Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 6 июля 2011 г. N А60-13707/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 марта 2012 г. N Ф09-169/12 по делу N А60-26760/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2011 г. N 17АП-12109/11
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 сентября 2011 г. N А60-26760/2011
Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 06 июля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытое акционерное общество Архитектурно-строительный центр "Правобережный"
о признании недействительными решения и предписания.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: Т.В.Вахмянина, представитель, доверенность N 04-10/136 от 06.04.2011г., паспорт; Ю.А. Байкова, представитель, доверенность 04-10/150 от 25.04.2011г., паспорт; Р.А.Лукичев, представитель, доверенность N 04-10/189 от 23.06.2011г;
от заинтересованного лица: Е.Ю.Волошина, специалист-эксперт, доверенность от 03.11.2010г., служебное удостоверение; Е.М. Беликов, специалист-эксперт, доверенность от 07.06.2011г., служебное удостоверение;
от третьего лица: Т.В. Миронова, начальник юридического отдела, доверенность от 08.06.2011г., паспорт; И.В. Нечков, представитель, доверенность N 1023 от 08.06.2011г., паспорт.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель просит приобщить к материалам дела дополнительные письменные доказательства. Ходатайство судом удовлетворено, представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Третье лицо представило отзыв с приложениями и просит приобщить их к материалам дела. Ходатайство судом удовлетворено, представленные заявителем документы приобщены судом к материалам дела.
С учетом мнения сторон и имеющихся в материалах дела письменных доказательств суд считает дело подготовленным к судебному разбирательству, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании, начавшемся 29.06.2011 г. в 10 час. 30 мин., был объявлен перерыв до 05.07.2011 г. до 14 час. После перерыва заседание возобновлено.
Заявитель уточнил требования и просит признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по делу N 89 от 21.03.2011 г., а также предписание УФАС по делу N 89 от 21.03.2010 г.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие в действиях предприятия нарушений п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, полагая, что оспариваемые решение и выданное на его основе предписание являются законными и обоснованными.
ЗАО АСЦ "Правобережный" поддерживает позицию заинтересованного лица, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, а действия заявителя неправомерными.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области рассмотрено дело N 89, возбужденное на основании приказа УФАС от 20.10.2010 г. N 519 по заявлению ЗАО АСЦ "Правобережный" от 24.08.2010 г., содержащему сведения о незаконных действиях МУП "Водоканал".
По результатам рассмотрения данного дела Комиссией принято решение от 21.03.2011 г., в пункте 1 резолютивной части которого содержится вывод о наличии факта нарушения МУП "Водоканал" п. 3 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в навязывании контрагенту - застройщику (ЗАО АСЦ "Правобережный") невыгодных условий договора о подключении от 07.07.2008 г. N 6176/3-124 путем выдачи Технических условий присоединения (от 27.06.2008г. N 05-11/33-6176/3-п/124, от 27.02.2007 г. N 05-11/33-6176) и подключения от 19.10.2010 N 05-11/33-6176/5-П/124, предусматривающих строительство сетей инженерно-технического обеспечения иждивением заявителя за пределами принадлежащего ему земельного участка, наряду с включением в названный договор условия о внесении заявителем платы за подключение, рассчитанной на основании утвержденного тарифа, и последующем настаивании на исполнении заявителем указанного условия договора о подключении.
В пункте 2 резолютивной части решения предусмотрена выдача МУП "Водоканал" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В выданном на основании решения предписании по делу N 89 МУП "Водоканал" предложено прекратить нарушение п. 3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем направления в срок до 01.05.2011 г. в адрес ЗАО АСЦ "Правобережный" оферты об исключении из договора о подключении от 07.07.2008г. N 6176/3-124 условия о внесении заявителем платы за подключение, рассчитанной на основании утвержденного тарифа; на заявителя возложена обязанность информировать Свердловское УФАС России об исполнении предписания в течение 7 дней с момента его исполнения.
Не согласившись с принятыми по делу N 89 решением и предписанием, МУП "Водоканал" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Закона "О защите конкуренции" антимонопольным законодательством определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, под которой понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
В силу ч.1 ст.5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (п.1 ч.1 ст.5 Закона о защите конкуренции).
МУП "Водоканал" является муниципальным предприятием, учрежденным Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом от имени Администрации города Екатеринбурга (п. 1.2. Устава предприятия). Основным видом деятельности предприятия является оказание на территории г.Екатеринбург услуг в сфере водоснабжения и канализации с использованием внешних систем водоснабжения и водоотведения, закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения (п.п. 2.2, 3.1, 3.5 Устава предприятия).
На основании приказа Управления ФАС по Свердловской области от 20.06.2005г. N 16Д "О внесении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов", ЕМУП "Водоканал" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на указанном рынке, в связи с чем на него в полном объеме распространяются запреты, установленные Законом о защите конкуренции, в том числе, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона.
Как видно из материалов дела, между МУП "Водоканал" и ЗАО АСЦ "Правобережный" 07.07.2008 был заключен Договор N 6176/3-124 о подключении объекта капитального строительства заявителя к системам водоснабжения и (или) водоотведения, согласно п.2.4. которого МУП "Водоканал" осуществляет действия по созданию (реконструкции) систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе действия по увеличению мощности источников по производству соответствующего вида ресурсов и действия по созданию (модернизации) систем водоснабжения и (или) водоотведения до точки подключения объекта капитального строительства (реконструкции) в сроки, предусмотренные техническими условиями подключения в рамках, определенных Инвестиционной программой. В свою очередь заявитель обязуется:
- выполнить Технические условия N 05-11/33-6176-п/124, выданные МУП "Водоканал" 27.06.2008 и являющиеся неотъемлемой частью договора согласно п. 2.5 договора;
- внести плату за подключение, рассчитанную по тарифу, установленному Постановлением Главы г.Екатеринбурга N 5068 от 07.11.2007 (п.2.2 договора).
Технические условия присоединения N 05-11/33-6176-п/124 предусматривают проектирование и строительство за пределами земельного участка заявителя водопровода ДуЗОО мм по пер.Шалинский от существующего водопровода Ду500 мм по ул.Учителей до существующего водопровода Ду200 мм по ул.Чекистов; вынос дворовой канализации жилого дома N 1 по ул.Чекистов; перекладку уличной канализации Ду200 мм от точки врезки до ул.Чекистов.
При этом плата за подключение объектов заявителя к сетям МУП "Водоканал" в соответствии с п. 2.2, приложением N 1 к договору составляет 15 376 021, 87 рублей. Как видно из договора и приложения к нему, плата за подключение определена по тарифу, установленному постановлением Главы г. Екатеринбурга N 5068 от 07.11.2007 г.
Из материалов дела следует также, что при подписании договора разногласий ни по п. 2.2, ни по п. 2.5 у ЗАО АСЦ "Правобережный" не возникло, договор был подписан в части отмеченных условий без каких-либо возражений со стороны ЗАО АСЦ "Правобережный".
Во исполнение договора ЗАО АСЦ "Правобережный были выполнены мероприятия, предусмотренные Техническими условиями присоединения, а также внесена часть платы за подключение.
Полагая, что выдача технических условий присоединения исключает взимание платы за подключение, ЗАО АСЦ "Правобережный" 24.08.2010 г. , то есть после частичного исполнения заключенного договора, обратилось с заявлением к МУП "Водоканал" о внесении изменений в Технические условия присоединения, а также одновременно к руководителю УФАС по Свердловской области с заявлением о возбуждении в отношении МУП "Водоканал" дела по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Выданные МУП "Водоканал" на указанное обращение дополнительное соглашение к договору от 07.07.2008 г. N 6176/3-124 с приложенными к нему Техническими условиями подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства (реконструкции) от 19.10.2010 г. N 05-11/33-6176/5-П/124, в которых предусматривалось лишь проектирование водопровода по пер.Шалинский, не были согласованы и подписаны ЗАО АСЦ "Правобережный".
В дальнейшем ЗАО АСЦ "Правобережный" письмом от 25.11.2010 г. предложило МУП "Водоканал" возвратить необоснованно, по его мнению, уплаченную во исполнение договора часть платы за подключение в размере 6150408 руб. 75 коп., поскольку стоимость проектных и строительных работ, выполненных застройщиком во исполнение Технических условий, составила 6020000 руб., а также предложило подписать агентский договор.
Полагая, что включение в договор платы за подключение является законным, МУП "Водоканал" отклонило предложения ЗАО АСЦ "Правобережный", настаивая на исполнении договора.
Таким образом, между сторонами возник спор по поводу исполнения заключенного договора.
Согласно ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
В соответствии с ч. 8 указанной статьи организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
В соответствии с ч. 9 названной статьи орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Согласно ч. 10 ст. 48 Кодекса Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из приведенных норм выдача правообладателю земельного участка, предназначенного для строительства, как технических условий, так и информации о плате за подключение, является обязательным условием присоединения и подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. п. 5, 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83, орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства (п. 5 Правил).
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения (п. 7 Правил).
Согласно п. 8 Правил запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:
наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
информацию о разрешенном использовании земельного участка;
информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения;
планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
В соответствии с п. 9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.
Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
В силу п.п. 10, 11 Правил технические условия должны содержать следующие данные:
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:
данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Согласно п. 15 Правил подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из содержания и смысла приведенных пунктов Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, данным нормативным актом предусмотрены различные ситуации:
при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, инвестиционной программы, но наличии технологической возможности присоединения строящегося объекта капитального строительства к уже существующим сетям инженерно-технического обеспечения органу местного самоуправления или правообладателю земельного участка выдаются технические условия на выполнение за его счет работ, необходимых для подключения;
при наличии у организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, инвестиционной программы, в которую включены технические мероприятия, проведение которых необходимо для подключения строящегося объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, органу местного самоуправления или правообладателю выдаются технические условия или информация о плате за подключение (на тот случай, если мероприятия по подключению, являющиеся предметом инвестиционной программы, выполняются организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения).
Как следует из приведенных норм, возможен и отказ в выдаче технических условий при отсутствии технологической возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно п. 9 Правил в целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением. Пунктом 13 указанных Правил предусмотрено, что отсутствие на момент запроса резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса, резерва мощности по производству соответствующего ресурса является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В материалах дела имеется утвержденная решением Екатеринбургской городской Думы от 27.06.2006 г. N 57/27 Инвестиционная программа "Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") на 2007-2020 годы", разработанная в соответствии с Программой "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "город Екатеринбург" до 2020 года", утвержденной решением Екатеринбургской городской Думы от 28.12.2005 г. N 17/3, в которую включены мероприятия по строительству и модернизации гидротехнических сооружений, насосных станций, внешних трактов подачи воды (водоводов), коллекторов, сооружений по очистке сточных вод и осадка.
Источниками финансирования указанной Инвестиционной программы согласно ее положениям являются плата за подключение объектов капитального строительства к водопроводно-канализационным сетям, надбавки к ценам (тарифам) на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей, средства федерального бюджета.
Как видно из материалов дела, договор аренды земельного участка N 7-1084-Т от 19.12.2007 г. между Администрацией г. Екатеринбурга и ЗАО АСЦ "Правобережный" заключен на основании протокола N 80 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 17.12.2007 г., победителем которого являлось ЗАО АСЦ "Правобережный". Земельный участок, находящийся в г. Екатеринбурге по пер. Шалинский, предоставлен арендатору сроком на 5 лет для строительства 16-этажного жилого дома с подземной автостоянкой.
Технические условия на водоснабжение и канализирование от 27.02.2007 г. N 05-11/33-6176/3, содержащие фактически те же мероприятия, что и выданные застройщику в дальнейшем Технические условия присоединения, являлись составной частью аукционной документации. В указанном документе в разделе "Особые условия" предусматривалась также плата за подключение в соответствии с постановлением Главы г. Екатеринбурга N 2711 от 28.12.2006 г.
Подав заявку на участие в торгах от 11.12.2007 г., ЗАО АСЦ "Правобержный" выразило согласие на все условия, предложенные Администрацией города Екатеринбурга, в том числе Технические условия на водоснабжение и канализирование.
В дальнейшем между МУП "Водоканал" и ЗАО АСЦ "Правобережный" был заключен договор N 6176/3-124 от 07.07.2008 г. о подключении объекта капитального строительства и (или) реконструкции к системам водоснабжения и (или) водоотведения, пунктами 2.2, 2.3 которого предусмотрена плата за подключение к сетям МУП "Водоканал" в размере 15376021 руб. 87 коп. и неотъемлемой частью которого, как указывалось выше, стали выданные ЗАО АСЦ "Правобережный" Технические условия присоединения от 27.06.2008 г. N 05-11/33-6176/3-п/124 (п. 2.5 договора).
Именно в выдаче указанных Технических условий присоединения наряду с включением в договор условия о внесении заявителем платы за подключение, рассчитанной на основании утвержденного тарифа, а также в последующем настаивании на исполнении ЗАО АСЦ "Правобережный" указанного условия договора о подключении, антимонопольный орган усматривает факт нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Между тем ни антимонопольный орган, ни ЗАО АСЦ "Правобережный" не оспаривают тот факт, что подключение строящегося объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения МУП "Водоканал" возможно было лишь при осуществлении реновации (увеличении диаметра) уже существующей внутриквартальной разводящей сети по пер.Шалинский между улицами Учителей и Чекистов, а также при осуществлении мероприятий по увеличению резерва пропускной способности магистральных сетей и резерва мощности по производству соответствующего ресурса, являющихся составной частью Инвестиционной программы, утвержденной решением Думы от 27.06.2006 г. N 57/27. Является очевидным и не оспаривается участвующими в деле лицами также тот факт, что подлежащий реновации водопровод по пер. Шалинский, к которому должен быть подключен строящийся объект, технологически связан с объектами, строительство и модернизация которых является предметом Инвестиционной программы МУП "Водоканал".
То, что подключение строящегося объекта к сети водопровода без увеличения его диаметра (реновации с целью увеличения пропускной способности) было возможно, антимонопольным органом не установлено.
Таким образом, с учетом отмеченных обстоятельств и приведенных выше положений ч.ч. 7,8,9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 5, 7, 9, 10, 12, 13 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, суд считает не противоречащей приведенным нормам и соответствующей интересам ЗАО АСЦ "Правобержный", участвовавшего в торгах и заключившего по их результатам договор аренды земельного участка с целью строительства на нем объекта капитального строительства, выдачу застройщику Технических условий присоединения от 27.06.2008 г. N 05-11/33-6176/3-п/124.
Суд считает необходимым отметить и то обстоятельство, что реновация внутриквартальной разводящей сети во исполнение Технических условий присоединения осуществлена ЗАО АСЦ "Правобережный" исключительно в своих интересах, с целью подключения возведенного застройщиком объекта капитального строительства к указанной сети, следовательно, выдачу Технических условий на осуществление указанных мероприятий нельзя считать противоречащей интересам застройщика.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2010 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно ч. 7 указанной статьи тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры устанавливается на единицу заявленной нагрузки, обеспечиваемой соответствующей системой коммунальной инфраструктуры для строящихся зданий, строений, сооружений, иных объектов, или на единицу увеличения нагрузки реконструируемых зданий, строений, сооружений, иных объектов.
Представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей (ч. 11 ст. 11 Закона).
После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение (ч. 12 ст. 11 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Закона плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (ч. 2 ст. 12 Закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно п. 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 г. N 360 во исполнение ст. 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям:
1) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;
2) местоположение точек подключения на границах земельного участка;
3) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
4) дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства;
5) размер платы за подключение и порядок ее внесения.
Таким образом, согласно приведенным нормам наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры является основанием для утверждения тарифа на подключения к системам коммунальной инфраструктуры. В свою очередь плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается для всех лиц, осуществляющих строительство или реконструкцию зданий, строений, сооружений, иных объектов, если это влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки. Плата за подключение вносится на основании публичного договора, существенными условиями которого являются как условия подключения объекта к системе коммунальной инфраструктуры, так и размер платы, порядок ее внесения.
Поскольку, как указано выше, подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения МУП "Водоканал" потребовало увеличения резерва пропускной способности и мощности сетей и сооружений МУП "Водоканал", то есть проведения мероприятий, являющихся предметом Инвестиционной программы (обратного антимонопольным органом не доказано), условие о плате за подключение, ее расчет, по мнению суда, обоснованно включены в договор N 6176/3-124 от 07.07.2008 г. наряду с условием о выдаче ЗАО АСЦ "Правобережный" условий подключения (Технических условий присоединения).
Таким образом, суд не считает, что включение в договор N 6176/3-124 от 07.07.2008 г. условий о выдаче ЗАО АСЦ "Правобережный"Технических условий присоединения и подключения наряду с условием о внесении ЗАО АСЦ "Правобережный" платы за подключение является невыгодным для ЗАО АСЦ "Правобережный" и противоречащим федеральным законам и нормативным правовым актам Правительства РФ.
Кроме того, подписание ЗАО АСЦ "Правобережный" договора N 6176/3-124 от 07.07.2008 г. без возражений по отмеченным выше пунктам, а также выполнение обществом собственными силами мероприятий, указанных в Технических условиях присоединения, свидетельствует об отсутствии со стороны МУП "Водоканал" навязывания указанных условий договора контрагенту и, как следствие, об отсутствии оснований для квалификации действий МУП "Водоканал" по п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
По мнению суда, возникшие в процессе исполнения договора между его сторонами разногласия свидетельствуют о наличии между ними спора, вытекающего из заключенного договора, подлежащего разрешению в установленном законодательством порядке.
Так, договор N 6176/3-124 от 07.07.2008 г. не содержит условий о том, за чей счет осуществляются мероприятия, включенные в Технические условия присоединения. Как следует из п. 15 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей построенного (реконструированного) объекта капитального строительства в точке подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в состав платы за подключение не включается; указанные работы могут осуществляться на основании отдельного договора, заключаемого заказчиком и исполнителем, либо в договоре о подключении должно быть определено, на какую из сторон возлагается обязанность по их выполнению.
Таким образом, действия МУП "Водоканал", выразившиеся в последующем настаивании на исполнении ЗАО АСЦ "Правобережный" условия договора о внесении платы за подключение, также квалифицированные антимонопольным органом как нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, по мнению суда, совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав и не свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства.
Ссылка антимонопольного органа и третьего лица на подпункт 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, согласно которому при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка, не может быть принята судом во внимание, поскольку данный подпункт к рассматриваемым отношениям неприменим.
Так, выше указывалось, что Инвестиционная программа МУП "Водоканал" утверждена, а строящийся ЗАО АСЦ "Правобережный" объект хотя и опосредованно, через внутриквартальную разводящую сеть, подлежащую реновации согласно Техническим условиям присоединения, но связан технологически с сетями и сооружениями МУП "Водоканал", строительство и модернизация которых являются предметом Инвестиционной программы.
По мнению суда, к рассматриваемым отношениям применим подпункт 1 пункта 14 указанных Правил, согласно которому если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оспариваемые решение антимонопольного органа и выданное на его основании предписание являются незаконными, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110,167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1.Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области решение по делу N 89 от 21.03.2011 г., предписание по делу N 89 от 21.03.2011 г.
2.Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103) в пользу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962) в порядке возмещения расходов по уплате государственной пошлины 2000 (две тысячи) руб.
3.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 6 июля 2011 г. N А60-13707/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника