Постановление администрации Кировградского городского округа Свердловской области
от 9 августа 2011 г. N 829
"Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе на 2012-2014 годы"
4 апреля 2012 г.
Постановлением Администрации Кировградского городского округа Свердловской области от 25 февраля 2014 г. N 261 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", законом Свердловской области от 4 февраля 2008 года N 10-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства", постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. N 1483-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на 2011-2015 годы", руководствуясь Уставом Кировградского городского округа, администрация Кировградского городского округа постановляет:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе на 2012-2014 годы" (прилагается).
2. Настоящее постановление опубликовать в общественно-политической газете "Кировградские вести" и на сайте администрации Кировградского городского округа.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Кировградского городского округа по экономике Лемехову С.Н.
Глава администрации |
В.И. Фирсов |
Муниципальная целевая программа
"Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе на 2012-2014 годы"
(утв. постановлением администрации Кировградского городского округа от 9 августа 2011 г. N 829)
4 апреля 2012 г.
Постановлением Администрации Кировградского городского округа Свердловской области от 4 апреля 2012 г. N 352 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт муниципальной целевой Программы
Полное наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе на 2012-2014 годы" (далее по тексту - Программа) |
Основание для разработки Программы |
-Бюджетный Кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Областной закон Свердловской области от 4 февраля 2008 года N 10-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"; - постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. N 1483-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на 2011-2015 годы" |
Заказчик Программы |
Администрация Кировградского городского округа |
Разработчик Программы |
Отдел по экономике администрации Кировградского городского округа |
Исполнители: |
- Администрация Кировградского городского округа, - Кировградский фонд поддержки малого предпринимательства; - Субъекты малого и среднего предпринимательства Кировградского городского округа |
Цель Программы |
Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кировградского городского округа |
Задачи Программы |
1) формирование в пределах полномочий Кировградского городского округа правовой среды для развития малого и среднего предпринимательства; 2) создание и развитие созданных организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 5) обучение субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) пропаганда предпринимательской деятельности; 7) оказание финансовой, имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. |
Сроки реализации Программы |
2012-2014 годы |
Ожидаемый результат: |
- общее число субъектов малого и среднего предпринимательства к 2014 году достигнет 1000 единиц; - доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства на постоянной основе в общей численности занятых в экономике городского округа составит 36 процентов; - количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек достигнет 34 единицы; - среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, достигнет 4400 человек. |
Система организации контроля за ходом реализации Программы |
Координацию работ по реализации программы осуществляет администрация Кировградского городского округа с участием Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе. Ежеквартальное представление в отдел по экономике администрации Кировградского городского округа ответственными исполнителями информации о ходе выполнения запланированных мероприятий для обобщения, анализа и разработки корректирующих мер. Ход реализации Программы рассматривать на совещании у первого заместителя главы администрации Кировградского городского округа один раз в полгода. Контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам каждого года администрация Кировградского городского округа в рамках осуществления контрольных полномочий. |
Объемы и источники финансирования Программы: |
Источники финансирования: федеральный, областной и местный бюджет. |
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2.1. Анализ уровня социально-экономического развития муниципального образования
Развитие малого предпринимательства - одно из основных и приоритетных направлений реформируемой экономики. Оно является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования. Значимость малого предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Малый и средний бизнес стал существенным фактором экономического развития Кировградского городского округа (КГО). В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа в том числе относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации указанного полномочия администрация Кировградского городского округа в течение ряда лет создавала условия для развития предпринимательской активности в городе, что подтверждает положительная динамика развития предпринимательства в Кировградском городском округе.
В настоящее время в округе сложился устойчивый сектор малого и среднего предпринимательства. К этой сфере относится 854 субъекта малого и среднего предпринимательства, рост числа субъектов по сравнению с 2009 годом составил 155 единиц. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 3,7 тыс. человек или 31% общей численности занятых в экономике. Основной объем оборота розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг приходится на долю субъектов малого предпринимательства.
За 2010 год доля муниципального заказа, размещенного у субъектов малого предпринимательства, составила 13,7% от общего объема закупок.
В 2009 году решением Думы Кировградского городского округа от 28.01.2009 года N 154 был утвержден Перечень муниципального имущества Кировградского городского округа, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (далее Перечень имущества), состоящий из 694 объектов муниципального недвижимого имущества, в том числе 465 объектов, включенных в Перечень имущества, были свободны от прав третьих лиц, что соответственно составляет 67%.
Перечень имущества на 2010 год был утвержден решением Думы Кировградского городского округа от 27.01.2010 г. N 285 и состоял из 32 объектов муниципального недвижимого имущества, в том числе 6 объектов, свободных от прав третьих лиц, что соответственно составляет 19%.
Перечень имущества на 2011 год был утвержден решением Думы Кировградского городского округа от 22.12.2010 г. N 437 и состоит из 11 объектов, все из которых обременены правами пользования третьих лиц.
В округе сформирована и постоянно развивается инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса - Кировградский фонд поддержки малого предпринимательства (КФПМП), а также совещательная структура - Совет предпринимателей и Совет по развитию малого и среднего предпринимательства. При условии финансирования из федерального бюджета планируется открытие бизнес-инкубатора в городе Кировграде (ул. Гагарина, 1) площадью 900,9 кв. метров путем реконструкции здания.
В 2010 году продолжалась реализация муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе на 2009-2011 годы". На реализацию данной программы из местного бюджета направлено 170,0 тыс. рублей. В бюджете округа на 2011 год на реализацию данной программы утверждено 332,0 тыс. рублей.
Для решения задачи по вовлечению в предпринимательскую деятельность временно незанятого трудоспособного населения в 2010 году было продолжено обучение по программе профессионального тренинга "Начни свое дело". По результатам защиты бизнес-проектов предоставлено 22 гранта на общую сумму 3,8 млн. рублей. Реализация данных проектов позволила создать 75 рабочих мест. Кировградский городской округ по итогам 2010 года занял 1 место в Горнозаводском управленческом округе по распределению грантов в расчете на одного жителя.
По состоянию на 01.01.2011 г. на территории Кировградского городского округа функционировало 195 объектов торговли, в том числе 167 магазинов (86%), 23 павильона и 5 киосков. Наибольший удельный вес в торговой сети занимают непродовольственные магазины - 53%, продовольственные магазины - 37% и смешанные - 10%.
Общий объем оборота розничной торговли по Кировградскому городскому округу по состоянию на 01.01.2011 года составил 1686,5 млн. рублей (в том числе доля оборота розничной торговли предприятий малого и среднего предпринимательства составляет 98%), темп роста к уровню прошлого года составил 110,3%. Последствием экономического кризиса в сфере торговли является изменение структуры оборота розничной торговли, сопровождающееся снижением доли продажи непродовольственных товаров и, соответственно, увеличением доли продовольственных товаров. За январь-декабрь 2010 года оборот розничной торговли на душу населения округа составил 56,4 тыс. рублей, что на 5,3 тыс. рублей превышает уровень аналогичного периода 2009 года.
На территории городского округа действует 47 объектов общественного питания. Оборот общественного питания за 12 месяцев 2010 года снизился даже в действующих ценах по отношению к аналогичному периоду 2009 года на 5,2% и составил 44,1 млн. рублей. В среднем на душу населения оборот общественного питания по округу составил 122 рубля в месяц.
Общая торговая площадь на 01.01.2011 г. составила 15297 квадратных метров, обеспеченность торговыми площадями составила 511 квадратных метра на 1000 жителей городского округа.
С 2009 года на территории КГО внедрен проект "Социальная карта". Участниками данного проекта являются 13 субъектов малого и среднего бизнеса, обслуживание осуществляется в 26 объектах торговли и бытового обслуживания.
В целях обеспечения населения свежими овощами и фруктами в период с мая по октябрь в городе Кировграде организованы дополнительные места уличной торговли с лотков в пределах пешеходной досягаемости. Ежегодно проводятся с апреля по сентябрь включительно ярмарки по реализации товаров агропромышленного комплекса и товаров народного потребления, товарооборот которых в 2010 году составил 2882,2 тыс. рублей, приняли участие в торговле на ярмарках 225 участников.
Малое предпринимательство представлено в различных видах экономической деятельности: обрабатывающих производствах, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий, в торговле, транспорте и связи. Особенно динамично развивается потребительский рынок.
Основные экономические показатели развития малого и среднего предпринимательства
Наименование показателей |
2009 год |
2010 год |
Рост 2010/2009, % |
Планируемый рост в 2011 году, % |
1. Количество субъектов малого предпринимательства, единиц |
565 |
686 |
12,1,4 |
128,3 |
2. Количество малых предприятий, единиц |
156 |
168 |
108 |
110 |
3. Среднесписочная численность работников, тыс. человек |
2,3 |
3,7 |
161 |
120 |
4. Доля поступлений налогов в общем объеме налоговых платежей муниципального образования, % |
11 |
16,3 |
148 |
17,8 |
Основные экономические показатели развития потребительского рынка
|
2009 |
2010 |
Рост 2010/ 2009 гг., % |
Среднеобластной показатель темпов роста |
Планируемый темп роста в 2011 году |
Численность населения |
30,0 тыс. |
29,9 тыс. |
|
||
оборот розничной торговли, млн. руб., в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства |
1528,5
1497,9 |
1686,5
1652,8 |
110
110,0 |
116,8
116,8 |
118,0
118,0 |
оборот розничной торговли на душу населения в мес. руб. |
4245,8 |
4700,4 |
111 |
1.16,8 |
118,0 |
оборот общественного питания, млн. руб. |
44,0 |
41,7 |
95 |
123,9 |
110,0 |
оборот общественного питания на душу население в мес. руб. |
122,0 |
116,0 |
95 |
123,9 |
110,0 |
Средняя заработная плата на потребительском рынке, руб. Среднеобластной показатель - 16464 руб. |
6500 |
7700 |
119 |
147,0 |
8500 |
Количество субъектов малого предпринимательства, единиц |
725 |
830 |
114,5 |
|
880 |
Информация о наличии сетевых компаний
|
2009 |
2010 |
Темп роста 2010/2009 г. % |
План на 2011 год |
Количество сетевых магазинов, в т.ч. |
10 |
11 |
110 |
13 |
федерального уровня |
4 |
5 |
125 |
5 |
Регионального |
4 |
4 |
100 |
4 |
Областного |
2 |
2 |
100 |
2 |
местного значения |
0 |
0 |
0 |
0 |
торговая площадь сетевых магазинов, кв.м |
2956 |
2963 |
100 |
4000 |
доля торговых площадей СК в торговой площади магазинов в МО, % |
21% |
20% |
95% |
26% |
Анализ основных индикаторов положения малого бизнеса позволяет сделать выводы о преобладании положительных тенденций в области развития малого и среднего предпринимательства. Положительную динамику в последние годы демонстрируют практически все значимые показатели развития данного сектора экономики. Доля занятых в сфере малого и среднего бизнеса выросла до 31 процента, при этом отмечено снижение общего количества занятых в экономике округа, вызванное экономическим кризисом. В абсолютном выражении среднесписочная численность на малых предприятиях практически не изменилась - малый и средний бизнес оказался более жизнеспособным и гибким в условиях экономической нестабильности. Важно отметить, что оборот и количество сотрудников на одно предприятие увеличилось. Данный факт говорит о росте среднего размера предприятия, что также является положительной тенденцией.
Бытовые услуги пользуются большим спросом у населения, открываются новые предприятия по ремонту квартир, установке окон, дверей и домофонов, агентства недвижимости, парикмахерские, развиваются оздоровительные услуги (фитнес, аппаратный массаж, солярии).
Кризис ухудшил ситуацию с доходами населения и, как следствие, произошел спад в торговле. В докризисный период ежегодный темп роста оборота розничной торговли составлял 125-135 процентов, а по итогам 2009-2010 годов темп роста оборота розничной торговли составил 104-110 процентов.
Кировградский городской округ традиционно является территорией металлургического производства и не является сельскохозяйственной территорией
Малый и средний бизнес неразрывно связаны с территорией муниципального образования, формируя за счет собственных финансовых и материальных ресурсов социально-экономическую среду обитания горожан, обеспечивая их товарами и услугами. Кроме того, малый бизнес выполняет важную социальную функцию, являясь основой для формирования среднего класса, который призван стать гарантом общественной и экономической стабильности общества.
Развитие малого и среднего бизнеса может осуществляться в полной мере только при условии постоянного совершенствования целостной системы его поддержки.
Для организации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе создан Кировградский фонд поддержки малого предпринимательства (далее - Фонд), созданный по инициативе администрации округа. Фонд осуществляет финансовую поддержку путем предоставления кредитов субъектам малого предпринимательства; консультации по применению норм действующего законодательства в области малого и среднего предпринимательства; организацию сбора, обработку нормативно-правовой информации, представляющей интерес для малого и среднего бизнеса; изучение и распространение положительного опыта развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в других регионах.
Кроме этого, активно работают совещательные органы, созданный с целью развития малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе.
Анализ данных позволяет выделить сильные позитивные тенденции и факторы в области развития малого и среднего предпринимательства:
1. Высокую предпринимательскую активность горожан, которую выявил кризис, начавшийся в 2008 году. Повышение уровня безработицы привело к увеличению количества желающих участвовать в программе-тренинге "Начни свое дело", инициированной Правительством Свердловской области в рамках антикризисных мер поддержки экономики.
2. Наличие перечня услуг, отсутствующих на территории городского округа в настоящее время, но пользующихся спросом у населения.
3. Лояльное отношение исполнительной власти, открытость и готовность к сотрудничеству с местными предпринимателями.
Однако в муниципальном образовании сохраняется ряд проблем, ограничивающих рост малых предприятий и мешающих качественному развитию предпринимательства.
2.2 Характеристика проблемы
В Кировградском городском округе существуют следующие проблемы, тормозящие развитие малого и среднего предпринимательства:
1. Основное препятствие для развития малого и среднего бизнеса - это ограниченность доступа к финансовым ресурсам, особенно на этапе старта. В связи с этим, как правило, начинающие предприниматели используют так называемый сетевой ресурс, то есть занимают средства на открытие и развитие предприятия у друзей и родственников "под честное слово".
2. Низкая инновационная активность малых и средних предприятий округа. Отсутствие необходимых институтов развития для роста малых и средних предприятий, использующих инновационные технологии: бизнес-инкубаторов, промышленных и технопарков. Низкая инновационная активность может также являться косвенным свидетельством вынужденного характера предпринимательства, предпринимательства "по необходимости".
3. Отдаленность от областного центра увеличивает стоимость транспортных расходов.
4. Нетранзитный характер территории: Кировградский городской округ имеет тупиковое расположение, что ограничивает возможности по транспортировке произведенной продукции, необходимого сырья и оборудования, уменьшает количество потребителей продукции и услуг.
5. Низкая квалификация предпринимателей, вследствие чего отсутствует опыт применения эффективных управленческих стратегий, ограничивая возможности инновационного развития и роста предприятий, выхода их на внешние рынки.
6. Характерные для многих муниципальных образований области диспропорции в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса: превалирование торговых предприятий и низкая активность предприятий в некоторых традиционных для малого бизнеса сферах: обслуживание ЖКХ и сельское хозяйство.
7. Недостаток статистических данных о структуре и динамике малого и среднего бизнеса у администрации городского округа.
Необходимость разработки программы на период 2012-2014 гг. и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
- сложившейся социально-экономической ситуацией, связанной с ростом безработицы;
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
- имеющимся положительным опытом реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства;
- отсутствием в Кировградском городском округе высокой доступности торговых и офисных площадей, сдаваемых в аренду новым малым предприятиям, находящихся как в частной, так и муниципальной собственности;
- отсутствие инициативы со стороны крупных предприятий по передаче части своих функций на аутсорсинг малому бизнесу.
2.3. Определение приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства Кировградского городского округа
В сфере предпринимательства в Кировградском городском округе несбалансированно высокой является доля организаций розничной торговли. Одновременно с этим требуют развития сферы создания и организации производств, оказания услуг социальной направленности, создания и развития объектов в сфере туризма, создания и развития инновационных предприятий.
Сложившаяся в Кировградском городском округе традиционная структура экономики, опирающаяся на сравнительно небольшое число крупных промышленных предприятий, должна быть изменена в сторону увеличения доли малого и среднего бизнеса. Этот сектор экономики должен создавать новые рабочие места и обслуживать значительную долю потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с существующими требованиями рынка. Малый и средний бизнес будет развиваться в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса, способствовать стабилизации налоговых поступлений, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши.
Учитывая социально-экономическую ситуацию, существующую структуру экономики Кировградского городского округа, приоритеты в развитии предпринимательской деятельности определены для тех хозяйствующих субъектов, которые способствуют решению первоочередных социально-экономических проблем:
- производство продукции промышленного производства;
- производство пищевой продукции;
- сфера бытовых услуг;
- социальная сфера (здравоохранение, образование);
- жилищно-коммунальное хозяйство и внедрение энергосберегающих технологий;
- сельское хозяйство.
III. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Целью программы является: поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Кировградского городского округа, повышение вклада малого и среднего бизнеса в экономику муниципального образования, увеличение поступления налогов в местный бюджет.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) совершенствование муниципальных нормативно-правовых актов, предусматривающих льготные условия по арендной плате муниципального имущества для начинающих предпринимателей Кировградского городского округа, понижающий коэффициент К2 в сельских населенных пунктах при исчислении ЕНВД;
2) развитие деятельности инфраструктуры малого и среднего предпринимательства;
3) выполнение проектно-сметной документации к маю 2012 году в целях организации бизнес-инкубатора в г. Кировграде;
4) проведение ежегодно не менее четырех обучающихся семинаров, курсов, консультаций для начинающих предпринимателей для обучения не менее 120 человек.
Программа является долгосрочной и предусматривает период реализации с 2012 по 2014 год.
IV. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия определены исходя из целей Программы и задач, необходимых для решения поставленных целей. Программные мероприятия структурированы по следующим направлениям:
1. Изучение и формирование благоприятной среды для развития предпринимательства
Данная группа мероприятий предполагает создание портала "Малое и среднее предпринимательство Кировградского городского округа", проведение маркетинговых исследований в сфере малого и среднего бизнеса и предпринимательства, а также мониторинг и анализ развития малого и среднего бизнеса, в том числе:
- анализ и прогнозирование социально-экономического развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Кировградского городского округа, получивших поддержку;
- мониторинг нормативных правовых актов в части муниципальной поддержки малого предпринимательства;
- анализ обеспеченности населения бытовыми услугами, организация работ по обеспеченности населения необходимыми бытовыми услугами.
В результате реализации мероприятий данного направления планируется достижение следующих основных результатов:
- выявление проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
- определение потребности в товарах и услугах Кировградского городского округа и других регионах РФ;
- определение потребности населения в услугах.
2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Основными направлениями финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса Кировградского городского округа являются:
содействие развитию микрофинансирования в округе;
предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела;
предоставление грантов для субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных:
с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;
с уплатой процентов по лизинговым договорам;
предоставление поручительств фондом "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" за субъекты малого и среднего предпринимательства для обеспечения доступа последних к банковским кредитам.
Микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Кировградского городского округа осуществляет Кировградский фонд поддержки малого предпринимательства. В рамках реализации мероприятий Программы планируется пополнить средства муниципального фонда как микрофинансовой организации для увеличения масштабов его деятельности и обеспечения потребностей предпринимателей. Займы, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства, не превышают 1 млн. рублей и предоставляются на срок до 12 месяцев.
С целью облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к ресурсам банков планируется развитие реализуемой фондом "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства", осуществляющим функции регионального гарантийного фонда (фонда поручительств), программы предоставления обеспечения малым предприятиям на территории Кировградского городского округа.
В результате планируется:
- выдать субъектам малого и среднего предпринимательства: 2012 год - не менее 26 микрозаймов; 2013 год - не менее 50 микрозаймов; 2014 год - не менее 50 микрозаймов;
- представить не менее 4 поручительств ежегодно фондом "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" за субъекты малого и среднего предпринимательства для обеспечения доступа последних к банковским кредитам.
3. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" осуществляется в виде передачи во владение и (или) пользование на возмездной основе или на льготных условиях муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными направлениями имущественной поддержки в Кировградском городском округе являются:
- сдача субъектам малого и среднего предпринимательства свободных объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, в том числе посредством проведения открытых конкурсов;
- содействие в приватизации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства возможности проводить капитальный ремонт помещений для дальнейшего использования в своей деятельности с компенсацией понесенных затрат в счет арендной платы;
- размещение не менее 10% от общего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
В Кировградском городском округе планируется открыть бизнес-инкубатор общей площадью 900,9 кв.м. Администрация Кировградского городского округа предоставляет для этой цели четырехэтажное здание, в котором необходимо провести капитальный ремонт.
Целью деятельности бизнес-инкубатора является предоставление материально-технической базы, оказание информационной поддержки размещаемым на его площадях вновь созданным предприятиям, обеспечение комплексности предоставляемых предпринимателям услуг, повышение уровня профессионализма персонала, работающего в этих организациях, предоставление площадей в аренду начинающим предпринимателям на льготных условиях.
Задачи бизнес-инкубатора:
- создание дополнительных рабочих мест;
- обеспечение лучших организационно-финансовых условий для реализации проектов;
- развитие правовых и нормативных регуляторов деятельности малых и средних предприятий;
- увеличение поступлений в бюджет за счет создания новых компаний-налогоплательщиков.
Организация бизнес-инкубатора позволит создать 125 новых рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью, а также повысит доступность муниципальных площадей для субъектов малого и среднего бизнеса.
4. Реализация массовых программ обучения и повышения квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства
Массовые программы обучения - предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с обучением предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций целевых групп граждан. Данное направление программы предполагает реализацию следующих мероприятий:
- предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства на основе конкурсного отбора образовательных учреждений для участия в мероприятии по вопросам ведения бизнеса, управления проектами, маркетинга, а также современным технологиям, направленным на повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организация поиска, отбора и обучения по программе занятости населения "Открой свое дело" начинающих предпринимателей и желающих заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе из числа высвобождаемых работников предприятий реального сектора экономики;
- обучение представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
В результате планируется:
- обучить не менее 35 человек ежегодно, занятых в малом и среднем предпринимательстве;
- обучить 40 человек ежегодно в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
5. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, консультационная поддержка
Развитие предпринимательской инициативы, пропаганда предпринимательства, являясь одной из составляющих создания положительного имиджа предпринимательства, в рамках реализации Программы осуществляются путем проведения следующих мероприятий:
1) Организация и проведение профессионального конкурса "Лидер малого и среднего бизнеса" в сфере:
- торговли;
- обрабатывающие производства;
- сфера бытовых услуг;
- социальная сфера.
2) Проведение конкурса на лучший коллективный договор среди малых предприятий с численностью работающих свыше 15 человек.
3) Поддержка действующих малых предприятий, участвующих в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, "Деловых миссиях" и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии). Предусматривается компенсация затрат действующих малых предприятий, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях (за исключением расходов на проезд к месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилых помещений и питание). Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства единовременно из расчета двух третьих произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат.
4) Поддержка производственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства посредством размещения муниципальных заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства (на конкурсной основе).
5) Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривает выполнение следующих мероприятий:
- оказание правовой и консультационной помощи и неотложной правовой помощи предпринимателям;
- оказание методических и консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам:
- бизнеса;
- бухгалтерского учета;
- налогообложения;
- в сфере охраны труда и т.п.
В результате планируется:
- провести не менее четырех обучающих семинаров для 120 начинающих предпринимателей;
- компенсировать не менее 25 субъектам малого и среднего предпринимательства затраты, связанные с участием в выставках, ярмарках;
- обеспечить социальные гарантии работающих в сфере малого и среднего предпринимательства;
- разместить не менее 10% от общего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказать не менее 400 консультаций для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 1.
V. Условия оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
Условия оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются положениями о проведении отбора для предоставления отдельных видов поддержки и финансовой помощи (субсидий, грантов), предусмотренных Положением, утвержденным постановлением администрации Кировградского городского округа и согласованным с Советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе.
VI. Целевые показатели и индикаторы
Целевые показатели, используемые в рамках реализации Программы, отражают развитие исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 3
Индикаторы развития малого и среднего предпринимательства
N п/п |
Наименование индикаторов и показателей |
Годы |
2014 г. к уровню 2011 г., % |
|||
2011 факт |
2012 план |
2013 план |
2014 план |
|||
1. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. |
854 |
900 |
950 |
1000 |
117 |
2. |
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения города |
28,6 |
30,1 |
31,8 |
33,4 |
116,8 |
3. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения |
31,0 |
32,0 |
34,0 |
36,0 |
116,1 |
4. |
Среднесписочная численность работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, чел |
3720 |
3840 |
4080 |
4320 |
116,1 |
5. |
Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство), % от общего оборота в округе |
16,0 |
24,0 |
24,0 |
24,0 |
150,0 |
VII. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых ресурсах и источники их покрытия определены в соответствии с выбранными направлениями развития малого и среднего предпринимательства. Финансирование мероприятий программы обеспечивается за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.
Объем финансирования мероприятий за счет средств бюджетов различных уровней приводится на 2012-2014 годы и может уточняться.
Отбор исполнителей мероприятий и инвестиционных проектов будет осуществляться на конкурсной основе. Решения о финансировании мероприятий, в том числе проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в форме субсидий, предоставлении бюджетных кредитов и гарантий принимаются администрацией Кировградского городского округа на основании разработанных Порядков и Положений.
VIII. Механизм реализации программы
Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями. Исполнитель Программы несет ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.
Главным распорядителем средств бюджета Кировградского городского округа на выполнение программы является администрация Кировградского городского округа.
Финансирование мероприятий из федерального и областного бюджетов будет осуществляться в порядке, определяемом соглашениями, заключаемыми в соответствии с результатами отбора по предоставлению субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также нормативными актами Свердловской области, принятыми в сфере оказания государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Координация работ по реализации программы осуществляется администрацией Кировградского городского округа с участием Кировградского фонда поддержки малого предпринимательства, Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе.
Ход выполнения программы рассматривается ежеквартально на заседаниях Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе.
IX. Оценка предполагаемой социально-экономической эффективности в результате реализации программы
Реализация мероприятий Программы предполагает следующие социально-экономические результаты:
1) общее число субъектов малого и среднего предпринимательства к 2014 года достигнет 1000 единиц;
2) доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства на постоянной основе в общей численности занятых в экономике городского округа составит 36 процентов;
3) количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек 33,4 единиц;
4) среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, достигнет 4320 чел;
5) увеличится отдача от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого и среднего предпринимательства.
По мере предоставления статистических данных о деятельности малых и средних предприятий на территории Кировградского городского оценочные показатели социально-экономической эффективности реализации программы могут корректироваться и дополняться.
X. Возможные риски в ходе реализации Программы
Возможные риски недостижения целевых показателей программы и способы их минимизации приведены в таблице 4.
Таблица 4
Возможные риски в ходе реализации Программы
N п/п |
Возможные риски |
Способы минимизации |
1. |
Изменение федерального законодательства в части вопросов государственной и муниципальной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства |
Проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральное законодательство и своевременная корректировка муниципальных нормативных правовых актов |
2. |
Недостаточность получаемой информации (от органов госстатистики, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) о состоянии и проблемах сектора малого и среднего предпринимательства |
Привлечение организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для проведения мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства |
3. |
Недостаточная активность субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в мероприятиях Программы |
1. Осуществление активного сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о видах государственной и муниципальной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления. 2. Создание "прозрачных" процедур предоставления государственной и муниципальной поддержки за счет привлечения Кировградского фонда поддержки малого предпринимательства, Совета по развитию малого и среднего предпринимательства. 3. Консультационная и информационная поддержка мероприятий Программы за счет привлечения организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 4. Систематическое освещение в средствах массовой информации результатов реализации мероприятий Программы |
4. |
Невыполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязательств по кредитным договорам, связанным с возвратом заемных средств |
1. Проведение предварительной экспертизы проектов субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществление их мониторинга. 2. Установление периодической отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства и проведение периодических обследований субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку на возвратной основе. |
5. |
Недостаток финансовых средств для реализации отдельных мероприятий Программы |
1 .Определение приоритетов для первоочередного финансирования. 2. Корректировка ресурсного обеспечения за счет перераспределения средств внутри направлений Программы |
6. |
Недостаточная востребованность отдельных мероприятий Программы |
1. Осуществление регулярных консультаций с субъектами малого и среднего предпринимательства, общественными объединениями предпринимателей и организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства по вопросам эффективности реализуемых мероприятий. 2. В случае необходимости реализация новых мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства за счет перераспределения средств внутри направлений Программы. |
7. |
Несоответствие (в сторону уменьшения) фактически достигнутых показателей эффективности реализации Программы запланированным показателям |
1. Проведение ежемесячного мониторинга эффективности реализации мероприятий Программы. 2. Анализ причин отклонения фактически достигнутых показателей эффективности реализации Программы от запланированных показателей. 3. Оперативная разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий Программы. |
Приложение N 1
к постановлению администрации
Кировградского городского округа
от 9 августа 2011 г. N 829
"Об утверждении муниципальной целевой
программы "Развитие и поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства
в Кировградском городском округе
на 2012-2014 годы"
Перечень программных мероприятий (тыс. рублей)
См. Постановление Администрации Кировградского городского округа Свердловской области от 4 апреля 2012 г. N 352
N п/п |
Программные мероприятия |
Исполнитель |
Ожидаемые результаты |
Финансовые средства - всего |
в том числе |
||
средств федедерального бюджета |
средства областного бюджета |
средства местного бюджета |
|||||
|
I. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
|
|
112,4 |
0 |
44,4 |
68 |
1.1. |
Мониторинг и анализ развития малого и среднего предпринимательства |
Администрация КГО, КФПМП |
Наличие отчета (исследования), являющегося основанием для принятия управленческих решений |
3,4 |
|
1,4 |
2 |
|
2012 г. |
|
|
0 |
|
0 |
0 |
|
2013 г. |
|
|
1,7 |
|
0,7 |
1 |
|
2014 г. |
|
|
1,7 |
|
0,7 |
1 |
1.2. |
Внедрение сайта "Малый и средний бизнес" Кировградского городского округа |
Администрация КГО, КФПМП |
|
109 |
|
43 |
66 |
|
2012 г. |
|
|
33 |
|
13 |
20 |
|
2013 г. |
|
|
36 |
|
14 |
22 |
|
2014 г. |
|
|
40 |
|
16 |
24 |
1.3. |
Консультирование граждан по различным аспектам организации собственного дела и субъектов малого предпринимательства по организации и ведению предпринимательской деятельности |
Администрация КГО, КФПМП |
Ежегодное оказание не менее 400 консультаций по вопросам осуществления предпринимательской деятельности |
в рамках текущего финансирования администрации КГО и КФПМП |
|
|
|
1.4. |
Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей муниципальной поддержки и размещение на официальном сайте администрации Кировградского городского округа 2012-2014 годы |
Администрация КГО, КФПМП |
Наличие реестра о получателях муниципальной поддержки, открытость информации |
|
|
|
|
|
II. Поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и субъектов малого и среднего предпринимательства |
|
|
1681 |
0 |
586 |
1095 |
2.1. |
Поддержка деятельности Кировградского фонда поддержки малого предпринимательства |
Администрация КГО |
Ежегодное проведение не менее 6 мероприятий с участием 200 человек |
1486 |
0 |
586 |
900 |
|
2012 г. |
|
|
446 |
0 |
176 |
270 |
|
2013 г. |
|
|
495 |
0 |
195 |
300 |
|
2014 г. |
|
|
545 |
0 |
215 |
330 |
2.2. |
Поддержка производителей сельскохозяйственной продукции в сфере малого и среднего предпринимательства |
Администрация КГО, КФПМП |
Ежегодное оказание материальной помощи не менее трем производителям сельскохозяйственной продукции в сфере малого и среднего предпринимательства |
195 |
0 |
|
195 |
|
2012 г. |
|
|
60 |
0 |
|
60 |
|
2013 г. |
|
|
65 |
0 |
|
65 |
|
2014 г. |
|
|
70 |
0 |
|
70 |
|
III. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
|
|
4400 |
4400 |
0 |
0 |
3.1. |
Сдача субъектам малого и среднего предпринимательства свободных объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, в том числе посредством проведения открытых конкурсов |
Администрация КГО |
Обеспечение СМиСП производственными, складскими, офисными и иными нежилыми помещениями на условиях минимальной доступной рыночной стоимости. Обеспечение доступа к объектам технической инфраструктуры. |
|
|
|
|
|
2012-2014 годы |
|
- |
- |
- |
- |
|
3.2. |
Содействие в приватизации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ |
Администрация КГО |
|
|
|
|
|
|
2012-2014 годы |
|
|
- |
- |
- |
|
3.3. |
Предоставление СМиСП возможности проводить капитальный ремонт помещений для дальнейшего использования в своей деятельности с компенсацией понесенных затрат в счет арендной платы |
Администрация КГО |
|
|
|
|
|
|
2012-2014 годы |
|
|
- |
- |
|
- |
3.4. |
Проведение капитального ремонта здания с целью открытия бизнес-инкубатора |
Администрация КГО, КФПМП |
Создание бизнес-инкубатора, размещение не менее 20 созданных малых предприятий, создание не менее 70 рабочих мест |
4400 |
4400 |
0 |
0 |
|
2012 г. |
|
|
1100 |
1100 |
0 |
0 |
|
2013 г. |
|
|
1100 |
1100 |
0 |
0 |
|
2014 г. |
|
|
2200 |
2200 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Реализация массовых программ обучения субъектов малого и среднего предпринимательства |
|
|
67 |
0 |
27 |
40 |
4.1. |
Предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства на основе конкурсного отбора образовательных учреждений |
Администрация КГО, КФПМП |
Обучение не менее 325 представителей малого и среднего предпринимательства ежегодно |
67 |
0 |
27 |
40 |
|
2012 г. |
|
|
17 |
0 |
7 |
10 |
|
2013 г. |
|
|
17 |
0 |
7 |
10 |
|
2014 г. |
|
|
33 |
0 |
13 |
20 |
4.2. |
Обучение представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд |
Администрация КГО |
Обучение 25 человек ежегодно |
в рамках текущего финансирования администрации КГО и КФПМП |
0 |
0 |
0 |
4.3. |
Поддержка участников выставок и ярмарок |
Администрация КГО, КФПМП |
Стимулирование предпринимательской активности, компенсация затрат не менее 25 субъектам малого и среднего предпринимательства ежегодно, связанных с участием в выставках, ярмарках |
26 |
0 |
10 |
16 |
|
2012 г. |
|
|
8 |
0 |
3 |
5 |
|
2013 г. |
|
|
8 |
0 |
3 |
5 |
|
2014 г. |
|
|
10 |
0 |
4 |
6 |
|
Всего по программным мероприятиям |
|
|
6286,4 |
4400 |
667,4 |
1219 |
|
2012 г. |
|
|
1664 |
1100 |
199 |
365 |
|
2013 г. |
|
|
1722,7 |
1100 |
219,7 |
403 |
|
2014 г. |
|
|
2899,7 |
2200 |
248,7 |
451 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Задачами муниципальной целевой программы "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе на 2012-2014 годы" являются: формирование в пределах полномочий Кировградского городского округа правовой среды для развития малого и среднего предпринимательства; создание и развитие созданных организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; обучение субъектов малого и среднего предпринимательства; пропаганда предпринимательской деятельности; оказание финансовой, имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
В результате реализации программы планируется достичь следующих результатов: общее число субъектов малого и среднего предпринимательства к 2014 году достигнет 1000 единиц; доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства на постоянной основе в общей численности занятых в экономике городского округа составит 36 процентов; количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек достигнет 34 единицы; среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, достигнет 4400 человек.
Постановление администрации Кировградского городского округа Свердловской области от 9 августа 2011 г. N 829 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировградском городском округе на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Муниципальный вестник" (приложение к газете "Кировградские вести") от 17 августа 2011 г. N 33 стр. 10
Постановлением Администрации Кировградского городского округа Свердловской области от 25 февраля 2014 г. N 261 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Кировградского городского округа Свердловской области от 4 апреля 2012 г. N 352