Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2. Оценка исходной социально-экономической ситуации
Сегодняшняя оценка социально-экономической ситуации в городе Нижний Тагил основана на результатах комплексного анализа произошедших в предыдущие годы изменений с учетом реализации мероприятий Плана социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2003-2007 годы.
В социально-экономическом развитии города ведущая роль традиционно принадлежит промышленному комплексу. Это обусловлено как главенствующей долей данной отрасли в структуре экономики города, так и преобладающей численностью занятых в ней.
Нижний Тагил занимает ведущие позиции в экономике Свердловской области, это один из городов, который всегда был основой промышленного потенциала области и которому по праву принадлежит "локомотивная" роль в промышленном производстве региона.
За период развития положительной динамики в промышленном комплексе города начиная с 1999 года объем промышленного производства по кругу крупных и средних предприятий возрос более, чем в 4 раза, что значительно выше, чем по Свердловской области и Российской Федерации, где индекс физического объема за этот период увеличился в 2,2 раза и в 1,7 раза соответственно.
Объем отгруженных товаров собственного производства крупных и средних организаций добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (далее - объем отгрузки) в среднем на душу населения в городе Нижний Тагил почти в 2,3 раза больше, чем в Свердловской области Для сравнения: в расчете на душу населения в городе Нижний Тагил объем отгруженных товаров составляет 441 тыс. рублей, а по Свердловской области - 193 тыс. рублей.
По итогам 2007 года вклад крупных и средних промышленных предприятий города в общий объем отгрузки Свердловской области составил 19.6%, при этом доля отгрузки обрабатывающих производств города в обрабатывающем производстве области превысила 21%.
Являясь основой промышленного потенциала региона, город Нижний Тагил вносит весомый вклад и в развитие внешнеторговой деятельности области - более одной четверти всех экспортных поставок области в стоимостном выражении приходится на предприятия нашего города.
Стабильный рост экономики города невозможен без высокой динамики инвестиций. Реализация в городе инвестиционных проектов, обеспечение технического и технологического переоснащения производства позволяют сохранять и развивать позитивные тенденции в инвестиционной деятельности.
Правильно выстроенная стратегия развития отдельных предприятий города позволила существенно повысить их инвестиционную привлекательность. Об этом свидетельствует рост инвестиций в экономику города, который начался с 2001 года и по итогам 2007 года увеличился в 2,4 раза. За период 2003-2007 годов объем инвестиций в экономику города суммарно составил свыше 41 млрд. рублей. Несмотря на положительную динамику роста инвестиций в основной капитал, их величина не обеспечивает восполнение выбывших и морально устаревших основных фондов.
Недостаточен уровень инвестирования в инфраструктурный комплекс и социальную сферу.
Если в основной капитал предприятий наблюдается высокая инвестиционная активность, то этого нельзя сказать про социальную сферу, несмотря на то, что реализация мероприятий социальной направленности не менее важна, чем модернизация реального сектора экономики, так как именно развитие социальной сферы способствует повышению уровня качества жизни населения.
Необходимо отметить, что низкие темпы роста инвестиций в муниципальный сектор объясняются отсутствием достаточного количества средств в местном бюджете.
За счет бюджетных средств с учетом софинансирования вышестоящих бюджетов за данный период введены в эксплуатацию объекты социальной сферы города: поликлиника тубдиспансера площадью 3167 квадратных метра, поликлиника для взрослых по ул. Дружинина, 53 на Гальяно-Горбуновском массиве на 500 посещений в смену, первая очередь баклаборатории детской больницы N 1 на 200 лабораторных исследований в день. Проведена реконструкция 1-й очереди Детского дома N 4 на 50 мест, состоялся ввод после реконструкции учебного корпуса на 500 мест школы N 7 в Дзержинском районе города. Завершено строительство спорткомплекса УГТУ-УПИ на 2700 мест.
Из-за недостаточности средств затянулась реализация социально-значимых инвестиционных проектов, таких, как: строительство Верхне-Выйского гидроузла, детской многопрофильной больницы, пристроя к зданию политехнической гимназии, реконструкция эндокринологического центра, реконструкция здания по проспекту Мира, 61 под Центр планирования семьи. Завершается реконструкция здания под перинатальный центр на базе роддома ММУ "Демидовская центральная городская больница", начата реконструкция общеобразовательной школы N 49.
В последние годы наращиваются темпы жилищного строительства. Всего за период 2003-2007 годов по городу Нижний Тагил введено жилья почти 250 тыс. кв. метров, из них свыше 53 тыс. кв. метров введено индивидуального жилья. Для сравнения: за предыдущий пятилетний период введено всего 89,9 тыс. квадратных метров жилья.
Строящееся жилье подразделяется по конструктивным системам на мелкоштучные жилые дома (материал стен - шлакоблок, кирпич), крупноблочные, панельные, монолитные, а с 2006 года начато строительство каркасно-монолитных домов. В городе можно приобрести элитное жилье (стоимость 1 кв.м - 26-30 тыс. рублей), жилье эконом-класса (24-26 тыс. рублей), социальное жилье для молодых семей и работников бюджетной сферы и других категорий граждан.
Для увеличения объемов строительства жилья в городе Нижний Тагил, наряду с развитием различных механизмов финансирования строительства, ведется работа по модернизации производственной базы и внедрению новых технологий.
Примером тому служит жилая застройка по улице Дружинина на Гальяно-Горбуновском массиве, где в полном объеме нашли применение новые технологии по системам водоснабжения, канализования, отопления. Обеспечена стопроцентная шумоизоляция квартир и гидроизоляция перекрытий.
Впервые в Нижнем Тагиле применена в жилье система отопления "Теплые полы". Все эти факторы, несомненно, создают дополнительный комфорт и более благоприятный климат в квартирах.
С целью создания условий для увеличения объемов жилищного строительства и снижения стоимости вновь вводимого жилья в городе за счет средств бюджета города осуществляется развитие и модернизация систем коммунального хозяйства и мероприятия по инженерному обустройству земельных участков для строительства жилья.
В 2008-2010 годах планируется увеличить объемы жилищного строительства до 100-150 тыс. кв. метров жилья в год и довести за 3 последующих года объем ввода жилья до 400-450 тыс. кв. метров.
Наряду с высокоразвитой промышленной сферой отмечается возрастающая роль малого бизнеса в экономике города, который не только обеспечивает потребности населения в товарах и услугах, но и создает дополнительные рабочие места.
Сегодня сказывается положительный эффект заложенной за прошедшие годы основы системы муниципальной поддержки малого предпринимательства, перехода от отдельных мероприятий к программно-целевому методу - с 2006 года действует третья по счету программа, которая рассчитана на период до 2008 года.
За период 2003-2007 годов число предприятий малого бизнеса увеличилось почти на одну треть и сегодня к сфере малого бизнеса относится 3433 предприятия, кроме того, на налоговом учете состоит 8676 индивидуальных предпринимателей.
С каждым годом увеличивается вклад субъектов малого предпринимательства в экономику города.
В сфере малого предпринимательства сегодня занято почти 36 тыс. человек, или 17,7% от занятых в экономике города.
Основной объем оборота розничной торговли (с учетом рынков) и общественного питания приходится на долю субъектов малого предпринимательства и составляет 85,3% всего оборота, в объеме бытовых услуг его доля - 45%, в доходной части бюджета - 10%.
Сегодня важно сохранить и обеспечить на будущее поддержку и помощь в развитии не только малого, но среднего бизнеса, и в первую очередь, - в производственной сфере, так как анализ отраслевой структуры малого предпринимательства свидетельствует о ее непропорциональности, недостаточном развитии малого бизнеса производственной направленности. На это немаловажное влияние оказывает неразвитая кооперация крупного и малого бизнеса, ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к производственным мощностям, аренде и приобретению помещений и оборудования, неразвитость лизинговых услуг.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, для активизации выставочно-ярмарочной деятельности на территории города требуется наличие специализированного выставочного центра.
В сфере малого предпринимательства довольно остро стоит проблема неурегулированности социально-трудовых отношений из-за низкого уровня организации наемных работников, в том числе через профсоюзы малого бизнеса.
Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства.
Стабильный долговременный рост демонстрирует потребительский рынок товаров и услуг, являясь социальным индикатором жизненного уровня населения.
Уверенные тенденции развития инфраструктуры и технологий розничной торговли обусловили рост объема оборота розничной торговли, который начиная с 2000 года возрос в сопоставимых ценах более чем в 4,2 раза, но при этом оборот розничной торговли в расчете на душу населения по итогам 2007 года составил 55 тысяч рублей, в то время как по Свердловской области данный показатель превысил 89 тыс. рублей на одного жителя.
Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей за этот период увеличилась почти в 2 раза и достигла 497 квадратных метров.
В настоящее время устойчивую работу потребительского рынка города обеспечивают более 3 тысяч объектов, из них 42%, или 1261 - магазины различной формы собственности, количество которых за период 2003-2007 годов увеличилось более чем в 1,5 раза (2002 год - 831 магазин).
Введены в строй крупные многофункциональные объекты: ТРЦ "КИТ", "Мегамарт", "Звездный", "Александровский пассаж", "Кардинал", где представлены объекты розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг и услуг по организации досуга населения, открыты 4 боулинга: "Аист", "Эра", "Стрелец", "FIRST", развлекательные - "FEVER 911. Лихорадка 911", "BUSE", "Папанинский", "Металлург-Форум".
Проведена реконструкция устаревших объектов с применением энергосберегающих технологий - появились современный торговый центр "ЦУМ", бизнес-центр "ЭРА", торговые комплексы: "Алтайский", "Коммерсант", универмаг "Детский мир" и другие.
Структурные изменения произошли и в секторе неорганизованной торговли, связанные с упорядочением работы сети рынков, а также объектов мелкорозничной торговли на территории города. В настоящее время преобразование сети рынков продолжается. Рынки "Спутник", "Коммерсант", "Алтайский", "Гальянский", "Уральский" реконструируются в современные торговые комплексы, центры. На месте рынка "Титаник" построен современный торговый центр "Феникс" на 10 тысяч квадратных метров.
За последние два года открыто 12 автосалонов: "Форд", "Мазда", "Оками Тагил" и другие.
Увеличивается количество предприятий общественного питания (за период 2003-2007 годов - более чем в 1,4 раза), обеспеченность населения посадочными местами общедоступной сети составляет 22,5 посадочных места на 1 тысячу жителей (по Свердловской области - 17 посадочных мест).
По итогам 2007 года оборот общественного питания на душу населения составил 4,73 тысячи рублей, незначительно превысив данный показатель на душу населения Свердловской области, который сложился в объеме 4,71 тысячи рублей.
В последнее время наиболее динамично развиваются предприятия быстрого питания, кафе, бары, кафетерии, кондитерские и кулинарные производства. Получила развитие сеть предприятий с национальной кухней, семейного и детского отдыха. Появились предприятия по типу "кейтеринг", который включает в себя доставку готовых блюд, выездное ресторанное обслуживание. В числе новых направлений такие, как предприятия быстрого питания или "фаст-фуды", кофейни, ресторанные комплексы.
Одним из новых и быстро развивающихся видов обслуживания становится изготовление продукции собственного производства в торговых предприятиях сетевых структур (выпуск кондитерских и кулинарных изделий, салатов, полуфабрикатов), их количество увеличилось с 4 до 36 единиц. Все это обеспечивает дополнительный ассортимент, конкурентоспособность предприятия и, как следствие, - повышение качества услуг.
Все более востребованной становится сфера бытовых услуг По итогам 2007 года из 727 предприятий, оказывающих платные услуги, 563 - предприятия бытового обслуживания населения, количество которых за период 2003-2007 годов увеличилось в 2 раза. Создано свыше 600 новых рабочих мест.
Вместе с тем, на потребительском рынке существует ряд проблем, которые необходимо решить в предстоящем периоде.
Все еще остается высоким процент морально устаревших магазинов с малыми торговыми залами, большой плотностью расстановки оборудования, не удовлетворяющих возрастающие потребности населения.
Имеет место слабое развитие системы управления качеством в розничной торговле - только в 20% магазинов имеются товароведы.
Требует серьезных преобразований оптовая торговля. В городе отсутствуют крупные оптовые компании, имеющие складские комплексы, способные удовлетворять жестким требованиям зарубежных партнеров.
Наличие многозвенной системы оптовых предприятий, состоящих из мелких фирм и индивидуальных предпринимателей, приводит к большому количеству посредников и существенно влияет на увеличение розничных цен (рост до 30%).
Общими для потребительского рынка остаются проблемы: низкий уровень культуры обслуживания, недостаток квалифицированных кадров, наличие как несанкционированной торговли, так и несанкционированных объектов (игорный бизнес, ремонт обуви, ремонт автотранспортных средств).
Рост в экономике города сопровождается стабильным повышением уровня жизни населения. Устойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения отмечается семь лет подряд начиная с 2001 года. За период 2001-2007 годов реальные денежные доходы возросли более чем в 2 раза и в расчете на одного жителя в 2007 году в номинальном исчислении в месяц составили почти 7,4 тыс. рублей.
Основным источником формирования денежных доходов населения является заработная плата.
Увеличение среднего размера заработной платы за период 2003-2007 годов произошло по всем видам экономической деятельности организаций города, при этом наиболее существенно повысился уровень оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы. Темп роста не только компенсировал уровень инфляции, но и обеспечил значительное увеличение ее реального содержания.
Так, в промышленности за этот период годовая среднемесячная заработная плата в номинальном исчислении возросла в 2,7 раза (декабрь 2007 года - 16651 рубль), в строительстве - почти в 2,9 раза (14919,2 рублей), в транспортной отрасли - в 2,7 раза (15783,6 рублей), в торговле - в 4,2 раза (20305,5 рублей), в коммунальном хозяйстве - в 2,7 раза (10905,8 рублей).
У работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых за счет всех уровней бюджетов, среднемесячная заработная плата увеличилась от 3,1 раза до 3,5 раза и ее уровень по итогам декабря 2007 года составляет от 10910 рублей в учреждениях образования до 15968,5 рублей в учреждениях здравоохранения. За вычетом инфляции уровень реальной заработной платы в данных отраслях увеличился от 1,8 раза до 2,1 раза.
Среднемесячная заработная плата в целом по городу, достигнув в 2007 году 13249 рублей на одного работника, уступает и по темпам роста, и по уровню заработной платы в среднем по области, которая за 2007 год составила 14487 рублей.
О повышении реальных доходов населения свидетельствует рост их сбережений на вкладах кредитных учреждений, сеть которых в городе активно развивается. На сегодняшний день банковская сеть представлена 23 кредитными учреждениями, причем отдельные из них расширили собственную сеть путем открытия дополнительных офисов (на начало 2004 года она насчитывала 14 кредитных учреждений).
По итогам 2007 года число вкладов за период 2003-2007 годов возросло более чем на 37% и достигло 1081,3 тыс. единиц, а сумма сбережений на них увеличилась в 4,9 раза или более, чем на 7,8 млрд. рублей. По итогам 2007 года на вкладах населения размещена сумма, превышающая 9,8 млрд. рублей, из которой свыше 3,3 млрд. рублей направлено на вклады населения в 2007 году.
С ростом благосостояния продолжает возрастать активность населения города на получение жилищных ипотечных кредитов, в том числе молодых семей.
Кредитными учреждениями города за 2006-2007 годы выдано жилищных ипотечных кредитов 2199 семьям на сумму свыше 1636,4 млн. рублей, в том числе: данным кредитным продуктом за этот период воспользовались 527 молодых семей на сумму свыше 399,4 млн. рублей. При этом рост числа семей, получивших ипотечный жилищный кредит, в 2007 году превысил уровень 2006 года почти в 2,5 раза, как по общему количеству, так и по молодым семьям.
Несмотря на стабильный рост реальных денежных доходов, отдельные категории населения нуждаются в дополнительной социальной поддержке.
На сегодняшний день в городе реализовывается 23 социальных проекта дополнительной социальной поддержки слабо защищенных граждан - выплата единовременных муниципальных пособий к памятным и праздничным датам, ежемесячных пособий отдельным категориям граждан, а также премии Главы города отдельным категориям населения, стимулирующих развитие активной жизненной позиции, семейных устоев и традиций.
В предстоящем периоде сохранение и развитие созданной системы муниципальных гарантий дополнительной социальной поддержки отдельным категориям граждан будет являться актуальным и неизбежным.
Динамичное развитие промышленного комплекса города, малого бизнеса позволяют удерживать регистрируемый уровень безработицы одним из самых низких в Свердловской области - начиная с 1999 года, он варьируется в пределах одного процента.
Уровень официально регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения в 2007 году составляет 0,57% (по Свердловской области - 1,26%) и является самым низким за весь период с начала расчета данного показателя, а численность граждан, имеющих статус безработных, уменьшилась до 1158 человек.
Регулирование ситуации и смягчение растущих потребностей на рынке труда осуществляется Нижнетагильским центром занятости в рамках принимаемых программ, направленных на повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда, сокращение периода поиска работы, содействие в трудоустройстве.
В 2007 году практически каждый гражданин, обратившийся в службу занятости, получил квалифицированную помощь, либо был вовлечен в ту или иную программу, направлен на переобучение либо сориентирован на занятие предпринимательской деятельностью.
По итогам 2007 года потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест составляла 4480 человек, т.е. на одного официально зарегистрированного безработного приходится 3,9 вакантных рабочих места. Имеет место несоответствие структуры заявок и вакансий.
Усиливается дефицит квалифицированных рабочих кадров на фоне увеличения выпуска специалистов с высшим образованием, для которых нет работы по специальности.
В предстоящем периоде предстоит серьезная работа по решению проблемы обеспечения отраслей экономики качественными трудовыми ресурсами.
Возрастает демографическая нагрузка на трудоспособное население, причем такая тенденция сохранится и в дальнейшем.
По итогам 2007 года демографическая нагрузка на 1000 лиц трудоспособного возраста составила 556 человек (на начало года - 548 человек).
Доля населения старше трудоспособного возраста в 2007 году увеличилась до 21,4% (2003 год - 20,2%), при этом доля населения в трудоспособном возрасте сократилась до 64,2% (2003 год - 64,5%), а в возрасте младше трудоспособного - до 14,4% (2003 год - 15,3%).
Важнейшую роль в экономике города занимает жилищно-коммунальное хозяйство, являясь не только одним из крупных секторов экономики, но и сферой жизнеобеспечения населения.
Жилищный фонд города по итогам 2007 года достиг 8071 тыс. кв. метров, в том числе 1044,2 тыс. кв. метров, или 12,9%, находится в муниципальной собственности.
Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя города составляет 21,48 кв. метра, что ниже, чем в среднем по Свердловской области (21,53 кв.м). Объем ветхого и аварийного жилья, с износом более 65%, составляет 47 тыс. кв. метров (0,6% от городского жилищного фонда). Учитывая то, что в последние годы обновление жилищного фонда города за счет активизации нового строительства идет значительными темпами, доля такого жилья не будет увеличиваться.
В целом жилые дома имеют высокий процент благоустройства - 93,9%.
Принятый в муниципальную собственность ведомственный жилищный фонд, инженерные сети и теплоисточники в большей степени находились в запущенном состоянии. Была проведена большая работа по обеспечению капитальных ремонтов домов за счет средств бюджета города.
В первую очередь проводились такие важнейшие работы, как замена и капитальный ремонт систем центрального отопления (ежегодно более ста домов), начиная с 2005 года, значительно увеличились объемы работ по капитальному ремонту кровель жилых домов, герметизации стеновых швов.
В связи с изменениями законодательства - вступлением в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, 2007 год стал определяющим годом выстраивания новых взаимоотношений между предприятиями - поставщиками коммунальных услуг, меняющими форму собственности, и населением, выбирающим способ управления многоквартирными домами.
Несмотря на проводящуюся реорганизацию в области эксплуатации жилищного фонда, объемы работ по ремонтам капитального характера снижены не были, а по некоторым видам даже возросли.
Длительное время в городе не решалась проблема замены лифтов, отработавших 25-летний нормативный срок действия. С принятием муниципальной целевой программы ситуация начала меняться к лучшему.
Коммунальное хозяйство города (система тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения) выполняет свои функции, зачастую, с большим напряжением.
Принятые в муниципальную собственность электросетевое хозяйство, системы теплоснабжения с теплоисточниками имели средний износ фондов от 70% до 90%, в некоторых случаях оборудование и сети были изношены полностью. Дефицит тепловых мощностей составлял 165 Гкал/час, это больше, чем необходимо для Выйской части города (148,5 Гкал/час).
Решение данных проблем обеспечивалось за счет реализации муниципальных целевых программ по теплоснабжению (действие второй программы рассчитано на период до 2010 года).
За время действия программ существовавший дефицит тепловых мощностей был практически ликвидирован. В результате реконструкции теплоснабжающих объектов улучшено теплоснабжение Техпоселка, Выйской и центральной частей города, Сухоложского поселка, квартала 1-3 (Железнодорожный район). Можно сказать, что по городу не осталось проблемных районов по теплоснабжению.
Большая работа проделана и по ремонту теплосетей. За период 2003-2007 годов отремонтировано 211,8 км теплотрасс (2003 год - 58,6 км, 2004 год - 34,9 км, 2005 год - 43 км, 2006 год - 40,1 км, 2007 год - 35,2 км).
В предстоящем периоде усилия будут направлены на создание резерва тепловых мощностей и закольцовку тепловых районов, дающих возможность поддержания работы систем теплоснабжения при аварийных ситуациях.
В области электроэнергетики в данном периоде основной задачей было обеспечение надежности электроснабжения города, сохранение инфраструктуры, безболезненное реформирование электроэнергетики, строительство новых головных подстанций для развития города. С самого начала был взят курс на концентрацию коммунальных энергообъктов в муниципальной собственности и создание на этой базе крупных специализированных предприятий.
В настоящее время система электроснабжения города представляет собой единую, отлаженную систему, устойчиво функционирующую в любых ситуациях.
За последние годы проведена реконструкция электросетей Лебяжки, Евстюнихи, Голого Камня. Приняты в муниципальную собственность и продолжаются работы по ремонту электросетей в жилом районе Уралвагонзавода, начаты работы по проектированию и строительству подстанции Приречная, которая восполнит дефицит мощностей системы электроснабжения центральной части города.
На сегодняшний день Дзержинский район испытывает острый дефицит электромощностей, ограничивающий активное жилищное строительство в данном районе, который планируется восполнить строительством подстанции Алтайская.
Состояние отрасли водоснабжения в том виде, в каком она была принята в муниципальную собственность от промышленных предприятий, можно было назвать аварийным. Только в результате серьезных усилий удалось выстроить из разрозненных участков, принадлежащих различным предприятиям, единую систему, при этом сами системы централизованного водоснабжения и водоотведения города имеют износ от 70% до 100%, сооружения и трубопроводы находятся в плохом техническом состоянии и не отвечают современным нормам, что не позволяет обеспечить высокое качество услуг.
В рамках Плана мероприятий по устойчивому водоснабжению, обеспечению населения питьевой водой стандартного качества и канализованию города Нижний Тагил на 2003-2008 годы ведутся работы по строительству квартальных повысительных насосных станций, адресная замена наружных и внутридомовых сетей, установка приборов учета. Завершено строительство водовода по Уральскому проспекту, выполнена замена части магистрального водовода диаметром 1000 мм, обеспечивающего водоснабжение сразу двух районов города - Ленинского и Тагилстроевского. Выполнена замена одной линии канализационного коллектора от КНС N 14, заменено 14,54 км водопроводных и 12,1 км канализационных сетей.
В настоящее время для стабильной работы сетей водопровода Гальяно-Горбуновского массива выполнено строительство перемычки протяженностью 1,6 км Д-1000 (800) мм по Уральскому проспекту от улицы Дружинина до Октябрьского проспекта с одновременным выполнением перемычек для кольцевания существующих сетей. Было осуществлено строительство трех блочных повысительных насосных станций в микрорайонах N 1, 4 и 5, что позволило обеспечить давление в сети, достаточное для водоснабжения верхних этажей Гальяно-Горбуновского массива.
Вместе с тем ситуация в сфере водоканализационного хозяйства остается сложной по надежности работы и по частоте аварий, несмотря на выполненные мероприятия, удельная аварийность на сетях остается высокой.
Изменить ситуацию к лучшему призвана инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения водопроводно-канализационного хозяйства города Нижний Тагил, разработанная на период до 2018 года. Мероприятия программы направлены на новое строительство и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Внедрение мероприятий позволит усовершенствовать технологические процессы, приблизить качество питьевой воды к нормативным требованиям, сократить объемы неучтенного водопотребления, снизить аварийность на сетях водопровода.
За этот период произошли большие перемены в дорожном хозяйстве и благоустройстве города, которое носят сегодня комплексный характер - одновременно с ремонтом автодороги производится замена подземных инженерных коммуникаций, обустройство газонов, ремонт пешеходных тротуаров, внутриквартальных проездов, детских спортивных и игровых площадок, фасадов зданий, замена кровли, ремонт подъездов, обновление адресного хозяйства. Таким образом, в городе благоустроено уже 6 улиц города.
Наиболее значимые объекты, введенные в эксплуатацию за эти годы - строительство водного каскада и новой зоны отдыха Парка им. А.П. Бондина, комплексное благоустройство проспекта Мира, улицы Пархоменко, реконструкция Комсомольского сквера, привокзальной площади, проспекта Вагоностроителей, Гвардейского бульвара.
Проведен капитальный ремонт автодорог: Восточное шоссе, Алтайская, Ленинградский проспект, Фрунзе, Победы, Горошникова, Перова, Балакинская, Черных, Орджоникидзе, Ильича, Первомайская, Красноармейская, Уральский проспект, Береговая-Ударная, Оплетина, Ермака и др., но еще значительная часть дорожного полотна в городе нуждается в ремонте и реконструкции.
В настоящее время в городе площадь сети автодорог составляет более 5 млн. кв. метров, из них дороги с усовершенствованным типом дорожного покрытия составляют около 4 млн. кв. метров, или 80 процентов.
Проблемы в транспортно-дорожном комплексе сохраняются, так как состояние и темпы развития автомобильных дорог не соответствуют темпам автомобилизации, что приводит к высокой загрузке автодорог транспортом.
Для снятия данной проблемы решается вопрос по строительству моста через Нижнетагильский пруд, который соединит Гальяно-Горбуновский массив и центральную часть города.
Из года в год наращиваются темпы по строительству и капитальному ремонту тротуаров, однако еще остается высокой доля внутриквартальных проездов и тротуаров, не соответствующих ГОСТу - свыше 40%.
Одной из проблем благоустройства является строительство системы ливневой канализации.
В городе проводится большая работа по благоустройству дворов. Пристальное внимание уделяется строительству и ремонту детских и спортивных площадок. В настоящее время обеспеченность детскими площадками в городе составляет 96%.
Несмотря на активизацию работ по благоустройству, состояние многих внутриквартальных территорий остается неудовлетворительным, во многих дворах отсутствует комплексное благоустройство.
Состояние окружающей среды в городе Нижний Тагил остается напряженным, а уровень ее загрязнения высоким. Качество окружающей природной среды является одной из наиболее острых проблем, затрагивающих интересы каждого человека.
По состоянию окружающей среды на протяжении нескольких лет город Нижний Тагил входит в список 13 городов Свердловской области с неблагополучной экологической ситуацией.
За последние 3-4 года в городе Нижний Тагил в целом несколько стабилизировалась экологическая обстановка, несмотря на рост объемов производства.
Общее количество выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водные объекты в 2007 году остались на уровне 2006 года и составили 192 тыс. тонн и 155 млн. куб.м соответственно. За период 2003-2007 годов общее количество вредных выбросов в атмосферный воздух сократилось на 4,6% (201,313 тыс. тонн) и сбросы сточных вод уменьшились на 4,5% (152,360 млн. куб.м).
При наличии тенденции по стабильному снижению валовых объемов выбросов вредных веществ экологическая обстановка в городе остается неблагоприятной, качество атмосферного воздуха крайне низкое, концентрация вредных примесей в атмосфере превышает предельно допустимые нормы.
Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха города являются формальдегид, бенз(а)пирен, аммиак, диоксид серы и фенол. Уровень загрязнения воздуха повысился с категории "высокий" (2004 год) до категории "очень высокий".
В 2004-2006 годах отмечено значительное ухудшение качества воды на участке реки Тагил (черта города Нижний Тагил), если раньше она характеризовалась как "грязная", то в 2006 году качество воды ухудшилось до "экстремально грязной".
Остается проблематичным складирование и переработка твердых бытовых отходов. С каждым годом количество образующихся отходов на территории города возрастает и вопрос по их утилизации становится все острее. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод.
В предстоящем периоде, в первую очередь, требуется реализовать инвестиционный проект по строительству мусороперерабатывающего завода мощностью 100 тыс. тонн в год.
Большое значение для оздоровления окружающей среды города имеет охрана и воспроизводство зеленых насаждений. Ежегодно ликвидируется до 2 тысяч старых сухих деревьев, высаживается 37 тысяч саженцев, разбиваются газоны. В городе применяется технология рулонного газона - обустроено 14 тысяч кв. метров газонов.
В течение трех последних лет основным источником реализации природоохранных мероприятий местного значения стал бюджет города за счет доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Наметилась тенденция увеличения средств, направляемых на природоохранные мероприятия, из бюджета города от 24,152 млн. рублей в 2003 году до 51,4 млн. рублей в 2007 году.
С целью создания благоприятной среды обитания и условий проживания населения города Нижний Тагил предприятиям-природопользователям совместно с органами местного самоуправления необходимо решить следующие основные задачи: снижение и предотвращение рисков вредного влияния на здоровье населения факторов среды обитания, в том числе комплексной химической и биологической нагрузки; модернизация и техническое перевооружение предприятий с целью защиты атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения; повышение уровня экологического образования и культуры; обеспечение населения питьевой водой стандартного качества; вовлечение в производство отходов производства и потребления, организация их переработки, расширение площади особо охраняемых природных территорий и использование их в качестве рекреационных зон.
Формирование эффективной системы природопользования, оптимальных условий возобновления природных ресурсов, снижение техногенного воздействия на окружающую среду заметно улучшит экологическую ситуацию в городе.
Происходят позитивные изменения и в социальной сфере. Закрепляется положительная динамика по основным демографическим показателям.
Анализируя демографическую ситуацию за период 2003-2007 годов, можно отметить положительнее сдвиги в сторону улучшения демографической ситуации: увеличивается рождаемость и снижается смертность населения.
За последние пять лет естественная убыль населения составила почти 12 тысяч человек, против 16,6 тысяч человек за предыдущий пятилетний период.
Суммарное число родившихся за рассматриваемый период составило 19,3 тысяч человек, а суммарное число умерших - 31,2 тысяч человек.
За 2003-2007 годы постоянное население города Нижний Тагил уменьшилось на 14,1 тыс. человек, или на 3,6%, из них за 2007 год - на 1,8 тысяч человек, или на 0,5% и составило по состоянию на 1 января 2008 года 375,7 тысяч человек.
По-прежнему смертность населения превышает рождаемость, однако сохраняется положительная динамика к снижению и стабилизации темпов естественной убыли населения. В динамике превышение смертности над рождаемостью выглядит следующим образом: за 2003-2005 годы - в 1,7 раза, за 2006 год - в 1,5 раза, за 2007 год - в 1,4 раза.
За 2007 год естественная убыль населения составила 1,6 тысяч человек (родилось 3836 младенцев, умерло 5426 человек), что на 0,4 тысячи человек меньше, чем за 2006 год.
Рождаемость населения за 2007 год в абсолютной величине превышает уровень 2006 года на 120 человек, или на 3,2% (число родившихся младенцев за 2007 год - 3836 человек, за 2006 год - 3716 человек). Коэффициент рождаемости за прошедший год увеличился до 10,19 промилле против 9,82 за 2006 год.
При снижении показателей общей смертности населения (за 2007 год умерло 5426 человек, за 2006 год - 5679 человек) отмечается снижение и младенческой смертности с 42 случаев в 2006 году до 33 случаев в 2007 году. Коэффициент младенческой смертности (число смертей на 1 тыс. родившихся живыми) за 2007 год уменьшился до 8,6 промилле против 11,3 за 2006 год, а коэффициент общей смертности снизился до 14,41 промилле против 14,99 за 2006 год.
Доступность медицинской помощи в городе Нижний Тагил обеспечивают 19 лечебно-профилактических муниципальных учреждений здравоохранения.
За 2003-2007 годы улучшились основные показатели, характеризующие работу муниципального здравоохранения: перераспределены объемы медицинской помощи из стационарного звена в амбулаторно-поликлиническое, повысилась интенсивность использования коечного фонда, внедрена система управления качеством медицинской помощи.
Стабильно увеличиваются объемы финансирования здравоохранения, выросла заработная плата работников муниципальных учреждений здравоохранения.
Успешно реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье", поддерживающий, в первую очередь, те звенья системы здравоохранения, которые сегодня нуждаются в немедленном реформировании и от состояния которых, в конечном итоге, зависит здоровье нации. В его основу положено не содержание медицинских учреждений, а оказание медицинской помощи гражданам.
Обновление медицинского оборудования принесло ощутимую пользу - появились приборы, позволяющие обнаружить заболевания на ранних стадиях развития, что, в свою очередь, способствует сокращению людских потерь от управляемых причин заболеваемости и смертности.
Дополнительные выплаты из федерального и областного бюджетов участковым врачам, фельдшерам и медицинским сестрам, работникам скорой медицинской помощи, производимые в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", значительно улучшили материальное положение этих категорий сотрудников здравоохранения.
Рост заработной платы в первичном звене должен способствовать привлечению врачебных кадров, где сегодня наблюдается недостаточная укомплектованность. Общее количество, имеющихся в городе территориальных участков, составляет 217 единиц, в том числе 76 - педиатрических и 141 - терапевтический. Укомплектованность участковыми врачами педиатрами составляет 47,4% (36 физических лиц), участковыми врачами терапевтами - 29,8% (42 физических лица).
В целом в муниципальных учреждениях здравоохранения города из 1748 ставок врачебных должностей занято 1692, или 96,8%, на которых работает 857 врачей (коэффициент совместительства - 1,97), укомплектованность врачебным персоналом составляет 49% Из 4665 ставок среднего медицинского персонала занято 3151, или 67,5% (коэффициент совместительства - 1,48).
Немаловажной проблемой является и возрастной состав врачебных кадров, средний возраст которого 48 лет. Удельный вес пенсионеров среди врачей составляет 34,7%, удельный вес молодых специалистов - 9,4%.
Продолжает увеличиваться количество посещений в муниципальных поликлиниках города. Фактическая мощность поликлинического звена в 2007 году на 21,7% превысила плановую, а в детских поликлиниках - на 30,9%.
За период 2003-2007 годов в городе реализовано 10 муниципальных целевых программ, направленных на внедрение в практику здравоохранения эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью.
Мероприятия муниципальных целевых программ позволили сохранить и планировать развитие существующей сети муниципальных учреждений здравоохранения, внедрить новые и усовершенствовать существующие медицинские технологии, сдерживать рост заболеваемости социально значимыми заболеваниями, укрепить материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений (несмотря на обновление материальной базы муниципальных учреждений здравоохранения, износ основных фондов в среднем составляет 60,4%, износ оборудования - 71,5%).
Среди приоритетов деятельности муниципального здравоохранения на первом месте стоит охрана здоровья женщин и детей (приняты муниципальные целевые программы "Здоровый ребенок", "Охрана материнства и детства").
Проведена реорганизация женских консультаций ММУ "Демидовская центральная городская больница".
Для решения задачи развития профилактических направлений и повышения медицинской грамотности населения на базе муниципального учреждения "Врачебно-физкультурный диспансер" созданы отделения медицинской профилактики и редакционно-издательский центр.
Продолжают развиваться специализированные виды медицинской помощи и стационарозамещающие технологии.
На базе МУЗ "Центральная городская больница N 4" организован функциональный "Кардиологический центр", объединяющий кардиологическое отделение, кардиологическую реанимацию, сосудистое отделение и поликлинический прием кардиолога и аритмолога с целью решения задачи отбора кардиологических больных на проведение инвазивных методов диагностики и лечения с последующей реабилитацией в условиях санатория "Руш" и диспансеризацией по месту жительства.
Приобретен и внедрен в работу МУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи" программный комплекс "Автоматизированная диспетчерско-информационная служба". С внедрением программы уменьшилось время ожидания приезда бригады по обслуживанию вызова, укрепилась трудовая дисциплина, снизилось количество необоснованных вызовов. Средние сроки ожидания скорой медицинской помощи в 2007 году составили 23,9 минуты.
В результате трехстороннего партнерства между Администрацией города, ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" и МНТК "Микрохирургия глаза" в городе введена в эксплуатацию современная офтальмологическая клиника, в которой проводятся амбулаторные операции с применением лазерных технологий.
Для исключения дублирования медицинских технологий, концентрации медицинского оборудования и кадров в одном лечебном учреждении, интенсификации работы коечного фонда проведено закрытие "ЛОР отделения" в МУЗ "Центральная городская больница N 4" и создание на базе "ЛОР отделения" в МУЗ "Центральная городская больница N 1" городского приема больных данного профиля.
В целях снижения затрат в дальнейшем необходимо провести глубокий анализ целесообразности использования различных помещений и зданий, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений здравоохранения, исключив неэффективное использование материальных и кадровых ресурсов.
Прошедшие четыре года стали годами эффективной работы по развитию системы образования города.
В настоящее время в муниципальной системе образования - 160 образовательных учреждений различных типов и видов, в которых обучается, воспитывается и развивается 58754 ребенка. Учреждения реализуют программы, направленные на удовлетворение самых разнообразных потребностей детей и родителей.
Серьезным стимулом инновационного развития учреждений стал приоритетный национальный проект "Образование", действующий с 2006 года. В соответствии с проектом осуществляется стимулирование лучших учителей и образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Победителями конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году стали: десять учреждений (качественный прирост учреждений-победителей по сравнению с 2006 годом по Нижнему Тагилу составляет 2 раза) 29 педагогов (в 2006 году - 22 человека).
В дошкольных образовательных учреждениях города воспитывается 15276 детей дошкольного возраста, из них в муниципальных детских садах - 8170 человек, или 53,5%.
Охват детей в возрасте от 0 до 7 лет услугами дошкольного образования составляет 62%. Количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), ежегодно увеличивается: по сравнению с 2003 годом - на 1748 человек.
Сохранена система предоставления льгот по оплате, обеспечивающая доступность услуг дошкольного образования разным слоям населения. В городе открыты социальные группы, в которых предоставлена возможность бесплатного посещения детьми муниципальных ДОУ.
Характеризуя состояние системы дошкольного образования необходимо отметить значительный рост потребности в дополнительных местах в ДОУ города. Продолжается возврат в систему дошкольного образования зданий бывших детских садов.
С целью удовлетворения данной потребности за последние 4 года в детских садах города открыто около 100 групп, в течение 2006 года открыто 10 групп, введено в действие в 2006 году здание бывшего детского сада N 195. В течение 2007 года открыто еще 7 групп на 115 детомест. Однако очередь на устройство детей в ДОУ сохраняется.
Сохранена и получила свое развитие система дополнительного образования.
Увеличение контингента занимающихся в 17 учреждениях дополнительного образования за период 2003-2007 годов составило более 11 тысяч воспитанников. Все большим спросом пользуются кружки и секции при общеобразовательных школах (действует 942), клубы по месту жительства (действует 38 единиц). Значительный рост обусловлен в том числе и за счет передачи 11 клубов по месту жительства на баланс общеобразовательных школ.
Постоянно поощряется и поддерживается сложившаяся система традиционных массовых мероприятий с учащимися, позволяющая создавать условия для поддержки и развития одаренных школьников.
В данных мероприятиях принимают участие образовательные учреждения всех типов и видов (160 учреждений): городская, единственная в области, выставка технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи; фестиваль художественного творчества учащихся "Адрес детства - мой Нижний Тагил"; фестиваль "Юные интеллектуалы Среднего Урала"; слеты актива школьных музеев, юных экологов и натуралистов.
За 2003-2007 годы получило свое развитие детское общественное движение: в 2007 году девятый раз стартовала городская краеведческая игра для учащихся 1-4-х классов "Я - тагильчанин"; с 2007 года учащиеся 5-8-х классов включились в краеведческую игру "Мы живем на Урале"; в самой массовой детской общественной организации "ЮНТА" количество отрядов возросло до 41 отряда, в федерации детских организаций "Юные тагильчане" - до 58 отрядов.
Целенаправленно решаются проблемы, связанные с организацией образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии, в системе функционирует 75 групп компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.
В 2007 году увеличилось до 29 количество учреждений, предоставляющих образовательные услуги по специальным коррекционным программам.
В 2 раза увеличилось количество детей-инвалидов, которые получают образование в условиях классно-урочной системы вместе со здоровыми детьми в общеобразовательных школах на основе индивидуальных программ, и составляет 437 человек. В систему общего образования включается все большее число детей-инвалидов, ранее не посещавших школу по причине болезни. На муниципальном уровне наметилась позитивная тенденция от изоляции детей с ограниченными возможностями здоровья к интеграции их в среду здоровых детей (в общеобразовательных школах вдвое больше детей-инвалидов, чем в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях).
В городе продолжается работа по повышению качества образования.
В декабре 2007 года в рамках мониторинга приоритетного национального проекта "Образование" проведены социологические исследования мнений родителей по вопросу удовлетворенности качеством образования, показатель составил 77%.
На протяжении ряда лет наблюдается рост "золотых" и "серебряных" медалистов. Доля медалистов от числа выпускников в 2007 г. составила 4%, в 2006 г. - 3,96%, в 2005 г. - 2,9%, в 2004 г. - 3,7%.
Сложилась система дополнительной (углубленной) подготовки обучающихся по предметам гуманитарного, технического, естественно-научного профиля: 26,5% образовательных учреждений работают в режиме лицеев, гимназий, учреждений с углубленным изучением различных предметов.
Высокое качество образования на областных, региональных и международных конкурсных состязаниях ежегодно подтверждают юные тагильчане. Рост числа призеров составил 27%.
Продолжается информатизация образовательного процесса.
В городе созданы условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий. Функционирует 88 компьютерных классов. Снижена нагрузка на 1 компьютер до 15,5 человек при плановом значении в соответствии с Соглашением - 23 человека (2006 год - 25 человек, 2005 год - 43 человека).
На сегодняшний день к сети Интернет подключены 67 образовательных учреждений (2006 год - 48, 2005 год - 13). В образовательных учреждениях установлено 85 мультимедийных установок (2006 год - 76 единиц).
Одним из основных механизмов, обеспечивающих меры по укреплению кадров в муниципальной системе образования, социальной поддержке педагогов явилась целевая муниципальная программа "Кадры в системе образования города Нижний Тагил" на 2000-2005 годы и как продолжение на 2006-2008 годы.
Программа обеспечивает социальную защищенность педагогов, развитие социальных гарантий и льгот, стимулирование труда работников системы образования.
Обеспеченность педагогическими кадрами муниципальных образовательных учреждений на 1 сентября 2007 года составила 97,6% (на 1 сентября 2006 года - 97,1%), из них общеобразовательных школ - 98,7%.
Остается стабильно высоким (около 25%) количество педагогических и руководящих работников пенсионного и предпенсионного возраста.
Материально-техническая база многих учреждений образования не отвечает нормативам и современным требованиям образовательного процесса.
Увеличивается количество зданий, требующих капитального ремонта (резко ухудшилось состояние инженерных коммуникаций, кровли, фасадов и других конструктивных элементов зданий), что влияет на обеспечение безопасности образовательного процесса.
Серьезной проблемой школьных зданий остается обеспечение пожарной безопасности.
Остро ощущается нехватка средств на переоборудование школьных столовых и пищеблоков в детских образовательных учреждениях, на проведение охранных мероприятий.
Уникальность Нижнего Тагила не только в том, что он является крупным и старейшим центром отечественной металлургии, но и в том, что он располагает развитой сетью учреждений культуры - в городе работают свыше 200 учреждений, которые могут одновременно принять более 18 тысяч тагильчан и гостей города.
Муниципальные библиотеки являются основой библиотечной сети города и представляют собой важную часть информационного и культурного ресурса. В настоящее время библиотечная сеть города насчитывает 105 учреждений, в которых общее число читателей составляет 140 тысяч человек. Для качественного удовлетворения потребностей читателей в информационном обслуживании произведено объединение библиотек, сформирован единый библиотечный фонд.
В Нижнем Тагиле уровень обеспеченности населения библиотечными услугами соответствует утвержденным стандартам и выше областного уровня, но неравномерность распределения библиотечной сети не обеспечивает максимальной пространственной доступности.
В сфере библиотечного обслуживания за прошедший период значительно увеличилось комплектование библиотечных фондов и выделение средств на подписные издания. Состоялось открытие детской модельной библиотеки на Гальяно-Горбуновском массиве (филиал N 12 Центральной городской детской библиотеки), отремонтирован филиал Центральной городской библиотеки в поселке Старатель.
Ежегодно на сценах театров города проходит 500 спектаклей, которые посещают более 110 тысяч зрителей. Из восьми театрально-зрелищных организаций статус муниципальных имеют пять учреждений. Концертно-демонстрационный комплекс "Современник", который насчитывает 1200 зрительских мест, проводит 170 стационарных и выездных концертных программ, лекториев для 40 тысяч слушателей, при этом его техническое состояние не соответствует современным требованиям для проведения шоу-программ, и он не обладает необходимыми акустическими свойствами для проведения концертов академического жанра. Исходя из данных обстоятельств возникает потребность открытия в городе концертного зала с естественной акустикой.
Уровень обеспеченности населения города Нижний Тагил услугами культурно-досуговых учреждений практически соответствует социальным нормам и нормативам: 20 зрительских мест на одну тысячу зрителей и один парк на 100 тысяч жителей. В настоящее время в культурно-досуговых учреждениях насчитывается более 7 тысяч зрительских мест и на территории города имеется 4 парка культуры и отдыха, расположенные в каждом районе города. В течение года клубно-досуговыми учреждениями проводится свыше 3,5 тысяч культурно-массовых и зрелищных мероприятий, посещаемость которых достигает 500 тысяч человек.
Уровень доступности и обеспеченности населения услугами клубно-досуговых учреждений не во всех микрорайонах города одинаковый: в Гальяно-Горбуновском массиве, где проживает более 60 тысяч тагильчан, есть только один культурно-массовый досуговый центр - Киноклуб "Наутилус", в микрорайонах Алтайский, Пихтовые горы, Кирпичный учреждения клубного типа отсутствуют.
Город Нижний Тагил располагает уникальными памятниками истории и культуры, являясь одним из центров не только уральской, но и российской металлургической промышленности, на его территории находятся 84 недвижимых объекта культурного наследия, которые поставлены на учет в качестве памятников истории и культуры федерального и регионального значения, и 38 объектов местного (муниципального) значения.
На территории города Нижний Тагил находится 13 музеев. Общее количество подлинных предметов хранения в музеях города составляет более 600 тысяч единиц, ежегодно с музейными экспозициями знакомятся свыше 200 тысяч гостей и жителей города.
Музейные экспозиции являются средством открытого доступа к культурному наследию. Однако помещения музеев плохо приспособлены для хранения фондов и не имеют необходимого количества выставочных площадей. Устаревшее музейное оборудование не позволяет эффективно использовать существующие площади, в том числе площади фондохранилищ.
В силу объективных причин значительная часть коллекций музеев недоступна посетителям, но достаточно широко востребована. Обеспечить доступность к музейным фондам могут позволить электронные каталоги и информационные системы, но большинство музеев города не имеют необходимой технической базы для хранения информации на современных электронных носителях.
Сфера дополнительного образования детей в городе представлена 9 учреждениями начального художественного образования. По направлениям деятельности это достаточно развитая система, которая включает в себя 4 музыкальные школы, 3 школы искусств, в одной из которых открыто хореографическое отделение, и 2 художественные школы. Общий контингент учащихся составляет три тысячи человек.
Несмотря на то, что система художественного образования в городе достаточно развита, наблюдается неравномерный уровень обеспеченности населения города услугами учреждений дополнительного образования.
Охват населения недостаточен как по профессиональной направленности учреждений (в районе Гальяно-Горбуновского массива отсутствует художественная школа и школа искусств, в Дзержинском районе - школа искусств), так и по доступности (отсутствуют учреждения художественного образования в микрорайонах Кушва, Алтайский, Рудник им. III Интернационала).
Недостаток площадей в некоторых учреждениях дополнительного образования не позволяет осуществлять полноценную деятельность в соответствии с существующими лицензионными требованиями. Изношенная и морально устаревшая материально-техническая база не способствует повышению привлекательности обучения в учреждениях дополнительного образования, не позволяет осуществлять полноценную деятельность в соответствии с существующими лицензионными требованиями, что отрицательно сказывается на процессе формирования контингента учащихся.
В условиях хронического недостатка средств ежегодно в течение периода 2003-2007 годов в бюджете города предусматриваются ассигнования на укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
Проводится капитальный ремонт в Нижнетагильском драматическом театре им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (выполнен ремонт кровли, санузлов, произведена замена всех стеклопакетов, в стадии завершения находится реставрация скульптур фасада здания). Сумма финансирования на ремонтные работы Нижнетагильского драматического театра составляет свыше 30 млн. рублей. Подготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию Муниципального молодежного театра, приобретен автотранспорт (автобус) для театра драмы и Муниципального молодежного театра.
Отремонтирован фасад основного здания музея-заповедника, произведены реставрационные работы здания Верхних провиантских складов, в котором открыт Музей природы, произведен ремонт стеклянной части кровли русского зала, выставочных залов и подсобных помещений Нижнетагильского музея изобразительных искусств. При музее изобразительных искусств создан отдел городской скульптуры: в 2007 году завершена работа по реставрации скульптуры "Муза" и памятника В.И. Ленину у музея-заповедника, продолжилась работа по капитальному ремонту памятников Героям гражданской войны на Красном Камне, Первым тагильским комсомольцам, рабкору Быкову. Одним из знаковых событий культурной жизни города стало открытие памятника Н.Н. Демидову.
В целях развития художественно-эстетического образования детей произведен капитальный ремонт и открыто дополнительное здание Детской музыкальной школы N 3 на Гальяно-Горбуновском массиве, в 2007 году отремонтирована кровля и произведены внутренние ремонтные работы в здании Детской школы искусств N 3.
Произведено ландшафтное строительство новой части парка и строительство каскада фонтанов парка им. А.П. Бондина; во дворце культуры "Юбилейный" произведен ремонт кровли и отопительной системы, подготовлена проектно-сметная документация для проведения ремонтных работ зрительного зала и внутренних помещений, во Дворце Молодежи произведен ремонт кровли, во Дворце культуры им. III Интернационала завершен капитальный ремонт спортивного и тренажерного залов, приобретено оборудование для тренажерного зала; для клуба в поселке Черемшанка выделено новое здание, произведен ремонт клуба в поселке Евстюниха.
Физическая культура как сфера деятельности направлена на разностороннее развитие личности.
В городе действует 767 спортивных сооружений, в их числе 4 стадиона, Ледовый Дворец спорта, 11 стандартных спортзалов, 20 крытых плавательных бассейнов, 17 стрелковых тиров. В 2003 году был введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс "Металлург-Форум", который по своему оснащению отвечает всем современным требованиям и позволяет проводить соревнования самого высокого уровня.
Развитие массового спорта в нашем городе осуществляется в рамках реализации муниципальной целевой программы "Массовая физическая культура - здоровье города" (2006-2008), что позволило в 2007 году увеличить количество занимающихся на предприятиях, в организациях, в учреждениях до 14,7 % от общей численности населения города (2004 год - 10,8%, 2005 год - 13,2%, 2006 год - 13,8%).
Различными формами занятий физической культурой и спортом охвачены свыше 55 тысяч человек (в 2004 году - 41,7 тысяч человек, в 2005 году - около 51 тысячи человек). В нашем городе культивируются 57 видов спорта, свыше 24 тысяч человек занимаются в секциях по видам спорта, функционируют 195 коллективов физической культуры.
Повышение массовости - это не только занятия в клубах и секциях, но и проведение спортивно-массовых мероприятий.
Ежегодно в городе организуется и проводится более 200 спортивных соревнований от городского до международного уровня, в которых принимает участие от 40 до 60 тысяч человек.
Проводятся четыре городские спартакиады среди образовательных учреждений города, спартакиады среди администраций муниципальных образований Свердловской области, фестиваль детского спорта (среди клубов по месту жительства) и фестиваль спорта "Преодолей себя" для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, в 2007 году в городской календарь спортивно-массовых мероприятий включены еще 2 спартакиады спартакиада "Бодрость и здоровье" среди работников предприятий малого и среднего бизнеса, спартакиада среди предприятий городского хозяйства.
Учебно-тренировочную деятельность по подготовке спортивного резерва осуществляют 17 детско-юношеских школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, из них 13 являются муниципальными, в них занимается около 12 тысяч детей, подростков и учащейся молодежи.
С целью подготовки юных волейболисток для пополнения женской волейбольной команды "Уралочка" воспитанницами тагильского волейбола в сентябре этого года в нашем городе открыта муниципальная ДЮСШ с одноименным названием, которая стала 17-й по счету детско-юношеской школой в нашем городе.
Говоря о развитии массового спорта в нашем городе, нельзя не отметить создание МСОУ "Клуб туристов "Азимут" с целью охвата населения города различными формами туристских походов, велотуризмом, путешествиями на лодках и лыжными походами. Создание туристического клуба позволит увеличить количество занимающихся этим видом спорта в нашем городе.
При содействии Фонда "Национальная академия футбола" проведена реконструкция футбольного поля на стадионе "Юность" с укладкой искусственного покрытия для всесезонного использования.
В апреле 2007 года ДЮСШ "Юпитер" стала победителем конкурса на получение оборудования для футбольного стадиона. По условиям получения гранта из бюджета города были выделены средства на подготовку основания для искусственного покрытия футбольного поля и двух игровых площадок в размере почти 4,8 млн. рублей. Завершение работ по реконструкции стадиона намечено на 2008 год.
Продолжается работа по проведению строительства, реконструкции и ремонту спортивных площадок. На средства, предусмотренные в бюджете, в этом году построено 2 площадки с искусственным покрытием в Дзержинском районе, всего их уже 4 (2 построены в Ленинском районе в 2006 году). Кроме того, за счет средств областного бюджета была построена спортивная площадка с искусственным покрытием на территории загородного оздоровительного лагеря "Золотой луг".
Тагильские спортсмены успешно выступают на республиканских и международных соревнованиях. Ежегодно на чемпионатах, первенствах и Кубках России, Европы и Мира завоевывается от 200 до 280 медалей различного достоинства (в 2004 году - 204 медали, в 2005 году - 283, в 2006 году - 243).
Высокие результаты тагильских спортсменов в определенной степени связаны с тем, что на протяжении уже 8 лет в нашем городе реализуется муниципальная целевая программа "Кадры в системе учреждений физической культуры и спорта". За период 2004-2007 годов отрасль получила 40 специалистов с высшим физкультурным образованием, обучавшихся на контрактной основе по специальности "физическая культура и спорт" в НТФ УГТУ-УПИ за счет средств бюджета города.
Создана муниципальная система повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников отрасли.
За период реализации данной программы 87% руководящих и педагогических работников прошли курсы повышения квалификации. Мероприятия по материальному стимулированию труда работников позволили снизить текучесть кадров среди тренерско-преподавательского состава с 12% в 2004 году до 4% в 2007 году И все это, несомненно, повлекло за собой повышение спортивных результатов: на 29,8% увеличилось количество подготовленных разрядников, две муниципальные детско-юношеские спортивные школы подтвердили и две получили статус специализированной школы олимпийского резерва.
Звание "Заслуженный работник физической культуры" имеют 4 человека, "Заслуженный тренер России" - 13 человек, "Заслуженный мастер спорта" - 7 человек, "Мастер спорта международного класса" - 28 человек, "Мастер спорта России" - 236 человек, почетный знак "За заслуги в развитии физической культуры и спорта" имеют 19 физкультурных работников, знак "Отличник физической культуры" - 106 работников.
При отмеченных выше положительных результатах в деятельности отрасли следует отметить и ряд проблем, требующих неотложного решения. И самая главная из них - материально-техническое состояние многих спортивных сооружений города, свыше 50% которых не соответствуют современным требованиям для качественного проведения учебно-тренировочного процесса и организации спортивно-массовых мероприятий.
Наиболее остро стоит проблема необходимости проведения капитальных ремонтов, а также реконструкции и модернизации ряда существующих спортивных сооружений города: спортивные залы МОУ ДОД ДЮСШ N 2, МОУ ДОД СДЮСШОР N 1 и МОУ ДОД СДЮСШОР N 3. Завершения капитального ремонта требует здание МОУ ДОД СДЮСШОР и МОУ ДОД "ШШЦ", где капитальный ремонт продолжается уже несколько лет.
Реконструкция и модернизация необходима спортивным сооружениям МОУ ДОД ДЮСШ "Высокогорец". Стадион учреждения всегда пользовался большой популярностью у населения города. Сегодня теннисные корты и беговые дорожки стадиона не соответствуют установленным требованиям для проведения соревнований, капитальный ремонт необходим трибунам стадиона и подтрибунным помещениям.
Для соответствия современным требованиям Международной Федерации лыжного спорта комплекс трамплинов ГОУ ДОД Свердловской области "СДЮСШОР "Аист" нуждается в проведении реконструкции. Комплекс трамплинов является лучшим в России. Здесь проводится более 50% соревнований федерального уровня по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью.
Реконструкции требуют гостевые домики и другие здания лыжной базы муниципального спортивно-оздоровительного учреждения "Спартак".
Другое спортсооружение МСОУ "Спартак" - водноспортивная станция, которая находится в центре города на берегу Тагильского пруда. Старые постройки станции и комплекс понтонов нельзя назвать достойным украшением города. Нельзя в таких условиях организовать и эффективный учебно-тренировочный процесс для учащихся отделения парусного спорта.
Необходимы проектирование и реконструкция вышеуказанных спортивных сооружений МСОУ "Спартак".
Помимо ремонта существующих спортивных сооружений остро ощущается необходимость строительства новых объектов, в первую очередь в районе Гальяно-Горбуновского массива, для активного отдыха и оздоровления тагильчан, с целью доступности плоскостных спортивных сооружений жителям всех районов города.
Общей проблемой для всей социальной сферы является недостаточное качество общедоступной социальной инфраструктуры, ориентированной на массовые слои населения.
Расширение платности во всех отраслях социальной сферы привело к снижению качества услуг, предоставляемых населению бесплатно. Последнее особенно ощутимо отразилось на наиболее неблагополучной с точки зрения уровня доходности части населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные, неполные семьи и т.п.).
В результате роста платности услуг в отраслях социальной сферы ослаблен принцип равенства и гарантии получения различными группами населения необходимого социального обслуживания.
Состояние имеющейся материально-технической базы социальной сферы обеспечивает лишь минимальные потребности населения в гарантированном получении социальных услуг. При этом следует отметить, что невысокая эффективность функционирования рыночного сектора отраслей социальной сферы не позволяет формировать необходимые ресурсы поддержания и развития ее материальной базы.
МОЛОДЕЖЬ - это социально-демографическая группа населения, выделяющаяся своей активной жизненной позицией, высоким образовательным уровнем, своей мобильностью и адаптивностью.
Молодежь города Нижний Тагил - это больше четверти (28%) его населения, свыше 106 тыс. человек в возрасте от 14 до 30 лет.
Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития.
Численность учащейся молодежи в городе постепенно сокращается (отражаются демографические процессы, характерные для всей страны).
В 2007 году учащихся учреждений начального профессионального образования и студентов государственных и негосударственных высших и средних учебных заведений насчитывалось 32,8 тысяч человек, что на 8% меньше чем в 2006 году. Численность обучающихся в учреждениях начального профессионального образования последние годы уменьшается (2005 год - 6122 человек, 2006 год - 5928 человек, 2007 год - 4574 человека), также уменьшилось в городе и количество студентов средних специальных и высших учебных заведений (2005 год - 27829 человек, 2006 год - 29879 человек, 2007 год - 28080 человек). Но, получив профессию, многие молодые специалисты сталкиваются с проблемой поиска работы.
Анализ ситуации в сфере занятости молодежи показывает, что, несмотря на предпринимаемые меры, остается все-таки высоким уровень молодежной безработицы - свыше 36% от всех официально зарегистрированных безработных по итогам 2007 года, при этом в 2007 году на постоянную и временную работу трудоустроено молодежи в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. Кроме того, в период летних каникул трудоустроено свыше 6,3 тысяч человек, что почти на одну треть больше показателя 2006 года. Бюро занятости молодежи увеличили количество предоставляемых услуг по трудоустройству с 6625 человек в 2004 году до 12,3 тысяч человек в 2007 году.
Несмотря на выполнение численных показателей, существуют серьезные проблемы в данном направлении деятельности - нежелание ряда предприятий заниматься решением вопросов трудоустройства подростков и молодежи, присутствует нарушение Трудового кодекса в отношении данной категории населения.
Экономическая неблагополучность и личная неустроенность является одной из главных причин подростковой преступности, бродяжничества, ведения асоциального образа жизни.
В целях содействия социальному, культурному и духовному развитию молодежи города, реализации общественно значимых инициатив молодежи, создания условий для более активного включения молодежи в жизнь была утверждена муниципальная целевая программа "Молодежь города Нижний Тагил (2007-2010 гг.)", которая включает мероприятия по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, развитию системы социальных служб и клубов для подростков и молодежи, укреплению института молодой семьи, формированию условий для духовно-нравственного воспитания молодежи. Реализация профилактических программ по проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма, безнадзорности и подростковой преступности объединены одним девизом: "За здоровый образ жизни".
Важнейшим направлением является гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи.
В соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" ежегодно в городе проводится смотр-конкурс музеев и уголков Боевой славы.
Традиционно в феврале проводится Месячник защитника Отечества. Появилось большое количество новых мероприятий, новые формы работы.
Более 3 тысяч учащихся учреждений начального профессионального образования и студентов средних специальных и высших учебных заведений принимали участие в акциях гражданско-патриотической направленности.
В летний период стало уже традиционным проведение оборонно-спортивных сборов для молодежи допризывного возраста. Кроме учащихся и студентов последние годы в них принимают участие воспитанники детских домов и подростки, состоящие на различных подведомственных учетах.
В 2007 году количество военно-патриотических клубов в городе достигло 13 единиц, а количество курсантов этих клубов увеличилось до 1300 человек (2004 год - 50 человек).
Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты, кроме экскурсий в своей работе использует инновационные формы культурно-просветительской работы, что сказалось на количестве посещений, которые возросли с 5 тысяч человек в 2004 году до 14,5 тысяч человек в 2007 году.
В 2007 году утверждена муниципальная целевая программа "Предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил на 2007-2010 годы" В рамках данной программы, наряду с собственными средствами, на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней молодым семьям предоставляется поддержка на приобретение (строительство) жилья. По итогам 2007 года только 28 молодых семей получили свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья. Решая данную проблему такими низкими темпами, сложно изменить ситуацию по решению жилищных вопросов молодых семей в лучшую сторону.
Для оказания квалифицированной и своевременной социально-психологической помощи подросткам и молодежи необходимо повысить материально-технический уровень и провести капитальный ремонт помещений Центра социально-психологической помощи подросткам и молодежи "Грань", услугами которого в 2007 году воспользовались свыше 14 тысяч человек. Учитывая положительную динамику спроса на данный вид услуг, необходимо расширить сеть Центра через создание филиалов в каждом районе города.
На протяжении нескольких лет из-за отсутствия средств не решается вопрос по проведению капитального ремонта здания на проспекте Ленина, 28а, где расположены службы, занимающиеся решением вопросов молодежной политики.
Оперативная обстановка на территории города в течение ряда лет, включая 2007 год, оставалась достаточно сложной, сохранялась тенденция к увеличению количества совершаемых преступлений.
При всей сложности криминальной ситуации органам внутренних дел в 2007 году удалось заметно стабилизировать положение.
Повышена общая раскрываемость преступлений, включая уличные преступления.
Сократились умышленные убийства и преступления среди несовершеннолетних.
Активизировалась работа по выявлению экономических преступлений по линии криминальной милиции и милиции общественной безопасности, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Налажено взаимодействие с частными охранными предприятиями и службами безопасности в вопросах охраны общественного порядка.
Благодаря организации "Прямой почты Главы города" и круглосуточной работе "Телефона доверия" с помощью сообщений жителей города активизирована работа по профилактике и борьбе с правонарушениями на потребительском рынке, незаконному обороту алкогольной продукции, хищениям цветных металлов и по кражам личного имущества граждан из садоводческих товариществ.
Для увеличения плотности нарядов милиции на улицах увеличены штаты полка патрульно-постовой службы милиции на 257 человек, батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД - на 58 человек, службы участковых уполномоченных милиции - на 55 участковых офицеров и 24 помощника. Введены 4 должности школьных инспекторов по делам несовершеннолетних. В настоящее время некомплект сведен до рабочего минимума.
Для активизации работы участковых уполномоченных милиции на территории города выделены и оборудуются помещения для приема граждан. Вышеуказанные службы укреплены 20 единицами автотранспорта, компьютерной и оргтехникой.
Для пресечения правонарушений в здании железнодорожного вокзала и на перронах смонтировано 16 видеокамер. Запланировано оборудование системами видеонаблюдения трех мест с массовым пребыванием людей: Театральная площадь, Комсомольский сквер, Привокзальная площадь.
На укрепление материально-технической базы Управления внутренних дел из бюджета города было выделено почти 21,8 млн. рублей.
В 2007 году выделен земельный участок и начато строительство нового здания изолятора временного содержания УВД города.
Обеспечены жилыми помещениями и служебными квартирами 23 сотрудника милиции.
В Нижнем Тагиле реальным механизмом социально-экономического развития является социальное партнерство, объединяющее усилия всех сторон для максимального удовлетворения потребностей жителей города.
С этой целью в 2004 году подписано Соглашение на 2004-2006 годы между Администрацией города Нижний Тагил, Советом директоров предприятий и организаций города и Ассоциацией профсоюзных организаций города.
В настоящее время идет подготовка проекта и заключение территориального трехстороннего Соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в городе Нижний Тагил на 2008-2010 годы.
Наличие территориального Соглашения и обязательное выполнение его всеми договаривающимися сторонами дает возможность совместными усилиями решать насущные для территории социально-экономические вопросы.
Расширилась практика регулирования социально-трудовых отношений на основе заключения отраслевых соглашений.
С 2005 года по 2007 год включительно на территории города действовало три отраслевых соглашения - в отраслях образования, здравоохранения, культуры. Кроме того, с 2006 года действует трехстороннее Соглашение о социальном партнерстве в сфере малого предпринимательства.
В 2005 году Администрация города стала инициатором заключения двусторонних Соглашений о социальном партнерстве между Администрацией города и организациями города в целях дальнейшего развития городской инфраструктуры. С 2005 по 2007 годы заключено 72 Соглашения, общая сумма средств, дополнительно направленных предприятиями в социальную сферу города, составила 272,68 млн. рублей.
В рамках двусторонних Соглашений в 2007 году подписаны дополнительные Соглашения в соответствии с девизом Дня города "Красивый город - руками тагильчан" (данный девиз утвержден и на 2008 год), направленные на реализацию мероприятий по благоустройству жилых дворов и микрорайонов, строительству и капитальному ремонту автомобильных дорог, пешеходных дорожек и тротуаров, детских игровых и спортивных площадок.
Предприятиями выполнены работы более чем на 100 городских объектах - это автодороги, детские игровые площадки, зоны отдыха, скверы, газоны, устройство посадочных площадок и карманов, посадка цветов и многое другое.
С 2004 года наблюдается положительная динамика по заключению коллективных договоров. Коллективные договоры заключены и действуют в 508 организациях города, по итогам 2007 года на территории города коллективными договорами регулируются трудовые отношения 158 тысяч работников (или 98,7%), при этом уровень охвата работников коллективными договорами значительно выше среднеобластного показателя (88,5%)
Основные показатели, характеризующие развитие города Нижний Тагил
в 2007 году в сравнении с показателями развития Свердловской области
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Город Нижний Тагил |
Свердловская область |
Удельный вес в объеме области, % |
Соотношение показателей в расчете на 1 жителя города и области, % |
1 |
Численность населения на начало года на конец года |
тыс. чел |
377,5 375,7 |
4399,7 4394,8 |
8,58 8,55 |
|
2. |
Объем отгруженных товаров собственного производства крупных и средних организаций |
|
|
|
|
|
|
всего: в том числе |
|
125116,1 (без п/я) |
848679 |
19,59 |
|
|
- добывающие производства |
млн. руб. |
7002,7 |
47149 |
14,85 |
|
|
- обрабатывающие производства |
|
107021 (без п/я) |
704352 |
21,04 |
|
|
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
|
11092,4 |
97178 |
11,41 |
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства крупных и средних организаций в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
441,5 |
193 |
|
228,8 |
3. |
Прибыль прибыльных предприятий |
млн. руб. |
34742,1 |
168944,3 |
20,6 |
|
|
То же, в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
92,25 |
38,42 |
|
240,1 |
4. |
Внешнеторговый оборот всего: |
|
2690,9 |
11564,4 |
23,27 |
|
|
в том числе |
млн. $ |
|
|
|
|
|
- экспорт - импорт |
|
2320,7 370,2 |
8975,1 2589,3 |
25,86 14,3 |
|
|
Внешнеторговый оборот в расчете на душу населения Экспорт в расчете на душу населения Импорт в расчете на душу населения |
тыс. $ |
7,15
6,16
0,98 |
2,63
2,04
0,59 |
|
271,9
302
166,1 |
5. |
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
8922,3 |
187200 |
4,77 |
|
|
То же, в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
23,69 |
42,57 |
|
55,6 |
6. |
Объем работ, выполняемых собственными силами по виду деятельности "строительство" крупными и средними строительными организациями |
млн. руб. |
2302,6 |
86800 |
2,65 |
|
|
То же, в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
6,11 |
19,74 |
|
30,95 |
7. |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, в том числе индивидуальное жилье |
тыс. кв.м общей площади |
75,533 16,8 |
1653,1 606,1 |
4,57 2,77 |
|
|
То же, в расчете на душу населения, в том числе индивидуальное |
кв.м общей площади |
0,2 0,04 |
0,38 0,14 |
|
52,63 28,57 |
8. |
Общая площадь жилых помещений на 1 жителя (на конец года) |
кв.м |
21,48 |
21,53 |
|
99,8 |
9. |
Среднесписочная численность работающих на средних и крупных предприятиях |
тыс. чел. |
138 |
1361,8 |
10,13 |
|
10. |
Численность зарегистрированных безработных граждан |
тыс. чел. |
1,158 |
30,574 |
3,79 |
|
11. |
Уровень официально регистрируемой безработицы (к численности экономически активного населения) |
% |
0,57 |
1,26 |
|
|
12. |
Среднемесячная заработная плата (по крупным и средним организациям) |
руб. |
13249,4 |
14487,2 |
91,46 |
|
13. |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
20737 |
392600 |
5,28 |
|
|
То же, в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
55,06 |
89,28 |
|
61,7 |
14. |
Оборот общественного питания |
млн. руб. |
1784,2 |
20700 |
8,62 |
|
|
То же, в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
4,74 |
4,71 |
|
100,6 |
15. |
Объем платных услуг населению (по крупным и средним организациям) |
млн. руб. |
4508,1 |
109600 |
4,11 |
|
|
То же, в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
11,97 |
24,92 |
|
48,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.