Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 июля 2011 г. N А60-20799/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2011 г. N Ф09-1213/11 по делу N А60-20799/2010 настоящее решение отменено
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 декабря 2011 г. N Ф09-1213/11 по делу N А60-20799/2010
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сысерть-лес"
к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области
с участием третьих лиц:
- Правительства Свердловской области,
- Министерства природных ресурсов Свердловской области (ныне Департамента лесного хозяйства Свердловской области),
- Администрации Сысертского городского округа,
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее ТУ ФАУГИ по Свердловской области);
- Правительства Российской Федерации
об оспаривании ненормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Р.Р.Элдарханов, представитель по доверенности от 19.01.2011, предъявлен паспорт; С.А.Черепанов, представитель по доверенности от 23.05.2011, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: Т.В.Миронова, представитель по доверенности от 21.06.2011, предъявлен паспорт; О.Г.Казакова, представитель по доверенности NЖ-01-2965 от 27.07.2010, предъявлен паспорт; Е.Е.Тыртычная, представитель по доверенности NЖ-05-3902 от 20.09.2010, паспорт;
от третьих лиц:
от Правительства Свердловской области: представитель не явился, извещен надлежаще;
от администрации Сысертского городского округа: Э.А.Бабаев, представитель по доверенности N2206 от 01.07.2011, предъявлено удостоверение;
от Департамента лесного хозяйства Свердловской области: В.В.Булгакова, действующая по доверенности от 22.06.2011, паспорт;
от ТУ ФАУГИ по СО: представитель не явился, извещен надлежаще.
От Правительства Российской Федерации представитель не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания.
Уведомление лиц, участвующих в деле подтверждается следующими документами:
заявитель - возвратный конверт, подпись в протоколе судебного заседания от 23.06.2011;
заинтересованное лицо - подпись в протоколе судебного заседания от 23.06.2011;
третьи лица: от администрации Сысертского городского округа, от Департамента лесного хозяйства СО: подписи представителей в протоколе судебного заседания от 23.06.2011;
от Правительства Свердловской области- - уведомление от 27.06.2011 о вручении определения суда.
от ТУ ФАУГИ по СО- отзыв от 18.07.2011;
от Правительства Российской Федерации - письмо Аппарата Правительства РФ от 13.07.2011 NП9-28950
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено, ходатайств не поступало.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области от 04.06.2009 N49-А "О включении земельных участков, расположенных на территории Сысертского городского округа, в границы г. Сысерти и пос. Школьный".
В судебном заседании 23.06.2011 заявитель подал письменное ходатайство об уточнении основания иска, которое судом было удовлетворено.
Заинтересованное лицо отзыв и дополнение к нему представило, требования не признало.
Третьи лица: Администрация Сысертского городского округа отзыв с дополнениями к нему представило, считает оспариваемый ненормативный правовой акт законным.
ТУ Росимущества в Свердловской области отзыв представило, требования заявителя не признало.
Рассмотрев материалы дела, и заслушав пояснения сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Общество 04.06.2010 обратилось с заявлением в арбитражный суд Свердловской области, в котором просило признать недействительным приказ Министерства строительства и архитектуры Свердловской области от 04.06.2009 N49-А недействительным.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 N 17АП-12477/2010-ГК решение арбитражного суда от 13.10.2010 по делу N А60-20799/2010 оставлено без изменения, апелляционная жалоба- без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2011 NФ09-1213/11-С6 решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2010 по делу N А60-20799/2010 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 N 17АП-12477/2010-ГК по этому делу отменены и дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановлением кассационной инстанции указано, что суду необходимо установить является ли обжалуемый приказ нормативным правовым актом применительно ко всем трем предписаниям, содержащимся в нем относительно земельных участков: включение в границы населенных пунктов, перевод из одной категории в другую, установление вида разрешенного использования, с учетом того, что правила рассмотрения ненормативных и нормативных правовых актов различны в силу глав 23 и 24 АПК РФ.
Кроме того, кассационная инстанция указала, что с учетом довода заявителя о том, что перевод земель из одной категории в другую в рассматриваемом случае является прерогативой Правительства Российской Федерации, суду следует решить вопрос о его привлечении к участию в рассмотрения дела.
Определением суда от 23.06.2011 к участию в рассмотрении настоящего дела привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Правительство Российской Федерации.
В судебном заседании 23.06.2011 представители сторон, в том числе и заявитель, высказали свое мнение о том, что оспариваемый приказ является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в арбитражный суд и рассмотрен в порядке главы 24 АПК РФ. Кроме того, представители сторон ссылаются на то, что Приказ N49-А не был опубликован в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов.
В обоснование своего довода о том, что оспариваемый приказ не является нормативным правовым актом представители сторон, участвующие в судебном заседании, ссылаются на то, что приказ не содержит общих предписаний в виде норм права, определяющих правила поведения для неограниченного круга лиц, и не рассчитан на многократное применение.
Принимая во внимание, что оспариваемый Приказ не соответствует признакам нормативного правового акта, поскольку не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующее независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, данный спор рассматривается по правилам главы 24 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.06.2004 между ГУ "Сысертский специализированный семеноводческий лесхоз- "арендодатель" и ООО "Сысерть-лес"- арендатор заключен договор аренды участка лесного фонда сроком на 49 лет (п.2). По условиям договора арендатору был предоставлен на праве аренды участок лесного фонда, расположенный в границах Кашинского лесничества - кв. 87, 88, 94, 95, 101, 102, площадью 608 га, в том числе 1 группа лесов - лесохозяйственная часть зеленой зоны квартала 87, 88, 94, 95, 101, 102, площадью 465 га, квартала 87, 94, 95, 101, 102 - защитные полосы автомобильных дорог - 143 га;
-Сысертского лесничества - квартала 1-15, 18-21, 30-34, 42, 48-50, 148, 159-164, 172-177, 186-190, 196-200, 204-209, площадью 6375 га, леса 1 группы - лесопарковая часть зеленой зоны;
-Верх-Сысертского лесничества - квартала 1-7, 10-14, 19-23, 28-31, 37, 38, 45, 46, 53, 54, 61, общей площадью 6306 га, в том числе квартала 1-4, 10-13, 19-22, 28-31, 37-38, 45-46, 53-54, 61 - эксплуатационные леса 2 группы, площадью 5155 га, квартала 5, 6, 7, 14, 23-938 - леса 1 группы, запретные полосы рек - 938 га, квартала 5-7, 14, 23 - запретные полосы нерестилищ - 213 га.
Общая площадь арендованного лесного участка составляет 13289 га.(п.1 договора).
Данный договор аренды участка лесного фонда зарегистрирован в установленном законом порядке. Указанный факт сторонами не оспаривается.
22 сентября 2008 года Министерство природных ресурсов Свердловской области - арендодатель и ООО "Сысерть-лес"(победитель лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда от 02.12.2005) -арендатор заключен договор аренды лесного участка, по которому арендодатель обязан предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности (пункт 1.1 договора аренды).
Пунктом 2 данного договора установлено, что лесной участок площадью 6811 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет расположение: Свердловская область, ГУ СО "Сысертское лесничество" Сысертское участковое лесничество Сысертский участок, кварталы 26-29, 37, 38, 44-47, 52-56, 60, 61, 63-65, 69-72, 80, 91, 92, 107, 114, 124-127, 132-135, 154-158, 165-170, 178-182, 191-193, 201-203, площадью 4379 га; Верх-Сысертское участковое лесничество Никольский участок кварталы 21, 33, 37, 51, 53-55, 63, 68, 70-73, 75, 76, площадью 980 га; Верх-Сысертское участковое лесничество Щелкунский участок квартал 1, 43, 44, 50, 98, 100, 103, площадью 1452 га).
Пунктом 21 договора аренды предусмотрено, что настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует 49 лет.
В установленном законом порядке договор аренды был зарегистрирован.
Суд отмечает, что площадь лесных участков, передаваемых заявителю в аренду по договору от 22.09.2008, уменьшена до 6811 га, тогда как площадь лесных участков, предоставляемых ранее обществу по договору аренды лесных участков от 01.06.2004 составляла 13289 га.
Министерство строительства и архитектуры Свердловской области 04.06.2009 издало приказ N 49-А "О включении земельных участков, расположенных на территории Сысертского городского округа, в границы города Сысерти и поселка Школьный". В соответствии с данным приказом в границы населенных пунктов Сысертского городского округа включены земельные участки, расположенные на территории Сысертского городского округа и принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, из состава земель категории "земли лесного фонда" с видом разрешенного использования "для ведения лесного хозяйства":- земельный участок площадью 3183227 кв. м с кадастровым номером 66:25:2702001:632 в границу города Сысерть; - земельный участок площадью 66:25:2702001:633 в границу поселка Школьный.
Кроме того, на основании п.2 Приказа от 04.06.2009 указанные земельные участки переведены из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли населенных пунктов" с установлением следующих видов их разрешенного использования: основной вид разрешенного использования - "для размещения домов индивидуальной жилой застройки", условно разрешенные виды использования - "для размещения: объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, объектов коммунального хозяйства, улиц, проспектов, площадей, аллей, бульваров, переулков, проездов, тупиков".
Пунктом 3 оспариваемого приказа предусмотрено, что следует проинформировать администрацию Сысертского городского округа о необходимости при принятии решения об утверждении генерального плана Сысертского городского округа применительно к территориям города Сысерть и поселка Школьный, а также при принятии решений об утверждении проектов планировки территорий, в границах которых расположены земельные участки, включенные в границы этих населенных пунктов, соблюдения федеральных законов по сохранению защитных полос (пп.4 п.2 ст.26 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ и п.11 ст.65 Водного кодекса РФ, устанавливающего размер защитной зоны вдоль берега Ильинского пруда шириной не менее 50 м).
Полагая, что приказ Министерства строительства и архитектуры Свердловской области от 04.06.2009 N 49-А не соответствует статьям 8, 12-16, 64,72, 83, 99 Лесного кодекса РФ, ст.8, 9 Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ, ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Положению о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2008 N48, Закону Свердловской области от 20.02.2009 N5-ОЗ "О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области" и нарушает гражданские права ООО "Сысерть-лес", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату Постановления Правительства Российской Федерации N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" следует читать как "28 января 2006 г."
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что требование о признании незаконными действий может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если действие не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого действия недействительным.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст.8 Лесного кодекса РФ). При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 названного Кодекса).
В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
При этом в силу п. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из состава одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из состава одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения черты поселения;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Таким образом, закон предусмотрел возможность перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в связи с изменением черты поселений, что имеет место в данном случае.
Часть 1 ст.2 Закона N 172-ФЗ устанавливает, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства
Статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
При этом статьей 4.1 указанного Федерального закона установлены процедуры включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов и установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда, предусматривающие необходимость согласования соответствующих решений с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками. Частью 14 ст.4.1 данного Закона установлено, что исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации необходимые документы направляются для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Проведение дополнительного согласования, за исключением случаев, установленных частью 14 настоящей статьи, не допускается (часть 15 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
В случае не поступления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации от предусмотренных частью 14 настоящей статьи органов информации в письменной форме о согласовании заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка считается согласованным с указанными органами (часть 17 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
В силу части 19 указанной статьи исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; а также в случае, если в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 настоящей статьи.
Исходя из приведенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, наделены полномочиями по установлению или изменению границ населенных пунктов, а также по переводу земель из одной категории в другую до 01.01.2012- до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов.
С учетом того, что вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен лишь в рамках одной категории земель, соответственно, органы государственной власти субъекта Федерации в связи с наделением их полномочиями по принятию решения об установлении или об изменении видов разрешенного использования могут принимать и решения о переводе земель из одной категории в другую в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области установлен областным Законом от 20.02.2009 N 5-ОЗ "О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области".
Согласно положениям указанного областного Закона подготовка решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования на основании мотивированных заявлений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, подлежащих согласованию в случаях, указанных в части первой пункта 6 настоящей статьи, и с учетом заключений, указанных в части первой пункта 5 настоящей статьи.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области, не позднее чем через пять дней со дня поступления документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, направляет копии этих документов в иные областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области для подготовки заключений, в которых должен содержаться вывод о возможности или невозможности принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования в соответствии с федеральным законом в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, направляет эти документы для согласования:
1) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности;
2) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение участками лесного фонда (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти Свердловской области), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования в срок не более чем тридцать дней с даты поступления документов, указанных в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления этих документов в органы, указанные в части первой пункта 6 статьи 2 настоящего Закона, отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или направляет эти документы для рассмотрения в Правительство Свердловской области либо принимает решение о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка (статьи 2, 3 областного закона N5-ОЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 11.08.2008 N 824-ПП "О Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области" (в редакции от 16.03.2009, действовавшей на дату вынесения оспариваемого приказа - 04.06.2009), уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим в соответствии с федеральным законодательством межотраслевое управление по вопросам государственной политики Свердловской области в сфере градостроительной деятельности, архитектуры, производства строительных материалов является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. При этом Министерство входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры, производства строительных материалов.
Одними из основных полномочий Министерства строительства и архитектуры Свердловской области являются, в частности, организация и осуществление работ по включению земельных участков в границы населенных пунктов на территории Свердловской области или исключения земельных участков из границ населенных пунктов на территории Свердловской области и по установлению или изменению видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов на территории Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области в сфере градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительной признается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. При этом территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Из приведенных норм следует, что вопросы территориального планирования являются частью градостроительной деятельности, в сфере которой Министерство строительства и архитектуры Свердловской области являлось уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, созданным еще до принятия и вступления в законную силу Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ и наделенным полномочиями по принятию решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, непосредственно указанными нормами областного Закона.
Ссылка заявителя в обоснование требований на подпункт 47 пункта 10 главы 3 Постановления Правительства Свердловской области от 11.08.2008 N 824-ПП (в редакции от 16.03.2009) "О Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области", согласно которой Министерство осуществляет подготовку проектов постановлений Правительства Свердловской области по вопросам включения (исключения) земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или об изменении вида разрешенного использования включаемых (исключаемых) земельных участков либо об отказе в этом, судом не принята во внимание, поскольку данная норма противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу- Областному закону Свердловской области N5-ОЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 47 пункта 10 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 11 августа 2008 г. N 824-ПП
Кроме того, суд отмечает, что Постановление Правительства Свердловской области от 11.08.2008 N 824-ПП прекратило свое действие в связи с принятием Постановления Правительства Свердловской области от 15.02.2010 N 193-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и архитектуры Свердловской области". Полномочия Министерства в настоящее время приведено в соответствие с областным Законом. Согласно указанному Постановлению к полномочиями Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в частности, относится организация и осуществление работ по подготовке принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов на территории Свердловской области или исключению земельных участков из границ населенных пунктов на территории Свердловской области и об установлении или изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов на территории Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности, и об отказе в принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях, предусмотренных Законом Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ "О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области".
На основании изложенного суд считает, что на дату принятия оспариваемого приказа - 04.06.2009 Министерство строительства и архитектуры Свердловской области являлось уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере территориального планирования и градостроительной деятельности, соответственно, оспариваемый приказ издан Министерством в рамках полномочий, предоставленных Законом Свердловской области N5-ОЗ и соответствует законодательству.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательству суд пришел к выводу о том, что заявителем не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Указанное положение закрепляет гарантии неизменности прав на земельные участки, возникшие до изменения границ населенных пунктов, повлекшего включение данных участков в состав территории населенных пунктов. Данные гарантии распространяются на всех без исключения субъектов прав на землю (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков).
Поскольку лесной участок не принадлежит на вещном праве обществу "Сысерть-лес", следовательно, собственник такого объекта недвижимости, реализуя свои полномочия через уполномоченный орган государственной власти, в принципе был вправе принять решение об изменении категории земельного участка и вида его разрешенного использования.
Довод заявителя о том, что оспариваемый приказ затрудняет выполнение договора аренды лесного участка, поскольку он в ряде кварталов не сможет производить вырубку, судом отклонен, поскольку оспариваемым приказом земельные участки, состоящие из кварталов N N28, 29, 44-46, 52, 53, 55, 60, переведены земельные участки населенных пунктов, а договором аренды лесного участка N192 от 22.09.2008 указанные лесные кварталы отнесены к защитным лесам, где арендатор не вправе был производить вырубку и лесозаготовку (согласно приложениям N2, 3 к договору общество обязано производить только уход за лесами). Данное положение договора отвечает требованиям п.4 ст.12 Лесного кодекса РФ.
Суд отмечает, что в силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, не требуется. Кроме того, согласно части 5 статьи 2 данного Федерального закона в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов соответствующие процедуры осуществляются без согласия правообладателей земельных участков. Следовательно, закон не обязывает при переводе земель и земельных участков из одной категории в другую получать согласие правообладателей, в том числе и арендаторов, коим является в данном случае заявитель.
Вместе с тем суд обращает внимание, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в своих возражениях обоснованно ссылается на то, что оспариваемый приказ соответствует Постановлению Правительства Свердловской области от 24.12.2004 N1174-ПП "Об установлении черты города Сысерти и поселка Школьный", которым утверждены "Проект черты города Сысерти и поселка Школьный", "Описание черты поселка Школьный" и "Описание черты города Сысерти" (приложения N2 и 3 к постановлению N1174-ПП), а также Закону Свердловской области от 09.06.2008 N30-ОЗ "О границах, составе и правовом режиме пригородной зоны города Сысерти" и Постановлению Правительства Свердловской области от 11.08.2008 N823-ПП "Об утверждении границ территорий сельскохозяйственного производства, зон отдыха населения, резервных земель для развития города Сысерти, зеленых зон в составе пригородной зоны города Сысерти и Сысертского городского округа".
Ссылка общества на наступление для него неблагоприятных условий в связи с принятием заинтересованным лицом оспариваемого приказа в виде предполагаемой невозможности использования лесного участка, переданного в аренду, сокращения объемов заготовки древесины, а также потенциальной возможности привлечения общества к юридической ответственности, как на обстоятельства, свидетельствующие о том, что обжалуемый приказ нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, судом не принят во внимание, поскольку эти обстоятельства могут быть устранены путем внесения изменений в договор аренды лесного участка в установленном законом порядке, исключающем нарушение прав арендатора земельного участка. Из материалов дела следует, что предложение арендодателя внести изменения в договор аренды лесных участков, заявителем оставлено без внимания. Кроме того, представленные суду лесные декларации не подтверждают довод заявителя о снижении количества заготовленной им древесины в связи с принятием оспариваемого Приказа.
Несостоятельными являются доводы заявителя о том, что перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую относится к исключительной прерогативе Правительства Российской Федерации и то, что закон не предусматривает возможности делегирования соответствующих полномочий субъекту РФ, поскольку он основан на неверном толковании ст.8 Земельного кодекса РФ, ст.83 Лесного кодекса РФ, ст.4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ".
Судом также не принят во внимание довод заявителя о том, что заинтересованным лицом не соблюдены требования Положения о составе и порядке подготовке документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2008 N48, так как Министерством строительства и архитектуры Свердловской области при вынесении оспариваемого приказа не была истребована выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить, поскольку частью 4 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (в редакции Федерального закона N232-ФЗ от 18.12.2006) данный документ не значится в перечне документов, который заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта и в одновременном принятии решения об изменении разрешенного вида использования земельного участка обязан подать одновременно с заявлением в орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах заявленные требования ООО "Сысерть-лес" не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований ООО "Сысерть- лес" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июля 2011 г. N А60-20799/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2011 г. N Ф09-1213/11 по делу N А60-20799/2010 настоящее решение отменено