Вопрос: Допустимо ли уведомить налогоплательщика о сумме излишне удержанного НДФЛ, направив сообщение в электронной форме (например, по электронной почте через сеть Интернет), или же необходимо направлять сообщение только на бумажном носителе? Может ли это быть сообщение в произвольной форме или следует предоставить физическому лицу справку по форме 2-НДФЛ с указанием излишне уплаченного налога?
Обязан ли налоговый агент направить в налоговый орган заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ строго по истечении 10 дней со дня получения заявления на возврат от налогоплательщика либо только по истечении установленного для возврата трехмесячного срока? Является ли необходимым условием при этом получение налоговым агентом от налогоплательщика повторного заявления на возврат суммы налога, не возвращенной в установленный трехмесячный срок?
Учитывая, что обязанность налоговых агентов вести регистры по НДФЛ установлена только начиная с 01.01.2011, правильно ли считать, что такой порядок возврата НДФЛ налоговому агенту из бюджетной системы РФ применим только в части сумм НДФЛ, удержанных и уплаченных после 01.01.2011, при этом для возврата налога, излишне удержанного и уплаченного до 01.01.2011, выписка из регистра налогового учета не требуется?
Абзацем 2 п. 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
НК РФ не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога.
Таким образом, налоговый агент вправе сообщать налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Таким образом, для возврата излишне удержанной суммы налога налоговый агент вправе уменьшить предстоящие платежи как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, налог с доходов которых удерживается налоговым агентом.
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 231 НК РФ, если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Таким образом, п. 1 ст. 231 НК РФ установлен максимальный трехмесячный срок возврата налоговым агентом налогоплательщику излишне удержанных сумм налога с момента подачи им заявления.
Налоговый агент принимает решение о самостоятельном возврате сумм налога либо об обращении в налоговый орган за возвратом сумм налога налоговому агенту непосредственно после получения заявления налогоплательщика о возврате сумм излишне удержанного налога.
При этом повторное заявление налогоплательщика о возврате излишне удержанных сумм налога не требуется.
Абзацем 8 п. 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Указанные положения ст. 231 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", вступили в силу 01.01.2011.
До вступления в силу указанной редакции ст. 231 НК РФ в целях учета доходов, полученных от них физическими лицами, налоговые агенты использовали самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год", утвержденной Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583.
Таким образом, при возврате налоговым агентом налогоплательщику сумм налога, излишне удержанных до 01.01.2011, вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписки из указанных форм, используемых в целях учета доходов, полученных налогоплательщиками.
Выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период, разработанного налоговым агентом, представляется в налоговый орган для возврата сумм налога, излишне удержанных с 01.01.2011.
Сентябрь 2011 г.
Журнал "Налоговый Навигатор", N 17
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.