Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 14 апреля 2016 г. N 7/42 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 1 сентября 2011 г. N 12/76 настоящее постановление изложено в новой редакции
Постановление Избирательной комиссии Свердловской области
от 11 августа 2011 г. N 9/54
"О Порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области 4 декабря 2011 года"
1 сентября 2011 г.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Избирательного кодекса Свердловской области Избирательная комиссия Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Порядок реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области 4 декабря 2011 года (прилагается).
2. Направить настоящее постановление органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления, нижестоящим избирательным комиссиям, региональным отделениям политических партий в Свердловской области, средствам массовой информации и опубликовать на официальном сайте Избирательной комиссии Свердловской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретаря Комиссии Райкова В.И.
Председатель |
В.Д. Мостовщиков |
Секретарь |
В.И. Райков |
Порядок
реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области 4 декабря 2011 года
(утв. постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 11 августа 2011 г. N 9/54)
1 сентября 2011 г.
1. Общие положения
1.1. Статус и гарантии деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области (далее - выборы) 4 декабря 2011 года определены положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон) и Избирательным кодексом Свердловской области (далее по тексту - Кодекс).
1.2. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
1.3. От имени кандидатов в депутаты, выдвинувшихся по одномандатным избирательным округам (далее по тексту - кандидаты) вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица, а от имени кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты - уполномоченные представители и доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
2. Статус кандидата, кандидата в составе списка кандидатов
2.1. Гражданин Российской Федерации приобретает статус кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области с момента получения окружной избирательной комиссией по соответствующему одномандатному избирательному округу (далее - окружная избирательная комиссия) заявления выдвинутого в порядке самовыдвижения или выдвинутого избирательным объединением лица о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также иных документов в соответствии с Федеральным законом и Кодексом;
2.2. Гражданин Российской Федерации приобретает статус кандидата в составе списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области (далее по тексту - кандидаты в составе списка кандидатов в депутаты) с момента получения Избирательной комиссией Свердловской области заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по единому (общеобластному) избирательному округу в составе списка кандидатов, выдвинутого соответствующим избирательным объединением, а также иных документов, предусмотренных Федеральным законом и Кодексом.
2.3. Статус кандидата, кандидата в составе списка кандидатов в депутаты утрачивается в следующих случаях:
1) с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из заверенного списка кандидатов по основаниям, установленным Федеральным законом;
2) с момента принятия Избирательной комиссией Свердловской области, соответствующей окружной избирательной комиссией решения об исключении кандидата из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, на основании письменного заявления кандидата о снятии своей кандидатуры. Данное заявление может быть подано в Избирательную комиссию Свердловской области в любое время, но не позднее 18.00 часов 18 ноября 2011 года, в соответствующую окружную избирательную комиссию - в любое время, но не позднее 18.00 часов 28 ноября 2011 года (при наличии вынуждающих обстоятельств - не позднее 17.00 часов 2 декабря 2011 года);
3) с момента принятия Избирательной комиссией Свердловской области решения об аннулирования регистрации списка кандидатов, принятого на основании решения выдвинувшего данный список кандидатов органа избирательного объединения об отзыве списка кандидатов. Данное заявление может быть подано в Избирательную комиссию Свердловской области в любое время, но не позднее 18.00 часов 28 ноября 2011 года;
4) с момента принятия окружной избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации кандидата на основании поданного зарегистрированным кандидатом заявления о снятии своей кандидатуры. Данное заявление может быть подано в соответствующую окружную избирательную комиссию - в любое время, но не позднее 18.00 часов 28 ноября 2011 года);
5) с момента принятия Избирательной комиссией Свердловской области решения об исключении некоторых кандидатов в составе списка, заверенного (зарегистрированного) Избирательной комиссией Свердловской области. Решение об исключении кандидата в составе списка кандидатов может быть принято выдвинувшим список кандидатов избирательным объединением в порядке, предусмотренном уставом этого избирательного объединения, не позднее 18 ноября 2011 года;
6) отмены судом регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключения кандидата из заверенного списка кандидатов;
7) аннулирования регистрации кандидата, исключения кандидата из списка кандидатов в депутаты в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом и Кодексом;
8) с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов.
2.4. Кандидаты, кандидаты в составе списка кандидатов в депутаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
2.5. Кандидат, кандидат в составе списка кандидатов в депутаты имеет право:
1) осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, выдвижения списка кандидатов не ранее дня оплаты изготовления подписных листов из средств избирательного фонда кандидата, из средств избирательного фонда избирательного объединения;
2) заключать с гражданами, осуществляющими сбор подписей, договор об оказании данной услуги с оплатой за счет средств своего избирательного фонда (кроме кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты);
3) присутствовать на заседаниях Избирательной комиссии Свердловской области, соответствующей окружной избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий;
4) присутствовать при проверке, проводимой окружной избирательной комиссией, представленных кандидатом, иными кандидатами в депутаты, подписей избирателей (кроме кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты);
5) представлять документы, необходимые для регистрации, в установленные сроки (кроме кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты);
6) назначать доверенных лиц в количестве до 20 человек и отзывать этих лиц в любое время с обязательным уведомлением окружной избирательной комиссии (кроме кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты);
7) вести предвыборную агитацию в установленных законом формах со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов в депутаты за исключением агитации через СМИ;
8) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
2.6. Кандидат в депутаты, кандидат в составе списка кандидатов в депутаты обязан:
1) соблюдать требования законов и выполнять решения соответствующих избирательных комиссий;
2) после своего выдвижения, но не позднее дня представления документов для регистрации, открыть специальный избирательный счет в филиале (отделении) Сберегательного банка Российской Федерации, указанном соответствующей окружной избирательной комиссией, и представить реквизиты этого счета в окружную избирательную комиссию (кроме кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты);
3) при организации сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов использовать подписные листы, оформленные по установленной законом форме (при наличии у кандидата в депутаты неснятой и непогашенной судимости обязательно указание соответствующих сведений о себе в подписном листе (при сборе подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, сведения о наличии неснятой и непогашенной судимости указываются (при наличии этих сведений) в отношении первых трех кандидатов в составе списка);
4) не допускать превышения количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, более чем на 10 процентов;
5) в случае отказа от участия в выборах или непредставления документов для регистрации кандидата в депутаты до представления итогового финансового отчета, возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам в размере, пропорциональном пожертвованиям, закрыть специальный избирательный счет и представить итоговый финансовый отчет по установленной форме в окружную избирательную комиссию (кроме кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты).
3. Особенности статуса зарегистрированного кандидата, кандидата в составе зарегистрированного списка кандидатов в депутаты
3.1. Статус зарегистрированного кандидата в депутаты, кандидата в составе зарегистрированного списка кандидатов в депутаты возникает с момента принятия окружной избирательной комиссией, Избирательной комиссией Свердловской области решения о регистрации кандидата, списка кандидатов в депутаты.
Статус зарегистрированного кандидата в депутаты, кандидата в составе зарегистрированного списка кандидатов в депутаты сохраняется до опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, за исключением случаев досрочного выбытия кандидата, кандидата из списка кандидатов.
3.2. Зарегистрированные кандидаты, зарегистрированные кандидаты в составе списка кандидатов в депутаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в Избирательную комиссию Свердловской области, в окружную избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации кандидата, списка кандидатов.
Указанные заверенные копии документов могут быть также представлены в Избирательную комиссию Свердловской области уполномоченными представителями избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированный список кандидатов.
3.3. Зарегистрированный кандидат, кандидат в составе зарегистрированного списка кандидатов в депутаты имеет право:
1) на освобождение от работы, службы в любой день и на любое время со дня своей регистрации в качестве кандидата и до дня официального опубликования результатов выборов;
2) на назначение наблюдателей в участковые избирательные комиссии, действующие в границах избирательного округа, в территориальные и окружную избирательные комиссии, участвующие в подготовке и проведении соответствующих выборов (кроме кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты);
3) на свободное проведение в установленные сроки агитации в допускаемых законом формах и законными методами;
4) на продолжение ведения своего избирательного фонда, образованного до регистрации (кроме кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты);
5) на защиту своих прав в административном и судебном порядках;
6) направить в Избирательную комиссию Свердловской области, окружную избирательную комиссию письменное заявление об отказе от участия в выборах в составе списка кандидатов, о снятии своей кандидатуры соответственно;
7) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
3.4. Зарегистрированный кандидат, зарегистрированный кандидат в составе списка кандидатов в депутаты обязан:
1) соблюдать и обеспечить соблюдение требований Федерального закона, Кодекса и правовых актов Избирательной комиссии Свердловской области, окружной избирательной комиссии о порядке и правилах ведения предвыборной агитационной деятельности, финансирования избирательной кампании, иных требований законодательства назначенными кандидатом доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам;
2) не использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах своего избрания;
3) представлять в окружную избирательную комиссию финансовые отчеты о размерах, источниках формирования и расходах из избирательного фонда: первый финансовый отчет - вместе с документами, необходимыми для регистрации кандидата, итоговый финансовый отчет - не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов (кроме кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты);
4) соблюдать запреты и ограничения при осуществлении определенных видов деятельности, установленные Федеральным законом, Кодексом для кандидата, кандидата в составе списка кандидатов в депутаты.
4. Обязанности организаций по обеспечению гарантий деятельности кандидатов, кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты
4.1. Избирательные комиссии, осуществляющие подготовку и проведение досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, в пределах своих полномочий обеспечивают соблюдение равных условий предвыборной деятельности каждого кандидата, кандидата в составе списка кандидатов в депутаты, избирательного объединения.
4.2. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления не вправе создавать преимущества, чинить препятствия предвыборной деятельности какого-либо из кандидатов, избирательных объединений.
4.3. Органы местного самоуправления по предложению соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее 3 ноября 2011 года обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка.
Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится территориальными избирательными комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений.
4.4. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат (кандидат в составе списка кандидатов в депутаты), со дня регистрации кандидата (списка кандидатов в депутаты) до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата (кандидата в составе списка кандидатов в депутаты) освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
4.5. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат, кандидат в составе списка кандидатов в депутаты не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.
4.6. Время участия зарегистрированного кандидата, кандидата в составе списка кандидатов в депутаты в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата, кандидата в составе списка кандидатов в депутаты.
4.7. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, кандидата в составе списка кандидатов на досрочных выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Свердловской области.
Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата, кандидата в составе списка кандидатов на досрочных выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области может быть возбуждено с согласия руководителя управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Свердловской области.
Зарегистрированный кандидат, кандидат в составе списка кандидатов на досрочных выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора Свердловской области.
При даче соответствующего согласия руководитель управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Свердловской области, прокурор Свердловской области обязаны известить об этом Избирательную комиссию Свердловской области, соответствующую окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, кандидата в составе списка кандидатов.
5. Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений
5.1. Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, вправе назначить до 50 доверенных лиц (список представляется в машиночитаемом виде и на бумажном носителе).
Кандидат в депутаты вправе назначить до 20 доверенных лиц (список представляется в машиночитаемом виде и на бумажном носителе).
Кандидаты в составе списка кандидатов в депутаты не вправе назначать доверенных лиц.
5.2. Доверенными лицами могут быть совершеннолетние дееспособные граждане Российской Федерации.
Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.
5.3. Для регистрации доверенных лиц кандидат, избирательное объединение представляют письменное заявление с просьбой о регистрации доверенных лиц с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства каждого из представляемых на регистрацию граждан. К данному заявлению прилагаются поданные на имя кандидата, избирательного объединения заявления каждого из представляемых лиц о согласии быть доверенным лицом, в которых должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства доверенного лица.
Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
Вышеназванные документы представляются кандидатами в депутаты в соответствующую окружную избирательную комиссию, а избирательными объединениями - в Избирательную комиссию Свердловской области.
5.4. Соответствующая избирательная комиссия в течение трех дней после получения документов, указанных в пункте 5.3 настоящего Порядка, регистрирует доверенных лиц кандидатов в депутаты, избирательных объединений. После регистрации доверенным лицам выдаются удостоверения установленного образца.
5.5. На период полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
5.6. Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений вправе:
1) осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата, списка кандидатов;
2) представлять перед избирателями выборные программы кандидатов, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;
3) выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях, демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях;
4) участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятии в Правительство Свердловской области и (или) уполномоченный орган местного самоуправления;
5) присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата, списка кандидатов и нижестоящих избирательных комиссий;
6) присутствовать без дополнительного разрешения при осуществлении участковыми избирательными комиссиями и территориальными избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования (в том числе на избирательных участках в воинских частях);
7) знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов;
8) участвовать в жеребьевках, проводимых Избирательной комиссией Свердловской области, при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям;
9) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
10) присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии;
11) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
5.7. При осуществлении доверенным лицом своих полномочий им предъявляется удостоверение установленного образца и документ, удостоверяющий личность.
5.8. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
5.9. Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений не вправе:
1) участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации;
2) вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий;
3) расписываться за избирателя, в том числе и по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за избирателя, в том числе и по его просьбе, избирательный бюллетень на выборах;
4) выдавать избирателям избирательные бюллетени для голосования;
5) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
6) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
7) осуществлять подкуп избирателей лично либо с привлечением третьих лиц: - вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); - производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; - проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; - предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления;
8) заниматься благотворительной деятельностью лично, а также с привлечением зарегистрированных после начала избирательной кампании организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются доверенные лица;
9) обращаться с просьбами, поручениями к иным физическим и юридическим лицам в период избирательной кампании об осуществлении благотворительной деятельности (в том числе от имени доверенного лица);
10) обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям;
11) осуществлять от имени кандидата, избирательного объединения действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом, кандидатом в составе списков кандидатов, уполномоченными представителями избирательного объединения.
5.10. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать, как правило, не более одного доверенного лица каждого кандидата, избирательного объединения.
5.11. Кандидат, избирательное объединение, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, при этом указанные лица направляют в соответствующую избирательную комиссию письменное уведомление об отзыве доверенного лица (доверенных лиц).
Соответствующая избирательная комиссия на основании обращения кандидата, избирательного объединения своим решением аннулирует выданное отозванному доверенному лицу (доверенным лицам) удостоверение, о чем незамедлительно информирует нижестоящие избирательные комиссии, а также отозванное доверенное лицо (доверенных лиц).
5.12. Кандидат, избирательное объединение вправе по установленной пунктом 5.3 настоящего Порядка процедуре назначить новое доверенное лицо (доверенных лиц) взамен отозванного (отозванных).
5.13. Полномочия доверенных лиц прекращаются со дня опубликования общих данных о результатах выборов или с момента досрочного выбытия кандидата, списка кандидатов.
6. Уполномоченные представители избирательных объединений, кандидатов на выборах
6.1. Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов в депутаты, назначает своих представителей, уполномоченных представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах, в том числе по финансовым вопросам.
6.2. Уполномоченные представители назначаются решением съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, общим собранием) избирательного объединения.
6.3. Уполномоченный представитель избирательного объединения осуществляет свои функции на основании решения, которое предусмотрено пунктом 6.2 настоящего Порядка и в котором указываются его полномочия, а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также особо оговаривается право подписи на финансовых документах.
6.4. Список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения представляется в Избирательную комиссию Свердловской области (список представляется в машиночитаемом виде и на бумажном носителе). В списке уполномоченных представителей избирательного объединения указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя, а также круг вопросов, по которым соответствующий уполномоченный представитель вправе представлять избирательное объединение. К данному списку прилагается письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.
6.5. Уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательного объединения регистрируются Избирательной комиссией Свердловской области на ближайшем заседании Комиссии после регистрации инициативы выдвижения списка кандидатов (заверения выдвинутого списка кандидатов).
Уполномоченный представитель по финансовым вопросам действует на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной избирательным объединением.
6.6. Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в Избирательную комиссию Свердловской области.
6.7. Уполномоченные представители избирательных объединений, замещающие государственные или муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
6.8. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения начинается со дня их назначения (уполномоченных представителей по финансовым вопросам - со дня их регистрации) и истекает с момента опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии списка кандидатов с выборов - с момента такого выбытия. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам истекает со дня представления в Избирательную комиссию Свердловской области итогового финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда соответствующего избирательного объединения.
6.9. Кандидаты в депутаты вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
Кандидаты в составе списка кандидатов в депутаты не вправе назначать уполномоченных представителей.
6.10. Уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов в депутаты регистрируются решением соответствующей окружной избирательной комиссией (не ранее дня регистрации выдвижения кандидата) на основании представления кандидата, зарегистрированного кандидата и письменного заявления лица о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам. В представлении кандидата указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
Уполномоченным представителям по финансовым вопросам кандидатов окружная избирательная комиссия выдает удостоверения. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата в депутаты действует на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной кандидатом.
6.11. Кандидат в депутаты вправе в любое время отозвать (прекратить полномочия) уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив об этом окружную избирательную комиссию.
6.12. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов в депутаты начинается со дня их регистрации и истекает со дня представления в окружную избирательную комиссию итогового финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда соответствующего кандидата.
6.13. Уполномоченные представители по финансовым вопросам не вправе осуществлять от имени избирательного объединения, кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно иными уполномоченными представителями, кандидатом.
6.14. Уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательных объединений либо кандидатов обязаны соблюдать запреты и ограничения при ведении определенных видов деятельности, установленные законодательством о выборах.
7. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса
7.1. Со дня представления документов для регистрации избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов в депутаты, вправе назначить в Избирательную комиссию Свердловской области одного члена этой Комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию.
Со дня представления документов для регистрации кандидат в депутаты вправе назначить в окружную избирательную комиссию одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию.
Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата в депутаты, вправе также назначить в Избирательную комиссию Свердловской области одного члена этой Комиссии с правом совещательного голоса.
Кандидаты в составе списка кандидатов в депутаты не вправе назначать членов комиссий с правом совещательного голоса.
7.2. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
7.3. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, судьи, прокуроры, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
7.4. Уполномоченные представители избирательного объединения, кандидат для назначения члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса представляет в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывают фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер паспорта или заменяющего документа, адрес места жительства, место работы и занимаемую должность (род занятий), номер служебного или домашнего телефона, две фотографии (без уголка) размером 3x4 назначаемого ими члена комиссии с правом совещательного голоса.
7.5. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе осуществлять предоставленные ему Федеральным законом и Кодексом полномочия с момента получения соответствующей избирательной комиссией заявления избирательного объединения, кандидата.
7.6. Избирательная комиссия Свердловской области, окружные избирательные комиссии, территориальные и участковые избирательные комиссии выдают членам указанных комиссии с правом совещательного голоса удостоверения, форма которых устанавливается Избирательной комиссией Свердловской области.
7.7. При осуществлении членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса своих полномочий он обязан соблюдать требования законодательства о выборах и регламента соответствующей избирательной комиссии.
7.8. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно, в соответствии с регламентом избирательной комиссии, извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;
6) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
7) вправе осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
7.9. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса могут входить в состав рабочих групп, образованных соответствующей избирательной комиссией при реализации ею полномочий по подготовке и проведении выборов с соблюдением ограничений, указанных в пункте 7.10 настоящего Порядка.
7.10. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса не вправе:
1) выдавать и подписывать избирательные бюллетени, открепительные удостоверения;
2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
3) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;
4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
7.11. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу.
7.12. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе (Избирательной комиссии Свердловской области, территориальных избирательных комиссий), с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами в депутаты, которые были избраны, или избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган.
Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании.
Полномочия членов иных избирательных комиссий (окружных, участковых избирательных комиссий) прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
7.13. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными Федеральным законом, Кодексом правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия.
7.14. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу. Указанные полномочия могут быть переданы другому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 7.4 настоящего Порядка.
7.15. За кандидатом в депутаты, который был избран, а также за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутатов, сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
8. Статус наблюдателей на выборах
8.1. Наблюдателем является гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
8.2. Зарегистрированный кандидат в депутаты, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата в депутаты, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов в депутаты, могут назначить наблюдателя на каждый избирательный участок соответствующего избирательного округа, а также в территориальные избирательные комиссии, окружную избирательную комиссию (только кандидат в депутаты, зарегистрированный этой комиссией) и Избирательную комиссию Свердловской области (только избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов в депутаты).
Кандидаты в составе списка кандидатов в депутаты не вправе назначать наблюдателей.
8.3. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
8.4. Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.
8.5. Наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
8.6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменном направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8.2 настоящего Порядка. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе и проставление печати в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
8.7. Документ, указанный в пункте 8.6 настоящего Порядка, может быть предъявлен в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 8.4 настоящего Порядка, в территориальную или иную избирательную комиссию - в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения.
Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
8.8. Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается Избирательной комиссией Свердловской области.
8.9. Наблюдатели вправе:
1) знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 8.4 настоящего Порядка;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 8.4 настоящего Порядка;
6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
7) знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;
9) обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
8.10. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
8.11. Наблюдатель немедленно удаляется из помещения для голосования, если он нарушает закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
9. Ответственность за нарушение законодательства о выборах кандидатом, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом, уполномоченными представителями, членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателями при проведении досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области
9.1. Нарушение кандидатом в депутаты, кандидатом в составе списка кандидатов в депутаты, доверенными лицами, уполномоченными представителями кандидатов, избирательных объединений, членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателями положений Федерального закона, Кодекса, регламентирующих их статус, права и обязанности, является основанием для привлечения указанных лиц, избирательного объединения к ответственности, установленной федеральными законами.
9.2. Нарушение организациями, должностными лицами норм Федерального закона, Кодекса, регулирующих статус кандидата в депутаты, кандидата в составе списка кандидатов в депутаты, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов, избирательных объединений, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, может служить основанием для привлечения их к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданин Российской Федерации приобретает статус кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области с момента получения окружной избирательной комиссией по соответствующему одномандатному избирательному округу заявления выдвинутого в порядке самовыдвижения или выдвинутого избирательным объединением лица о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также иных документов в соответствии с законодательством.
Кандидат, кандидат в составе списка кандидатов в депутаты имеет право: осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, выдвижения списка кандидатов не ранее дня оплаты изготовления подписных листов из средств избирательного фонда кандидата, из средств избирательного фонда избирательного объединения, заключать с гражданами, осуществляющими сбор подписей, договор об оказании данной услуги с оплатой за счет средств своего избирательного фонда (кроме кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты), присутствовать на заседаниях Избирательной комиссии Свердловской области, соответствующей окружной избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий и др.
Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 11 августа 2011 г. N 9/54 "О Порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области 4 декабря 2011 года"
Текст постановления размещен на сайте Избирательной комиссии Свердловской области в Internet (http://www.ikso.org)
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 14 апреля 2016 г. N 7/42 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 1 сентября 2011 г. N 12/76