Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ причин возникновения проблемы
Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья младших школьников. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой.
Статистические исследования, приведенные в различных печатных изданиях, показывают следующую картину наличия навыка плавания у детей в России (таблица 1).
Таблица 1
Возраст детей |
Процент детей, не умеющих плавать |
7 лет |
90% |
10-12 лет |
40-45% |
15-16 лет |
20% |
По сравнению со многими другими странами, количество несчастных случаев на воде в Российской Федерации является очень высоким. По числу погибших на воде Россия опережает все развитые страны, коэффициент погибших выше в 7 раз.
Судебно-медицинская экспертиза свидетельствует, что на воде гибнут преимущественно мужчины в возрасте 25-30 лет и дети. Каждый пятый погибший на воде - ребенок. Причины несчастных случаев на воде многочисленны, но наиболее главные - неумение плавать и несоблюдение правил безопасного поведения на воде.
Опыт показывает, что во всех странах, где плавание является обязательным школьным предметом, число несчастных случаев на воде значительно ниже.
Данные управления внутренних дел города Нижний Тагил показывают следующую картину несчастных случаев на воде с детьми всех возрастов (таблица 2).
Таблица 2
Год |
Общее количество несчастных случаев на воде с детьми |
Количество несчастных случаев на воде с детьми, занимавшимися по программе плавания |
2002 |
3 |
|
2003 |
4 |
2 |
2004 |
2 |
|
2005 |
2 |
|
2006 |
2 |
|
2007 |
4 |
3 |
Итого |
17 |
5 |
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что приобретение умения плавать не дает стопроцентной гарантии отсутствия несчастных случаев на воде. Согласно полученной информации гибель на воде происходит, как правило, когда дети остаются без присмотра взрослых и купаются в не отведенных для этого местах. Гибель на воде (как детей, так и взрослых) происходит в большинстве случаев не из-за неумения плавать, а из-за несоблюдения правил безопасного поведения на воде.
В связи с этим возникает необходимость проведения для школьников регулярных мероприятий по изучению правил безопасного поведения на воде и профилактике несчастных случаев на воде.
В последние годы в нашей стране увеличивается заболеваемость среди детского и взрослого населения, сокращается продолжительность жизни. По официальным данным статистики Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последние годы улучшение состояния здоровья и физического развития детей и подростков не отмечается.
В настоящее время можно выделить следующие группы факторов негативного воздействия на здоровье человека и ребенка в частности:
1. Сложная экономическая ситуация в стране.
2. Неблагоприятная экологическая обстановка в условиях крупного промышленного города.
3. Излишняя урбанизация и городской образ жизни все больше отрывает человека от исконной среды обитания. Стремление человека избежать воздействия факторов природных условии, рост числа профессий, связанных с умственным трудом и гиподинамией, удлинение сроков обучения и профессиональной подготовки - все это способствует снижению уровня физического развития и двигательных способностей и приводит к изнеженности человеческого организма и снижению крепости его здоровья.
4. В учебно-воспитательном процессе выделена группа факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:
- стрессогенная тактика педагогических воздействий (неблагоприятный микроклимат в школе);
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (нарушение гигиенических требований к учебной деятельности);
- недостаточная двигательная активность;
- отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек.
5. Огромный груз хронической патологии в современном обществе.
Влияние данных факторов на развитие человека привело к серьезным последствиям и, прежде всего, к резкому возрастанию количества детей с аномалиями в физическом и психическом развитии. Сегодня лишь 4-10% выпускников общеобразовательных школ могут считаться абсолютно здоровыми.
Данные городской медицинской статистики по городу Нижний Тагил за 2003-2007 годы также свидетельствуют о неуклонном росте процента детей с различными патологиями.
Соотношение
общего количества детей в возрасте от 0 до 14 лет к количеству детей, состоящих на диспансерном учете с различными патологиями
Таблица 3
Год |
Количество детей с различными патологиями |
Общее количество детей |
Процент детей с различными патологиями |
2003 |
12242 |
54166 |
22,6 |
2004 |
12516 |
52925 |
23,7 |
2005 |
12259 |
52458 |
23,4 |
2006 |
12649 |
52755 |
24 |
2007 |
12246 |
52853 |
23,2 |
Приведенные в таблице 3 данные свидетельствуют о незначительной тенденции роста процента детей, состоящих на диспансерном учете с различными патологиями.
Количество детей,
состоящих на диспансерном учете с болезнями органов пищеварения, нервной системы, органов дыхания
Таблица 4
Год |
Болезни органов пищеварения |
Болезни нервной системы |
Болезни органов дыхания |
|||
количество |
% от общего числа детей |
количество |
% от общего числа детей |
количество |
% от общего числа детей |
|
2003 |
2017 |
3,7 |
1800 |
3,3 |
1625 |
3 |
2004 |
2094 |
4 |
1571 |
3 |
1516 |
2,9 |
2005 |
2098 |
4 |
1638 |
3,1 |
1522 |
2,9 |
2006 |
1994 |
3,8 |
1848 |
3,5 |
1559 |
3 |
2007 |
1864 |
3,5 |
2155 |
4,1 |
1845 |
3,5 |
В таблице 4 приведены данные по заболеваниям, занимающим первые три места в общем количестве патологий у детей от 0 до 14 лет. За 5 лет количество детей с заболеваниями:
органов пищеварения - сократилось на 5,4%;
нервной системы - выросло на 20%;
органов дыхания - выросло на 14%.
В 2007 году на 1-е место вышли болезни нервной системы, что может являться объективным следствием отрицательного влияния группы факторов риска учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья школьников.
Кроме того, растет число патологий, приобретаемых за период обучения в школе.
Нарушение осанки у детей различного возраста
Таблица 5
Контингент |
Процент детей с нарушением осанки |
||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Дети перед поступлением в ДОУ |
1,7 |
2,6 |
1,8 |
1,3 |
2,3 |
За год до поступления в школу |
13,8 |
14,9 |
19 |
18,3 |
15,1 |
Перед поступлением в школу |
18,3 |
17,6 |
25,4 |
27,2 |
20,1 |
В конце первого года обучения |
20,7 |
31,6 |
20,7 |
17,6 |
13,4 |
При переходе к предметному обучению (4-5 классы) |
21,7 |
14,9 |
27,7 |
28,7 |
25,5 |
В возрасте 15 лет вкл. |
17,7 |
20,8 |
24,5 |
25,8 |
25,5 |
Перед окончанием школы (16-17 лет вкл.) |
16,9 |
18 |
20,1 |
24,4 |
22 |
Приведенные в таблице 5 данные свидетельствуют об имеющейся тенденции роста процента детей с нарушением осанки по всем исследуемым возрастам.
В связи с вышеизложенными фактами представляется целесообразным кардинальное изменение целевой установки учебно-воспитательной деятельности. Целью должно стать формирование здорового человека при максимальной реализации соматических, физиологических, социальных, нравственных и умственных возможностей.
В данных условиях, безусловно, возрастает роль занятий физической культурой и, в частности, плаванием как средства укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний у детей.
Оздоровительное значение занятий плаванием заключается в следующем:
1) повышение объема энергии вследствие теплоотдачи и высокого сопротивления;
2) у лиц, систематически занимающихся плаванием, увеличены размеры сердца (показатели объема полостей сердца являются мерой его функционального резерва);
3) в естественных условиях пониженной гравитации происходит уменьшение нагрузки на позвоночник, появляется возможность расслабить связочно-суставной аппарат;
4) занятия плаванием способствуют корректировке осанки (стройность, гибкость, отсутствие сутулости);
5) частичная имитация невесомости приводит к значительным перераспределениям крови внутри сосудистого русла (уменьшается кровенаполнение ног, существенно снижается давление на сосуды нижней половины тела, увеличивается кровоснабжение мозга);
6) плавание способствует развитию функции дыхания (большое гидростатическое давление на грудную клетку, затрудняющее вдох и выдох улучшает вентиляцию легких, задержка дыхания и кислородная недостаточность стимулируют функцию дыхания);
7) при плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры (в условиях дефицита двигательной активности плавание становится отличным средством ее оптимизации);
8) плавание дает отличный закаливающий эффект, который распространяется на жизнедеятельность всего организма.
Таким образом, плавание является незаменимым средством укрепления и сохранения здоровья, а также повышения жизнестойкости организма.
Естественно, что занятия по 17-часовой программе не дадут каких-либо существенных физиологических изменений в организме.
В 2007 году специалистом управления здравоохранения совместно со специалистом комитета по ФКиС разработана схема и параметры проведения диагностики состояния здоровья учащихся до начала и в конце реализации программы. В качестве контрольной группы по согласованию с Департаментом образования был определен 2 "б" класс МОУ СОШ N 69. Учащиеся были обследованы в МУЗ "Врачебно-физкультурный диспансер" перед началом занятий по программе и по окончании 17-часовой программы по следующим параметрам:
- спирометрия (объем легких);
- антропометрия (рост, вес, объем грудной клетки);
- обследование осанки;
- работа сердца (сердечный ритм);
- измерение пульса и артериального давления без нагрузки и с нагрузкой.
Как показало обследование, существенных физиологических изменений занятия по 17-часовой программе не дают, но наблюдается положительный эффект программы по следующим показателям:
- общее оздоровление организма (снятие мышечного и умственного напряжения);
- психолого-эмоциональные сдвиги - готовность к встрече с водной стихией, отсутствие боязни воды и открытых водоемов;
- формирование правильных биологических ритмов человека (в условиях крупного, промышленного города люди часто страдают абиологическим поведением);
- пропаганда здорового образа жизни.
Ежегодно бассейны города, реализующие программу, всех детей, занимавшихся по программе, приглашают продолжить занятия по обучению плаванию в секциях оздоровительного плавания. Это является хорошей пропагандой физической культуры, спорта и здорового образа жизни среди детей и их родителей.
Наиболее способных приглашают продолжить занятия плаванием в группах спортивного плавания, что является уникальной возможностью для тренеров по плаванию провести отбор среди всех детей города. Для занятий спортивным плаванием ежегодно приглашается около 10% наиболее способных детей из общего числа, занимавшихся по программе. Как известно, занятия спортом являются отличным средством профилактики детской безнадзорности, правонарушений, наркомании и прочего асоциального поведения.
Для учащихся 6 школ из отдаленных районов города (N 2, 13, 3, 34, 25, 65) предусмотрена доставка автобусом до бассейна и обратно. В ходе проведения рейдов-проверок реализации программы, во время бесед с классными руководителями вторых классов, поднят вопрос о доставке до бассейна детей из других школ, в частности, из школ N 33, 71, 22, 48. Эту проблему предлагается решить путем приобретения транспортного средства (автобуса) в МОУ ДОД ДЮСШ "Юпитер" для доставки детей на занятия в бассейн МОУ ДОД ДЮСШ "Юпитер".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.