Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Причины возникновения проблем стабильной работы
коммунальной инфраструктуры
Коммунальное хозяйство города (система тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения) выполняет свои функции зачастую с большим напряжением.
Город Нижний Тагил является крупным потребителем энергетических ресурсов всех видов.
|
Единица измерения |
2006 год факт. |
2007 год факт. |
2008 год оценка |
2009 год прогноз |
1. Потребление на выработку тепловой и электрической энергии | |||||
газ естественный (природный) |
тыс. куб.м |
1406323 |
1452048 |
1486004 |
1533416 |
уголь |
тыс. т |
4,0 |
4,0 |
3,0 |
2,0 |
мазут (нефть) |
тыс. т |
0,040 |
0,050 |
0,050 |
0,050 |
электроэнергия |
млн. кВт.ч |
403,73 |
406,61 |
417,76 |
427,15 |
потребление электроэнергии по группам потребителей: |
|
|
|
|
|
Базовые потребители |
млн. кВт.ч |
- |
- |
- |
- |
Население |
млн. кВт.ч |
346,35 |
361,2 |
386,7 |
402,3 |
Прочие потребители |
млн. кВт.ч |
2149,73 |
2238,28 |
2387,26 |
2482,53 |
2. Производство | |||||
тепловая энергия |
тыс. Гкал |
11685,2 |
12123,5 |
12482,6 |
12787,4 |
электроэнергия |
млн. кВт.ч |
1269,9 |
1349,02 |
1376,606 |
1378,566 |
3. Оказание услуг | |||||
тепловая энергия, поставляемая на жилищно-коммунальные нужды |
тыс. Гкал |
4150,3 |
3998,6 |
4252,0 |
4529,5 |
в том числе на отопление жилфонда |
тыс. Гкал |
1694,9 |
1822,5 |
2052,6 |
2178,1 |
горячая вода, поставляемая на жилищно-коммунальные нужды |
тыс. Гкал |
1491,8 |
1349,7 |
1437,8 |
1520,0 |
|
тыс. куб.м |
27935,4 |
24068,5 |
25261,3 |
26596,3 |
в том числе жилфонду |
тыс. Гкал |
791,7 |
861,5 |
983,9 |
1050,6 |
|
тыс. куб.м |
13337,9 |
14076,9 |
16036,1 |
17104,3 |
электроэнергия, отпускаемая на жилищно-коммунальные нужды |
млн. кВт.ч |
2485,8 |
2592,3 |
2775,3 |
2887,3 |
в том числе жилфонду |
млн. кВт.ч |
346,35 |
361,2 |
386,7 |
402,3 |
Как видно из таблицы, потребление городом всех видов энергоресурсов неизменно растет, что ставит перед органами местного самоуправления задачи по восполнению возникающих дефицитов энергоресурсов. Одним из методов решения данных вопросов является снижение издержек при производстве и транспортировке энергоресурсов до потребителя при обеспечении высокого уровня технического состояния инфраструктуры.
Сама система жилищно-коммунального хозяйства как отдельная структура появилась совсем недавно.
Ситуация в сфере энергохозяйства остается сложной по надежности работы и по частоте аварий; несмотря на выполненные мероприятия, удельная аварийность на сетях остается очень высокой.
Состояние отраслей водоснабжения, электроснабжения и теплоснабжения в том виде, в каком они были приняты в муниципальную собственность от промышленных предприятий, можно было назвать аварийным. Только в результате серьезных усилий удалось выстроить из разрозненных участков, принадлежащих различным предприятиям, единую систему, при этом сами системы коммунальной энергетики города имеют износ от 70% до 100%; сооружения и трубопроводы находятся в плохом техническом состоянии и не отвечают современным нормам, что не позволяет обеспечить высокое качество услуг.
Причина неудовлетворительного технического состояния инженерной инфраструктуры была заложена в период 90-х годов, когда вся инфраструктура в короткие сроки была передана в муниципальную собственность и перед муниципальными образованиями была поставлена задача сохранить системы жизнеобеспечения города в период финансового кризиса. В муниципальную собственность были переданы электросетевое хозяйство городов, системы теплоснабжения с теплоисточниками, системы холодного водоснабжения и жилой фонд. На момент передачи имущества средний износ фондов составлял от 70 до 90%. Часть оборудования и сетей были изношены полностью. Например, на котельной завода имени Куйбышева, переданной в муниципальную собственность от ОАО "НТМК", на систему теплоснабжения работали котлы "Стерлинг" 1932 и 1935 года выпуска. Коэффициент полезного действия котлов составлял 44%, на этой же котельной стоял генератор 1905 года выпуска.
Строительство канализационных и водопроводных сетей в городе начато в 40-х годах.
Порядка 60% канализационных сетей построено в 60-80 годах, то есть эксплуатируются от 20 до 40 лет, а 25% (около 125 км) сетей эксплуатируются уже более 40 лет. Сети построены в основном из керамических и асбестоцементных труб, срок эксплуатации которых 30 лет. Кроме того, в результате допущенных при строительстве сетей нарушений СНиП, в частности несоблюдение нормативных уклонов, наблюдается заиливание сетей, что ведет к образованию многочисленных засоров.
При строительстве в 1970-1980 гг. жилой застройки Гальяно-Горбуновского массива застройщиками не выполнено требование технических условий - строительство единой водопроводной насосной станции.
В условиях финансового кризиса решение вопросов модернизации и приведения инфраструктуры в нормативное состояние не могло быть решено в короткие сроки. Одновременно государством был взят курс на регулирование тарифов естественных монополий, в том числе и коммунальной энергетики. С учетом низкой платежеспособности населения тарифы на услуги коммунального комплекса формировались на минимальном уровне и не обеспечивали даже текущего содержания оборудования и сетей, что явилось еще одним негативным фактором, повлиявшем на текущее состояние инфраструктуры.
Для решения проблем за достаточно короткий срок в городе была создана разветвленная система предприятий жилищно-коммунального хозяйства, чьей основной задачей является эксплуатация и ремонт жилого фонда и инженерной инфраструктуры.
Негативное влияние на состояние инженерной инфраструктуры оказывает также отсутствие отработанной системы формирования инвестиционной составляющей для коммунальных предприятий и механизмов возврата кредитных ресурсов, взятых для реконструкции и развития производства, что не дает предприятиям возможностей для развития.
Недостаточность доходной части бюджета по причине существующих межбюджетных отношений и методик формирования бюджета муниципального образования и отсутствие инвестиций в необходимых объемах тормозят развитие инженерной инфраструктуры и дорожного хозяйства в городе и препятствуют своевременному ремонту и реконструкции.
Планируемые к освоению новые площадки под жилые дома потребуют дополнительной нагрузки на инженерную инфраструктуру города. Прогнозируется увеличение числа пользователей услугами за счет нового строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.