Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ причин возникновения проблемы
Настоящая Программа охватывает основные аспекты физического воспитания детей дошкольного возраста, учащейся и студенческой молодежи, населения среднего и старшего возрастов, инвалидов, а также вопросы подготовки спортивного резерва и спортсменов международного класса, предусматривает меры по созданию психолого-педагогической службы и совершенствованию нормативно-правовой базы.
Данная Программа является логическим продолжением муниципальной целевой программы "Спортивное мастерство и подготовка спортивного резерва в городе Нижний Тагил (2008-2011 годы)", реализация которой позволила сосредоточить внимание физкультурно-спортивных организаций и Администрацию города на развитии олимпийских видов спорта, формировании принципов здорового образа жизни, подготовке спортсменов международного класса и спортивного резерва.
В результате реализации предыдущей Программы по данным статистической отчетности число занимающихся физической культурой и спортом в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта за период с 2008 по 2011 годы возросло с 10110 человек до 11429 человек, увеличилось количество проводимых массовых физкультурно-спортивных мероприятий, возродилась практика проведения отраслевых спартакиад, спартакиад школьников и студенческих соревнований. С 16 до 22 увеличилась сеть муниципальных учреждений физической культуры и спорта. В настоящее время в городе функционируют 15 спортивных школ, в том числе 4 школы имеют статус специализированной школы олимпийского резерва. Муниципальное казенное учреждение Управление по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Нижний Тагил начинается работа по созданию училища олимпийского резерва. В городе функционирует 4 спортивных клуба по игровым видам спорта, проводится работа по пропаганде принципов здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.
Вместе с тем состояние спортивной базы, дефицит высококвалифицированных тренеров-преподавателей не позволяют удовлетворить широкие потребности населения, особенно детей и подростков, в занятиях физическими упражнениями. Недостаточное количество современных муниципальных спортивных объектов, оснащенных качественным инвентарем и оборудованием, центров подготовки спортивного резерва и центров олимпийской подготовки сдерживает рост спортивного мастерства и подготовку спортивного резерва в городе.
Дальнейшее развитие физической культуры и спорта, подготовка спортивного резерва и спортсменов международного класса требуют новых подходов в организации учебно-тренировочного процесса с учетом быстро изменяющихся требований спортивной подготовки.
Разработка Программы продиктована необходимостью внесения изменений в организационные и правовые отношения, сложившиеся в сфере физической культуры и спорта, сохранения высокого имиджа спорта Нижнего Тагила на областной, российской и международной арене, привлечения к систематическим занятиям широких слоев населения, внедрения принципов здорового образа жизни путем пропаганды физической культуры и спорта.
По итогам 2010 года затраты на одного занимающегося в муниципальных спортивных школах снизились с 15,89 тыс. руб. в 2008 году до 10,5 тыс. руб. в 2010 году, из которых 80,2% составляют затраты на заработную плату, 18,8% - оплату коммунальных услуг, 0% - приобретение инвентаря и оборудования и лишь 1% расходуются на реализацию соревновательной функции.
В связи с низким уровнем финансирования общегодовой объем соревновательной нагрузки в муниципальных ДЮСШ и СДЮСШОР в различных видах спорта составляет 30-40% от объема, рекомендованного учебными программами по видам спорта. Особенно трудное положение в командных игровых видах спорта, так как участие в соревнованиях предусматривает расходы на командирование от 12 до 20 спортсменов.
Недостаточное финансирование соревновательной деятельности учащихся муниципальных учреждений снижает мотивацию к занятиям спортом, и, как следствие, приводит к оттоку перспективных спортсменов. В возрасте 18-19 лет, когда спортсмен выполняет норматив кандидата в мастера спорта и мастера спорта России, он вынужден прекратить спортивную деятельность. В связи с этим теряется достаточно высокий процент спортсменов высокого класса.
Для обеспечения активного участия спортсменов в соревновательной деятельности для достижения результатов на уровне сборных команд города, области и России необходима организация медико-фармакологического обеспечения учебно-тренировочного процесса. Устаревшее оборудование для диспансерного контроля и лабораторных исследований не позволяет городскому врачебно-физкультурному диспансеру проводить в полном объеме курсы реабилитации, лечения, витаминизации и фармакологической поддержки спортсменов. Наличие современного медицинского и диагностического оборудования позволяет вносить коррективы в тренировочный процесс ведущих спортсменов и выявлять ранние признаки утомления и перетренированности, оптимизировать питание спортсменов.
В настоящее время на территории города при муниципальном казенном учреждении Управление по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Нижний Тагил функционирует пятнадцать спортивных школ по 42 видам спорта с полным штатным расписанием, но только в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования "Информационно-методический центр по физической культуре и спорту" работает спортивный психолог. Для подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства применяются все имеющиеся средства в активе спортивных школ города, используется опыт участия в сборных командах России, кроме одного - полноценного профессионального психологического обеспечения учебно-тренировочного и соревновательных процессов.
Если рассматривать структуру технологического процесса подготовки спортсменов высокого класса в нашем городе, то на сегодня в ней недостаточно развито звено, ответственное за психологическое сопровождение и обеспечение спортивной деятельности.
Актуализация данной проблемы обусловлена прежде всего возросшей политической значимостью спорта. Степень роста спортивных достижений сопоставляется с уровнем развития государства и всех важнейших его социальных институтов. Таким образом, отсутствие необходимых и достаточных условий системного взаимодействия в подготовке спортивного резерва является основным фактором снижения конкурентоспособности тагильского спорта.
На сегодняшний день требует особой разработки система информационного обеспечения спорта в Нижнем Тагиле, предусматривающая:
- сбор информации о достижениях тагильских спортсменов на областных, всероссийских и международных соревнованиях;
- анализ подготовки к соревновательной деятельности; популяризацию физической культуры и спорта;
- широкую радиоинформацию о ходе соревнований;
- трансляцию соревнований по телевидению;
- размещение информации о предстоящем спортивном соревновании в Интернете;
- своевременную информацию в печати, по радио и телевидению о результатах выступления тагильских спортсменов на соревнованиях различного ранга.
Использование программно-целевого метода позволит создать полноценные условия спортсменам и тренерам для тренировок, восстановления, медицинского обеспечения, а также для улучшения их материальных условий.
Выбранный в муниципальной целевой программе "Спортивное мастерство и подготовка спортивного резерва в городе Нижний Тагил (2012-2016 годы)" курс на увеличение объемов финансирования мероприятий, связанных с подготовкой спортивного резерва и спортсменов высшего спортивного мастерства, безусловно, приведет к повышению общего уровня спортивных результатов, выявлению талантливых спортсменов, а также подготовке спортсменов-профессионалов высокого класса, способных достойно представлять город Нижний Тагил и Свердловскую область на всероссийской и международной аренах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.