Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 апреля 2011 г. N А60-17972/2010
См. дополнительную информацию к настоящему решению
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании 07.04.2011 - 14.04.2011 дело N А60-17972/2010 по заявлению потребительского общества "Сухоложская фабрика по переработке вторсырья" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда;
от заинтересованного лица: О.В.Ванюхина, старший государственный налоговый инспектор, доверенность N 2 от 11.01.2011, удостоверение;
В соответствии с ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя.
Представителю заинтересованного лица разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода судье не заявлено.
Потребительское общество "Сухоложская фабрика по переработке вторсырья" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области по направлению в БАНК "НЕЙВА" ООО г.Новоуральск инкассовых поручений для списания денежных средств с расчетного счета заявителя и просило обязать налоговый орган осуществить возврат на расчетный счет заявителя списанных 09.04.2010 денежных средств в размере 81879 руб. 77 коп.
Решением от 09.07.2010 заявленные требования удовлетворены. Действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области по направлению в БАНК "НЕЙВА" ООО г.Новоуральск инкассовых поручений для списания денежных средств с расчетного счета заявителя признаны незаконными. Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области обязали осуществить возврат на расчетный счет заявителя списанных 09.04.2010 денежных средств в размере 81879 руб.77 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 решение от 09.07.2010 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.01.2011 решение от 09.07.2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области в целях исследования состава предъявленных к счету текущих требований на момент выставления инкассовых поручений от 02.04.2010 N N 981,982,983,984,985,986 и исследования вопроса о принятии инспекцией мер по взысканию недоимки по единому социальному налогу и налогу на добавленную стоимость, на которую начислены пени.
Определением от 15.03.2011 налогоплательщику было предложено представить состав предъявленных к счету текущих требований на момент поступления в банк спорных инкассовых поручений от 02.04.2010г.
Налоговому органу предложено представить доказательства принятия мер по взысканию недоимки, на которую начислены пени.
При новом рассмотрении дела 07.04.2011 представитель налогоплательщика в судебное заседание не явился, запрошенные документы не представил. В судебном заседании объявлялся перерыв до 13 час.30 мин. 14 апреля 2011. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя заинтересованного лица. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области в судебном заседании 14.04.2011 произведен перерасчет пеней, расчет пеней представлен в материалы дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд установил:
09.04.2010 г. с расчетного счета ПО "Сухоложская фабрика по переработке вторсырья" по инкассовым поручениям межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области N N 981, 982, 983, 984, 985, 986 списаны денежные средства в общем размере 81879 руб.77 коп., в том числе:
- пени по единому социальному налогу в сумме 29595,15 руб. по требованию N 132 от 03.02.2010г.;
- пени по единому социальному налогу в сумме 3056,75 руб. по требованию N 131 от 03.02.2010г.;
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 24001,94 руб. по требованию N 171 от 03.02.2010г.;
- пени по единому социальному налогу в сумме 1593,40 руб. по требованию N 130 от 03.02.2010г.;
- транспортный налог сумме 20634,00 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 2 998,53 руб. по требованию N 1630 от 19.02.2010г.
Полагая, что действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области по направлению в БАНК "НЕЙВА" ООО г.Новоуральск инкассовых поручений для списания денежных средств в сумме 81879 руб.77 коп. с расчетного счета заявителя являются незаконными, Потребительское общество "Сухоложская фабрика по переработке вторсырья" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При этом заявитель считает, что взыскание задолженности по обязательным платежам в бюджет, произведенное налоговым органом 09.04.2010 г. после признания ПО "Сухоложская фабрика по переработке вторсырья" банкротом и открытия процедуры конкурсного производства, противоречит положениям законодательства о банкротстве.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2008 в отношении ПО "Сухоложская фабрика по переработке вторсырья" введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2009 по делу N А60-39183/2008-С11 в отношении общества открыто конкурсное производство.
Согласно статье 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В соответствии с п.1 ст.134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам погашаются вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Требования по текущим обязательным платежам удовлетворяются в четвертую очередь, внутри очереди - в порядке календарной очередности исходя из даты поступления в банк расчетного документа (п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве). Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения. При этом налоговый орган обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога) (п.п. 11,12 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").
Как установлено при рассмотрении материалов дела, при оформлении инкассовых поручений от 02.04.2010 N N 981, 982, 983, 984, 985, 986 в целях взыскания текущей задолженности в бесспорном порядке, налоговым органом были соблюдены установленные требования, указано, что требования относятся к 4 очереди погашения.
Документов, свидетельствующих о том, что на момент выставления и исполнения спорных инкассовых поручений, имелись иные неисполненные поручения, предъявленные ранее к счету налогоплательщика, в материалах дела не имеется, налогоплательщик не представил доказательств того, что на момент поступления в банк спорных инкассовых поручений имелись иные, подлежащие исполнению текущие требования.
При проверке соблюдения налоговым органом мер по взысканию недоимки, на которые были начислены пени согласно спорным инкассовым поручениям, установлено следующее:
Согласно инкассовому поручению N 981 от 02.04.2010 налоговым органом предъявлены пени в размере 29595 руб. 15 коп. в связи с неисполнением требования N 132 от 03.02.2010 (т.1 л.д.11,95). Как видно из требования N 132 от 03.02.2010 и расчета, пени начислены за период с 18.11.2008 по 02.02.2010 на недоимку по ЕСН (в федеральный бюджет), подлежащую уплате за 4 квартал 2008 года в связи с неисполнением требования N 1429 по состоянию на 17.03.2009, а также на задолженность в размере 138823 руб.96 коп. за 1,3,4 кварталы 2007г., за 1,3 кварталы 2008г., включенную в реестр требований кредиторов согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2009 N А60-39183/2008.
Поскольку задолженность, включенная в реестр требований кредиторов, не относится к текущим платежам, в ходе судебного заседания налоговым органом произведен перерасчет пеней за период с 26.12.2009 (дата открытия конкурсного производства) по 02.02.2010 на сумму задолженности, включенную в реестр требований кредиторов (138823 руб. 96 коп.).
В соответствии с расчетом оснований для включения пени в размере 1581 руб. 43 коп. в состав пеней, подлежащих взысканию в составе текущих платежей, не имелось.
В подтверждение принятия мер по взысканию задолженности по ЕСН (в федеральный бюджет) за 4 квартал 2008 года в бесспорном порядке в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией представлены соответствующие документы (решение N 603 от 01.04.2009 о взыскании за счет денежных средств, постановление N 609 от 11.06.2009 о взыскании за счет имущества, постановления судебного пристава от 19.06.2009 о возбуждении исполнительного производства, от 23.03.2010 об окончании исполнительного производства в связи с признанием должника банкротом).
Согласно инкассовому поручению N 982 от 02.04.2010 налоговым органом предъявлены пени в размере 3056 руб. 75 коп. в связи с неисполнением требования N 131 от 03.02.2010 (т.1 л.д.12,93). Как видно из требования N 131 от 03.02.2010 и расчета, пени начислены за период с 08.04.2009 по 02.02.2010 на недоимку по ЕСН (зачисляемому в ТФОМС), подлежащую уплате за 4 квартал 2008 года в размере (488 руб. по сроку уплаты 17.11.2008, 3761 руб. по сроку уплаты 15.12.2008, 4436 руб. по сроку уплаты 15.01.2009), в связи с неисполнением требования N 1429 по состоянию на 17.03.2009, а также на задолженность в размере 19968 руб., включенную в реестр требований кредиторов согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2009 N А60-39183/2008.
Поскольку задолженность, включенная в реестр требований кредиторов, не относится к текущим платежам, в ходе судебного заседания налоговым органом произведен перерасчет пеней за период с 26.12.2009 (дата открытия конкурсного производства) по 02.02.2010 на сумму задолженности, включенную в реестр требований кредиторов, в соответствии с расчетом оснований для включения пени в размере 227 руб. 47 коп. в состав пеней, подлежащих взысканию в составе текущих платежей, не имелось.
В подтверждение принятия мер по взысканию задолженности по ЕСН (в ТФОМС) за 4 квартал 2008 года в бесспорном порядке в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией представлены документы (решение N 603 от 01.04.2009 о взыскании за счет денежных средств, постановление N 609 от 11.06.2009 о взыскании за счет имущества, постановления судебного пристава от 19.06.2009 о возбуждении исполнительного производства, от 23.03.2010 об окончании исполнительного производства в связи с признанием должника банкротом).
Согласно инкассовому поручению N 984 от 02.04.2010 налоговым органом предъявлены пени в размере 1593 руб. 40 коп. в связи с неисполнением требования N 130 от 03.02.2010 (т.1 л.д.16, 91). Как видно из требования N 130 от 03.02.2010 и расчета, пени начислены за период с 09.03.2009 по 02.02.2010 на недоимку по ЕСН (зачисляемому в ФФОМС), подлежащую уплате за 4 квартал 2008 года в размере (268 руб. по сроку уплаты 17.11.2008, 2068 руб. по сроку уплаты 15.12.2008, 2440руб. по сроку уплаты 15.01.2009), в связи с неисполнением требования N 1429 по состоянию на 17.03.2009, а также на задолженность в размере 8329 руб., включенную в реестр требований кредиторов согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2009 N А60-39183/2008.
Поскольку задолженность, включенная в реестр требований кредиторов, не относится к текущим платежам, в ходе судебного заседания налоговый органом произведен перерасчет пеней за период с 26.12.2009 (дата открытия конкурсного производства) по 02.02.2010 на сумму задолженности, включенную в реестр требований кредиторов, в соответствии с расчетом оснований для включения пени в размере 227 руб. 47 коп. в состав пеней, подлежащих взысканию в составе текущих платежей, не имелось.
В подтверждение принятия мер по взысканию задолженности по ЕСН (в ФФОМС) за 4 квартал 2008 года в бесспорном порядке в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией представлены документы (решение N 603 от 01.04.2009 о взыскании за счет денежных средств, постановление N 609 от 11.06.2009 о взыскании за счет имущества, постановления судебного пристава от 19.06.2009 о возбуждении исполнительного производства, от 23.03.2010 об окончании исполнительного производства в связи с признанием должника банкротом).
Согласно инкассовому поручению N 983 от 02.04.2010 налоговым органом предъявлены пени в размере 24001 руб. 94 коп. в связи с неисполнением требования N 171 от 03.02.2010 (т.1 л.д.14, 97).
Как видно из требования N 171 от 03.02.2010 и расчета, пени за период с 19.12.2008 по 25.12.2009 начислены на задолженность, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2009 в размере 146396 руб. 68 коп.; за период с 26.12.2009 по 02.02.2010 на задолженность по НДС в сумме 26360 руб., в том числе за 4 квартал 2008г. в размере 25100 руб. (по срокам уплаты 20.01.2009- 8367 руб., 20.02.2009- 8367 руб., 20.03.2009- 8366 руб.) и за 3 квартал 2008 по сроку уплаты 22.12.2008 в сумме 1260 руб. После включения задолженности в реестр требований кредиторов пени на такую сумму задолженности налоговым органом не начислялись.
В подтверждение принятия мер по взысканию задолженности в бесспорном порядке инспекцией представлены решения N 33 от 11.01.2009, N 33 от 27.01.2009, N 110 от 06.02.2009, N 367 от 05.03.2009, решения об обращении взыскания за счет имущества N 153 от 02.03.2009, N 770 от 22.04.2009, постановления об обращении взыскания за счет имущества N 34 от 27.01.2009.
Согласно инкассовым поручениям N 985 от 02.04.2010, N 986 от 02.04.2010 налоговым органом предъявлены к взысканию пени в размере 2998 руб. 53 коп. и транспортный налог в размере 20634руб. в связи с неисполнением требования N 1630 от 19.02.2010 (т.1 л.д.18, 20,99).
Как видно из требования N 1630 по состоянию на 19.02.2010 и расчета, транспортный налог предъявлен к уплате за 4 квартал 2009 года (является текущим платежом), пени за период с 20.06.2009 по 25.12.2009 начислены на задолженность в размере 41595 руб. 67 коп. за 4 квартал 2007, 2008 год; за период с 26.12.2009 по 17.02.2010 начислены на текущую задолженность за 4 квартал 2009г. (18596 руб.67 коп.) и за 1 квартал 2010г. (20634 руб. по сроку уплаты 16.02.2010). После включения задолженности в реестр требований кредиторов пени на такую сумму задолженности налоговым органом не начислялись.
В подтверждение принятия мер по взысканию задолженности в бесспорном порядке инспекцией представлены требование N 1016 по состоянию на 20.02.2009, N 2194 по состоянию на 27.04.2009, решения N 408 от 05.03.2009, N 1017 от 13.05.2009.
Поскольку начисление пеней по задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, после открытия конкурсного производства не производится, действия налогового органа по взысканию в бесспорном порядке по спорным инкассовым поручениям пеней: в размере 1581 руб. 43 коп по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 94 руб. 87 коп. по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, в размере 227 руб. 47 коп. по ЕСН. зачисляемому в ТФОМС, всего1903 руб. 77 коп. подлежат признанию незаконными.
Учитывая вышеизложенное, заявленные потребительским обществом "Сухоложская фабрика по переработке вторсырья" требования подлежат удовлетворению частично.
В связи с предоставлением заявителю отсрочки уплаты государственной пошлины при подаче заявления в арбитражный суд, государственная пошлина с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области по направлению в БАНК "НЕЙВА" ООО г.Новоуральск инкассовых поручений для списания денежных средств с расчетного счета потребительского общества "Сухоложская фабрика по переработке вторсырья" в размере 1903 руб.77 коп.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области устранить нарушение прав заявителя путем возмещения потребительскому обществу "Сухоложская фабрика по переработке вторсырья" суммы 1903 руб.77 коп.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2011 г. N А60-17972/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника