Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 июля 2011 г. N А60-15823/2011
См. дополнительную информацию к настоящему решению
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Комбинат мясной Каменск-Уральский" (ИНН 6612006955, ОГРН 1026600934634)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "ЗЕЛЕКС"
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кашафутдинов Е.В., представитель по доверенности от 11.01.2011 года N 6/3;
от заинтересованного лица - Астраханцева Т.С., представитель по доверенности от 02.03.2011 года N 19; Ермачёнок Н.В., представитель по доверенности от 11.07.2011 года N 34.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения указанной информации на сайте суда, в судебное заседание не явилось.
Дело рассматривается в отсутствие третьего лица в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.
В судебном заседании 12.07.2011 г. объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 19.07.2011 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Открытое акционерное общество "Комбинат мясной Каменск-Уральский" (далее - ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский"; заявитель; общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее - Региональное отделение) от 10.05.2011 г. N 62-11-198/пн о привлечении к административной ответственности по ст. 15.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя, и на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Третье лицо отзыв суду не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с поступившей 18 ноября 2010 года в Региональное отделение жалобой (вх. N 62-10-26/ж-юр) "ЗЕЛЕКС" является акционером ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" и владеет 25 % акций общества, что подтверждается выпиской из реестра владельцев именных ценных бумаг общества по состоянию на 9 декабря 2010 года.
ООО "ЗЕЛЕКС" указывает в жалобе, что 21 октября 2010 г. направило в общество предложение о внесении кандидатур в список кандидатов для избрания совета директоров общества на внеочередном общем собрании акционеров ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский", назначенном на 22 ноября 2010 г. Совет директоров общества не рассмотрел предложенные кандидатуры и не принял решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку дня в сроки, установленные действующим законодательством РФ.
Из дополнения к указанной жалобе (вх. N 62-10-10192 от 29 декабря 2010 г.), направленной ООО "ЗЕЛЕКС" в Региональное отделение, следует, что на заседании совета директоров общества, состоявшемся 17 ноября 2010 г., рассмотрены кандидатуры, предложенные ООО "ЗЕЛЕКС" для избрания в совет директоров ОАО "Комбинат мясной "Каменск-Уральский".
По фактам, указанным в жалобе ООО "ЗЕЛЕКС" и в дополнении к ней, Региональным отделением проведена камеральная проверка, по итогам которой 15 февраля 2011 г. составлен акт проверки.
В ходе проверки выявлено воспрепятствование заявителем как эмитентом осуществлению прав акционера на своевременное рассмотрение поступивших от него предложений по кандидатурам в совет директоров, что влечет административную ответственность по ст. 15.20 КоАП РФ.
Региональным отделением составлен протокол об административном правонарушении от 22.04.2011 г. N 62-11-240/пр-ап в отношении общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, в присутствии представителя общества, действующего по специальной доверенности.
Определением от 26.04.2011 г. общество извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Копия определения получена обществом 04.05.2011 г., о чем свидетельствует почтовое уведомление, имеющееся в материалах дела.
По результатам рассмотрения административного дела Региональным отделением вынесено постановление о назначении административного наказания от 10.05.2011 г. N 62-11-198/пн, которым ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" привлечено к административной ответственности по ст. 15.20 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 500000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным и необоснованным, ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 15.20 КоАП РФ воспрепятствование эмитентом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2, 4, 5, 8 и 10 статьи 15.23.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 25.12.1995 г. N 208-ФЗ (далее - Закон "Об акционерных обществах") внеочередное общее собрание акционеров проводится, в том числе, по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" следует читать как 26 декабря 1995 г.
Возможность принятия решений советом директоров путем заочного голосования предусмотрена п. 15.10 устава общества (утв. на общем собрании акционеров 02.07.2008).
Согласно п. 2 ст. 53 Закона "Об акционерных обществах" в случае, если предполагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров..., акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее 2 % голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в совет директоров, число которых не превышает количественный состав совета директоров.
Такие предложения должны поступить в общество не менее чем за 30 дней до даты проведения собрания, если уставом не установлен более поздний срок.
Уставом общества более поздний срок не установлен.
В соответствии с п. 3 ст. 52 Закона "Об акционерных обществах" к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, проекты решений общего собрания акционеров, предусмотренная пунктом 5 статьи 32.1 настоящего Федерального закона информация об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества.
Как установлено в ходе проверки, 13 сентября 2010 г. советом директоров общества, путем заочного голосования принято решение о проведении 22 ноября 2010 г. внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" со следующей повесткой дня:
Утверждение устава общества в новой редакции;
Утверждение положения о совете директоров в новой редакции;
Прекращение полномочий членов совета директоров;
Избрание совета директоров общества.
При этом Совет директоров Общества на заседании от 13.09.2010 не определил сведения о кандидатах в совет директоров Общества в качестве информации, подлежащий представлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании.
Таким образом, предложения от акционеров для рассмотрения на внеочередном общем собрании акционеров, назначенном на 22 ноября 2010 г., должны поступить в Общество не позднее 22 октября 2010 г.
21 октября 2010 г. в общество от ООО "ЗЕЛЕКС" (за 32 дня до даты проведения внеочередного собрания) поступило письмо (исх. N 108 от 21.10.2010, вх. N 366 от 21.10.2010) с предложением о включении в список кандидатов для избрания в совет директоров следующих лиц: Заводов Валерий Геннадьевич и Заводова Елена Константиновна.
17 ноября 2010 г. путем заочного голосования советом директоров общества принято решение о включении кандидатур, предложенных ООО "ЗЕЛЕКС" в список кандидатов для голосования по выборам совета директоров на внеочередном общем собрании акционеров общества 22.11.2010.
Согласно п. 5 ст. 53 Закона "Об акционерных обществах" совет директоров обязан рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку не позднее пяти дней после окончания срока, установленного п. 2 указанной статьи.
С учетом изложенного, совет директоров общества должен был рассмотреть поступившие предложения и принять соответствующее решение не позднее пяти дней, начиная с 22 октября 2010 г., а именно - по 27 октября 2010 г. включительно.
Рассмотрение советом директоров общества поступившего от ООО "ЗЕЛЕКС" предложения о включении в список кандидатов для избрания в совет директоров Заводова Валерия Геннадьевича и Заводовой Елены Константиновны 17 ноября 2010 г. является нарушением требований ст. 53 закона "Об акционерных обществах", выразившемся в воспрепятствовании эмитентом осуществлению прав акционера на своевременное рассмотрение поступивших от него предложений по кандидатурам в совет директоров.
Кроме того, Закон "Об акционерных обществах" устанавливает, что лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров обладают правом доступа к информации, предоставление которой обязательно при подготовке к проведению общего собрания акционеров.
Так, согласно п. 3 ст. 52 Закона "Об акционерных обществах", к информации, подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров относятся, в том числе, сведения о кандидатах в совет директоров общества. Указанная информация, согласно п. 3 ст. 52 Закона в течение 20 дней до даты проведения собрания должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании.
Из вышеизложенного следует, что, начиная со 2 ноября 2010 г., сведения о кандидатах в совет директоров ОАО "Комбинат мясной "Каменск-Уральский", в том числе о кандидатах, предложенных ООО "ЗЕЛЕКС", должны были быть доступны лицам, имеющим право на участие во внеочередном общем собрании акционеров, состоявшемся 22 ноября 2010 г.
В связи с тем, что совет директоров общества рассмотрел поступившее от ООО "ЗЕЛЕКС" предложение о включении Заводова Валерия Геннадьевича и Заводовой Елены Константиновны в список кандидатов для избрания в совет директоров с нарушением сроков, установленных действующим законодательством, а именно - 17 ноября 2010 г., информация обо всех кандидатах (с учетом сведений о кандидатах, предложенных ООО "ЗЕЛЕКС"), предложенных в состав совета директоров общества стала доступна лицам, имеющим право на участие во внеочередном общем собрании акционеров ОАО "Комбинат мясной "Каменск-Уральский" 22 ноября 2010 г., только начиная с 17 ноября 2010 г.
Указанное свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.20 КоАП РФ, в действиях ОАО "Комбинат мясной "Каменск-Уральский".
Довод заявителя о том, что им не было допущено нарушение права акционера, суд во внимание не принимает, поскольку объективную сторону правонарушения по ст. 15.20 КоАП РФ образует не нарушение права, а воспрепятствование в осуществлении права, что не является одним и тем же.
Нарушение прав акционера - это действие (бездействие), приведшее к невозможности реализации права, тогда как воспрепятствование в осуществлении прав акционера - это действие (бездействие), создающее препятствие в надлежащей реализации права, вытекающего из факта владения акцией.
Наличие у акционера права выдвигать кандидатов в органы управления общества, а так же права на своевременное рассмотрение советом директоров поступивших предложений по кандидатам, является самостоятельным правом, вытекающим из факта владения акцией, и предполагает существование порядка и сроков, в которые они реализуются. Соответственно, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 15.20 КоАП РФ, образуют нарушения порядка и сроков исполнения соответствующих обязанностей, и эти нарушения вызваны соответствующим действием либо бездействием.
Заявитель также ссылается на то, что решением Арбитражного суда по делу N А60-40563/2010-С4 признано, что предложения по кандидатурам в члены совета директоров надлежащим образом включены в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров, состоявшегося 22.11.2010. Следует отметить, что в рамках указанного дела суд не рассматривал порядок и сроки поступления предложений в общество, а так же их рассмотрения советом директоров. Исковое заявление ООО "ЗЕЛЕСК" о признании недействительным решения Совета директоров ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский", принятое 13.09.2010г. (протокол от 16.09.2010г.) о проведении внеочередного общего собрания акционеров, подано до 17 ноября 2011 г. (до даты, когда совет директоров рассмотрел предложенные ООО "ЗЕЛЕКС" кандидатуры), в связи с чем, в исковом заявлении ООО "ЗЕЛЕКС" указало, что его права нарушены тем, что предложенные им кандидатуры в совет директоров не были вынесены в список для голосования на общем собрании акционеров. Поскольку после подачи указанного искового заявления кандидатуры, предложенные ООО "ЗЕЛЕКС", были включены в список для голосования на внеочередном общем собрании, суд указал на это обстоятельство в своем решении.
Суд также отмечает, что в рамках указанного решения суд не оценивал надлежащую процедуру включения в повестку дня, и, следовательно, не выносил решения о ее надлежащем, либо ненадлежащем порядке, как указано в отзыве ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский".
В решении по делу N А60-40563/2010-С4 указано, что "истец не был лишен права принять участие в собрании акционеров и голосовать по кандидатурам в совет директоров...", что само по себе не имеет отношения к вопросу о сроках рассмотрения кандидатур в состав совета директоров, предложенных ООО "ЗЕЛЕКС" для голосования на внеочередном собрании.
Согласно части 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
О вине общества в допущенном нарушении свидетельствует не совершение им предусмотренных законодательством об акционерных обществах действий, которые общество должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки, что привело к воспрепятствованию эмитентом осуществлению прав акционера, удостоверенных ценными бумагами.
При выборе санкции административным органом учтены все предусмотренные ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ обстоятельства, что подтверждается наложением на общество минимального штрафа, предусмотренного санкцией ст. 15.20 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Оснований для применения положения о малозначительности суд также не усматривает.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств (Определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.06.2010 N ВАС-5572/10).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда (Определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.06.2010 N ВАС-5572/10).
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Рассматриваемое правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере защиты прав и интересов инвесторов - физических и юридических лиц. Состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.20 КоАП РФ, является формальным, си ущественная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей, что в дальнейшем привело к воспрепятствованию эмитентом осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При этом доказательств наличия объективных причин, препятствующих принятию мер по соблюдению соответствующих требований законодательства, ни в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства по настоящему делу обществом не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, ОАО "Комбинат мясной "Каменск-Уральский" ранее не привлекалось к административной ответственности. 16.12.2010 г. РО ФСФР России в УрФО вынесено постановление о назначении административного наказания N 62-10-656/пн в отношении ОАО "Комбинат мясной "Каменск-Уральский" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2011 г. по делу N А60-46068/2010 Постановление РО ФСФР России в УрФО от 16.12.2010 N 62-10-656/пн оставлено в силе.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 по делу N А60-46068/2010 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2011 г. по делу N А60-46068/2010 оставлено без изменений.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, согласно которому повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса, признается обстоятельством, отягчающими административную ответственность, привлечение общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, суд оценивает как отягчающее ответственность обстоятельство, что также исключает применение к рассматриваемому правонарушению положения о малозначительности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Комбинат мясной Каменск-Уральский" (ИНН 6612006955, ОГРН 1026600934634) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2011 г. N А60-15823/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника