Определение Свердловского областного суда
от 13 сентября 2011 г. N 33-13336/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зинченко И.П.,
судей Волковой Я.Ю., Родионовой Т.О.,
при секретаре Тетеревой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13.09.2011 гражданское дело
по иску Поздеева С.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Новолялинского городского округа о возложении обязанности по приобретению и передаче жилого помещения
по кассационной жалобе Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 28.06.2011.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения истца и его представителя Жидкова О.Г. (по устному ходатайству), представителя администрации Новолялинского городского округа Овешковой Л.А. (по доверенности ... от ( / / )), возражавших против доводов жалобы и считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Поздеев С.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Новолялинского городского округа о возложении обязанности по приобретению и передаче жилого помещения. В обоснование иска указал, что он являлся сиротой, воспитывался в социально-реабилитационном центре ..., затем обучался ..., где был на полном государственном обеспечении, не достиг возраста ... лет. Постановлением Главы муниципального образования "Новолялинский район" от ( / / ) ... за ним было закреплено жилое помещение по адресу: .... Закрепленное жилое помещение признано непригодным для проживания решением межведомственной комиссии от ( / / ), на основании чего постановлением Главы Новолялинского городского округа от ( / / ) ... его признали не имеющим закрепленного жилого помещения и нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включили в список нуждающихся в жилом помещении. Пункт постановления о закреплении за ним жилого помещения отменен постановлением Главы Новолялинского городского округа. Ссылался на наличие у него права на внеочередное обеспечение жильем по норме п. 2 ч. 2 ст. 57, ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения". Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета. Жилое помещение ему не предоставлено, средств на приобретение жилья не имеет, вынужден проживать в съемном жилье. С учетом изложенного, просил возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Новолялинского городского округа, распределить ему жилое помещение и обязать Администрацию Новолялинского городского округа предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.
Представитель ответчика Администрации Новолялинского городского округа - Старчикова Ю.С. иск полагала обоснованным.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в отзыве на иск против предъявленных требований возражал, указав на то, что до исполнения истцу 18 лет у него имелось закрепленное за ним жилое помещение, которое впоследствии было признано непригодным для проживания. Поскольку нормами абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на предоставление вне очереди жилья имеют лишь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилья, а истец в возрасте до 18 лет такое жилье имел, лицам же из числа детей-сирот (т.е. в возрасте от 18 до 23 лет) предоставление жилья данной нормой не гарантировано, ответчик полагал, что истец права на внеочередное предоставление жилья не имеет.
Решением Новолялинского районного суда Свердловской области от 28.06.2011 исковые требования Поздеева С.В. удовлетворены: на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе ... не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Новолялинского городского округа, для Поздеева С.В. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Новолялинского городского округа; на Администрацию Новолялинского городского округа возложена обязанность заключить с Поздеевым С.В. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение после его приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области и передачи в муниципальную собственность Новолялинского городского округа.
Ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, не согласившись с решением суда, подал кассационную жалобу, в которой ссылается на незаконность решения суда, неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что Поздеев С.В. до достижения 18 лет имел закрепленное за ним жилое помещение, утратил такое право после 18 лет. Абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляет право на внеочередное обеспечение жильем лишь тех лиц, которые до 18 лет не имели закрепленного за ними жилого помещения, поскольку на лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (т.е. старше 18 лет), данная гарантия не распространяется. Просит решение суда отменить, в иске отказать.
В возражениях на жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела суд установил следующее. Поздеев С.В., ( / / ) г. рождения, в настоящее время относится к лицам, из числа детей-сирот, оба родителя истца умерли до достижения им возраста 18 лет. Постановлением Главы муниципального образования "Новолялинский район" от ( / / ) ... за Поздеевым С.В. закреплено жилое помещение по адресу: ..., которое согласно акту обследования помещения от ( / / ) ... без проведения капитального ремонта непригодно для проживания. Постановлением Главы Новолялинского городского округа от ( / / ) ... в Постановление Главы муниципального образования "Новолялинский район" от ( / / ) ... внесены изменения: Поздеев С.В. исключен из списка детей, находящихся в приюте, за которыми закреплено жилое помещение, в связи с непригодностью для проживания ранее закрепленного за ним жилого помещения по адресу: .... Постановлением Главы Новолялинского городского округа от ( / / ) ... Поздеев С.В. признан не имеющим закрепленного жилого помещения и нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда Новолялинского городского округа. Постановлением Главы Новолялинского городского округа от ( / / ) ... утвержден список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда Новолялинского городского округа. В данный список под N ... включен Поздеев С.В. Постановлением Главы Новолялинского городского округа от ( / / ) ... утвержден список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда Новолялинского городского округа. В данный список под N ... включен Поздеев С.В. Согласно справке ГОУ НПО Свердловской области "Новолялинское профессиональное училище" ... от ( / / ) Поздеев С.В. обучается в данном учебном заведении с ( / / ) по ( / / ) по специальности ... Согласно справке СОГУП "Областной центр недвижимости" отдела "Новолялинское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости" ... от ( / / ) право на однократную приватизацию в период с ( / / ) по ( / / ) Поздеев С.В. не использовал. Поздеев С.В. не имеет жилого помещения, пригодного для проживания ни в собственности, ни по договору социального найма, признан нуждающимся в жилье в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Установив названные обстоятельства и применив нормы ст.ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд пришел к выводу о праве истца на обеспечение жильем по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, находя доводы жалобы необоснованными с учетом следующей позиции.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, указанной нормой предусмотрено внеочередное предоставление жилья не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действительно, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жильем вне очереди предоставлено лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Такая категория как "лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в данной норме не поименована.
Это, однако не означает отсутствие у таких лиц права на внеочередное обеспечение жильем по указанным нормам права, что следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07.06.2011 N 746-О-О.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Принимая во внимание, что в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации поименованы лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именно этот закон имеет приоритет над положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", доводы жалобы об отсутствии у истца права на внеочередное обеспечение жильем признаются судебной коллегией несостоятельными.
При этом судебная коллегия учитывает толкование, данное в указанном Определении Конституционным Судом Российской Федерации нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с этим толкованием пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Истец признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении (по п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), является лицом, из числа детей-сирот, а потому суд правомерно пришел к выводу о его праве на внеочередное получение жилья по социальному найму за счет средств областного бюджета (по норме п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены нет.
Доводы жалобы как основанные на неправильном толковании материального закона отклоняются судом второй инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь абз. 2 ст. 361, ст. 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 28.06.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 13 сентября 2011 г. N 33-13336/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru