Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 8.1. Розничная торговля и общественное питание
На фоне начавшегося экономического роста и, как следствие, роста доходов населения происходило постепенное восстановление покупательского спроса. С начала 2010 года наблюдалось наращивание темпов роста оборота розничной торговли и их динамика перешла в положительную зону (рисунок 40, таблица 49). За 2010 год розничный товарооборот Екатеринбурга достиг 450,7 миллиарда рублей. Прирост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составил 12,6 процента, тогда как в 2009 году снижение составляло 4,4 процента (в Свердловской области рост составил 10 процентов, в Российской Федераций - 4,4 процента).
Рисунок 40
Динамика розничного товарооборота и оборота общественного питания (в сопоставимых ценах к прошлому году)
Спрос населения возрос в большей степени на продовольственные товары. За 2010 год розничными организациями продано на 16,8 процента в сопоставимых ценах больше, чем в 2009 году, в то время как объем продаж непродовольственных товаров вырос на 2,4 процента.
Снижение инвестиционной активности бизнес-структур(1) и спроса на торговые площади в 2009-2010 годах привели к сокращению новых инвестиционных проектов по строительству коммерческой недвижимости и, как следствие, к снижению ввода новых торговых объектов. За 2010 год введено в действие 110 объектов розничной торговли, в том числе за счет нового строительства - 58 объектов (торговая площадь 87,4 тысячи квадратных метров), за счет перевода предприятий торговли в нежилые помещения - 52 объекта.
Таблица 49
Основные показатели развития розничной торговли
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2010 год к 2009 году |
|||
единица измерения |
2010 год контрольное значение |
2009 год |
2010 год |
||
Оборот розничной торговли |
Миллиард рублей |
438,0 |
377,0 |
450,7 |
119,5 |
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года |
Процент |
101,5 |
95,6 |
112,6(1) |
+17 п.п. |
Развитие торговой сети | |||||
Количество предприятий розничной торговли (на конец года) |
Единица |
3070 |
3035 |
3129 |
103,1 |
Торговые площади торгующих организаций без учета рынков (на конец периода) |
Тысяча квадратных метров |
1355 |
1291,2 |
1391,0 |
107,8 |
Ввод в действие предприятий торговли, в том числе: |
Единица |
20 |
105 |
110 |
104,8 |
за счет нового строительства |
Единица Тысяча квадратных метров |
10 30 |
72 155,8 |
58 87,4 |
80,1 56,1 |
за счет перевода в нежилые помещения |
Единица |
10 |
33 |
52 |
157,6 |
(1) По сопоставимому кругу предприятий. |
В рамках реализации стратегических проектов "Торговые узлы" и "Центральная торговая зона" в 2010 году за счет нового строительства введены наиболее крупные объекты розничной торговли: торгово-развлекательный центр "КомсоМОЛЛ" по дублеру Сибирского тракта (общая площадь объекта 91 тысяча квадратных метров, торговая площадь 30 тысяч квадратных метров), обувной гипермаркет "ПарАход" на улице Амундсена (6,2 тысячи и 5,2 тысячи квадратных метров), автосалон "KIA" на улице Щербакова (площадь автосалона 4 тысячи квадратных метра, площадь выставочного зала 1 тысяча квадратных метров), гипермаркет "OBI" на улице Халтурина (12 тысяч и 10 тысяч квадратных метров), гипермаркет формата cash & carry "METRO" по проспекту Космонавтов (10 тысяч и 7 тысяч квадратных метров), автосалон на улице Металлургов (6,7 тысячи квадратных метров, площадь выставочного зала одна тысяча квадратных метров), торговый центр Галерея "Архитектор" на улице Малышева (9,2 тысячи и 6,7 тысячи квадратных метров), пять супермаркетов ("Кировский" на улице Вильгельма де Генина, "Звездный" на улице Соболева, "PRESIDENT Fish" на улице Свердлова, "Пикник" на улице Готвальда, "MONDIAL" на улице Радищева).
По состоянию на 01.01.2011 торговые площади объектов торговли составили 1391 тысячу квадратных метров, обеспеченность торговыми площадями достигла 1002,4 квадратных метра на 1000 жителей (в 2009 году - 938,8 квадратных метра на 1000 жителей).
По итогам 2010 года произошли изменения в структуре сетевых операторов потребительского рынка Екатеринбурга. Сократилось количество международных сетей (их число на конец 2010 года составило 53 единицы против 61 единицы в 2009 году) и количество региональных сетей (с 30 единиц в 2009 году до 26 единиц в 2010 году), количество остальных сетевых операторов увеличилось по сравнению с 2009 годом. Сокращение числа международных и региональных сетей связано с высокой конкурентной средой отрасли.
По состоянию на 01.01.2011 на потребительском рынке в Екатеринбурге работала 731 сеть, объединяющая 3096 предприятий (64 процента всех предприятий розничной торговли и общественного питания города), в том числе: продовольственная торговля - 81 сеть, объединяющая 539 предприятий (54 процента от общего количества предприятий продовольственной торговли), непродовольственная торговля - 523 сети, объединяющие 2061 предприятие (99 процентов от общего количества предприятий непродовольственной торговли), общественное питание - 127 сетей, объединяющих 496 предприятий (50 процентов от общего количества предприятий общедоступной сети) (таблица 50).
Таблица 50
Количество сетевых операторов потребительского рынка Екатеринбурга на конец 2010 года
Показатели |
Количество сетей, единица 2009 год |
Количество сетей, единица 2010 год |
Процент 2010 год к 2009 году |
Международные сети |
61 |
53 |
86,9 |
Федеральные сети |
107 |
172 |
в 1,6 раза |
Региональные сети |
30 |
26 |
86,7 |
Местные сети |
228 |
480 |
в 2,1 раза |
Всего сетей потребительского рынка |
426 |
731 |
в 1,7 раза |
По состоянию на 01.01.2011 в Екатеринбурге функционировало 26 торговых центров, общая площадь которых составляла 1013 тысяч квадратных метров, торговая площадь - 631 тысяча квадратных метров, или 45 процентов от общего количества торговых площадей города.
В продовольственном ритейле рост произошел за счет открытия в торговом центре "КомсоМОЛЛ" гипермаркета "Карусель", в торговом центре "Антей" супермаркета "Перекресток", также за счет открытия отдельно стоящих супермаркетов торговых сетей "Кировский", "Монетка", "Самобранка" и других. В непродовольственной торговле прирост сетевых структур произошел за счет открытия в торговых центрах ("КомсоМОЛЛ", "Гринвич", "МЕГА") таких международных операторов, как Peacocks (Англия), Motivi (Франция), ТОМ FARR (Англия), Still MEN (Испания).
В 2010 году сохранились высокие темпы роста уровня сервиса и качества обслуживания потребителей предприятиями торговли Екатеринбурга за счет внедрения прогрессивных форм обслуживания на новых торговых объектах и за счет модернизации действующих. Количество предприятий торговли, работающих с применением системы самообслуживания, к концу 2010 года увеличилось до 1660 единиц (53 процента от общего количества предприятий торговли) (таблица 51). Внедрение новейших технологий организации торговли и современных ее форматов обеспечивает Екатеринбургу некоторое преимущество в привлечении покупателей по сравнению с городами Свердловской области и Уральского региона.
В последние несколько лет динамично развивается розничная торговля через сеть Интернет, которая обеспечивает более низкие затраты на ведение торговых операций. Около 70 процентов интернет-магазинов Екатеринбурга существуют порядка двух лет. Экономический спад 2008-2009 годов стал катализатором развития сегмента интернет-торговли. По данным Комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга, по состоянию на 01.01.2011 в городе насчитывалось 428 интернет-магазинов (на 01.01.2010 - 316), из них девять интернет-магазинов специализировалось на продовольственном ритейле (2009 год - четыре интернет-магазина).
Таблица 51
Внедрение современных форм обслуживания на предприятиях торговли
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2010 год к 2009 году |
|||
единица измерения |
2010 год контрольное значение |
2009 год |
2010 год |
||
Количество предприятий, работающих с применением прогрессивных форм торговли (на конец периода), в том числе: |
Единица |
2320 |
2296 |
2400 |
104,5 |
с действующей системой самообслуживания |
Единица |
1610 |
1583 |
1660 |
104,8 |
с применением технологии штрихового кодирования |
Единица |
1520 |
1495 |
1570 |
105,0 |
В 2010 году сохранилась тенденция сокращения объемов продаж товаров на розничных рынках: товарооборот снизился на 6,1 процента в сопоставимых ценах, а доля рынков в структуре оборота розничной торговли Екатеринбурга снизилась с 9,4 процентов в 2009 году до 7,9 процентов в 2010 году. Сокращение оборота рынков обусловлено ростом товарооборота и количества торговых объектов сетей FMCG (товары массового спроса - продукты питания и некоторые виды сопутствующих непродовольственных товаров), предоставляющих потребителям более привлекательные условия покупок, а также приемлемые цены и высокое качество продукции. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ) происходит перемещение торговых мест с открытых оборудованных или необорудованных территорий в стационарные крытые помещения. В 2010 году была введена вторая очередь оптово-распределительного центра "Ханой" на улице Минометчиков (общая площадь - 15,5 тысячи квадратных метров, торговая - 6,3 тысячи квадратных метров). В 2010 году по сравнению с 2009 годом количество рынков осталось неизменным. По состоянию на 01.01.2011 в Екатеринбурге функционировало 10 рынков, в том числе: пять универсальных рынков ("Омега", "Эльмашевский", "Новомосковский", "Таганский ряд", "Рендер"), три сельскохозяйственных рынка ("Шарташский", "Верх-Исетский торговый центр плюс", "Уралмашевский"), один автомобильный рынок ("Уралавтошоп"), один вещевой рынок ("Чкаловский").
В 2010 году отмечено восстановление спроса в сфере общественного питания. Оборот общественного питания по итогам 2010 года с учетом роста потребительских цен возрос по сравнению с 2009 годом на 22,7 процента (по Российской Федерации - 4,4 процента, по Свердловской области - 14,1 процента) и достиг 19,9 миллиарда рублей (рисунок 40, таблица 52).
Таблица 52
Основные показатели развития общественного питания
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2010 год к 2009 году |
||||
единица измерения |
2010 год контрольное значение |
2009 год |
2010 год |
|||
Оборот общественного питания |
Миллиард рублей |
17,2 |
14,9 |
19,9 |
133,6 |
|
Оборот общественного питания в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года |
Процент |
100,0 |
85,2 |
122,7(1) |
+37,5 п.п. |
|
Развитие сети общественного питания (2) | ||||||
Количество предприятий общественного питания (на конец периода) |
Единица |
1700 |
1655 |
1712 |
103,4 |
|
в том числе общедоступной сети |
Единица |
946 |
916 |
985 |
107,5 |
|
Количество посадочных мест на предприятиях общественного питания |
Тысяча мест |
130,0 |
128,2 |
132,4 |
103,3 |
|
в том числе общедоступной сети |
Тысяча мест |
64,0 |
62,2 |
67,5 |
108,5 |
|
Количество предприятий общественного питания, работающих с применением автоматизированных систем управления |
Единица |
1100 |
1074 |
1100 |
102,4 |
|
(1) По сопоставимому кругу предприятий. (2) По данным Комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга. |
В рамках реализации стратегического проекта "Кухня на любой вкус" за 2010 год введено 146 новых предприятий общественного питания (177 предприятий в 2009 году) на 8,6 тысячи мест (на 11,2 тысячи мест в 2009 году), из них за счет реконструкции и капитального ремонта - 89 объектов (104 объекта в 2009 году), за счет нового строительства - 57 объектов (73 объекта в 2009 году).
Прирост предприятий общественного питания за 2010 год составил 57 единиц (92 единицы в 2009 году), прирост мест в них - 4200 единиц (7711 единиц в 2009 году). Развитие инфраструктуры предприятий общественного питания происходило главным образом за счет роста количества предприятий общедоступной сети.
Среди объектов общественного питания, открывшихся в 2010 году, наиболее значимыми, оснащенными современным оборудованием, с хорошей кухней и высоким уровнем сервиса можно назвать ресторан "Эль Густо", ресторан "Сарай", ресторан самообслуживания "Делли", кафе-пекарня "Синнабон", кафе "Хемингуэй", кафе "Рататуй", гриль-бар "НЭП".
Также отмечается рост предприятий общественного питания в торговых и торгово-развлекательных центрах. В торговом центре "Алатырь" открыты предприятия общественного питания компании "Юниверфуд" ("Блиноff", "Дюжина", "Шнельки", "Черри Берри") и компании "Малахит" ("Поль Бейкери" и другие). В торгово-развлекательном центре "Гринвич" открыты рестораны "Красная хата", "Хаш", "Труффальдино", кофейня "Кофе-шоп". В гипермаркете "ПарАход" открыт ресторан "Своя компания". В торговом центре "КИТ" открыты кафе "Подсолнухи", кофейня "Кофе Хаус", ресторан "Кастрюля", предприятие быстрого обслуживания "Пан Пицца" и другие.
Все вновь открытые предприятия общественного питания используют современное, энергосберегающее, многофункциональное технологическое оборудование. На сегодняшний день свыше 80 процентов предприятий общедоступной сети оказывают дополнительные услуги потребителям (кейтеринг (выездное обслуживание), обслуживание торжественных мероприятий, изготовление изделий по заказам, вызов такси, доступ к беспроводной сети интернет, услуги шеф-повара на дому, консультации по приготовлению блюд и многие другие).
По состоянию на 01.01.2011 сеть общественного питания в Екатеринбурге представлена следующим образом: 103 ресторана, 147 баров, 324 кафе, 70 кофеен, 542 столовых, 203 закусочных, 103 предприятия быстрого обслуживания, 10 чайных и 210 заведений других типов.
(1) Объем инвестиций в развитие торговли и общественного питания сократился на 41,6 процента в сопоставимой оценке к уровню 2008 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.