срок окупаемости проекта, индекс доходности инвестиций и показатель рентабельности.
1. Срок окупаемости: Ток = 416,3: 40,0 = 10,4 года.
2. Индекс доходности инвестиций: ИДИ = (40,0/416,3) + 1 = 1,1.
Поскольку показатель индекса доходности инвестиций по услуге теплоснабжения больше единицы, то инвестиционный проект эффективен.
3. Чистый дисконтированный доход:
В данном проекте предусмотрена норма дисконта -12%.
Год | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Кдиск | 1 | 0,893 | 0,797 | 0,712 |
ЧДД | 0 | 0,03 | 1,69 | 3,5 |
ЧДД = 5,22 миллиона рублей.
Так как чистый дисконтированный доход по услуге теплоснабжения положительный, то данный проект Инвестиционной программы эффективен.
4. Индекс рентабельности инвестиций: ИРИ = (98,1-90,89) / 416,30 + 1 = 1,02. Таким образом, данный проект является рентабельным - индекс рентабельности инвестиций больше 1.
5. Внутренняя норма рентабельности (доходности) инвестиций (ВНД): ВНД = 15,75%.
Таблица 18
Расчет эффективности
Инвестиционной программы в части услуги теплоснабжения
N п/п | Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
1 | Полезный отпуск продукции (услуг), тысяч Гкал |
349,9 | 375,1 | 402,9 | 432,2 |
2 | Тариф (средневзвешенный) ожидаемый, рублей/Гкал |
166,06 | 187,65 | 206,41 | 227,05 |
3 | Объем выручки без капитальных вложений, миллионов рублей |
58,1 | 70,39 | 83,16 | 98,1 |
4 | Себестоимость продукции, миллионов рублей |
58,09 | 70,35 | 81,02 | 90,89 |
5 | Валовая прибыль, миллионов рублей |
0,01 | 0,04 | 2,14 | 7,21 |
6 | Налоги, миллионов рублей | 0 | 0,01 | 0,02 | 2,3 |
7 | Прибыль после налогообложения, миллионов рублей |
0 | 0,03 | 2,12 | 4,91 |
Решением Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 24 июня 2010 г. N 22/9 в раздел 11 настоящей Программы внесены изменения
Предложения о размерах тарифа на подключение к системе теплоснабжения и надбавки к тарифам на услуги теплоснабжения для потребителей
Для реализации Инвестиционной программы предусмотрены денежные средства до 2013 года на сумму 402,54 миллиона рублей.
Поступление денежных средств предусмотрено от реализации услуг теплоснабжения в части установленных надбавок к тарифам на услуги теплоснабжения, платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (приложения 4 и 5).
За счет платы за подключение предполагается освоить 398,09 миллиона рублей (приложение 4).
За счет надбавок к тарифам - 4,45 миллиона рублей (приложение 5).
При этом для обеспечения доступности вышеперечисленных коммунальных услуг может быть предусмотрено финансирование из бюджетов всех уровней.
В 2008 году размер надбавки к тарифу на услуги теплоснабжения составит 6,93 рублей/ Гкал.
Тариф на подключение к системе теплоснабжения в 2007 году составит 596,67 рубля/кв.м.
В целом Инвестиционная программа разработана в строгом соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Инвестиционная программа является:
1) эффективной, так как индекс доходности инвестиций больше 1, а именно -1,1;
2) рентабельной, так как рентабельность составит 2%;
3) доступной, так как увеличение оплаты услуги теплоснабжения с учетом надбавки в абсолютном выражении не превышает 19,76 рубля с 1 человека в месяц.
Таким образом, Инвестиционная программа предусматривает установление надбавок к тарифам на услуги теплоснабжения для потребителей:
Год | 2008 | 2009 | 2010 |
Надбавка к тарифу, рублей/Гкал |
6,93 | 13,65 | 4,63 |
Тарифы на подключение к системе теплоснабжения в соответствии с Инвестиционной программой составят:
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Тариф, рублей/кв.м |
746,8 |
1 406,0 |
1 325,5 |
991,6 |
99,0 |
341,98 |
309,46 |
Поскольку Программа комплексного развития разработана и утверждена на 2007-2010 годы, то и Инвестиционная программа разработана на указанный период. Но, учитывая необходимость непрерывного перспективного развития системы теплоснабжения городского округа, данная Инвестиционная программа предусматривает и II этап реализации.
На II этапе (период 2011-2015 годы) предполагается освоить денежные средства в размере 35,3 миллиона рублей.
Источником формирования вышеуказанных средств может быть надбавка к тарифу на услуги теплоснабжения для потребителей, плата за подключение к системе теплоснабжения, средства бюджетов всех уровней, а также заемные денежные средства, в частности банковские кредиты.
12. Перечень сокращений, используемых в Инвестиционной программе
ЗАО "УТС" - закрытое акционерное общество "Управление тепловыми сетями";
городской округ - городской округ Верхняя Пышма;
Программа комплексного развития - программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Верхняя Пышма на 2007-2010 годы;
ЦТП - центральный тепловой пункт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.