Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, Н.Д. Мершиной, М.Н. Обрубовой, с участием заявителя А.А. Лаптева, представителя Главы Туринского городского округа и Думы Туринского городского округа Н.Н. Рычковой, руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 83, 84, 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области статьи 29 Устава Туринского городского округа, подпункта 1 пункта 2 и подпункта 1 пункта 7 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Туринского городского округа, утвержденного решением Думы Туринского городского округа от 28 августа 2008 года N 64 "О внесении изменений и дополнений в решение Туринской районной Думы от 24.11.2005 года N 131 "Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Туринский район".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина А.А. Лаптева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые заявителем нормы.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.А. Жилина, объяснения заявителя, представителя органов, принявших оспариваемый акт, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. Гражданин Лаптев А.А. обратился с запросами о соответствии Уставу Свердловской области статьи 29 Устава Туринского городского округа, а также подпункта 1 пункта 2 и подпункта 1 пункта 7 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Туринского городского округа, утвержденного решением Думы Туринского городского округа от 28 августа 2008 года N 64 "О внесении изменений и дополнений в решение Туринской районной Думы от 24.11.2005 года N 131 "Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Туринский район" (далее Положение).
По мнению заявителя, оспариваемые нормы приняты с нарушением общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, и не соответствуют Уставу Свердловской области.
Заявитель Лаптев Анатолий Александрович, 1947 года рождения, с 3 мая 1990 года работал председателем исполкома Туринского районного Совета народных депутатов, с 17 декабря 1991 года - Главой администрации Туринского района, а с 26 декабря 1996 года по 25 января 2001 года - Главой муниципального образования "Туринский район". Уволен в связи с окончанием срока полномочий. При обращении о назначении ему муниципальной пенсии за выслугу лет заявителю было разъяснено, что права на эту пенсию у него нет.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 29 Устава Туринского городского округа устанавливает, что Главе Туринского городского округа гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет, а подпункт 1 пункта 7 Положения, что пенсия за выслугу лет лицу, замещавшему должность Главы городского округа, устанавливается при условии "увольнения в период осуществления полномочий главы Туринского городского округа (или при прекращении полномочий) при наличии стажа муниципальной службы не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин".
Заявитель оспаривает статью 29 Устава Туринского городского округа в целом, однако его права затрагивает лишь нормативное положение о гарантированности пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 8 пункта 1 указанной статьи), в связи с чем иные правовые нормы, содержащиеся в этой статье, в данном деле не рассматриваются.
2. В Законе Свердловской области от 29 декабря 2008 года N 146-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" на основе федерального законодательства предусмотрены конкретные гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, которые устанавливаются уставами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, за счет средств местного бюджета. Одной из таких гарантий является предоставление выборному должностному лицу местного самоуправления дополнительного пенсионного обеспечения с учетом периода исполнения полномочий, в порядке и на условиях, установленных муниципальными правовыми актами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "26 декабря 2008 года"
Вопрос о возможности установления для главы муниципального образования муниципальной пенсии за выслугу лет уже был предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области. В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении от 2 сентября 2010 года по делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 2 решения Думы Березовского городского округа от 20 апреля 2006 года N 203 "Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе..." муниципальное образование, осуществляя правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, не может лишать права на пенсию за выслугу лет лиц, относящихся к той же категории, что и глава муниципального образования, а в срок осуществления полномочий по должности (для назначения пенсии за выслугу лет) должно включаться все время работы в должностях, тождественных той, для которой предусмотрена данная гарантия.
Данная правовая позиция полностью распространяется на оспариваемые заявителем нормы, в связи с чем указание в статье 29 Устава Туринского городского округа на то, что трудовые, социальные и иные гарантии предусмотрены для главы городского округа, а также положение подпункта 1 пункта 2 Положения, что пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности Туринского городского округа, не нарушает прав граждан, поскольку не препятствует получению ими муниципальной пенсии за выслугу лет. Само по себе изменение наименования должности, названия муниципального образования не изменяет правового статуса главы муниципального образования и не влияет на объем его социальных гарантий.
Таким образом, подпункт 8 пункта 1 статьи 29 Устава Туринского городского округа и подпункт 1 пункта 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Туринского городского округа, не противоречат Уставу Свердловской области.
3. Органы местного самоуправления осуществляют правовое регулирование на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 87 Устава Свердловской области), в частности, принципов законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов, равноправия и социальной справедливости.
Уставный суд, проверяя оспариваемые нормы на соответствие Уставу Свердловской области, оценивает при этом как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм.
В подпункте 1 пункта 7 Положения, являющегося предметом рассмотрения в данном деле, содержится для условия приобретения Главой муниципального образования Туринский городской округ права на пенсию по выслуге лет - "увольнения в период осуществления полномочий главы Туринского городского округа (или при прекращении полномочий) при наличии стажа муниципальной службы не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин". Для оценки соответствия этих норм Уставу Свердловской области их следует рассматривать в системной связи со всеми иными условиями приобретения этого права и исходя из их места в системе правых норм.
Пенсия за выслугу лет является дополнительной социальной гарантией надлежащего материального обеспечения в связи с предъявляемыми к лицам, занимающим соответствующие должности, высокими требованиями и установленными для них ограничениями и запретами, обусловленными спецификой их профессиональной деятельности. Право на пенсию за выслугу лет главе муниципального образования и ее размер должны быть связаны с продолжительностью пребывания именно в этой должности.
В оспариваемом заявителем подпункте 1 пункта 7 Положения дополнительная социальная гарантия для главы муниципального образования в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет связана не с периодом исполнения им полномочий, как это предусмотрено Законом Свердловской области от 29 декабря 2008 года N 146-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" (пункт 5 статьи 2), а со стажем муниципальной службы, в связи с чем это нормативное положение нарушает принцип законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов.
Установление в подпункте 1 пункта 7 Положения такого условия назначения пенсии за выслугу лет, как "увольнение в период осуществления полномочий главы Туринского городского округа (или при прекращении полномочий)" ущемляет права тех лиц, которые должны были приобрести право на пенсию по выслуге лет, поскольку ранее замещали должности, тождественные должности главы Туринского городского округа, и следовательно, противоречит принципу равенства и справедливости. Кроме того, из формулировки оспариваемого положения вытекает, что пенсия за выслугу лет должна назначаться главе муниципального образования независимо от оснований увольнения (прекращения полномочий), в то время как пункт 10 статьи 28 Устава Туринского городского округа предусматривает и такие основания увольнения главы, как вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда, отзыва избирателями и другие, которые могут и должны исключать возможность предоставления такой гарантии, как пенсия за выслугу лет.
Дополнительное пенсионное обеспечение должно предоставляться лишь в том случае, если лицо, замещавшее должность главы муниципального образования, действительно соответствовало тем высоким требованиям, которые предъявляются к нему обществом.
Если при принятии подпункта 1 пункта 7 Положения Дума Туринского городского округа действительно имела в виду возможность назначения пенсии за выслугу лет для главы городского округа при его увольнении по любому основанию, то в этом случае рассматриваемый пункт Правил противоречит принципу равенства и справедливости, учитывая содержание пункта 10 статьи 28 Устава Туринского городского округа. При любом ином толковании содержания этой нормы возникает ее неопределенность. Таким образом, подпункт 1 пункта 7 Положения в системной связи с иными нормами, регулирующими основания для назначения пенсии за выслугу лет главе Туринского городского округа, не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, противоречит принципу законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов и не соответствует статье 87 Устава Свердловской области.
4. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Уставом Туринского городского округа (пункт 2 статьи 48) предусмотрено, что официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации - районной газете "Известия-Тур", размещение на интернет-сайте Администрации Туринского городского округа.
В соответствии с правовой позицией Уставного Суда Свердловской области, изложенной в Постановлении от 13 мая 2003 года, официальное опубликование органами местного самоуправления их правовых актов для всеобщего сведения должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить возможность получения каждым без всяких препятствий информации о принятых нормативных актах, а при желании - их полного и точного текста. Размещение решений Думы на официальном сайте, если такой способ обнародования предусмотрен уставом муниципального образования, в условиях широкой возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, не нарушает принцип гласности в деятельности органов местного самоуправления. Однако размещение текста только в информационно-телекоммуникационной сети без официального опубликования в печатных средствах массовой информации не должно нарушать конституционных прав граждан. При таком способе обнародования каждый должен иметь возможность получить официальные сведения о времени принятия акта и времени его обнародования, поскольку этот факт определяет действие акта во времени.
Время размещения оспариваемого акта из содержания информации, размещенной на официальном сайте Администрации Туринского городского округа, установить невозможно. В связи с изложенным Положение нельзя признать обнародованным надлежащим образом.
Как неоднократно указывал Уставный Суд Свердловской области (Постановления от 5 октября 1999 года, от 30 декабря 1999 года, от 13 мая 2003 года и другие), неопубликование нормативного правового акта, затрагивающего права и обязанности граждан, противоречит нормам федерального и областного законодательства, является нарушением принципов законности и гласности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов. Следовательно, Положение о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Туринский район, утвержденное решением Думы Туринского городского округа от 28 августа 2008 года N 64, не соответствует статьям 2 и 87 Устава Свердловской области.
Признание Положения не соответствующим Уставу Свердловской области не является основанием для пересмотра существующих размеров и условий пенсионного обеспечения муниципальных служащих Туринского городского округа. Органам местного самоуправления Туринского городского округа надлежит произвести правовое регулирование с учетом действующего законодательства и правовых позиций Уставного Суда Свердловской области, выраженных в настоящем Постановлении.
Руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 11, 71, 72, 73, 77, 86 Закона Свердловской области "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать подпункт 8 пункта 1 статьи 29 Устава Туринского городского округа и подпункт 1 пункта 2 Положения о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Туринский район, утвержденного решением Думы Туринского городского округа от 28 августа 2008 года N 64 "О внесении изменений и дополнений в решение Туринской районной Думы от 24.11.2005 года N 131 "Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Туринский район", не противоречащими по содержанию норм Уставу Свердловской области.
2. Признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статье 87, подпункт 1 пункта 7 Положения о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Туринский район, утвержденного решением Думы Туринского городского округа от 28 августа 2008 года N 64 "О внесении изменений и дополнений в решение Туринской районной Думы от 24.11.2005 года N 131 "Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Туринский район".
3. Признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2 и 87, Положение о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Туринский район, утвержденное решением Думы Туринского городского округа от 28 августа 2008 года N 64 "О внесении изменений и дополнений в решение Туринской районной Думы от 24.11.2005 года N 131 "Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Туринский район" в целом как неопубликованное (необнародованное).
4. Настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нормативном правовом акте, признанном не соответствующим Уставу Свердловской области, либо воспроизводящих его. Положения этих нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
6. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в Собрании законодательства Свердловской области, газете "Известия-Тур" и размещено на интернет-сайте Администрации Туринского городского округа.
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 17 марта 2011 г. N 13-2-3-2011 "По делу "О соответствии Уставу Свердловской области статьи 29 Устава Туринского городского округа, подпункта 1 пункта 2 и подпункта 1 пункта 7 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Туринского городского округа, утвержденного решением Думы Туринского городского округа от 28 августа 2008 года N 64, в связи с запросом гражданина А.А. Лаптева"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 24 марта 2011 г. N 87-88 стр. 14, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 20 мая 2011 г., N 3-4 (2011), ст. 344