В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом городского округа Верхняя Пышма, постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 31.01.2011 N 110 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных целевых программ в городском округе Верхняя Пышма", постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 06.06.2011 N 950 "Об утверждении Перечня муниципальных целевых программ городского округа Верхняя Пышма, подлежащих разработке в 2011 году", администрация городского округа Верхняя Пышма постановляет:
1. Утвердить Концепцию муниципальной целевой программы "Развитие образования в городском округе Верхняя Пышма ("Наша новая школа")" на 2012-2015 годы.
2. Опубликовать настоящее постановление в приложении к газете "Красное знамя" "Муниципальный вестник" и разместить на официальном сайте администрации городского округа.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа по экономике Штанову Н.С.
Глава администрации |
А.С. Милютин |
Концепция
муниципальной целевой программы "Развитие образования в городском округе Верхняя Пышма ("наша новая школа")" на 2012-2015 годы
(утв. постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 22 августа 2011 г. N 1465)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы соответствующим областным целевым программам, приоритетным задачам стратегии социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма
Муниципальная целевая программа "Развитие образования в городском округе ("Наша новая школа")" на 2012-2015 годы (далее - Программа) определяется Стратегией социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2020 года, утвержденной Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 26 ноября 2009 года N 13/1 (далее - Стратегия).
Согласно Стратегии одна из приоритетных задач долгосрочного развития городского округа Верхняя Пышма заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.
В качестве одного из основных направлений развития городского округа Верхняя Пышма определено развитие человеческого потенциала, которое обуславливается состоянием системы образования.
Основной целью в области образования согласно Стратегии является повышение доступности качественных образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В настоящее время в городском округе Верхняя Пышма обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:
1) улучшаются материальные и организационные условия для обучения в учреждениях общего образования;
2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений;
3) достигнуты успехи в оптимизации сети учреждений общего и дополнительного образования.
Кроме того, программа по своим целям и задачам соотносится с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, областной целевой программой "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Существующие проблемы образования в городском округе Верхняя Пышма требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед образованием в 2012-2015 годах.
Анализ состояния системы образования относительно требований инновационного развития социально-экономического развития городского округа позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
2) отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также информационного общества;
3) несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
4) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;
5) недостаточное использование современных образовательных технологий;
6) отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;
7) в целом сохраняющийся в системе образования патерналистский характер принятия исполнения решений.
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечивает единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
1) нарушение сроков введения федеральных государственных стандартов общего образования;
2) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье подрастающего поколения;
3) рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения;
4) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям.
Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
1) с недостатками в управлении Программой;
2) с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований городского округа, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом необходимо предпринять ряд мер, таких как:
1) мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;
2) широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к реализации и оценке результатов реализации Программы;
3) публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.
Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько стратегических задач Программы могут быть не решены.
В результате нерешения стратегической задачи "Модернизация общего образования как института социального развития" не будет реализована или реализована не в полной мере национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Существует также риск того, что не будет решена стратегическая задача "Развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг". Отсутствие понятной общественности системы оценки результатов и условий обучения на всех ступенях и уровнях образования приведет к устойчивой тенденции снижения качества образования.
Совершенно очевидным является и то, что нерешенность хотя бы одной из стратегических задач Программы приведет к недостижению ее основной стратегической цели - обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития городского округа.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах городского округа Верхняя Пышма в указанной сфере
Целью завершившейся в 2010 году программы развития образования городского округа Верхняя Пышма на 2007-2010 годы являлось обеспечение условий для удовлетворения потребностей населения в качественном образовании.
В ходе выполнения муниципальной программы развития образования городского округа Верхняя Пышма на 2007-2010 годы решались следующие задачи:
- создание условий для совершенствования технологий и методик обучения и воспитания;
- развитие системы мониторинга качества образовательных услуг;
- внедрение инновационной политики в сферу образования;
- повышение эффективности управленческого и ресурсного обеспечения развития образования;
- внедрение основ государственно-общественного управления образованием;
- развитие системы дополнительных образовательных услуг, повышение их качества.
В результате реализации муниципальной программы развития образования городского округа Верхняя Пышма на 2007-2010 годы:
- частично создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- реализованы мероприятия по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в учреждениях за счет приобретения необходимого оборудования (комплекты охранно-пожарного оборудования и средств защиты, комплекты систем видеонаблюдения);
- обеспечено ежегодное повышение квалификации порядка 30% педагогов городского округа;
- реализован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение ежегодного проведения единого государственного экзамена. Проведенные мероприятия позволили в 2009 году обеспечить переход единого государственного экзамена в штатный режим;
- реализован комплекс мероприятий, направленных на формирование муниципальной системы оценки качества образования, совершенствование механизмов управления образованием.
Выполнение муниципальной программы развития образования городского округа Верхняя Пышма на 2007-2010 годы взаимосвязано с реализацией проекта "Образование".
В 2006-2010 годах в рамках реализации проекта "Образование":
1) сформирован инновационный кадровый ресурс:
- количество лучших учителей - победителей конкурса в городском округе Верхняя Пышма составило 20 человек,
- объем финансирования - 2 млн. руб., кроме того, за счет средств местного бюджета (1,5 млн. рублей) поощрено более 300 педагогов.
2) усилилось внимание к воспитательной работе в системе общего образования. В полном объеме осуществлялись выплаты за классное руководство:
- из федерального бюджета на эти цели направлено 23,2 млн. рублей,
- из бюджета Свердловской области - 25,4 млн. рублей;
3) системно осуществлялась поддержка талантливой молодежи:
- 184 человекам из категории талантливой молодежи оказана поддержка на сумму 910 тысяч рублей,
в том числе:
- из федерального бюджета - 210 тыс. руб.,
- из бюджета Свердловской области - 60 тыс. руб.,
- из бюджета городского округа - 640 тыс. руб.;
4) получили дальнейшее развитие процессы информатизации в общеобразовательных учреждениях:
- все общеобразовательные учреждения получили доступ к сети Интернет,
- в 2,5 раза сократилось количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер (с 40 человека в 2006 году до 16 человек в 2010 году).
При разработке Программы будет полностью обеспечена преемственность ее мероприятий по отношению к мероприятиям предыдущей программы. Мероприятия Программы будут взаимоувязаны с мероприятиями проекта "Образование".
Результаты анализа состояния образования городского округа Верхняя Пышма свидетельствуют о том, что внутри нее имеются проблемы и противоречия.
Серьезным фактором, влияющим на развитие образования, продолжает оставаться демографическая ситуация, хотя существует тенденция роста рождаемости, отмечаемую в Российской Федерации с 2000 года. Только в последние три года численность школьников начала расти. Сохраняется большое количество преподавателей пенсионного возраста, в школы городского округа приходят работать не более 8 выпускников педагогических вузов каждый год.
Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.
Также необходимо продолжать целенаправленную работу с одаренными детьми и талантливой молодежью. Следует использовать возможности высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования детей.
В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
Реализация инициативы "Наша новая школа" закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное общее образование.
По-прежнему особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация этих категорий детей, при этом в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная без барьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Программа призвана решить программно-целевым методом сложившуюся проблемную ситуацию в сфере образования. Без этого решения проблемы противоречия в системе образования не только сохранятся, но будут нарастать, существенным образом замедляя социально-экономическое развитие городского округа.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сфере образования останется эпизодическим, не будет сформирована целостная электронная образовательная среда.
Недостаточно системный характер будет носить работа с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Сохранятся проблемы качества общего и дополнительного образования детей и подростков.
Сохранится и будет усугубляться неравный доступ граждан к качественному образованию. Не будет обеспечено выполнение положения инициативы "Наша новая школа" о том, что в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Выполнение Программы взаимосвязано с реализацией инициативы "Наша новая школа" и проекта "Образование". Без использования программно-целевого метода будет невозможно достичь цели и решить задачи, установленные в этих стратегических для отечественного образования документах.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Для решения проблемы может быть применен вариант с использованием планово-нормативного метода, при котором государство планирует и устанавливает различные отраслевые и внутриотраслевые нормы и нормативы, например в части трудозатрат, оплаты труда, расходов на капитальный ремонт и новое строительство, обновления основных фондов и т.д.
Этот метод являлся основным при решении проблем советской системы образования и в настоящее время его можно применять, например, при финансировании расходов на содержание образовательных учреждений федерального уровня.
В то же время в условиях рыночной экономики и тем более экономики инновационной планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае образование будет развиваться в основном экстенсивно, будет утрачена логика преемственности федеральных целевых программ развития образования.
Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование.
Могут также возникнуть риски резкого снижения заработной платы работников образования по сравнению со средней заработной платой в экономике, существенного увеличения расходов на содержание зданий образовательных учреждений по сравнению с учебными расходами, продолжения ветшания образовательной инфраструктуры. В конечном итоге может сформироваться устойчивая тенденция снижения качества образования.
Другим, принципиально отличным от предыдущего, вариантом решения проблемы является вариант, предполагающий использование программно-целевого метода.
Программно-целевой метод (метод целевых программ) основан на подчинении распределения ресурсов и намечаемых мероприятий достижению определенной цели.
В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.
Один из рисков - риск сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать Программу, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.
При этом придется, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотреть задачи Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.
Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на эффективности Программы в целом.
Решение о сокращении бюджета Программы, независимо от времени его принятия, приведет к падению эффективности расходов как действующей, так и предыдущих целевых программ развития образования.
Снижение эффективности Программы будет иметь негативные последствия для экономики городского округа из-за падения темпов роста и развития человеческого капитала как ее основного ресурса, серьезным образом затруднит ее инновационное развитие. В конечном итоге под угрозу будет поставлена стратегия социально-экономического развития городского округа.
Возникнут серьезные социальные проблемы, в том числе связанные с инфраструктурными проблемами в системе образования.
К рискам программно-целевого метода следует также отнести риск неэффективного управления Программой. В свою очередь, этот риск представляет собой совокупность таких рисков, как:
- риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы;
- риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы и др.
Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько задач Программы могут быть не решены, например, из-за сокращения расходов на Программу за счет средств бюджета.
В результате невыполнения задачи "Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития" будет не реализована или реализована не в полной мере национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Существует также риск того, что не будет решена задача "Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг". Отсутствие понятной обществу системы оценки результатов и условий обучения на всех ступенях и уровнях образования приведет к устойчивой тенденции снижения качества образования.
Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, полученные на предыдущих этапах модернизации образования городского округа.
Совершенно очевидным является и то, что нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к недостижению цели Программы, заключающейся в обеспечении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, то есть к невыполнению Программы.
При этом, поскольку Программа направлена на реализацию положений Стратегией социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2020 года, ее невыполнение будет иметь негативный характер не только для образования, но и для городского округа в целом.
Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.
Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с последствиями реализации Программы. Социально-экономические последствия ее реализации должны быть ясны и понятны образовательному сообществу, обществу в целом. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение граждан как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными.
Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы осуществление социологических измерений и проведение работ по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.
Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будут предприняты такие меры, как:
- мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;
- широкое привлечение общественности и педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;
- обеспечение публичности промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы и др.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Предполагается, что проблема будет решена программно-целевым методом с 2012 по 2015 год.
При этом решение проблемы будет осуществлено в 2 этапа.
Первый этап решения проблемы будет осуществлен в 2012-2013 годах. В результате реализации этого этапа будут разрабатываться модели для дальнейшего внедрения преобразований и оценки их результативности, формирование программных проектов развития образования, реализуемых при участии образовательных учреждений, педагогического сообщества городского округа Верхняя Пышма.
В результате выполнения второго этапа решения проблемы (2014-2015 годы) будут сформированы новые модели управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, будут закреплены нормативные правовые изменения.
По завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи Программы.
VI. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам на вариантной основе
Основная стратегическая цель Программы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма.
Стратегическими задачами Программы являются:
1) модернизация общего образования как института социального развития;
2) развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг.
Иные варианты определения цели и постановки адекватных ей задач развития образования могли бы быть следующими.
Первый вариант. Обеспечение доступности образования в соответствии с социально ориентированным развитием Российской Федерации.
Второй вариант. Обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами, инновационным характером экономики.
В случае первого варианта система образования будет в значительной степени удовлетворять сегодняшним социальным ожиданиям граждан, будут созданы необходимые условия для комфортного получения образования.
Однако уже в среднесрочной перспективе такой сценарий неизбежно приведет к постепенно наращивающемуся отставанию образования от потребностей инновационной экономики. Новые потребности, вызванные обновлением технологий, не найдут адекватного отражения в системе образования. Это также приведет к отставанию уровня заработных плат работников образования от уровня средней заработной платы в экономике.
Второй вариант может привести к тому, что в системе образования будут созданы "точки" инновационного развития - сеть образовательных учреждений, решающих задачи опережающего инновационного развития.
Однако основная часть учебных заведений будет работать по-старому, что неизбежно со временем приведет к социальному расслоению в обществе. Появится и социальное напряжение, когда уровни и условия труда обособившихся инновационных.учреждений будут недостижимы для основной массы участников системы образования. Со временем инновационные образовательные учреждения станут элитными, не имеющими серьезных стимулов к развитию в конкурентных условиях.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1. В основу методологии формирования и расчета таких индикаторов и показателей положены подходы, учитывающие цели и задачи Программы.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе
Реализация Программы осуществляется программно-целевым методом.
Прогнозируемый объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составит 515513 тыс. руб.
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета, местного бюджета, из них средства, планируемые за счет:
1) областного бюджета -128878 тыс.руб.;
2) местного бюджета - 386635 тыс.руб.;
Сокращение указанного объема финансирования мероприятий Программы серьезным образом затруднит ее выполнение и существенно снизит эффективность ее реализации.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация Программы обеспечит жителям городского округа независимо от их места жительства, социального и имущественного статуса, а также состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Реализация Программы позволит снизить затраты на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязвимых групп населения на 8-12 процентов за счет внедрения новых механизмов социализации этих групп во время получения общего образования.
Система образования призвана быть катализатором экономического роста городского округа и благосостояния населения, позитивно влиять на социальную стабильность общества. Одним из важных показателей социально-экономической эффективности реализации Программы будет являться повышение жизненного уровня российских граждан путем предоставления им на всем протяжении жизни доступных и качественных образовательных услуг.
В результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены:
- создание и внедрение новых познавательных программ на всех уровнях системы образования;
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
- внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;
- создание программ для одаренных детей.
В ходе реализации Программы сформируется вектор на инновационное развитие образования.
При выполнении Программы особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности экономики образования. Будут обеспечены внедрение и поддержка механизмов хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
В результате реализации Программы:
- более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов получат доступ к качественному общему образованию, включая возможность использования дистанционных технологий;
- около 90 процентов школьников получат возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях по программам, соответствующим всем современным требованиям;
- более 95 процентов детей школьного возраста будут иметь возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования (не менее 3 вариантов на выбор из различных областей знаний и сфер деятельности);
- более 85 процентов детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, будут охвачены современными программами организации отдыха, оздоровления и временной занятости;
- 95 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов будут иметь условия для успешной социализации;
- 100 процентов выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, будут обеспечены возможностью выбора профиля обучения;
- 30 процентов общего числа обучающихся на всех ступенях и уровнях образования будут проходить оценку своих достижений через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей успешной социализации личности;
- 100 процентов родителей (учащихся), имеющих доступ в сеть Интернет, будут иметь возможность получать электронную информацию об академических достижениях своих детей (о собственных достижениях);
- 100 процентов граждан, имеющих доступ в сеть Интернет, будут иметь возможность получать электронную информацию о деятельности образовательных учреждений и о качестве предоставляемых ими образовательных услуг;
- за счет применения информационно-коммуникационных технологий будет обеспечено сокращение не менее чем на 20 процентов временных и административных затрат образовательных учреждений и управления образования при подготовке соответствующей отчетной информации о своей деятельности.
IX. Предложения по участию главных распорядителей средств бюджета городского округа Верхняя Пышма, ответственных за формирование и реализацию целевой программы
Ответственными за формирование Программы являются администрация городского округа Верхняя Пышма и Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Верхняя Пышма".
Ответственным за реализацию Программы является Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Верхняя Пышма".
X. Предложения по заказчикам целевой программы и разработчикам целевой программы
Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Верхняя Пышма" является заказчиком Программы.
Разработчиком Программы является Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Верхняя Пышма".
XI. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации программы на вариантной основе
Направления реализации Программы определяются следующими задачами:
- модернизация общего образования как института социального развития;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Предлагается следующий вариант определения сроков и этапов Программы.
Программа будет реализована в 2012-2015 годах в 2 этапа.
На первом этапе (2012-2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы проекты развития образования. Эти проекты будут реализованы образовательными учреждениями с участием педагогического сообщества.
В результате выполнения первого этапа будут получены модели для дальнейшего внедрения преобразований и оценки их результативности.
На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере образования. На этом этапе будут сформированы новые модели управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам муниципальной целевой программы развития образования на следующий период.
Таким образом, результатом реализации мероприятий на втором этапе будут являться массовое внедрение всех утвержденных по итогам выполнения первого этапа Программы успешных моделей и механизмов, наличие новой инфраструктуры в образовательной среде, а также полученные по итогам анализа Программы целевые установки на следующие периоды, учитывающие внешние факторы и итоги реализации Программы.
Иным вариантом реализации Программы мог бы быть следующий вариант.
Программа реализуется в 3 этапа:
- на первом этапе (2012 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на развитие и внедрение результатов программы развития образования;
- на втором этапе (2013-2014 годы) предполагается провести мероприятия по доработке (с учетом результатов первого этапа) технологий развития образования по различным направлениям;
- на третьем этапе (2015 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы.
При этом первый вариант представляется наиболее эффективным, так как он продолжает логику модернизации образования, апробированную в рамках поддержки комплексных проектов модернизации образования, проекта "Образование".
Логика первого варианта представляется наиболее естественной также и с точки зрения более масштабного распространения хорошо зарекомендовавших себя подходов модернизации образования.
Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.
Для решения задачи "Модернизация общего образования как института социального развития" необходимо в полной мере учесть позиции по реализации инициативы "Наша новая школа". Для этого должны быть проведены следующие мероприятия:
- достижение стратегических ориентиров инициативы "Наша новая школа";
- внедрение современной модели успешной социализации детей.
В результате реализации мероприятия по достижению стратегических ориентиров инициативы "Наша новая школа" на всей территории Российской Федерации будут внедрена современная модель государственно-общественного управления образованием.
В рамках мероприятия по внедрению современных моделей успешной социализации детей будут распространены следующие интегрированные модели общего и дополнительного образования:
- инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. При распространении этих моделей будет выполнен комплекс мероприятий по устранению причин и условий, способствующих проявлениям национализма и сепаратизма;
- современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей;
- модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
В рамках мероприятия по улучшению материально-технической базы сферы образования будет осуществлена реконструкция и строительство объектов образовательных учреждений.
При выполнении этого мероприятия будут соблюдены требования энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Для решения задачи "Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг" должны быть проведены следующие мероприятия обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования.
Будут разработаны и реализованы механизмы обеспечения комплексного электронного мониторинга с использованием электронного паспорта общеобразовательных учреждений. Предусматриваются формирование и поддержка в актуальном состоянии банка данных электронных паспортов общеобразовательных учреждений, а также разработка и внедрение системы, обеспечивающей распределенное планирование, доведение и контроль достижения показателей реализации инициативы "Наша новая школа".
Создание указанной системы позволит в режиме реального времени осуществлять мониторинг текущего состояния общеобразовательных учреждений по различным аспектам для принятияадекватных управленческих решений.
XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы
При формировании мероприятий Программы используются механизмы, обеспечивающие следующие подходы:
- управление по результатам, при котором реализация Программы должна обеспечить достижение результатов, измеряемых на основе системы целевых индикаторов и показателей;
- целевой подход, при котором решение задач Программы должно быть направленно на системные изменения в сфере образования;
- комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, получение результатов, апробацию и внедрение результатов, нормативное правовое обеспечение, а также кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение.
Одним из основных механизмов формирования мероприятий Программы является механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к ее реализации и оценке результатов реализации Программы.
Мероприятия Программы включают комплекс мер по предотвращению негативных последствий и рисков, которые могут возникнуть при их реализации.
При формировании мероприятий Программы установлено приоритетное значение современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы
Заказчиком-координатором Программы является МКУ "Управление образования городского округа Верхняя Пышма", которое в ходе реализации Программы:
1) осуществляет текущее управление, обеспечивает согласованные действия по реализации Программы;
2) осуществляет мониторинг, организует ведение отчетности по Программе;
3) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы.
Заказчиками Программы являются МКУ "Управление образования городского округа Верхняя Пышма", МКУ "Управление капитального строительства", которые в ходе реализации Программы:
1) являются распорядителями бюджетных средств;
2) реализуют мероприятия, указанные в плане мероприятий по выполнению Программы, на основе муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, заключаемых с организациями, учреждениями, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством;
3) несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
Исполнители Программы:
1) юридические и (или) физические лица, выявленные путем проведения открытых конкурсов, открытых аукционов и определенные в муниципальных контрактах на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
2) муниципальные образовательные учреждения городского округа Верхняя Пышма.
Муниципальная целевая программа "Развитие образования в городском округе Верхняя Пышма ("Наша новая школа")" на 2012-2015 годы может быть досрочно прекращена решением администрации городского округа Верхняя Пышма по итогам рассмотрения вопроса об эффективности реализации Программы.
Приложение
к Концепции муниципальной целевой
программы "Развитие образования
в городском округе Верхняя Пышма
("Наша новая школа")" на 2012-2015 годы
Целевые индикаторы и показатели муниципальной целевой программы развития образования на 2012-2015 годы
|
|
Единица измерения |
Базовое значение (2011 год) |
2012 |
2013 |
2014 |
Конечное значение (2015 год) |
1. |
Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья |
% |
62 |
68 |
71,5 |
74 |
78 |
Вариативное значение индикатора(1) |
% |
62 |
64 |
65 |
66 |
67 |
|
2. |
Уровень соответствия образования современным стандартам |
% |
88 |
92 |
93 |
95 |
97 |
Вариативное значение индикатора |
% |
88 |
91 |
92 |
93 |
94 |
|
Задача "Модернизация общего образования" | |||||||
1. |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста |
% |
30 |
40 |
50 |
60 |
71 |
Инерционный тренд показателя(2) |
% |
30 |
31 |
33 |
35 |
40 |
|
Вариативное значение показателя |
% |
30 |
40 |
50 |
60 |
71 |
|
2. |
Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями(3), в общей численности школьников |
% |
48 |
70 |
80 |
85 |
90 |
Инерционный тренд показателя |
% |
48 |
54 |
57 |
59 |
62 |
|
Вариативное значение показателя |
% |
48 |
70 |
80 |
85 |
90 |
|
3. |
Доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, в общей численности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста |
% |
65 |
78 |
85 |
90 |
97 |
Инерционный тренд показателя |
% |
65 |
72 |
75 |
79 |
82 |
|
Вариативное значение показателя |
% |
65 |
78 |
85 |
90 |
97 |
|
4. |
Доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору(4) получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста |
% |
25 |
40 |
60 |
75 |
96 |
Инерционный тренд показателя |
% |
25 |
28 |
32 |
38 |
42 |
|
Вариативное значение показателя |
% |
25 |
40 |
60 |
75 |
96 |
|
5. |
Доля семей, имеющих возможность посещать досуговые мероприятия в образовательных учреждениях по месту жительства во внеучебное время, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста |
% |
7 |
20 |
30 |
45 |
70 |
Инерционный тренд показателя |
% |
7 |
8 |
11 |
16 |
21 |
|
Вариативное значение показателя |
% |
7 |
20 |
30 |
45 |
70 |
|
6. |
Доля специалистов преподавательского и управленческого корпуса общего образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общей численности специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы общего образования |
% |
15 |
28 |
38 |
49 |
60 |
Инерционный тренд показателя |
% |
15 |
19 |
23 |
28 |
32 |
|
Вариативное значение показателя |
% |
15 |
28 |
38 |
45 |
55 |
|
7. |
Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей |
% |
26 |
46 |
54 |
69 |
85 |
Инерционный тренд показателя |
% |
26 |
34 |
38 |
38 |
36 |
|
Вариативное значение показателя |
% |
26 |
46 |
54 |
69 |
85 |
|
8. |
Доля зданий, сооружений и помещений муниципальных образовательных учреждений, требующих капитального ремонта, приведения в соответствие с требованиями пожарной безапасности и санитарного законодательства |
% |
100 |
92 |
83 |
83 |
75 |
Задача "Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг" | |||||||
9. |
Доля семей, имеющих возможность(5) оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста |
% |
- |
17 |
40 |
78 |
96 |
Инерционный тренд показателя |
% |
- |
2 |
4 |
10 |
18 |
|
Вариативное значение показателя |
% |
- |
10 |
26 |
36 |
48 |
|
10. |
Доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений |
% |
4 |
25 |
40 |
60 |
80 |
Инерционный тренд показателя |
% |
4 |
12 |
19 |
25 |
35 |
|
Вариативное значение показателя |
% |
4 |
18 |
25 |
34 |
42 |
|
11. |
Доля обучающихся в общей численности обучающихся, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности |
% |
0 |
12 |
14 |
16 |
20 |
Инерционный тренд показателя |
% |
5 |
7 |
9 |
11 |
13 |
|
Вариативное значение показателя |
% |
5 |
9 |
11,5 |
14 |
17 |
1 - Под вариативным значением индикатора или показателя указывается значение, которого достигает индикатор или показатель при варианте недофинансирования Программы на 20 процентов.
2 - Под инерционным трендом показателя понимается прогнозные изменения данного показателя без учета воздействия мероприятий Программы, то есть без учета реализации Программы.
3 - Перечень основных современных требований установлен в соответствии с санитарными правилами и нормами, федеральными государственными образовательными стандартами и другими регламентирующими документами.
4 - Не менее 3 доступных предложений из разных областей знаний и сфер деятельности.
5 - При наличии доступа к информационным сетям общего пользования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реализация инициативы "Наша новая школа" закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное общее образование.
Основная стратегическая цель программы "Развитие образования в городском округе Верхняя Пышма ("Наша новая школа")" на 2012-2015 годы" - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма.
Постановление администрации городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 22 августа 2011 г. N 1465 "Об утверждении Концепции муниципальной целевой программы "Развитие образования в городском округе Верхняя Пышма ("Наша новая школа")" на 2012-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Муниципальный вестник городского округа Верхняя Пышма" (приложение к газете "Красное знамя" N 99) от 8 сентября 2011 г. N 20 стр. 9