Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 апреля 2011 г. N Ф09-1750/11-С3 по делу N А07-11146/2010
Дело N А07-11146/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 г. Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дубровского В.И., судей Глазыриной Т.Ю., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.10.2010 по делу N А07-11146/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Валиева И.В. (доверенность от 11.01.2011 N 14-14/03).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Мастер" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 23.12.2009 N 2872, 2875, 2876 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления авансовых платежей по земельному налогу в размере 121897 руб. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Республике Башкортостан".
Решением суда от 08.10.2010 (резолютивная часть от 07.10.2010; судья Валеев К.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 (резолютивная часть от 11.01.2011; судьи Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению налогового органа, инспекцией выполнены требования налогового законодательства и до налогоплательщика доведены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, представленные органами Роснедвижимости 26.05.2009. Общество, обладая данными сведениями, исходя из объективной обязанности по уплате налога, должно было исчислить налоговую базу по земельному налогу за 2009 год на основании кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленных обществом расчетов авансовых платежей по земельному налогу за I, II, III кварталы 2009 года, по результатам которой составлены акты от 23.11.2009 N 16913, 16915, 17580 и вынесены решения от 23.12.2009 N 2872, 2875, 2876 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названными решениями налогоплательщику предложено уплатить суммы авансовых платежей по земельному налогу за I квартал 2009 года в сумме 171390 руб., за II квартал 2009 года в сумме 171390 руб., за III квартал 2009 года в сумме 171390 руб.
Основанием для доначисления сумм земельного налога послужило неверное, по мнению налогового органа, исчисление налогоплательщиком кадастровой стоимости спорных земельных участков. В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за I, II, III кварталы 2009 года обществом использованы данные о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в кадастровых планах земельных участков по состоянию на 07.08.2007. Доначисляя налог, инспекция руководствовалась сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденными Управлением Роснедвижимости по Республике Башкортостан 30.04.2009 и 05.05.2009 (представлены в распоряжение налоговому органу 26.05.2009) в связи с перерасчетом, на основании совместного распоряжения Управления Роснедвижимости по Республике Башкортостан и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Республике Башкортостан" от 03.04.2008 N 021-р/002 "О подготовке актов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Республики Башкортостан", кадастровой стоимости земельных участков, образованных в период с момента проведения государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов Республики Башкортостан (01 января 2007 года) до начала применения показателей государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов (01 января 2008 года), а также по существующим земельным участкам, по которым за указанный период произошли изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка при упорядочении его границ.
Не согласившись с решениями инспекции, общество обжаловало их в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 22.03.2010 N 134/16 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решения инспекции утверждены.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что размер налоговой базы зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определенной на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом), и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода. В случае изменения величины кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода такие изменения учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Пунктом 2 данной статьи установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 Кодекса).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Учитывая, что в силу вышеуказанных норм налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а до сведения налогоплательщика могла быть доведена только кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, то есть в данном случае по состоянию на 01.01.2009, суды пришли к обоснованному выводу о том, что налогоплательщик при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за I, II, III кварталы 2009 года правомерно использовал данные о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в кадастровых планах земельных участков по состоянию на 07.08.2007, и не мог руководствоваться данными о кадастровой оценке земель, представленными органами Роснедвижимости 26.05.2009, и исчислить налоговую базу по земельному налогу за 2009 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Кроме того, суды верно отметили, что кадастровая стоимость земли является основой для исчисления земельного налога и ее увеличение с одновременным применением увеличенных значений в более ранний период ухудшает положение налогоплательщика, что противоречит принципам налогового законодательства.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.10.2010 по делу N А07-11146/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Учитывая, что в силу вышеуказанных норм налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а до сведения налогоплательщика могла быть доведена только кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, то есть в данном случае по состоянию на 01.01.2009, суды пришли к обоснованному выводу о том, что налогоплательщик при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за I, II, III кварталы 2009 года правомерно использовал данные о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в кадастровых планах земельных участков по состоянию на 07.08.2007, и не мог руководствоваться данными о кадастровой оценке земель, представленными органами Роснедвижимости 26.05.2009, и исчислить налоговую базу по земельному налогу за 2009 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Кроме того, суды верно отметили, что кадастровая стоимость земли является основой для исчисления земельного налога и ее увеличение с одновременным применением увеличенных значений в более ранний период ухудшает положение налогоплательщика, что противоречит принципам налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2011 г. N Ф09-1750/11-С3 по делу N А07-11146/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника