Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Думы городского округа
Верхняя Пышма
от 30 июня 2011 г. N 36/3
Концепция
развития розничной торговли на территории городского округа Верхняя Пышма на 2011-2013 годы
1. Цели и задачи
Основной целью Концепции развития розничной торговли на территории городского округа Верхняя Пышма на 2011-2013 годы (далее - Концепция) является разработка и обоснование системы мероприятий, обеспечивающей сбалансированное развитие всех звеньев сферы торговли и услуг на территории городского округа Верхняя Пышма (далее - городской округ), нацеленной на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности, при гарантированном качестве и безопасности их приобретения и потребления.
Основная задача Концепции - создание условий саморазвития предприятий розничной торговли для наибольшего удовлетворения потребностей населения городского округа в безопасных и качественных товарах, в том числе посредством содействия развитию местного производства и повышения его конкурентоспособности.
Также можно выделить следующие задачи, направленные на достижение цели Концепции:
1) создание условий для обеспечения здоровой конкуренции и рыночного разнообразия субъектов потребительского рынка, осуществляющих розничную торговлю, путем формирования развитой инфраструктуры, информационное обеспечение потребителей, формирование системы мониторинга развития торговли, совершенствование механизмов и инструментов инвестиционной и инновационной деятельности;
2) определение принципов и приоритетных направлений по созданию условий и механизмов, обеспечивающих формирование цивилизованных форм торговли и развитие хозяйственных связей с местными производителями, способствующих насыщению рынка качественными товарами, внедрению современных торговых технологий, и достижение на этой основе занятости и благосостояния населения;
3) формирование целостной системы регулирования деятельности торговли на территории городского округа, включая совершенствование нормативно-правовой основы функционирования рынков товаров, развитие форм и методов координации и контроля, а также механизмов саморегулирования сферы розничной торговли;
4) формирование оптимального размещения сети предприятий розничной торговли, обеспечивающего территориальную доступность товаров и услуг в городе Верхняя Пышма и сельских населенных пунктах;
5) создание условий для формирования социально ориентированной системы торгового обслуживания, ориентированной на малообеспеченные категории граждан;
6) обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров.
2. Анализ состояния розничной торговли городского округа Верхняя Пышма
Оборот розничной торговли в городском округе за 2008-2010 годы характеризуется следующими данными:
N |
Наименование показателей |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 |
Оборот розничной торговли |
миллионов рублей |
4 559,0 |
4 566,3 |
5 352,7 |
2 |
Темп роста в фактических ценах к соответствующему периоду прошлого года |
% |
115,3 |
100,1 |
117,2 |
3 |
Оборот розничной торговли на душу населения |
тысяч рублей |
64,5 |
64,3 |
75,1 |
4 |
Площадь торговых объектов |
кв.м |
33 929 |
34 933 |
35 645 |
5 |
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей |
480 |
490 |
500 |
В 2009 году наблюдались низкие темпы роста розничного товарооборота. Замедление темпов роста объясняется экономической ситуацией, снижением темпов роста доходов населения. В 2010 году темпы роста оборота составили 117,2% и достигли уровня 2008 года.
В результате увеличения оборота торгующих организаций постепенно снижается удельный вес продаж товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках с 8% в 2008 году до 6% в 2010 году.
Товарооборот на душу населения в 2008 году в городском округе составлял 64,5 тысячи рублей, в 2010 году - 75,1 тысячи рублей.
Товарооборот с 1 кв.м торговой площади в 2008 году составлял 134,4 тысячи рублей, в 2009 году - 130,7 тысячи рублей, в 2010 году - 150,2 тысячи рублей, рост по отношению к 2009 году составил 115%.
Обеспеченность торговыми площадями возросла с 480 кв.м на 1000 жителей в 2008 году года до 500 кв.м в 2010 году.
Согласно проектным расчетам Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области минимальная обеспеченность торговыми площадями городского округа составляет 425 кв.м на 1000 жителей. Превышение фактической обеспеченности торговыми площадями по сравнению с минимальной составляет 17,6%, или 75 кв.м на 1000 жителей.
Потребности населения в продовольственных и непродовольственных товарах по состоянию на 01.01.2011 года обеспечивают 227 стационарных объектов розничной торговли, число которых увеличилось за 3 года на 33 объекта. Прирост сети обеспечивался за счет строительства новых объектов, перевода жилых помещений в нежилые, реконструкции неприспособленных помещений.
Структура стационарной торговой сети приведена в таблице 2.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 2
N |
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 |
Торговые центры (комплексы), всего |
3 |
3 |
3 |
|
Торговая площадь торговых центров, всего (кв.м) |
8 983 |
8 983 |
8 983 |
2 |
Магазины, всего |
199 |
212 |
224 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
продовольственные |
86 |
89 |
94 |
|
непродовольственные |
100 |
110 |
116 |
|
смешанные |
13 |
13 |
14 |
3 |
Площадь магазинов, всего (кв.м) |
24 177 |
25 057 |
25 661 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
площадь продовольственных магазинов |
6 550 |
7 041 |
7313 |
|
площадь непродовольственных магазинов |
12 745 |
13 328 |
13 597 |
|
площадь смешанных магазинов |
4 882 |
4 689 |
4 751 |
4 |
Вновь открыто магазинов |
17 |
24 |
22 |
5 |
Закрыто магазинов |
9 |
11 |
10 |
6 |
Прирост магазинов к предыдущему году |
8 |
13 |
12 |
Из данных таблицы видно, что площадь торговых центров, как наиболее современных форматов розничной торговли, составляет 25% от общей площади торговых объектов на территории городского округа, прочие магазинные формы торговли обеспечивают 72% и нестационарные торговые объекты - 3%.
Площадь нестационарных торговых объектов (павильонов), учтенная по состоянию на 01.01.2011 года, составляет 1001 кв.м, или 3% от общей площади торговых объектов, то есть влияние площадей нестационарных объектов розничной торговли на уровень обеспеченности жителей городского округа торговыми площадями незначительно.
Результатом реализации Концепции развития розничной торговли на территории городского округа Верхняя Пышма в 2008-2010 годах, утвержденной Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 27 марта 2008 года N 54/3, стали позитивные изменения в развитии и размещении розничной торговой сети. На территории города Верхняя Пышма наблюдается снижение диспропорциональности размещения объектов торговли, отмеченной в Концепции развития розничной торговли в городском округе Верхняя Пышма на 2008-2010 годы, улучшение доступности, а следовательно, и обеспеченности торговыми площадями населения, проживающего в частной застройке городской территории.
По состоянию на 01.01.2011 года на территории города Верхняя Пышма расположено 263 объекта торговли, в том числе 186 магазинов и 77 нестационарных торговых объектов. Обеспеченность торговыми площадями населения города Верхняя Пышма составляет 560 кв.м на 1000 жителей. При этом отмечается высокая концентрация торговых объектов в центральных районах города, таких как: микрорайон, прилегающий к Опытному заводу, микрорайон торгового центра "Куприт", микрорайоны улиц Юбилейной - Уральских рабочих - Чистова - Ленина, Ленина - Калинина. В перечисленных районах расположена достаточная сеть стационарных торговых объектов с широким ассортиментом товаров.
Несмотря на положительные изменения на территории города Верхняя Пышма, обеспеченность торговыми площадями сельского населения по-прежнему остается недостаточной. Сельские магазины имеют небольшие площади, носят исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными. Сконцентрированы объекты сельской торговли в территориальных центрах. Низкая плотность населения, проживающего в сельских населенных пунктах, делает строительство стационарных торговых объектов для предпринимателей нерентабельным. За последние годы прирост предприятий торговли в сельской местности не наблюдается.
Из 24 сельских населенных пунктов объекты розничной торговли имеются в 20, в поселке Каменные Ключи (численность проживающих 10 человек) в летний период организована выездная торговля, в поселке Шахты (8 человек) и деревне Мостовка (5 человек) пешеходная доступность не превышает нормативную для сельской местности (2 км), в поселке Вашты население отсутствует.
Площадь торговых объектов в сельской местности по состоянию на 01 января 2008 года составляла 2652,3 кв.м, обеспеченность торговыми площадями сельского населения - 211 кв.м на 1000 жителей. По состоянию на 01.01.2011 года площадь торговых объектов в сельской местности составляет 2957 кв.м, обеспеченность торговыми площадями сельского населения - 227 кв.м на 1000 жителей. По состоянию на 01.01.2011 года практически во всех сельских поселениях городского округа имеется возможность приобретения товаров первой необходимости. Вместе с тем имеются особенности, которые определяют специфику сельской торговли, в частности:
- в большинстве сельских поселений магазины либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне административных районов (п. Кедровое), практически отсутствуют торговые сети;
- большинство магазинов имеют небольшие площади;
- имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек. Данные магазины имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными;
- многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.
Таким образом, учитывая специфику сельской торговли, размещение нестационарных торговых объектов в сельской местности позволит улучшить обеспеченность услугами торговли сельского населения.
В таблице 3 приведен анализ стационарной торговой сети.
Таблица 3
N |
Наименование |
Численность населения, человек |
Количество магазинов |
Торговая площадь магазинов, кв.м |
Количество павильонов/ киосков |
Торговая площадь павильонов, кв.м |
Торговая площадь, всего |
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I |
г. Верхняя Пышма |
58271 |
186 |
31929 |
30/47 |
758 |
32688 |
561 |
II |
Сельские поселения |
13029 |
41 |
2714,5 |
10/3 |
242,5 |
2957 |
227 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Балтымская сельская администрация - 4021 человек |
|||||||
1 |
с. Балтым |
2892 |
6 |
403,3 |
3/1 |
94 |
497,3 |
172 |
2 |
п. Половинный |
123 |
1 |
53,5 |
|
|
|
435 |
3 |
п. Красный Адуй |
127 |
1 |
78,5 |
0/1 |
|
78,5 |
618 |
4 |
п. Ромашка |
162 |
1 |
19 |
|
|
19 |
117 |
5 |
п. Санаторный |
312 |
2 |
82,5 |
|
|
82,5 |
264 |
6 |
п. Зеленый Бор |
233 |
1 |
29,2 |
|
|
29,2 |
125 |
7 |
п. Крутой |
45 |
1 |
18 |
|
|
18 |
400 |
8 |
п. Вашты |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
9 |
п. Залесье |
119 |
0 |
0 |
1/0 |
15 |
15 |
126 |
10 |
п. Шахты |
8 |
до ближайшего магазина 350 м (п. Санаторный) |
|||||
|
Исетская поселковая администрация - 3543 человека |
|||||||
11 |
п. Исеть |
3268 |
7 |
700,4 |
3/1 |
62 |
762,4 |
233 |
12 |
п. Гать |
77 |
1 |
22 |
|
|
22 |
286 |
13 |
п. Сагра |
198 |
1 |
21,6 |
1/0 |
17,5 |
39,1 |
197 |
|
Кедровская поселковая администрация - 2655 человек |
|||||||
14 |
п. Кедровое |
2391 |
7 |
680 |
2/0 |
54 |
734 |
307 |
15 |
п. Ольховка |
264 |
1 |
48,1 |
|
|
48,1 |
182 |
|
Мостовская сельская администрация - 664 человека |
|||||||
16 |
с. Мостовское |
416 |
1 |
59,4 |
|
|
59,4 |
143 |
17 |
д. Мостовка |
5 |
Пешеходная доступность 2 км до с. Мостовское |
|||||
18 |
п. Нагорный |
116 |
1 |
36 |
|
|
36 |
310 |
19 |
д. Верхотурка |
23 |
1 |
18 |
|
|
18 |
782 |
20 |
п. Первомайский |
94 |
1 |
48 |
|
|
48 |
510 |
21 |
п. Каменные Ключи |
10 |
Выездное обслуживание в летний период |
|||||
|
Красненская поселковая администрация - 2146 человек |
|||||||
22 |
п. Красный |
1784 |
5 |
299 |
|
|
299 |
168 |
23 |
п. Соколовка |
146 |
1 |
70 |
|
|
70 |
479 |
24 |
п. Глубокий Лог |
216 |
1 |
28 |
|
|
28 |
130 |
3. Состояние нестационарной торговой сети городского округа Верхняя Пышма
Нестационарная торговая сеть городского округа по состоянию на 01.01.2008 года представлена 83 объектами, по состоянию на 01.02.2011 года - 90 объектами, рост составил 120,5%.
Нестационарная торговая сеть городского округа расположена в остановочных комплексах, отдельно стоящих объектах, зданиях и сооружениях:
Таблица 4
N |
Наименование показателей |
Всего |
Павильоны |
Киоски |
|
Количество |
Торговая площадь, кв.м |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
По состоянию на 01 января 2008 года |
83 |
31 |
1110 |
52 |
2 |
По состоянию на 01 февраля 2011 года |
90 |
40 |
1030,5 |
50 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
2.1 |
В остановочных комплексах |
46 |
18 |
348,5 |
28 |
|
Продовольственные товары |
44 |
17 |
328,1 |
27 |
|
- пиво/в том числе алкоголь |
34/15 |
15/3 |
291,1/62 |
19/12 |
|
- овощи-фрукты |
5 |
2 |
37,0 |
3 |
|
- иные продовольственные товары |
5 |
- |
|
5 |
|
Непродовольственные товары |
2 |
1 |
20,4 |
1 |
2.2 |
Отдельно стоящие |
41 |
20 |
670,0 |
21 |
|
В том числе: Продовольственные товары |
29 |
12 |
338,0 |
17 |
|
- пиво (алкоголь) |
15(3) |
9(3) |
234,3(116,1) |
6(-) |
|
- овощи-фрукты |
2 |
2 |
91,4 |
- |
|
- мороженое |
5 |
- |
|
5 |
|
- молоко |
2 |
- |
|
2 |
|
- хлеб |
2 |
1 |
12,3 |
1 |
|
- иные продовольственные товары |
3 |
- |
|
3 |
|
Непродовольственные товары |
13 |
9 |
332,0 |
4 |
|
- цветы |
2 |
2 |
50,0 |
- |
|
- пресса |
4 |
- |
|
4 |
|
- иные непродовольственные товары |
7 |
7 |
282,0 |
- |
2.3 |
В зданиях и сооружениях |
3 |
2 |
12 |
1 |
|
В том числе: Непродовольственные товары |
3 |
2 |
12 |
1 |
Из данных таблицы видно, что 46 объектов нестационарной торговли (51%) расположено в остановочных комплексах, 42 объекта (47%) являются отдельно стоящими, 2 объекта (2%) расположены в зданиях. При этом следует отметить, что 10 павильонов, в том числе 7 отдельно стоящих, расположены в сельской местности.
На территории городского округа расположено 154 остановочных пункта (из них 68 в городе Верхняя Пышма), в том числе 30 остановочных пунктов оборудовано остановочными комплексами с размещением на них 46 объектов розничной торговли, кроме этого в составе остановочных комплексов размещено 2 объекта бытового обслуживания населения, не вошедшие в приведенные учетные данные. Таким образом, на 1 остановку общественного транспорта на территории городского округа Верхняя Пышма приходится 1,6 объекта обслуживания.
В связи с недостаточностью финансовых средств в бюджете городского округа организация остановочных комплексов в свое время была отдана на содержание субъектам предпринимательской деятельности.
В летний период с мая по сентябрь с целью наиболее полной витаминизации населения, обеспечения ценовой доступности дополнительно размещаются нестационарные торговые объекты с овощами и фруктами (торговые палатки), с соблюдением всех санитарных норм и правил.
Кроме того, на территории городского округа размещается ярмарочная торговля непродовольственными товарами в помещениях автономного учреждения "Дворец культуры "Металлург", а также организуются сельскохозяйственные ярмарки.
4. Социально ориентированная торговля городского округа Верхняя Пышма
Сегодня, когда доходы населения в значительной мере дифференцированы, одной из главных проблем развития потребительского рынка является обеспечение ценовой доступности товаров для всех социальных групп населения. Поэтому одной из основных задач, на решение которой направлены усилия администрации в сфере розничной торговли, является развитие социально ориентированной торговли, которой, в первую очередь, пользуются малообеспеченные категории населения, ветераны, пенсионеры.
В городском округе Верхняя Пышма действуют два торговых предприятия социальной направленности - это магазины типа "Ветеран".
С целью социальной поддержки населения городского округа при приобретении товаров первой необходимости на территории проводятся следующие мероприятия. С 2007 года реализуется проект "Социальная карта верхнепышминца", по состоянию на 01.02.2011 года в акции принимает участие 31 субъект. В 2010 году на территории городского округа организована работа по следующим направлениям. Проведение акций по использованию минимальных цен: 35 объектов используют информационные ценники: "Цена дня", "Желтый ценник", "Лучшая цена". В 48 магазинах применяются минимальные торговые надбавки на хлеб, молоко и молочные продукты в размере 10-15%. В 52 объектах розничной торговли применяется система дисконтных карт, скидка по которым составляет от 2 до 10%.
Для дальнейшего развития хозяйственных связей с местными товаропроизводителями, снижения цен в связи с применением более унифицированной системы товародвижения внедрена акция "Выбирай наше - местное", в которой принимают участие 8 субъектов в 14 объектах торговли.
5. Приоритетные направления развития розничной торговли
Розничная торговля - ведущее звено всей системы товародвижения, выполняющая конечную функцию при продвижении товара от производителей к потребителям и удовлетворяющая спрос и интересы населения.
Повышение уровня доходов населения, требований к качеству приобретаемых товаров и уровню обслуживания, тенденция приближения предприятий торговли к потребителю определяют основные направления формирования инфраструктуры розничной торговли.
Обеспечение для абсолютного большинства населения доступности торговли в цивилизованных формах ее организации. Формирование оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, то есть стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли и рынков.
Концепция исходит из того, что розничная торговля призвана существенно улучшить качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, территориального развития и доступности.
Общими принципами развития стационарной торговой сети на территории городского округа Верхняя Пышма будут являться:
- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
- формирование системы так называемых "удобных магазинов", расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;
- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
- создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка;
- социальная ориентация объектов торговли.
Опираясь на перечисленные принципы развития, инфраструктура розничной торговли будет обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, характеризоваться разнообразием структурно-функциональных параметров торговых объектов и ориентироваться на конкретные зоны торгового обслуживания.
Разнообразие форм торгового обслуживания должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования;
- магазинов самообслуживания;
- магазинов с традиционными формами обслуживания (через прилавок);
- магазинов салонной торговли.
Улучшение структуры торговой сети предполагается путем обеспечения условий для создания в целях удовлетворения потребностей локальных групп потребителей объектов розничной торговли в жилых микрорайонах путем перевода жилых помещений в нежилые, выделения земельных участков для объектов розничной торговли, возможностей развития местных торговых сетей.
Для расширения стационарной торговой инфраструктуры на базе новых капитальных сооружений, в том числе в новых жилых микрорайонах, необходимо отдавать предпочтение проектам с предварительно запланированным размещением нежилых помещений на первых этажах проектируемых зданий. Такие помещения должны быть технологически приспособлены под размещение объектов потребительского рынка, соответствовать архитектурным и санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам, не ухудшая при этом условия проживания населения на верхних этажах жилых домов.
Усиление социальной направленности в развитии розничной торговли предусматривает приоритетное развитие сети торговых предприятий для социально незащищенных слоев населения. Одним из направлений в развитии социально ориентированной торговли является развитие сети магазинов эконом-класса.
Использование гибкой системы скидок, реализуемой через внедрение дисконтных карт, продажу товаров по дифференцированным ценам в разное время суток, торговлю определенными товарными позициями по каталогам, также является одним из направлений по оказанию социальной поддержки малоимущим гражданам в супермаркетах и сетевых предприятиях торговли.
В условиях развития социально ответственного бизнеса целесообразно организациям и некоммерческим партнерствам разрабатывать свои социальные программы, в том числе включающие меры поддержки для малообеспеченного населения и обеспечивающие эффективное функционирование системы защиты прав потребителей.
Специфика условий сельской жизни, различные размеры и сильная разбросанность населенных пунктов, малая плотность населения по сравнению с городской территорией и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети.
Кроме населенных пунктов, на селе имеется значительное количество "населенных" пунктов сезонного и круглогодичного характера (садоводческие товарищества, зоны отдыха и так далее), поэтому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) или ступенчатое построение.
Наибольшее развитие в сельской местности получат такие типы магазинов, как "Товары повседневного спроса". Также для развития сельских территорий необходимо предусматривать и более современные типы магазинов: "Товары для приусадебного хозяйства", магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия должны размещаться вблизи автобусных остановок, вдоль транспортных магистралей.
В связи с наиболее высокими темпами роста численности населения в поселке Залесье по сравнению с другими сельскими поселениями необходимо планировать выделение земельного участка в этом поселке для размещения стационарного предприятия розничной торговли смешанными товарами.
Для улучшения обеспечения сельского населения более широким ассортиментом непродовольственных товаров возможно временное размещение нестационарных торговых объектов по продаже непродовольственных товаров.
Системная организация объектов розничной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи товаров. Внемагазинные формы продажи должны быть преимущественно нацелены на определенные сегменты товарного рынка и с их помощью решается совершенно определенный круг задач. Торговая практика показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют место рынки и уличная торговля. Рынки, как правило, сориентированы на сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла, сельскохозяйственной продукции.
Нестационарная мелкорозничная торговая сеть должна формироваться исходя из принципов:
- сохранение уличной торговли товарами, имеющими сезонный спрос (мороженое, безалкогольные напитки, кондитерские и хлебобулочные изделия в упаковке изготовителя товара, газетно-журнальная продукция, овощи-фрукты, бахчевые культуры, цветы);
- организация ярмарок выходного дня;
- территориальной доступности товаров в местах, не обеспеченных инфраструктурой стационарной розничной сети.
При этом размещение мелкорозничной сети не должно препятствовать использованию общегородских территорий по функциональному назначению (транспортные артерии, тротуары, зоны для занятий спортом и отдыха и т.д.).
Основными направлениями развития мелкорозничной торговой сети являются:
- перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в объектах и комплексах (зонах) мелкорозничной торговли некапитального характера, в многопрофильные торговые комплексы (центры);
- сохранение рынка в инфраструктуре торговой сети;
- создание и сохранение или проведение ярмарок по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками.
Основываясь на перечисленных направлениях развития, инфраструктура розничной торговли обеспечивает разнообразие форм торгового обслуживания, которые будут удовлетворять потребности самых широких слоев населения.
Упорядочению и гармонизации деятельности размещения мелкорозничной торговли также будет способствовать:
- разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов;
- создание условий для обеспечения максимальной доступности услуг торговли в местах с недостаточно развитой стационарной торговой сетью, включая районы массовой жилой застройки;
- оптимизация размещения объектов мелкорозничной торговли товарами, имеющими сезонный спрос (дополнительное размещение объектов, реализующих фрукты, овощи, безалкогольные напитки и другие);
- создание условий для организации торгового обслуживания праздничных мероприятий;
- создание условий для развития торговли различными видами фасованных товаров через торговые автоматы;
- развитие удаленных форм торговли, в том числе электронной торговли, прежде всего, в торговле книгами, аудио- и видеоносителями, запасными частями, строительными материалами. Развитие электронной коммерции во многом расширит возможности реализации субъектами электронной торговли новых форм связей с потребителями, создаст новое бизнес-пространство;
- поддержка процессов внедрения современных сетевых технологий, формирование позитивного общественного мнения с целью повышения степени доверия магазинным формам торговли.
6. Информационное обеспечение торговли
Основным целевым назначением информационной системы должно стать предоставление полноценной информации о состоянии сферы торговли, отдельных товарных рынков и представление ее органам государственной власти и рыночным структурам для выработки и принятия эффективных управленческих решений по регулированию их развития. Создание системы мониторинга розничной торговли, способной отслеживать динамику и анализировать различные показатели, такие как: цены по группам товаров в различных типах торговых точек, товарооборот, удовлетворенность различных слоев общества качеством товара и качеством обслуживания, структуру покупок по местам продаж, обеспеченность торговыми объектами.
Основными мерами, обеспечивающими создание и функционирование системы муниципального информационного обеспечения в области торговой деятельности, будут:
- формирование и ведение торгового реестра расположенных на территории городского округа хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
- проведение мониторинга состояния торговли в целях организации наполнения системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности;
- создание условий для обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности;
- размещение и обновление в информационно-коммуникационной сети Интернет-информации:
а) о принятых решениях в области торговой деятельности в городском округе;
б) об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности в городском округе;
в) о среднем уровне цен на отдельные виды товаров в городском округе;
г) иной информации, затрагивающей интересы населения городского округа в сфере торговли.
7. Механизмы реализации Концепции
Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство органов власти в развитие экономических процессов розничной торговли допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направлений его развития. Основной функцией должно стать экономическое регулирование.
Стратегической целью регулирования является создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность.
Основными задачами системы регулирования торговли должны стать формирование конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки местного товаропроизводителя; стимулирование инвестиций в сферу торговли; кредитования; защита прав и соблюдение интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле.
Реализация Концепции будет осуществляться за счет применения следующих механизмов:
1. Основным инструментом реализации Концепции и государственной политики в области торговой деятельности является разработка и реализация муниципальной программы.
Применение программно-целевых методов планирования развития отрасли, направленных на разрешение основных проблем и реализацию приоритетных направлений развития торговли населения, определено Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 23 декабря 2010 года).
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития и схем территориального планирования, в которые могут быть включены необходимые меры по поддержке торговли. Например, регулируя уровень местных налогов и сборов, а также устанавливая льготы по аренде муниципального имущества, органы местного самоуправления могут содействовать развитию торговых организаций.
2. Совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения торговли с целью обеспечения единых правил правового регулирования. Основным инструментом реализации данного механизма является внесение предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в соответствующие органы государственной власти, в части:
- упрощения процедур регистрации, сертификации, лицензирования и проверок торговой деятельности;
- актуализации нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности торговли, не отвечающие современным требованиям и возможностям развития торговли;
- исключения двойственного толкования отдельных положений нормативно-правовых актов, влекущего увеличение экономических рисков для торговых и обслуживающих организаций.
3. Поддержка развития малого и среднего бизнеса.
Основными мероприятиями концепции в данном направлении являются:
1) внедрение системы "одного окна" с целью сокращения времени предпринимателей при оформлении различных документов на предпринимательскую деятельность в организациях, осуществляющих контроль (надзор) за деятельностью малого бизнеса, сокращения времени лицензирования и предварительного согласования места размещения объекта строительства и согласования проектов строительства;
2) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства посредством предоставления предпринимателям субсидий на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов, предоставления поручительств субъектам малого бизнеса за счет средств инновационного фонда, предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга, и субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам;
3) имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства с целью удовлетворения растущих потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям;
4) формирование эффективной системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства посредством проведения просветительской работы в области финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей (круглые столы, конференции, освещение в средствах массовой информации), и регулярного пополнения информационных банков данных по неиспользуемым площадям муниципального имущества (свободным, сдаваемым в аренду, предлагаемым к реализации и пр.);
5) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
6) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В процессе реализации Концепции возможно использование иных механизмов и инструментов, не указанных в настоящем разделе, если они не противоречат действующему законодательству и направлены на достижение стратегических целей развития торговли.
8. Ожидаемые результаты реализации Концепции и индикаторы их оценки
Для определения современного развития торговли, улучшения ее качественного состояния целесообразно оценивать следующие критерии:
1) рост оборота розничной торговли, в том числе в расчете на одного жителя;
2) развитие современных форматов торговли, увеличение доли современных продовольственных торговых площадей;
3) количество торговых площадей современных форматов на 1000 жителей;
4) удовлетворенность населения качеством торгового обслуживания;
5) снижение доли нестационарных торговых объектов к общему количеству торговых объектов.
Результативность реализации Концепции целесообразно определять следующими показателями:
Таблица 5
N |
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Увеличение оборота розничной торговли, % к предыдущему году |
117,4% |
115,5% |
113,9% |
2 |
Оборот розничной торговли в расчете на одного жителя, % к предыдущему году |
115,8 |
115,2 |
113,6 |
3 |
Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, % |
120,0 |
122,3 |
124,7 |
4 |
Удельный вес нестационарных торговых объектов к общему количеству торговых объектов на территории города Верхняя Пышма, % |
26,3 |
25,2 |
23,9 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 30 июня 2011 г. N 36/3 "О Концепции развития розничной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.