На основании постановления правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. N 1474-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие культуры в Свердловской области" на 2011-2015 годы", в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Горноуральского городского округа, в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала Горноуральского городского округа и удовлетворения потребностей граждан Горноуральского городского округа в услугах сферы культуры администрация Горноуральского городского округа постановляет:
1. Утвердить Концепцию муниципальной целевой программы "Развитие культуры в Горноуральском городском округе на 2012-2016 годы" (прилагается).
2. Управлению культуры Горноуральского городского округа разработать муниципальную целевую программу "Развитие культуры в Горноуральском городском округе на 2012-2016 годы" в срок до 1 мая 2011 года.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пригородная газета" и разместить на официальном сайте Горноуральского городского округа.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации по вопросам социальной политики Долматова В.А.
6. Срок контроля - 15 мая 2011 года.
Глава администрации |
Н.А. Лаптев |
Концепция
муниципальной целевой программы "Развитие культуры в Горноуральском городском округе на 2012-2016 годы"
(утв. постановлением администрации Горноуральского городского округа от 4 апреля 2011 г. N 544)
Статья 1. Обоснование необходимости разработки муниципальной целевой программы "Развитие культуры в Горноуральском городском округе на 2012-2016 годы"
1.1. В Горноуральском городском округе на сегодня накоплен значительный культурный потенциал: объекты культурного наследия и традиционные духовные ценности, сеть учреждений культуры и художественного образования, квалифицированный кадровый состав специалистов и управления культурным процессом.
Реализация регионального компонента приоритетных национальных проектов в сфере культуры, определившего приоритеты культурной политики на территории округа на трехлетний период, а также реализуемые муниципальные целевые программы способствовали развитию муниципального сектора культуры, государственную поддержку получили муниципальные культурно-досуговые учреждения, библиотеки, детские школы искусств, коллективы самодеятельного творчества. Были осуществлены мероприятия, направленные на развитие имеющегося культурного потенциала округа и создание новых культурных продуктов.
Применение программных методов управления отраслью позволило достичь положительных количественных и качественных изменений в предоставлении культурных услуг населению:
- выросло количество компьютеризированных библиотек, увеличилось количество автоматизированных пользовательских мест в них;
- расширился спектр услуг, оказываемых учреждениями культуры;
- количество учащихся муниципальных детских школ искусств увеличилось с 2008 года на 30 человек, прирост составил 6 процентов.
В то же время, несмотря на предпринимаемые усилия и достигнутые результаты, остались нерешенными проблемы обеспечения доступа населения округа, проживающего в населенных пунктах округа, к современным и качественным культурным продуктам и услугам. Необходимо повышать доступность этих видов услуг населению, активизировать работу по внедрению муниципальных услуг на базе новых информационных технологий.
На начало 2011 года отмечено снижение таких показателей, как количество пользователей и посещаемость муниципальных библиотек, количество массовых мероприятий, проводимых учреждениями культуры на платной основе и, соответственно, количество посещений данных мероприятий.
Увеличилась доля муниципальных культурно-досуговых учреждений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, что может негативно сказаться на показателе вовлеченности населения области в активную социально-культурную деятельность.
Муниципальная сеть учреждений культуры по-прежнему нуждается в государственной поддержке, поскольку в силу невысокой платежеспособности основного количества населения, отсутствия альтернативных поставщиков неприбыльных социальных услуг для отдельных категорий граждан она остается основным производителем услуг культуры и социально ориентированного досуга для жителей. Однако конкурировать с коммерческими формами организации досуга традиционным учреждениям крайне сложно из-за неудовлетворительного состояния материально-технической базы, препятствующей росту посещаемости населением, прежде всего молодежью, муниципальных учреждений культуры.
Решать эти задачи планируется за счет средств, предусмотренных в муниципальной целевой программе "Развитие культуры в Горноуральском городском округе на 2012-2016 годы" (далее - Программа) и за счет субсидий областного бюджета на капитальный ремонт муниципальных учреждений культуры и детских школ искусств, информатизацию муниципальных библиотек.
Общий объем планируемых расходов бюджета Горноуральского городского округа в 2011 году на учреждения дополнительного образования детей, подведомственные Управлению культуры, составляет 13793,5 тысяч рублей, на культуру - 49958,0 тысяч рублей.
Проведенное исследование соответствия муниципальной сети учреждений культуры общероссийским нормативам социальной обеспеченности учреждениями культуры выявило нехватку по округу 5 учреждений клубного типа, как правило, лишены возможности организации культурного досуга жители удаленных малых сельских населенных пунктов округа.
Устаревшая и изношенная материально-техническая база значительной части учреждений культуры по-прежнему не позволяет не только внедрять инновационные формы работы и современные информационные технологии, но и привлекать молодые кадры в отрасль, средний возраст работающих в которой составляет сегодня 41 год.
Низкая экономическая эффективность многих учреждений культуры сегодня во многом следствие острого дефицита молодых управленческих и творческих кадров, обусловленного низким уровнем престижа творческой деятельности. В массовом сознании населения и в первую очередь молодежи сформировался непривлекательный образ человека, занятого в сфере творческих профессий: без карьерных перспектив, социального и материального успеха. Государству необходимо предпринять шаги по целенаправленному формированию общественного спроса на талантливых и творческих людей. Без выработки системных мер и целевой поддержки процессов творчества не будет решена острейшая на сегодня для сферы культуры проблема нехватки инициативных молодых квалифицированных кадров.
Обострившиеся за время экономического кризиса проблемы в сфере культуры еще раз продемонстрировали тот факт, что отрасль, традиционно десятилетиями ориентированная на государственную финансовую поддержку, еще слабо подготовлена самим государством к функционированию в условиях рыночной экономики: необходимы серьезные финансовые вложения в модернизацию и развитие инфраструктуры объектов культуры, сохранение культурного наследия и культурных ценностей, создание условий для творчества, производства современных культурных продуктов и инновационного развития, доступности культурных услуг и ценностей для всех жителей, создание экономических механизмов, позволяющих культуре эффективно развиваться в рыночных условиях.
Программно-целевой метод управления культурным развитием позволит вывести культуру на уровень, позволяющий ей стать полноценным и активным участником социально-экономических процессов, происходящих в Горноуральском городском округе. Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных объектах и приоритетных для развития отрасли направлениях.
1.2. Определение основных целей Программы основывается на учете тенденций и проблем, сложившихся в сфере культуры в предыдущие годы, соответствия стратегии социально-экономического развития округа, потребностям социума, правовой среде функционирования организаций культуры, а также целях, определенных утвержденными федеральными и областными программами развития сферы культуры.
Цели долгосрочной Программы направлены на достижение к 2020 году стратегической цели: повышение качества жизни всех членов общества через создание условий для равноценного доступа к культурным ценностям и творческой реализации, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития округа.
Исходя из этого основными задачами Программы станут:
1) повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры;
2) обеспечение условий для развития инновационной деятельности муниципальных учреждений культуры;
3) сохранение, популяризация и развитие культурного и исторического наследия, специфики культурной сферы округа;
4) создание условий для сохранения и развития кадрового и творческого потенциала сферы культуры;
5) формирование привлекательного имиджа округа средствами культуры и искусства.
Статья 2. Ожидаемые результаты реализации Программы
Комплекс мероприятий, предусмотренных Программой, позволит значительно повысить результативность и качество работы учреждений культуры, создать новые культурные продукты. Планируемые Программой средства на реставрацию объектов культурного наследия позволят не только снять часть наиболее острых на сегодня проблем обеспечения сохранности памятников истории и культуры, но и способствовать развитию туризма.
В результате реализации запланированных мероприятий Программы будут созданы условия, при которых основной спектр услуг будет доступен гражданам, принадлежащим к различным социальным группам, а качество предоставляемых услуг будет соответствовать требованиям времени и их потребителей. Достижение цели Программы предусматривает реализацию проектов, формирующих социальные ориентиры и ценности; развитие инфраструктуры отрасли, укрепление ее материально-технической базы; комплектование библиотечных, музейных фондов. В процессе реализации Программы должны быть решены задачи по созданию электронных каталогов библиотек и музеев, развитию систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей, предоставления услуг в электронном виде. Переход отрасли на инновационный путь развития напрямую связан с повышением качества услуг, предоставляемых населению. Достижение цели по сохранению и популяризации культурного наследия и развития специфики культурной сферы округа предполагает проведение работ по сохранению, реставрации и популяризации объектов культурного наследия, музейных ценностей и библиотечных фондов, реализацию мероприятий по содержанию и развитию инфраструктуры, обеспечивающей сохранность музейных и библиотечных ценностей и доступ к ним граждан. Ожидаемые результаты реализации Программы предполагают улучшение (сохранение) целевых показателей, указанных в статье 3.
Статья 3. Показатели и индикаторы
3.1. Эффективность реализации Программы, оценка достижения целей, выполнения задач и мероприятий Программы будет оцениваться целевыми показателя и индикаторами:
3.1.1) Посещаемость населением округа мероприятий, проводимых культурно-досуговыми учреждениями на платной основе;
3.1.2) Доля детей, посещающих творческие кружки на постоянной основе, от общего числа несовершеннолетних округа;
3.1.3) Посещаемость музеев в расчете на 1000 жителей округа;
3.1.4) Доля муниципальных музеев, в которых используются информационные системы учета и ведения каталогов в электронном виде, в общем количестве муниципальных музеев;
3.1.5) Доля учащихся детских школ искусств от общего числа учащихся округа;
3.1.6) Доля выпускников детских школ искусств, поступивших на обучение в образовательные учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, от общего числа выпускников предыдущего года;
3.1.7) Доля муниципальных учреждений культуры и детских школ искусств, требующих капитального ремонта, от общего числа учреждений данного типа;
3.1.8) Доля недвижимых объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия;
3.1.9) Количество экземпляров новых поступлений в фонды муниципальных библиотек в расчете на 1000 человек жителей округа;
3.1.10) Доля муниципальных библиотек, имеющих сайты в сети Интернет, через которые обеспечен доступ к имеющимся у них электронным фондам и электронным каталогам, от общего количества муниципальных библиотек;
3.1.11) Доля библиотечных фондов муниципальных библиотек, отраженных в электронных каталогах этих библиотек.
Значения целевых показателей и индикаторов будут ежегодно уточняться с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств.
Статья 4. Основные программные мероприятия, сроки реализации и источники финансирования Программы
4.1.Заказчиком Программы выступает Управление культуры Горноуральского городского округа.
4.2. Основные направления реализации Программы:
- модернизация материально-технической базы учреждений культуры и дополнительного образования, в том числе создание условий для предоставления услуг в сфере культуры и дополнительного образования детей в электронном виде;
- капитальные и текущие ремонты муниципальных учреждений культуры;
- мероприятия по выявлению, ремонту и реставрации объектов культурного наследия;
- комплектование книжных и музейных фондов, в том числе оцифрованными изданиями;
- повышение квалификации кадров;
- мероприятия по продвижению культурного продукта.
4.3. Реализация программы рассчитана на 2012-2016 годы.
4.4. Источники финансирования Программы.
Основным источником финансирования Программы является местный бюджет. Помимо средств местного бюджета для реализации Программы предусмотрено привлечение средств внебюджетных источников. Планируемая доля привлеченных средств от приносящей доход деятельности учреждений культуры для реализации Программы составляет 10 процентов от общего объема финансирования. Основная часть привлеченных средств направляется на модернизацию материально-технической базы учреждений культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Горноуральского городского округа Свердловской области от 4 апреля 2011 г. N 544 "О разработке муниципальной целевой программы "Развитие культуры в Горноуральском городском округе на 2012-2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Пригородная газета" от 15 апреля 2011 г. N 15 стр. 5 (без приложения). Текст приложения размещен на сайте Горноуральского городского округа Свердловской области в Internet (www.grgo.ru)