Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
Кушвинского городского округа
от 16 июня 2011 г. N 567
Положение
о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Кушвинского городского округа и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Кушвинского городского округа
1. Общие положения
1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Кушвинского городского округа и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Кушвинского городского округа (далее - муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов) осуществляется в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
2. Настоящее Положение применяется при проведении органами местного самоуправления Кушвинского городского округа антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Кушвинского городского округа, входящих в систему муниципальных правовых актов Кушвинского городского округа, а именно Устава Кушвинского городского округа, нормативных правовых актов, принятых на местном референдуме (сходе граждан), нормативных правовых актов Думы Кушвинского городского округа, нормативных правовых актов главы Кушвинского городского округа, администрации Кушвинского городского округа и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Кушвинского городского округа, предусмотренных Уставом Кушвинского городского округа, а также при проведении антикоррупционной экспертизы проектов таких нормативных правовых актов.
3. Выявление коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов осуществляется согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
4. Настоящим Положением определяются:
1) понятие антикоррупционной экспертизы;
2) основные принципы организации антикоррупционной экспертизы;
3) виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения;
4) признаки несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений (далее - коррупциогенные факторы);
5) порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов;
6) порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;
7) правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения.
2. Основные принципы организации антикоррупционной экспертизы
5. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов;
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов;
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов.
3. Понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения
6. Антикоррупционная экспертиза - это выявление в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов;
- коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
- коррупциогенная норма (нормативный правовой акт, проект нормативного правового акта) - норма (нормативный правовой акт, проект нормативного правового акта), содержащая(ий) коррупциогенные факторы.
7. В Кушвинском городском округе осуществляются внутренняя и независимая антикоррупционная экспертиза.
8. Внутренняя антикоррупционная экспертиза осуществляется органами местного самоуправления Кушвинского городского округа, их подразделениями, лицами, замещающими муниципальные должности, и (или) муниципальными служащими при проведении правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов и мониторинге их применения.
Обязательной внутренней антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов по вопросам:
1) защиты прав и свобод граждан;
2) управления муниципальной собственностью Кушвинского городского округа;
3) размещения заказа для муниципальных нужд Кушвинского городского округа;
4) предоставления мер поддержки;
5) бюджетных правоотношений;
6) муниципальной службы в Кушвинском городском округе;
7) правового положения органов местного самоуправления и лиц, замещающих муниципальные должности в городском округе.
По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы в случае выявления коррупциогенных факторов составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению. В случае отсутствия в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов в листе согласования делается соответствующая отметка об отсутствии коррупциогенных факторов.
9. Для оценки качества муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, а также для получения предложений по их совершенствованию по инициативе органов местного самоуправления Кушвинского городского округа, должностных лиц местного самоуправления Кушвинского городского округа может проводиться независимая антикоррупционная экспертиза на возмездной или безвозмездной основе.
Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, проектов таких актов.
Независимая антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
10. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, органы местного самоуправления - разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на внутреннюю правовую и антикоррупционную экспертизы, размещают эти проекты на официальном сайте Кушвинского городского округа в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
11. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, проектов таких актов отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.
В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
12. В случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством, антикоррупционная экспертиза осуществляется органами юстиции, иными государственными органами Российской Федерации и государственными органами Свердловской области.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов
13. При подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза осуществляется разработчиком такого проекта в форме анализа содержания его норм. Коррупциогенные факторы, выявленные в ходе проведения анализа норм проекта муниципального нормативного правового акта, должны быть устранены до его внесения в орган или должностному лицу, к полномочиям которого отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального нормативного правового акта.
13.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления городского округа (их должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления городского округа (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления городского округа (их должностных лиц);
4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления городского округа, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления городского округа (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления городского округа (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
13.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления Кушвинского городского округа (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
14. Результаты анализа проекта муниципального нормативного правового акта, проведенного в ходе его разработки, отражаются в листе согласования к проекту муниципального нормативного правового акта в виде утверждения разработчика об отсутствии в проекте норм, содержащих коррупциогенные факторы.
В случае если проект муниципального нормативного правового акта в ходе его разработки направлялся для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, к проекту прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае если в сроки, установленные для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не поступило экспертных заключений, в пояснительной записке указывается, что в результате проведения независимой антикоррупционной экспертизы не выявлено коррупциогенных факторов.
15. После внесения проекта муниципального нормативного правового акта в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального нормативного правового акта, проводятся внутренняя правовая и антикоррупционная экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта.
16. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта в случае отсутствия в проекте коррупциогенных факторов оформляются в виде соответствующей отметки в листе согласования. В случае обнаружения в проекте муниципального нормативного правового акта коррупциогенных факторов составляется соответствующее заключение, с соблюдением правил, предусмотренных разделом 6 настоящего Положения.
17. В случае если проект муниципального нормативного правового акта направлялся для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, к проекту прилагается соответствующее экспертное заключение.
В случае если в сроки, установленные для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не поступило экспертного заключения, считается, что в результате проведения независимой антикоррупционной экспертизы в проекте муниципального нормативного правового акта не выявлено коррупциогенных факторов.
5. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
18. Внутренняя антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов организуется в органах местного самоуправления, к полномочиям которых в соответствии с Уставом Кушвинского городского округа отнесено принятие муниципальных нормативных правовых актов, и проводится в соответствии с графиком (планом), утверждаемым в органе местного самоуправления Кушвинского городского округа или должностным лицом местного самоуправления Кушвинского городского округа.
19. В график (план), указанный в пункте 18 настоящего Положения, в обязательном порядке включаются муниципальные нормативные правовые акты, при принятии которых не проводилась антикоррупционная экспертиза их проектов, а также муниципальные нормативные правовые акты, по применению которых поступали обращения граждан и организаций.
20. При утверждении графика (плана) проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов указываются сведения о муниципальных нормативных правовых актах и внесенных в них изменениях, сроки проведения антикоррупционной экспертизы и подготовки соответствующего заключения, а также лица, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы включенных в график (план) муниципальных нормативных правовых актов.
Сроки проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов не могут составлять менее 10 рабочих дней.
21. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта оформляются в виде заключения, подготавливаемого по итогам ее проведения, с соблюдением правил, предусмотренных в разделе 6 настоящего Положения.
6. Правила проведения антикоррупционной экспертизы, оформления заключения по результатам ее проведения и учет результатов антикоррупционной экспертизы
22. По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы в случае выявления коррупциогенных факторов оформляется самостоятельное письменное заключение (прилагается). В случае отсутствия коррупциогенных факторов делается соответствующая отметка в листе согласования об отсутствии коррупциогенных факторов.
Самостоятельное заключение по результатам внутренней антикоррупционной экспертизы может оформляться в случае проведения повторной антикоррупционной экспертизы либо если нормативный правовой акт или проект нормативного правового акта представлен специально для проведения антикоррупционной экспертизы.
23. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется направленный на выявление коррупциогенных факторов анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач.
24. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы анализу подвергается каждая правовая норма муниципального нормативного правового акта, которая исследуется для выявления каждого из коррупциогенных факторов, указанных в разделе 4 настоящего Положения.
25. В случае выявления коррупциогенных факторов, в заключении указывается структурный элемент правового акта (раздел, глава, статья, часть, пункт, подпункт, абзац) и коррупциогенные факторы, которые в нем содержатся. При этом приводится обоснование выявления каждого из коррупциогенных факторов и рекомендации по его устранению.
26. В случае выявления в нормативном правовом акте или в проекте нормативного правового акта положений, не относящихся к числу коррупциогенных факторов, указанных в разделе 4 настоящего Положения, но которые могут способствовать проявлениям коррупции, в заключении также предусматриваются рекомендации по их устранению.
27. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется разработчикам соответствующего проекта для устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Положения проекта муниципального нормативного правового акта, имеющие коррупциогенные факторы, устраняются путем внесения в них изменений или дополнений на стадии доработки проекта такого муниципального нормативного правового акта его разработчиками.
В случае несогласия разработчика проекта муниципального нормативного правового акта с результатами внутренней антикоррупционной экспертизы разработчик оформляет пояснительную записку с обоснованием своего несогласия.
28. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы вступившего в силу муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется руководителю органа местного самоуправления Кушвинского городского округа или должностному лицу местного самоуправления Кушвинского городского округа, принявшему (издавшему) этот муниципальный нормативный правовой акт, с предложениями о внесении в него изменений с целью устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Положения муниципального нормативного правового акта, имеющие коррупциогенные факторы, выявленные при проведении внутренней антикоррупционной экспертизы, устраняются путем внесения в него изменений или дополнений в порядке, установленном для издания соответствующего муниципального нормативного правового акта.
Разработку проекта муниципального нормативного правового акта о внесении изменений или дополнений в муниципальный нормативный правовой акт, прошедший антикоррупционную экспертизу, осуществляют его разработчики.
В случае несогласия разработчика муниципального нормативного правового акта с результатами внутренней антикоррупционной экспертизы разработчик оформляет пояснительную записку с обоснованием своего несогласия.
29. Муниципальный нормативный правовой акт, проект муниципального нормативного правового акта, прошедшие внутреннюю антикоррупционную экспертизу, вносятся на рассмотрение уполномоченного на его принятие (издание) органа местного самоуправления Кушвинского городского округа, должностного лица местного самоуправления Кушвинского городского округа с приложением заключения, составленного по итогам антикоррупционной экспертизы, и пояснительной записки разработчика муниципального нормативного правового акта Кушвинского городского округа, проекта муниципального нормативного правового акта Кушвинского городского округа с обоснованием своего несогласия (при его наличии).
30. В случае несогласия с содержащимися в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы выводами о наличии в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта коррупциогенных факторов, орган местного самоуправления Кушвинского городского округа или должностное лицо местного самоуправления Кушвинского городского округа, к полномочиям которого в соответствии с Уставом Кушвинского городского округа отнесено принятие (издание) этого муниципального нормативного правового акта, направляет лицу или организации, подготовившим соответствующее экспертное заключение, мотивированное обоснование выраженного несогласия в сроки, установленные пунктом 11 настоящего Положения.
31. Заключения органов юстиции, государственных органов Российской Федерации, государственных органов Свердловской области, выданные по итогам антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления Кушвинского городского округа, должностными лицами местного самоуправления Кушвинского городского округа, принявшим (издавшим) этот муниципальный нормативный правовой акт или уполномоченными на их принятие (издание).
Разногласия, возникшие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном действующим законодательством порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.