Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Целевые и ведомственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
В настоящее время повышение эффективности бюджетных расходов может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов. Применение программно-целевого подхода является наиболее действенным способом решения задач, направленных на достижение качественных результатов, связанных с осуществлением бюджетных расходов.
При этом осуществление бюджетных расходов в рамках муниципальных целевых программ должно обеспечивать реализацию установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии с Постановлением Главы Екатеринбурга от 20.05.2008 N 1845 "Об утверждении Положения о долгосрочных целевых программах муниципального образования "город Екатеринбург" (в редакции Постановления Главы Екатеринбурга от 21.12.2009 N 5777) долгосрочные целевые программы представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение задач, связанных с осуществлением полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по решению вопросов местного значения, реализацией Стратегического плана развития города Екатеринбурга до 2020 года.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Для обоснования необходимости решения задач программными методами должны учитываться приоритеты и цели стратегии социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург", направления структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития муниципальных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния муниципального образования "город Екатеринбург", внешнеэкономические условия.
Общими принципами разработки и реализации целевых программ являются:
формирование целевых программ исходя из четко определенных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение отраслевого (функционального) органа Администрации города Екатеринбурга, отвечающего за реализацию целевой программы (достижение конечных результатов);
охват программами всех сфер деятельности;
установление для целевых программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
наделение должностных лиц, осуществляющих управление целевыми программами и подпрограммами в их составе, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации целевых программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации целевых программ.
Общими принципами разработки и реализации ведомственных программ являются:
приоритетный характер решаемых ведомственной программой проблем;
обоснованность и комплексность мероприятий ведомственной программы, их определенность, количественная измеримость, соответствие поставленным задачам, реальность сроков их реализации;
эффективность ведомственной программы и порядка осуществления мероприятий ведомственной программы, ожидаемые конечные результаты.
Подготовка проекта целевой программы начинается с разработки и утверждения концепции целевой программы. При формировании проекта целевой программы отражаются в том числе следующие основные вопросы:
обоснование цели и задач целевой программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития муниципального образования;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов реализации целевой программы, характеризующих изменение состояния уровня и качества жизни населения муниципального образования, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
перечень целевых индикаторов и показателей целевой программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
сроки реализации целевой программы в целом и ее основных этапов с указанием промежуточных показателей;
основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов целевой программы;
обоснование общего объема ассигнований из бюджета города по годам реализации целевой программы.
Ответственными за разработку и реализацию целевых и ведомственных программ являются отраслевые (функциональные) органы Администрации города Екатеринбурга.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
организация реализации целевых программ с отражением в них в том числе следующих основных вопросов:
достижение целевой направленности задач целевых и ведомственных программ, направленных на решение долгосрочных целей и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург",
четкое прогнозирование конечных результатов целевых и ведомственных программ,
правовое урегулирование отношений по реализации целевых и ведомственных программ,
реализация целевых и ведомственных программ в установленные сроки,
прогнозируемое финансовое обеспечение целевых и ведомственных программ;
определение порядка планирования объемов ассигнований из бюджета города на реализацию целевых программ с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом;
разработка положения о ведомственных программах муниципального образования "город Екатеринбург".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.