Заслушав информацию Счетной палаты и рассмотрев заключение о результатах проверки эффективности использования средств, выделенных на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и на обеспечение их деятельности по реализации полномочий в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области отмечает:
Данная проверка носит аналитический характер, ее проведение вызвано необходимостью формирования подходов к повышению эффективности расходов на содержание органов местного самоуправления. С этой целью был проведен анализ соответствия действующему законодательству структур органов местного самоуправления 29 городских округов, штатных расписаний и фактического замещения штатных единиц органов местного самоуправления, а также расходов местных бюджетов на их содержание. При этом выявлена тенденция к сокращению численности работников органов местного самоуправления: в 2008 году - первом полугодии 2010 года она уменьшилась на 113,5 штатных единицы, или на 4,3 процента. В то же время в 2008 году превышение фактической численности работников над нормативной составляло 37 процентов, в первом полугодии 2010 года - 34 процента.
В структуре органов местного самоуправления проверенных городских округов насчитывается от 3 до 17 органов местного самоуправления. Во всех муниципальных образованиях имеются представительный орган, глава и местная администрация, а в отдельных муниципальных образованиях - также иные органы местного самоуправления, уполномоченные на решение вопросов местного значения в сферах образования, культуры и спорта, здравоохранения, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, управления муниципальным имуществом. Данные органы лишь в отдельных случаях состоят из 2-3 отделов. Количество работников таких органов составляет от 2 до 7 человек, при этом в них отсутствует должность муниципального служащего, наделенного функциями главного бухгалтера, что не позволяет выполнять полномочия главного администратора бюджетных средств в полном объеме. Счетная палата отмечает, что ликвидация малочисленных органов и включение их в структуру администрации муниципального образования позволит более эффективно решать вопросы местного значения и выполнять полномочия участника бюджетного процесса за счет перераспределения обязанностей, а также позволит уменьшить расходы на оплату труда на 13-16 процентов.
В результате проверки Счетной палаты установлено, что в отдельных муниципальных образованиях имеются структурные подразделения, не предусмотренные законодательством, - аппарат главы городского округа, возглавляющего представительный орган в городском округе, и подразделения, выполняющие не отнесенные к предметам ведения органов местного самоуправления функции в области геолого-геодезического контроля. Не в полной мере учтены изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, позволяющие осуществлять функции в данной сфере муниципальными учреждениями, а не органами местного самоуправления.
В органах местного самоуправления на одного руководителя приходится от 0,5 до 2,1 специалиста. При этом согласно должностным инструкциям непосредственное выполнение функций, возложенных на структурные подразделения, осуществляют специалисты, тогда как деятельность руководителей в основном связана с представительскими и организационными функциями. На основании данных, представленных органами местного самоуправления Серовского, Талицкого, Полевского городских округов и городского округа Заречный, Счетная палата пришла к выводу, что изменение соотношения руководителей и специалистов путем перевода 30-50 процентов руководителей на должности специалистов приведет к снижению расходов на денежное содержание муниципальных служащих на 7-18 процентов.
В 20 муниципальных образованиях утверждены должности заместителей глав администраций при наличии в структуре органов местного самоуправления иных органов, уполномоченных на решение вопросов местного значения в той же сфере, при этом наиболее часто функции заместителей и иных органов совпадают в социальной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В структурных подразделениях органов местного самоуправления 16 муниципальных образований утверждены должности, исполнение обязанностей по которым связано не с принятием управленческих решений, а с профессиональной деятельностью, осуществляемой при выполнении работ и оказании услуг (сметное нормирование, элементы врачебной и образовательной деятельности), что не является предметом деятельности муниципального служащего. Данные несоответствия выявлены в образовательной, градостроительной деятельности, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и молодежной политики. Также общим недостатком является наделение функциями муниципальных служащих работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, что привело к искусственному занижению численности муниципальных служащих. В основном управленческие функции техническими работниками осуществлялись в имущественной, земельной и бюджетной сферах. Однако подобная практика не соответствует законодательству о муниципальной службе, и в отдельных случаях необходимо перевести должности из категории технических работников в категорию муниципальных служащих.
Объем расходов бюджетов проверенных 29 муниципальных образований на содержание работников органов местного самоуправления в 2008 году составил 1002580 тыс. рублей, в 2009 году - 968745 тыс. рублей, в 2010 году на эти цели было запланировано выделить 954854 тыс. рублей. Таким образом, расходы на содержание работников органов местного самоуправления за 2008-2010 годы были снижены на 4,8 процента.
Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области постановляет:
1. Информацию Счетной палаты о результатах проверки эффективности использования средств, выделенных на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и на обеспечение их деятельности по реализации полномочий в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принять к сведению.
2. Предложить Правительству Свердловской области:
1) определить исполнительный орган государственной власти Свердловской области, ответственный за организацию работы с органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения, с привлечением к этой работе министерств и управляющих управленческими округами Свердловской области;
2) утвердить нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления с учетом объема выполняемых полномочий, применяемые для расчета дотаций из областного бюджета местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности городских поселений (за исключением городских округов), сельских поселений, городских округов и муниципальных районов (городских округов), на 2012 год;
3) принять постановление, регулирующее порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе, за счет средств областного бюджета;
4) представить в Областную Думу информацию о размерах расходов на содержание органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, за 2010 год во II квартале 2011 года, а также информацию об этих расходах в сравнении с расходами в других субъектах Российской Федерации за 2010 год - в IV квартале 2011 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:
1) устранить нарушения, выявленные в результате проверки Счетной палаты;
2) не допускать исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления;
3) в целях повышения эффективности решения вопросов местного значения и оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления:
внести изменения в уставы муниципальных образований, исключив из структуры органов местного самоуправления муниципальных образований органы, не являющиеся в соответствии с федеральным законодательством обязательными, и передав их полномочия администрациям муниципальных образований;
внести изменения в структуры администраций муниципальных образований и иных органов местного самоуправления в целях укрупнения отделов и изменения соотношения должностей руководителей и специалистов;
привести штатные расписания и должностные инструкции работников органов местного самоуправления в соответствие с осуществляемыми полномочиями;
4) рассмотреть вопрос о создании муниципальных учреждений, обеспечивающих деятельность органов местного самоуправления;
5) выполнять требования федерального и областного законодательства о подготовке, переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе;
6) осуществлять мониторинг численности работников органов местного самоуправления, а также целевого и эффективного расходования бюджетных средств на содержание органов местного самоуправления;
7) разработать программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2014 года.
4. Комитету Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления (Гайда А.В.) подготовить:
1) проект федерального закона о внесении изменений в статьи 34 и 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части изменения срока вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в устав муниципального образования и изменяющих структуру органов местного самоуправления;
2) проект закона Свердловской области о внесении изменений в Закон Свердловской области "О Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований" в части сокращения должностей муниципальной службы;
3) проект закона Свердловской области о внесении изменений в Областной закон "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области".
5. Комитету Областной Думы по бюджету, финансам и налогам (Терешков В.А.) совместно со Счетной палатой и Правительством Свердловской области при подготовке проекта закона Свердловской области о контрольно-счетном органе Свердловской области разработать рекомендации представительным органам муниципальных образований по приведению муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а также по штатной численности контрольно-счетных органов и размерам оплаты труда работников этих органов.
6. Направить настоящее постановление и материалы Счетной палаты о результатах проверки эффективности использования средств, выделенных на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и на обеспечение их деятельности по реализации полномочий в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в Правительство Свердловской области, Совет представительных органов муниципальных образований Свердловской области, Ассоциацию "Совет муниципальных образований Свердловской области" и управляющим управленческими округами Свердловской области.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Областной Думы по бюджету, финансам и налогам (Терешков В.А.).
Председатель Областной Думы |
Е.В. Чечунова |
г. Екатеринбург
16 марта 2011 года
N 676-ПОД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 16 марта 2011 г. N 676-ПОД "Об информации Счетной палаты о результатах проверки эффективности использования средств, выделенных на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и на обеспечение их деятельности по реализации полномочий в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 24 марта 2011 г. N 87-88 стр. 13, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 30 мая 2011 г., N 3-5 (2011), ст. 430