Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 20 октября 2011 г. N 1420-ПП
Раздел 1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области" на 2011-2015 годы
В настоящее время в Свердловской области в основном сложилась система патриотического воспитания. Проводимая органами исполнительной власти, общественными организациями (объединениями), образовательными учреждениями работа позволила добиться изменения отношения граждан, общественности, средств массовой информации к проблемам патриотического воспитания. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Свердловской области и связанное с ним многообразие национально-этнических культур.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность учреждений, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
С целью формирования у граждан Свердловской области представлений об идеалах и духовных ценностях, присущих истинному гражданину, патриотического сознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей, воспитания любви к родному краю в Свердловской области организована работа по экологическому, художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, военно-спортивному направлениям. Ежегодно Правительством Свердловской области проводится месячник защитников Отечества, реализуется проект "Родники", оказывается поддержка музеям и уголкам боевой славы.
Особое внимание уделяется организации патриотического воспитания среди обучающихся. В Свердловской области созданы и функционируют 6 областных кадетских школ-интернатов и 2 муниципальные общеобразовательные школы-интернаты (Верхнесалдинский городской округ). В муниципальных образовательных учреждениях открыто 94 специализированных кадетских класса. Кадетские школы-интернаты и кадетские классы являются центрами патриотического воспитания в муниципальных образованиях, взаимодействуют с ветеранами, развивают и популяризируют технические и военно-прикладные виды спорта.
В Свердловской области проживают представители 142 национальностей России. При этом Средний Урал традиционно является территорией национального мира и согласия. Свердловская область - один из самых поликонфессиональных регионов Российской Федерации, здесь действуют более 650 религиозных организаций 26 религий. Представители всех религий проявляют толерантность и взаимоуважение.
В Свердловской области основные принципы взаимодействия этно-национальных общностей с органами государственной власти были сформулированы в 1996 году в указе Губернатора Свердловской области от 3 сентября 1996 года N 335 "Об утверждении основных направлений национальной политики в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1996, N 2, ст. 209) с изменениями, внесенными указами Губернатора Свердловской области от 3 ноября 2000 года N 637-УГ (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 11, ст. 1309), от 3 ноября 2000 года N 638-УГ (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст. 2345). Указом Губернатора Свердловской области от 14 ноября 2008 года N 1184-УГ "О межведомственной комиссии по профилактике экстремизма в Свердловской области" ("Областная газета", 2008, 21 ноября, N 364) с изменениями, внесенными указами Губернатора Свердловской области от 15 мая 2009 года N 464-УГ ("Областная газета", 2009, 22 мая, N 144-145), от 20 июля 2010 года N 676-УГ ("Областная газета", 2010, 23 июля, N 265), создана Межведомственная комиссия по профилактике экстремизма в Свердловской области. Комиссия является координационным органом по обеспечению согласованных действий органов государственной власти Свердловской области, иных государственных органов Свердловской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, направленных на профилактику экстремистской деятельности. В сфере межнациональных отношений на территории Свердловской области координирующую, направляющую и профилактическую функции выполняет также Консультативный совет по делам национальностей.
В связи с активизацией миграционных процессов разработан и реализуется проект "Урал многонациональный", который обращает внимание граждан на историческую многонациональность Уральского региона, ставит своей целью развитие культуры толерантности как одной из важнейших компетенций гражданина. Проводятся фестивали, встречи, "круглые столы" с представительствами различных этнических и национальных групп, живущих на территории Свердловской области.
Между тем социально-экономические и политические преобразования в России, не обошедшие и Свердловскую область, повлекли за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательной роли. Особенностью нашего времени также является ослабление политического и идеологического вмешательства в формирование духовного облика подростков, расширение социальной самостоятельности молодежи. Ее самореализация осуществляется разнообразными путями и далеко не всегда в русле "одобряемой" социализации, что часто создает почву для развития негативных установок в сознании молодого поколения.
Формирование первого поколения новой России происходило в основном в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации 90-х годов XX века, что создало предпосылки для маргинализации значительной части молодежи, девиации ее поведения, включая экстремизм.
Вместе с тем события последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения области, снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма и толерантности. В общественном сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Анализ процессов, проходящих в Свердловской области, позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
1) отсутствие действенных механизмов координации деятельности органов государственной власти, образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов, средств массовой информации и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания, внедрения социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействия экстремизму на основе единой государственной политики;
2) низкий уровень ресурсного обеспечения программ и проектов патриотической направленности, развития казачества, формирования межнациональной стабильности, реализуемых в государственных и муниципальных учреждениях, общественно-государственных организациях;
3) несоответствие учебно-материальных условий, обязательных при организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;
4) низкая динамика включения граждан в деятельность общественных организаций (объединений) патриотической, этно-культурной направленности, оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических клубов, организаций казачества, которые также испытывают недостаток в материально-техническом обеспечении;
5) крайне неудовлетворительное материально-техническое обеспечение музеев патриотической направленности в образовательных учреждениях, организаций, занимающихся развитием толерантности, невозможность использования музеями современных технологий патриотического воспитания;
6) необходимость получения специалистами, занимающимися вопросами профилактики экстремизма и развития толерантности, специальных знаний, повышение их квалификации;
7) потребность в совершенствовании и развитии методологических основ политики в области становления гражданского общества.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение проблем в осуществлении патриотического воспитания, профилактики экстремизма и развития толерантности программными методами.
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, профилактики экстремизма и гармонизации межнациональных отношений, развития казачества в Свердловской области и направлена на дальнейшее формирование патриотического и толерантного сознания граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем обеспечивает единство содержательной части областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области" на 2011-2015 годы (далее - Программа) с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
1) неполная и некачественная реализация основных образовательных программ среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования в части организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а также некачественная реализация программ дополнительного образования патриотической, этно-культурной направленности;
2) снижение темпов создания системы патриотического воспитания и формирования толерантности в Свердловской области;
3) усиление несоответствия материальной инфраструктуры подготовки граждан по основам военной службы современным требованиям;
4) несоответствие знаний специалистов, занимающихся вопросами гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма современным научным разработкам.
Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с:
1) недостатками в управлении Программой;
2) неверно выбранными приоритетами развития системы.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов, занимающихся реализацией указанных направлений.
Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом необходимо предпринять ряд мер, таких как:
1) мониторинг хода реализации мероприятий Программы, выполнения Программы в целом;
2) широкое привлечение общественности и научного сообщества к реализации и оценке результатов реализации Программы;
3) публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.
Паспорт Программы представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 20 октября 2011 г. N 1420-ПП "О внесении изменений в областную целевую... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.