Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
программно-целевым методом
Народные художественные промыслы - часть отечественной культуры, являющаяся одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Этот пласт народной культуры ЮНЕСКО относит к нематериальному наследию, подчеркивая необходимость сохранения и уважения культурного многообразия и народного творчества. Народные художественные промыслы являются самобытной формой деятельности, обладающей комплексным социально-экономическим потенциалом. С одной стороны, это технологическая область народного творчества со всеми признаками малого и среднего промышленного производства уникальных произведений искусства. В то же время, отражая глубинные исторические корни отечественной культуры, произведения народных промыслов способны реализовать эффективную воспитательную функцию, особенно необходимую в настоящее время.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России всегда были любимы и широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие стали лаковая миниатюра Федоскина, Палеха, Мстеры, Холуя, золотное шитье Торжка, оружие Тулы, Златоуста и Кубачей, роспись по дереву Хохломы, богородская резьба по дереву, кружевоплетение Вологды, Ельца и Северной Осетии, финифть и филигрань Ростова Великого и Казакова, расписные подносы Жостова и Нижнего Тагила, керамика Гжели, Скопина, Пскова и Вятки, хрусталь Гусь-Хрустального и Дятькова.
Народные художественные промыслы в современной России - это около 300 предприятий в 64 регионах страны. Как вид народного искусства, обращенный к историческим корням, они представляют собой важную составляющую национального культурного наследия, сохранение которого является долгом и обязанностью государства, приоритетным направлением государственной культурной политики.
Сохранение народных художественных промыслов стало возможным благодаря реализации мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 года N 1987 "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов", рядом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В последние годы поддержка промыслов значительно сократилась как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. По информации Федерального агентства по промышленности в 2006 году, субсидии из федерального бюджета были предоставлены только 13 организациям народных художественных промыслов из 18 организаций, включенных в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств государства. В 2005 году такие субсидии выделялись только 14 организациям народных художественных промыслов.
В настоящий момент значительная часть организаций народных промыслов в России находится в кризисном или предкризисном состоянии. За последнее время объем производства изделий промыслов сократился более чем на 30 процентов, численность художников и мастеров - почти в половину. Часть бывших производственных мастерских художественных промыслов закрывается, другие - перепрофилируются, то есть полностью прекращают выпуск тех или иных уже зарекомендовавших себя видов народного искусства. Среди утраченных видов промыслов - киришское кружевоплетение в Ленинградской области, вятское кружевоплетение в Кировской области, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка и другие.
Народное искусство теряет свои художественные достоинства и все больше приобретает черты "сувенирности". Авторское право на художественное произведение народного мастера нигде не закреплено и не защищено. Музеи, выставочные центры, фонды не располагают материальными средствами для закупки творческих работ. В настоящее время отменены льготы по налогам на прибыль, НДС на сырье, материалы и оборудование, импортируемые для производства изделий народных художественных промыслов. Практически полностью отсутствует инфраструктура сбыта изделий промыслов как внутри страны, так и за рубежом. Рынок переполнен подделками под знаменитые промыслы, объемы которых иногда значительно превышают объемы настоящих производств, что приводит к дискредитации промыслов как в России, так и за рубежом.
К сожалению, сегодня приходится констатировать, что государственная поддержка организаций народных художественных промыслов на региональном и местном уровне недостаточна для вывода организаций народных художественных промыслов из сложившейся критической ситуации. Необходимо расширять формы поддержки за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.
Важность решения этой проблемы, ее общегосударственное значение, определение путей эффективной государственной поддержки традиционной народной культуры в России являлась предметом обсуждения на заседании Президиума Госсовета при Президенте РФ 26 декабря 2006 года, в ходе которого Президентом России В. В. Путиным был подчеркнут социально-культурный аспект мероприятий, которые должны обеспечить воспитание национальной гордости, самосознания граждан Российской Федерации, патриотизма и нравственности. "Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел - не только бесценное наследие. Это наше общенациональное преимущество. Ведь культура народов России выполняет в обществе ключевую объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности". Президентом была четко поставлена задача "разработки концептуальных подходов к решению вопросов сохранения и развития нематериального культурного наследия" как одного из основных источников, объединяющих российское общество.
Решение поставленной проблемы носит комплексный, многофакторный, во многом инновационный характер, требующий четкой координации действий федеральных, региональных органов власти, местного самоуправления.
На Парламентских слушаниях на тему "Законодательное обеспечение развития народно-художественных промыслов", организованных Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям 4 декабря 2006, года органам власти на уровне федеральных структур, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления были высказаны рекомендации по поддержке народных промыслов и ремесел.
Органам местного самоуправления предлагалось:
- рассмотреть возможность разработки и утверждения программ сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел на территории муниципального образования;
- рассмотреть возможность установления льгот для организаций народных художественных промыслов по местным налогам и сборам;
- рассмотреть возможность установления в пределах своей компетенции льготной арендной платы за помещения, находящиеся в муниципальной собственности и арендуемые организациями народных художественных промыслов;
- рассмотреть возможность создания муниципальных унитарных предприятий, специализирующихся на производстве и торговле изделиями народных художественных промыслов.
Создание условий для развития традиционного местного народного художественного творчества, участие в сохранении и развитии народных художественных промыслов и ремесел является одним из главных направлений по организации досуга, самореализации личности и творческой активности населения муниципального городского округа, определенных в Законе Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2007 N 187-ФЗ).
Настоящая муниципальная программа разработана с целью развития мер по поддержке народных художественных промыслов и ремесел на территории города Нижний Тагил и является продолжением муниципальной целевой комплексной программы "Сохранение и развитие народных художественных промыслов в городе Нижний Тагил (1999-2003 гг.)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.