Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлен План реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в городе Нижний Тагил на 2011-2015 годы
План реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в городе Нижний Тагил на 2011-2015 годы (далее - План) определяется:
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1622-р "Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы";
- приказом Президента Российской Федерации от 04.02.2010 Пр-271 "Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 года, регистрационный N 19682);
- планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Свердловской области от 07.09.2010 N 1507-р;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "распоряжением Правительства Российской Федерации"
- Указом Губернатора Свердловской области от 07.09.2010 N 787-УГ "Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Свердловской области на 2010-2015 годы";
- областной целевой программой "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа") на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1472-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа") на 2011-2015 годы";
- постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2011 N 609-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по организации физического воспитания, укреплению здоровья детей и подростков в Свердловской области на 2011-2015 годы".
Общие цели развития системы образования определяются приоритетами государственной образовательной политики, в основе которой - направления национальной инициативы "Наша новая школа".
Активная законотворческая деятельность в системе образования на федеральном и региональном уровнях предопределила необходимость внесения соответствующих изменений в задачи, планируемые результаты и показатели эффективности деятельности системы образования города и подготовку Плана реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в городе Нижний Тагил на 2011-2015 годы.
В настоящее время в городе обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:
1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения в учреждениях общего образования;
2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающего поколения;
3) создана система выявления и развития одаренных детей города;
4) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования.
Система общего образования представлена 65 учреждениями, в том числе: 1 образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2 начальные школы, 2 основные школы, 53 средние школы, 2 школы с углубленным изучением предметов, 3 гимназии, 2 лицея. Средняя наполняемость городских школ составляет 24,8 чел., села - 7,6 чел. Удельный вес численности учащихся 10-11(12) классов общеобразовательных учреждений, обучающихся в классах с профильным и/или углубленным изучением отдельных предметов составляет 50%.
Решению задач инновационного развития системы образования способствовала реализация приоритетного национального проекта "Образование" с 2006 года:
1. Сформирован инновационный кадровый ресурс:
- количество лучших учителей - победителей конкурсных отборов на получение премии Президента РФ в рамках приоритетного национального проекта "Образование" составило 105 человек;
- количество педагогов, получивших премию Губернатора Свердловской области для поддержки лучших учителей Свердловской области (впервые премия учреждена в 2010 году), составило 7 чел.
2. За высокие показатели, полученных при эффективном участии педагогов, в различных видах деятельности оказана государственная поддержка способным и талантливым детям:
- отмечены премиями Президента Российской Федерации 32 учащихся;
- отмечены премиями Губернатора Свердловской области 16 учащихся.
3. Сформирован инновационный ресурс образовательных учреждений:
- 21 учреждение общего образования (31% от общего количества общеобразовательных учреждений) получили поддержку за счет средств федерального бюджета в размере 25 млн. руб.;
- 50 образовательных учреждений города имеют статус экспериментальных площадок, в том числе: 15 федеральных площадок УрО РАО, 35 региональных площадок ГОУ ДПО "Института развития образования Свердловской области" и ГОУ ДОД ЦДОД "Дворец молодежи";
- 15 ОУ входят в сеть инновационно-активных школ УрО РАО;
- педагогический коллектив МОУ СОШ N 45 - лауреат национальной премии в области образования "Элита российского образования".
4. Получили дальнейшее развитие процессы информатизации, внедрены современные образовательные технологии в общеобразовательных учреждениях:
- все общеобразовательные учреждения получили доступ к сети Интернет, в том числе 91% школ - со скоростью от 2 мегабит/сек и выше;
- с 2006 года в три раза сократилось количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер, обеспеченность школ компьютерной техникой составила в 2010 году 11 человек на 1 компьютер (с 33 человек на 1 компьютер в 2006 году);
- 82% школ имеют свои сайты (44% - 2008 г.);
- на базе общеобразовательных учреждений города с 2010 года были созданы опытные зоны по использованию Пакета свободного программного обеспечения (ПСПО);
- 35% общеобразовательных учреждений в соответствии с графиком перешли на использование ПСПО.
На 01.04.2011 по данным электронного мониторинга реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в школах города:
- 95 компьютерных классов;
- 202 интерактивных доски (164 - 2009 г., 158 - 2008 г.);
- 385 мультимедийных проекторов (315 - 2009 г., 282 - 2008 г.);
- 2307 шт. персональных компьютеров (2522 шт. - в 2009 г.);
- используются в учебных целях компьютеры, имеющие сертификат качества для осуществления образовательного процесса - 2065 шт. (1994 шт. - в 2009 г.);
- 50% компьютеров - в составе локальных сетей учреждений (2010 г. - 1403 шт., 2009 г. - 1344 шт.);
- компьютеров, подключенных к сети Интернет - 1381 шт. (1237 шт. - в 2009 г.);
- электронные библиотеки имеют 7 учреждений (6 учреждений - в 2009 г.).
5. На оснащение школ учебно-наглядными пособиями использованы средства в размере 176,145 млн. руб. Оснащенность школ города современным оборудованием в соответствии с требованиями к образовательному процессу и СанПин составляет 75%, что соответствовало плановому показателю (75%) по Свердловской области.
С 2010 года муниципальная система образования приступила к реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", включающей 6 содержательных направлений:
- переход на новые образовательные стандарты;
- развитие системы поддержки талантливых детей;
- совершенствование учительского корпуса;
- изменение школьной инфраструктуры;
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- развитие самостоятельности школ.
Анализируя результаты деятельности по направлениям национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" можно отметить, что с начала 2010-2011 учебного года в 11 первых классах 4 общеобразовательных учреждений: Политехнической гимназии, гимназии N 86, МОУ СОШ N 50 и МОУ СОШ N 81 обеспечено введение федерального образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) в пилотном режиме.
Создан Муниципальный ресурсный центр введения стандарта общего образования на базе МИМЦ.
Обучение по подготовке к введению ФГОС НОО в 2010 году прошли 170 педагогов начальной школы.
Готовность к введению ФГОС НОО образовательных учреждений города Нижнего Тагила по состоянию на 01.01.2011 составляет 20%, частично готовы - 70%, не готовы - 10%.
В городе разработано и утверждено Положение о муниципальной системе оценки качества образования.
Создан муниципальный центр оценки качества образования и обработки информации (МЦОКО).
В системе проводятся городские контрольные работы для учащихся 4, 8, 10 классов, проводятся пробные экзамены для претендентов на награждение медалями по математике и русскому языку, ведется мониторинг оценки качества образования в общеобразовательных учреждениях города, проводятся диагностические контрольные работы и репетиционные тестирования для учащихся 9, 11 классов, обеспечивается проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Отработана новая система итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений:
- успешно сдали экзамен в новой форме учащиеся 9 классов:
1) 683 чел. по русскому языку (95,8% от сдавших экзамен по новой форме);
2) 653 чел. по математике (93,4% от сдавших экзамен по новой форме);
- в 2010 году доля выпускников успешно сдавших ЕГЭ в 11 классах увеличилась на 2,8% (2009 году - 88,6%, 2010 году - 91,4%) по 7 предметам;
- 6 выпускников 11 классов сдали экзамены на 100 баллов;
- по сравнению с российскими показателями результаты ЕГЭ тагильских школьников выше по 6 предметам;
- по сравнению с показателями Свердловской области результаты ЕГЭ по Нижнему Тагилу выше по всем предметам, кроме русского языка (русский язык на уровне среднеобластного показателя).
Данные результаты обусловлены выстроенной системой подготовки обучающихся и педагогов школ города к новым формам итоговой аттестации.
По направлению "Развитие системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей":
- разработана и реализована муниципальная целевая программа "Одаренные дети (2007-2010 годы)"; в 2009-2010 учебном году в банк одаренных детей Нижнего Тагила внесены данные о 1057 детях с проявлениями детской одаренности (3,3% от общего количества детей);
- организована просветительская работа среди педагогических кадров, родителей по формированию у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития детской одаренности;
- отработана система сбора информации о детях, проявивших признаки различных видов одаренности, сформирован сводный информационный банк "Одаренные дети Нижнего Тагила";
- в образовательных учреждениях города создана сеть базовых площадок, обеспечивающих формирование нового содержания, технологий обучения и развития одаренности;
- 97 учащихся общеобразовательных учреждений города, имеющие выдающиеся достижения в различных видах деятельности, получили стипендию и премию Главы города;
- увеличилось количество участников интеллектуальных соревнований городского, областного, регионального, российского уровней (в 2010 году - 5902 человека, в 2009 году - 5892 человека, в 2008 году - 4974 человека, в 2007 году - 4564 человека);
- за период 2007-2009 годы увеличился процент победителей и призеров интеллектуальных соревнований городского областного, регионального, российского уровней (2010 год - 17,5%, 2009 год - 15,3%, 2008 год - 15%, 2007 год - 14%);
- за период реализации программы 35 юных тагильчан стали победителями и призерами Всероссийских предметных олимпиад;
- 1603 учащихся, вошедших в банк "Одаренные дети Нижнего Тагила", включены в систему психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности.
Расширен спектр образовательных услуг для одаренных учащихся Нижнего Тагила: Малая академия наук, обучение в летних профильных школах, введение в вариативную часть учебных планов образовательных учреждений курсов, направленных на развитие интеллектуальных, психических процессов и творческих способностей учащихся, на овладение технологиями научно-исследовательской деятельности.
Для детей с различными видами одаренности обеспечена психолого-педагогическая поддержка в процессе их обучения и развития. Педагогами-психологами образовательных учреждений реализуются образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных и личностных качеств одаренных учащихся. Общее количество образовательных программ, реализуемых в ОУ: в школе I ступени - 52, в школе II ступени - 60, в школе III ступени - 39.
В системе проводятся тренинги для одаренных детей по развитию коммуникативных умений, творческого потенциала, проектного мышления, лидерской одаренности. Успешно использованы и другие формы работы с одаренными учащимися: в течение последних двух лет 11 образовательных учреждений активно включились в состязания Международного Кубка Мира по игре "Что? Где? Когда?", проведен конкурс интеллектуалов (МОУ СОШ N 85), организованы: школа "Эрудит", интеллектуальный клуб "Крепкий орешек" (Гимназия N 86), научное общество учащихся "Академия альфа+" (Гимназия N 86), временные творческие группы (МОУ НОШ N 43) и другие.
В рамках реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" определены базовые образовательные учреждения по реализации образовательных программ по робототехнике, 2-d, 3-d моделированию и развитию детского технического творчества: Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей: Городская Станция юных техников и городской Дворец детского и юношеского творчества.
По состоянию на 01.09.2010 образовательные учреждения были укомплектованы педагогическими и руководящими кадрами на 99,1% (2009 год - 98,8%); общее количество работников системы образования составляет 10623 человек, в том числе педагогических и руководящих работников 5927 чел.
Доля педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование, составляет: в дошкольных образовательных учреждениях - 42,5% (1033 чел.), в общеобразовательных учреждениях - 87,4% (2503 чел.), в учреждениях дополнительного образования - 59,0% (373 чел.). 100% руководящих работников и 89% педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города аттестованы, в том числе 75% - на высшую и первую квалификационную категорию.
Ежегодно до 35% педагогов повышает свою квалификацию по проблемам: экономики и управления в образовательном учреждении, современного образовательного менеджмента, внедрения ФГОС второго поколения, интернет-технологий в обучении, реализации предпрофильной и профильной технологической подготовки учащихся, развития инновационного потенциала образовательного учреждения и др.
Отмечается положительная динамика трудоустройства в муниципальные образовательные учреждения молодых специалистов - выпускников учреждений профессионального педагогического образования - 129 человек в 2010 году (в 2009 году - 120 чел., в 2008 году - 160 чел.), также отмечается увеличение числа работников, имеющих стаж работы до трех лет - 11,8% (2009 год - 11,5%, 2008 год - 11,1%).
Решению новых задач образования необходимы новые условия. Требует обновления оснащенность образовательного процесса.
В 36 (55% от общего количества школ) общеобразовательных учреждениях имеются читальные залы. 60 рабочих мест библиотекарей компьютеризированы и обеспечены программами, позволяющими сформировать электронный каталог. В 22 школах электронные каталоги сформированы. Вместе с тем удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными библиотеками и медиатеками, составляет 66%, то есть имеются все условия: доступ в читальный зал - 76,6%; доступ в читальный зал с числом рабочих мест не менее 25-22,6%; имеется возможность пользоваться медиатеками - 14,1%; имеются работающие средства для сканирования и распознавания текстов (сканер, компьютерные программы) - 79%; имеется доступ к Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеке - 68%, обеспечена контролируемая распечатка бумажных материалов (есть доступ к принтеру) - 94,7%; обеспечено контролируемое копирование бумажных материалов (есть доступ к ксероксу) - 78%.
В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика состояния здоровья школьников в Российской Федерации, городе говорит о необходимости уделять этому вопросу внимание не только в семье, но и в школе, где дети проводят значительную часть времени. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения.
В 2010 году на базе школ для 4624 детей организована работа лагерей с дневным пребыванием, в том числе лагеря образовательных учреждений посещали 3066 детей, учреждений спорта и физической культуры - 1308 учащихся. В дни зимних каникул в 2010 году 437 детей отдыхали и оздоравливались в загородных учреждениях, подведомственных управлению образования (всего в ЗОЛ оздоровлено 903 ребенка).
Устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют в полной мере организовать качественное питание школьников. В большинстве школ требуется проведение капитальных ремонтов пищеблоков и реконструкция столовых. Укомплектованность пищеблоков муниципальных ОУ необходимым технологическим оборудованием составляет в среднем 60%.
В 16 МОУ производственные площади столовых не соответствуют санитарным нормам и правилам (МОУ СОШ NN 10, 12, 23, 44, 64, 35, 75/42, 36, 58, 11, 72, 49, 66, 41, 61, МОУ Лицей), 4 столовые находятся в подвальных помещениях (МОУ NN 10, 12, 44, 64). Особого внимания требуют мероприятия по внедрению новых технологий приготовления пищи, форм обслуживания и установки высокотехнологического и энергосберегающего оборудования.
В соответствии с муниципальной целевой программой "Совершенствование организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся на территории города Нижний Тагил на 2010-2015 годы" необходимо заменить 330 единиц торгово-технологического и холодильного оборудования, произвести разработку проектно-сметной документации для столовых ОУ NN 10, 12, 44, 64 и их перевод из подвальных помещений, провести капитальный ремонт.
Отмечается положительная динамика охвата питанием учащихся школ за последние три года. По результатам 1 квартала 2011 года охват питанием составил 94% (АПП 2010 г. - 93,5%, АПП 2009 г. - 94,2%), в том числе горячим питанием - 87% (АПП 2010 г. - 83%, АПП 2009 г. - 79,86%), а также охват питанием с учетом 2 горячего питания - 99,8% (АПП 2010 г. - 95%, АПП 2009 г. - 95,6%).
В целях сохранения и укрепления здоровья школьников проводятся массовые спортивные мероприятия с участием школьников города (охват учащихся - 79%, 24916 чел.) и мероприятия по профилактике и борьбе со СПИД, ВИЧ-инфекцией в образовательной среде, иных зависимостей несовершеннолетних (охват учащихся - 100%, 31540 чел.). Оснащенность современным спортивным оборудованием составляет - 71,2%.
Развитие самостоятельности школ - наиболее сложное для реализации направление Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в силу того, что в рамках мероприятий по направлению создается нормативная база, меняющая уклад жизни в школах, меняется мотивация руководителей и педагогов ОУ, меняется общественное представление о качестве образования.
Общеобразовательные учреждения города имеют опыт финансово-экономической самостоятельности.
В период с 2007-2009 годы 20 школ имели самостоятельные бухгалтерии, 7 школ - структурные подразделения столовые.
На 01.01.2011 столовые имеются в структуре 11 школ, бухгалтерии - в структуре 7 школ. 34 школы оказывают платные дополнительные образовательные услуги.
Всеми образовательными учреждениями с 01.04.2011 отрабатывается перевод в электронную форму отдельных процедур, связанных с документооборотом: запись в ОУ, предоставление информации об оказываемых услугах учреждением, электронный дневник (отдельными учреждениями).
Анализ состояния системы образования относительно требований социально-экономического развития города и задач, поставленных в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", позволяет выделить следующие проблемы:
1) недостаточное ресурсное обеспечение образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, установленных новыми федеральными государственными образовательными стандартами;
2) недостаточное обеспечение материально-технических условий в ОУ для развития исследовательской и проектировочной деятельности учащихся;
3) недостаточно сформированная общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят и специальная система поддержи талантливых школьников;
4) необходимость модернизации системы повышения квалификации учительского корпуса;
5) недостаточное соответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
6) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;
7) необходимость дальнейшего обновления оснащенности школ современным оборудованием в соответствии с требованиями к образовательному процессу и СанПиН;
8) недостаточное оснащение фондов школьных библиотек информационными ресурсами;
9) недостаточное оснащение пищеблоков школ торгово-технологическим оборудованием;
10) необходимость расширения самостоятельности образовательных учреждений, образования новых организационно-правовых форм деятельности образовательных учреждений;
11) недостаточное соответствие технической инфраструктуры образовательных учреждений требованиям всех участников образовательного процесса и требованиям ФГОС;
12) отсутствие корпоративной информационной системы образования города, единой системы мониторинга, прогнозирования и информационно-методического обеспечения инфраструктуры образовательных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.