Методические рекомендации N МР2.2.9001-09
Утверждаю Директор ФГУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Роспотребнадзора
____________________С.В. Кузьмин 10 августа 2009 г. |
Утверждаю Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
____________________С.А. Бусырев 22 августа 2009 г. |
2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды
Комплексная программа предупредительных и оздоровительных мер по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний на предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами
Методические рекомендации
МР 2.2.9.001-09
1. Разработаны Федеральным государственным учреждением науки "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Роспотребнадзора (д.м.н., профессор Кузьмин СВ., д.м.н., профессор Плотко Э.Г., д.м.н., профессор Рослый О.Ф., к.м.н. Федорук А.А., к.м.н. Газимова В.Г., к.т.н. Слышкина Т.В., к.м.н. Кузьмина Е.А., Ярушин С.В., к.м.н. Базарова Е.Л., д.м.н., профессор Лихачева Е.И., д.м.н. Рослая Н.А.); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (к.м.н. Бусырев С.А., к.м.н. Гурвич В.Б., Калетник О.В., Путилов И.Л.).
2. Методические рекомендации по управлению профессиональными рисками "Комплексная программа предупредительных и оздоровительных мер по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний на промышленных предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами" одобрены на заседании Ученого совета Федерального государственного учреждения науки "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Роспотребнадзора 29 июня 2009 года.
3. Утверждены: Руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Главным государственным санитарным врачом по Свердловской области С.А. Бусыревым; Директором Федерального государственного учреждения науки "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Роспотребнадзора С.В. Кузьминым 10 августа 2009 г.
4. Введены в действие с момента утверждения.
1. Область применения
1.1. Методические рекомендации по управлению профессиональными рисками на предприятиях Свердловской области регламентируют порядок разработки, реализации и оценки эффективности комплекса предупредительных и оздоровительных мероприятий по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, определяют содержание и структуру программы, разрабатываемой для организаций любой формы собственности, в том числе и индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд (далее по тексту - Предприятий).
В Методических рекомендациях по управлению профессиональными рисками изложены основные принципы, положения и требования к разработке, реализации и оценке эффективности комплекса предупредительных и оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний на предприятиях и организациях Свердловской области, с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Даны рекомендации по сбору, обобщению и анализу данных мониторинга условий труда, состояния здоровья работающих и оценки профессиональных рисков для здоровья; по разработке и контролю реализации комплексной программы предупредительных и оздоровительных мер (далее Программы); по оценке эффективности планируемых и реализованных мероприятий.
Приведена структура и рекомендован формат Программы, дано краткое описание основных санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мер, а также мероприятий по информированию о профессиональных рисках и формированию здорового образа жизни работающих, направленных на профилактику профессиональных и производственно обусловленных заболеваний на промышленных предприятиях.
1.2. Методические рекомендации предназначены для органов и учреждений, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, могут быть использованы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, профсоюзными организациями, научно-исследовательскими организациями, центрами профпатологии и медицины труда, которые осуществляют свою деятельность на территории Свердловской области.
Комплексная программа предупредительных и оздоровительных мер по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний разрабатывается для Предприятий с вредными и (или) опасными производственными факторами с учетом результатов периодических медицинских осмотров, в ходе проведения которых определяются группы риска развития профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.
Комплексная программа предупредительных и оздоровительных мер по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний на Предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее Программа) предназначена для:
- планирования и оценки деятельности по управлению профессиональными рисками и снижению профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости на Предприятиях;
- организации выполнения и финансирования предупредительных и оздоровительных мер для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- организации финансирования медико-профилактических услуг по диагностике, предупреждению и раннему выявлению признаков профессиональных заболеваний, вызываемых воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, в рамках программ добровольного медицинского коллективного страхования и страхования гражданской ответственности;
- организации финансирования мероприятий по управлению профессиональными рисками в рамках реализации программ и планов промышленного, технического и экономического (финансового) развития Предприятий;
- планирования и разработки предложений по охране труда и оздоровлению работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в том числе и в рамках коллективных договоров;
- реализации иных механизмов организации и финансирования выполнения мероприятий по профилактике профессиональных и производственно обусловленных заболеваний на Предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.5. Методические рекомендации действуют на территории Свердловской области и носят временный характер, по результатам их практического использования и предложений заинтересованных лиц методические рекомендации по управлению профессиональными рисками будут доработаны.
2. Нормативные ссылки
Методические рекомендации по управлению профессиональными рисками разработаны на основе следующих актов законодательства:
Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.93 г. N 5487-1 (с изменениями);
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями);
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 г. N 125-ФЗ (с изменениями);
Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 г. N 165-ФЗ (с изменениями);
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 г. N 52-ФЗ (с изменениями);
Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ (с изменениями);
Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки, Р 2.2.1766-03;
Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, Р 2.2.2006-05;
СП 2.2.2.327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "СП 2.2.2.1327-03"
СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (с изменениями и дополнениями СП 1.1.2193-07);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Об утверждении правил финансирования в 2008 году и плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" от 30.01.2008 г. N 43н;
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Об утверждении правил финансирования в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" от 28.12.2007 г. N 813;
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" от 16.08.2004 г. N 83 (с изменениями в соответствии с приказом от 16.05.2005 г. N 338);
приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" от 14.03.96 г. N 90 (с изменениями);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов" от 16.02.09 г. N 45н;
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания" от 16.02.09 г. N 46н;
областная государственная целевая программа "Здоровье работающего населения Свердловской области" на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2008 г. N 808-ПП;
Концепция "Развитие медицины труда в Свердловской области на 2004-2015 годы", утвержденная постановлением Правительством Свердловской области 02.02.2004 г. N 73-ПП;
План мероприятий по реализации Концепции "Развитие медицины труда в Свердловской области на 2004-2015 годы", утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2005 N 111-ПП;
методические рекомендации "Методические подходы к экономической оценке рисков для жизни и здоровья населения в связи с воздействием факторов среды обитания" (утверждены Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и введены в действие на территории Свердловской области с 1 июля 2008 года).
3. Общие положения
3.1. Основные термины и определения, используемые в настоящих Методических рекомендациях:
предприятие - понимается промышленное предприятие или организация любой формы собственности, в том числе и индивидуальный предприниматель, с вредными и (или) опасными производственными факторами.
здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
нарушение здоровья - физическое, душевное или социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека
охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
условия труда - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.
вредный производственный фактор (вредный фактор рабочей среды) - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства. Вредными производственными факторами могут быть:
- физические факторы (аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД), температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, ионизирующие и неионизирующие электромагнитные поля и излучения, электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое), производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, естественное и искусственное освещение, электрически заряженные частицы воздуха и иное);
- химические факторы (химические вещества, смеси, некоторые вещества биологической природы, получаемые химическим синтезом);
- биологические факторы (микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, патогенные микроорганизмы и иное);
- факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность труда);
экспозиция - количественная характеристика интенсивности и продолжительности действия вредного фактора;
опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
опасный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.
В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.
гигиенические нормативы условий труда* (ПДК, ПДУ) - уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.
безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;
оптимальные условия труда - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
вредные условия труда характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности.
опасные (экстремальные) условия труда характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.
рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
мониторинг здоровья работников - процедуры и исследования для оценки здоровья работника с целью обнаружения и опознавания любой аномалии и использования этих результатов для сохранения и укрепления здоровья работника, коллективного здоровья на рабочем месте и здоровья подверженных популяций работников. Процедуры оценки здоровья могут включать (но не ограничиваться): медицинские осмотры, биологический мониторинг, рентгенографическое исследование, анкетирование или анализ медицинских карт;
профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья с учетом тяжести последствий или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законодательством случаях;
профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание, являющееся результатом воздействия вредного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;
производственно-обусловленное заболевание - заболевание не относящиеся к профессиональным, имеющее тенденцию к развитию по мере увеличения стажа работы в неблагоприятных условиях труда, заболевание которым превышает уровень в профессиональных группах, не контактирующих с вредными факторами;
риск групповой (популяционный) - вероятность того, что группа работников одновременно испытает неблагоприятные последствия условий труда за год или рабочий стаж;
риск индивидуальный - вероятность кого-либо из группы пострадать о воздействия условий труда за год или рабочий стаж.
здоровый образ жизни - образ жизни, включающий в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющий сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие нарушений здоровья и поддерживать оптимальное качество жизни.
лечебно-профилактическое питание - специальное питание лиц, работающих в условиях неблагоприятного воздействия производственной среды, которое относится к разновидности профилактического питания и направлено на повышение защитных функций физиологических барьеров организма человека (кожи, слизистой желудочно-кишечного тракта и верхних дыхательных путей), на регуляцию процессов биотрансформации и выведения из организма ядовитых веществ, нормализацию функции органов и систем, усиление антитоксической функции организма.
биологическая профилактика - комплексное воздействие безвредных защитных средств (биопротекторов) на организм, повышающее его устойчивость к действию вредных факторов производственной, направленное на усиление общих или специфических биологических механизмов защиты организма. Биопрофилактика включает в себя рациональное питание, здоровый образ жизни и периодическое проведение курсов приема биопротекторов.
3.2. Целью Программы является снижение профессиональных рисков для здоровья работающих, сокращение уровня профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости на Предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами.
3.3. Программа представляет собой комплекс предупредительных и оздоровительных мер, направленных на управление профессиональным риском для здоровья работников, и должна включать все возможные механизмы их реализации. План мероприятий по реализации Программы должен включать, но не ограничиваться, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, мероприятия по информированию о профессиональных рисках и формированию здорового образа жизни.
3.4. При формировании комплекса мер по управлению профессиональным риском должны учитываться результаты социально-гигиенического мониторинга, производственного контроля, аттестации рабочих мест, паспортизации канцерогенно опасных производств, периодических профилактических медицинских осмотров, оценки профессионального риска.
3.5. Программа должна быть разработана и выполняться для Предприятия в целом и включать меры по управлению всеми профессиональными факторами риска, характерными для Предприятия. Как начальный этап возможна разработка Программы для отдельных цехов (производств) и (или) приоритетных вредных (опасных) производственных факторов.
3.6. Ожидаемыми показателями конечного результата (достижения цели) реализации Программы являются:
- снижение уровня профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости за период реализации Программы;
- сокращение уровня профессионального риска, снижение индекса профессиональных заболеваний и снижение класса опасности условий труда за период реализации Программы.
3.7. Непосредственными результатами реализации Программы (с учетом установленных задач) являются:
по санитарно-гигиеническим мероприятиям:
- достижение гигиенических нормативов при воздействии факторов производственной среды и трудового процесса;
- увеличение количества и доли аттестованных рабочих мест;
- обоснование оптимального выбора средств коллективной и индивидуальной защиты, обеспечение и организация их рационального использования;
- внедрение системы поощрения за соблюдение правил охраны труда, безопасному ведению технологического процесса (соблюдение режимов труда и отдыха, использование средств индивидуальной защиты и иное);
по лечебно-профилактическим мероприятиям:
- доля работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, прошедших оздоровление без отрыва от производства с проведением курса лечебно-профилактического питания и биологической профилактики риска развития профессиональных заболеваний;
- доля работающих с профессиональными или производственно-обусловленными заболеваниями, прошедших лечение в условиях стационара на базе центров профпатологии;
- доля работающих с профессиональными или производственно-обусловленными заболеваниями, прошедших санаторно-курортное лечение;
по информированию о профессиональных рисках и формированию здорового образа жизни:
- внедрение системы информирования о профессиональных рисках и мерах по его снижению и предотвращению;
- увеличение информированности работников и работодателей о профессиональных рисках и мерах по его снижению и предупреждению;
- внедрение системы мотивации (в том числе финансовой заинтересованности) работающих к ведению здорового образа жизни;
- доля работающих с профессиональными или производственно-обусловленными заболеваниями, включенных в программы формирования здорового образа жизни.
Программа разрабатывается и выполняется на основе следующих принципов:
системность - обеспечение управления профессиональным риском для здоровья работающих во взаимосвязи и с учетом планов и программ развития и технического перевооружения Предприятия;
комплексность - учет всех производственных факторов и трудовых процессов на Предприятии, влияющих (или которые могут повлиять) на здоровье работающих, а также возможных мер по управлению профессиональным риском (предотвращение, сокращение, передача и компенсация риска);
приоритетность - ранжирование производственных факторов и трудовых процессов с учетом уровня их влияния на здоровье работающих (уровня профессионального риска), а также выбор и ранжирование первоочередных мер на основе минимизации уровня воздействия при оптимальном соотношении затрат на их реализацию и получаемого эффекта и результата с учетом финансовых и иных возможностей Предприятия;
адресность - планирование и реализация мероприятий для каждой группы риска среди работающих, подверженных конкретным вредным производственным факторам;
альтернативность - рассмотрение различных вариантов мероприятий по управлению профессиональным риском, которые возможно осуществить в условиях ограниченных ресурсов и времени, выбор наиболее эффективных и результативных мероприятий с использованием экономических методов оценки и управления риском;
непрерывность - разработка и планирование мероприятий по управлению риском, как правило, на среднесрочный и долгосрочный периоды с использованием метода "скользящего" планирования на текущий период;
адекватность - мероприятия по управлению профессиональным риском должны соответствовать реальным и конкретным "угрозам" для жизни и здоровья работающих;
открытость - широкое взаимодействие и учет интересов всех заинтересованных сторон, в первую очередь, самих работающих, информирование о рисках и мерах по его управлению, о здоровом образе жизни, в том числе и через средства массовой информации.
* В терминологии МОТ - опасный фактор рабочей среды.
4. Формула метода
4.1. Предложен комплексный подход к управлению профессиональными рисками на основе разработки, реализации и оценки эффективности средне- и долгосрочных программ предупредительных и оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний на Предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами на территории Свердловской области.
4.2. Рекомендован порядок и основные этапы управления профессиональным риском, структура и содержание основных мероприятий по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.
4.3. Установлены принципы и основные положения, обеспечивающие реализацию системного подхода и оценку эффективности и результативности на основе использования экономических методов обоснования и выбора мер по управлению профессиональными рисками.
5. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности Программы
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности комплекса предупредительных и оздоровительных мер по управлению профессиональным риском для здоровья работающих включает последовательное выполнение пяти этапов (см. рис. 5.1):
Этап 1. Сбор, обобщение и анализ информации о факторах производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работающих, определение контингентов и списков групп риска среди работающих, подверженных профессиональному риску - другими словами, оценка профессионального риска (Р 2.2.1766-03).
Этап 2. Выбор и формирование комплекса предупредительных и оздоровительных мер, выполнение которых возможно на Предприятии в заданный период реализации Программы.
Этап 3. Планирование деятельности по выполнению мероприятий Программы и выбор возможных механизмов их финансирования.
Этап 4. Контроль исполнения запланированных мероприятий на основе оценки достижения показателей конечного и непосредственного результатов реализации Программы.
Этап 5. Оценка эффективности мероприятий Программы на основе выбора приоритетов и оценки достижения конечных результатов при оптимальном соотношении затрат и получаемых эффектов и результатов.
/--------------------------------\
|Этап 1. Сбор, обобщение и анализ|
/-----| информации (оценка |------\
| | профессионального риска) | |
| \--------------------------------/ |
|
/----------------\ /--------------------\
| Этап 5. Оценка | |Этап 2. Формирование|
| эффективности | | Программы |
\----------------/ \--------------------/
|
|
/----------------\ /--------------------\
|Этап 4. Контроль| | Этап 3. |
| исполнения | | Планирование |
| Программы | | деятельности |
\----------------/ \--------------------/
Рис. 5.1. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности комплекса мер по управлению профессиональным риском
5.1. Сбор, обобщение и анализ информации
5.1.1. Целью первого этапа разработки Программы является определение проблем, связанных с обеспечением безопасных (оптимальных) условий труда для работающих в условиях воздействия вредных производственных факторов и трудового процесса.
5.1.2. На первом этапе разработки Программы выполняется сбор, обобщение и анализ информации о производственных факторах (и их экспозиции) и трудовых процессах, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье, а также состоянии здоровья работающих, в частности:
действующие на участках, рабочих местах производственные факторы, уровни превышения соответствующих нормативов, классы условий труда по действующим факторам риска, характеристика экспонированных групп риска;
динамика профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, производственного травматизма, инвалидности и смертности с анализом причин;
информация о лицах, имеющих противопоказания к работе в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами;
структура профессиональных заболеваний в цехах, по локализации, по полу, возрасту, стажу работы.
5.1.3. Информация для анализа должна включать данные не менее чем за пять лет предшествующих планируемому периоду, а динамика их изменения с учетом среднемноголетних значений.
5.1.4. Должно быть проанализировано выполнение предыдущих (завершенных или завершаемых) программ и планов Предприятия по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.
5.1.5. На первом этапе разработки Программы выполняется оценка эффективности выполненных ранее (выполняемых) предупредительных и оздоровительных мероприятий по категориям работающих с вредными и (или) опасными производственными факторами (см. раздел 5.5. Методических рекомендаций).
5.1.6. В случае проведения ранее оценки профессионального риска для здоровья работающих данные о результатах ее проведения также используются на этапе сбора, обработки и анализа информации. Проведение оценки профессионального риска является обязательным при формировании Программы.
5.1.7. Дополнительно проводится анализ материалов о применении льгот и компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда, а также списков работающих для льготного выхода на пенсию.
5.1.8. По результатам выполнения первого этапа и проведения предварительного анализа формируются:
- проблемы обеспечения безопасных (оптимальных) условий труда, решение которых предусматривается в Программе;
- ранжированный (по приоритетам) перечень факторов производственной среды и трудового процесса, включаемых в Программу;
- ранжированные (по экспозиции) контингенты и списки работников, включаемых в Программу.
5.2. Формирование Программы
5.2.1. На основе результатов анализа информации о состоянии условий труда и здоровья работающих (см. раздел 5.1 Методических рекомендаций) на втором этапе формирования Программы определяется цель и задачи программы, перечень показателей, которые планируется достигнуть, составляется список возможных предупредительных и оздоровительных мероприятий.
5.2.2. Цели и задачи Программы определяются последовательно на долгосрочный период, среднесрочный и краткосрочный периоды и отражают те проблемы обеспечения безопасных (оптимальных) условий труда, решение которых предусматривается в Программе.
5.2.3. Решение краткосрочных задач должно соответствовать принятым среднесрочным задачам и долгосрочным целям. Под краткосрочным периодом реализации Программы, как правило, понимается период 1-2 года, среднесрочный период 3-4 года, долгосрочный период 5 и более лет.
5.2.4. Выбор показателей реализации Программы (см. раздел 3 Методических рекомендаций) осуществляется по каждой задаче, решение которых предусматривает достижение цели.
5.2.5. Цели, задачи и показатели (конечного и непосредственного результата) реализации могут быть уточнены по результатам прогнозной оценки эффективности мероприятий Программы (см. раздел 5.5 Методических рекомендаций).
5.2.6. В список мероприятий должны быть включены (но не ограничиваться ими): санитарно-гигиенические мероприятия; лечебно-профилактические мероприятия; мероприятия по информированию и формированию здорового образа жизни. Структура и содержание комплекса возможных оздоровительных и предупредительных мероприятий приведены в разделе 6 Методических рекомендаций.
5.2.7. Предупредительные санитарно-гигиенические мероприятия включают: мониторинг рабочей среды; производственный контроль; аттестацию рабочих мест; паспортизацию канцерогенно опасных производств и др., а также технологические и технические мероприятия; меры организационного характера (оптимизация режима труда и отдыха, защита временем, расстоянием, использование индивидуальных и коллективных средств защиты; система поощрения за соблюдение правил охраны труда и ведение здорового образа жизни и пр.).
5.2.8. Лечебно-профилактические мероприятия включают: мониторинг состояния здоровья работников, предварительные, периодические и углубленные медицинские осмотры; диспансерное наблюдение; лечение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний; санаторно-курортное лечение работников и их реабилитация.
5.2.9. Мероприятия по информированию о рисках и формированию здорового образа жизни включают: разработку и внедрение систем информирования, обучения и воспитания работающих, создание механизма реализации "обратной" связи для оценки уровня информированности работников и работодателей.
5.2.10. По каждому мероприятию осуществляется расчет численности работников, на улучшение условий труда которых направлено его выполнение, а также оценка стоимости выполнения мероприятия и иных ресурсов, необходимых для его выполнения.
5.2.11. Возможный перечень оздоровительных и профилактических мер включает мероприятия по предотвращению (устранению причин), снижению, передаче и компенсации профессиональных рисков. Примерный перечень этих мер в соответствии с пунктами 5.2.7-5.2.9 приведен в таблице 5.2.1.
Таблица 5.2.1
Группы мероприятий по управлению профессиональным риском на промышленном Предприятии
Группа мероприятий по управлению профессиональным риском |
Примеры мероприятий по управлению профессиональным риском |
Информация о рисках |
- мониторинг условий труда; - мониторинг здоровья работников; - аттестация рабочих мест; - паспортизация канцерогенно опасных производств; - периодические медицинские осмотры работников - оценка профессионального риска; |
Предотвращение, устранение причин (источника) риска |
- закрытие производств с вредными и (или) опасными условиями труда; - замена устаревших технологий и процессов организации труда на более совершенные; - замена оборудования и рабочих инструментов, являющихся источниками формирования факторов профессионального риска на безопасные; - реконструкция и модернизация производства; - иные технические и технологические мероприятия по снижению уровня воздействия факторов производственной среды |
Снижение риска |
- оптимизация режима труда и отдыха: - коллективные средства защиты, - индивидуальные средства защиты, - обучение работающих во вредных и (или) опасных условиях труда; - биологическая профилактика риска развития профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний, - комплексы лечебно-профилактического питания; - информирование о профессиональных рисках и мерах по их предупреждению, сокращению и (или) компенсации, - обучение работодателей (руководителей) по вопросам управления профессиональными рисками; - пропаганда здорового образа жизни |
Передача риска |
- страхование гражданской ответственности за непредвиденное нанесение вреда здоровью работающих в результате реализации профессиональных рисков; - коллективное медицинское страхование работающих во вредных и (или) опасных условиях труда; - комплексная страховая защита работающих во вредных и (или) опасных условиях труда |
Компенсация риска |
- поощрение за соблюдение правил охраны труда и ведение здорового образа жизни; - регулирование времени отпуска и дополнительные отпуска; - клинико-лабораторная диагностика и лечение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний; - санаторно-курортное лечение; - льготы и компенсации за вредные и (или опасные условия труда; - реабилитация и обеспечение жизнедеятельности пострадавших от несчастных случаев и профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний |
5.2.12. Приоритеты для групп мероприятий по управлению профессиональными рисками устанавливаются в последовательности, приведенной в таблице 5.2.1. Рекомендуемые меры по управлению риском в зависимости от класса условий труда и категории профессионального риска приведены в таблице 5.2.2.
5.2.13. Критериями для включения мероприятий из возможного перечня оздоровительных и предупредительных мер в проект Программы (по классам условий труда и по комплексу мероприятий) в порядке их значимости являются:
обязательность выполнения требований действующего трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства;
соответствие результатов выполнения мероприятия решению выбранных задач Программы и достижению ее конечных и непосредственных результатов;
экономическая осуществимость мероприятия, характеризующаяся оценкой возможности использования средств Предприятия и иных источников для финансирования мероприятия;
технологическая обоснованность мероприятия, при которой оценивается технология и техническая возможность Предприятия по реализации мероприятия;
организационная обеспеченность мероприятия, включающая оценку кадрового обеспечения, формы реализации мероприятия и другие организационные вопросы.
Таблица 5.2.2
Классы условий труда, категории профессионального риска и меры по управлению риском
Классы условий труда |
Категории профессионального риска |
Группы мероприятий по управлению профессиональным риском |
||||
информация о риске |
предупреждение риска |
снижение риска |
передача риска |
компенсация риска |
||
Оптимальный - 1 |
риск отсутствует |
|||||
Допустимый - 2 |
пренебрежимо малый (переносимый) риск |
++ |
||||
Вредный - 3.1 |
малый (умеренный) риск |
+++ |
++ |
++ |
||
Вредный - 3.2 |
средний (существенный) риск |
+++ |
++ |
+++ |
++ |
++ |
Вредный - 3.3 |
высокий (непереносимый) риск |
+++ |
+++ |
+++ |
+++ |
++ |
Вредный - 3.4 |
очень высокий (непереносимый) риск |
+++ |
+++ |
+++ |
+++ |
+++ |
Опасный (экстремальный)** |
сверхвысокий риск |
+++ |
+++ |
+++ |
+++ |
+++ |
Примечание:
* - "-" мероприятия не обязательны,
"+" рекомендуемые мероприятия;
"++" мероприятия обязательны;
"+++" приоритетные мероприятия
*** - работы по специальным регламентам.
5.2.14. При формировании Программы выполняется ранжирование планируемых мероприятий с учетом оценки их эффективности в соответствии с рекомендациями раздела 5.5 Методических рекомендаций по группам мероприятий (или по всему комплексу мероприятий), направленных на управление профессиональными рисками.
5.2.15. По результатам выполнения второго этапа формирования Программы определяются:
цели и задачи Программы, конечные и непосредственные показатели оценки ее реализации;
ранжированный перечень мероприятий с оценкой затрат на их выполнение и ожидаемыми результатами.
5.3. Планирование деятельности и механизмы реализации Программы
5.3.1. На третьем этапе разработки и реализации Программы обеспечивается планирование деятельности Предприятия по ее выполнению и выбор (определение) механизмов финансирования,
5.3.2. Программа оформляется, как правило, на средне- и долгосрочный период с конкретизацией выполнения мероприятий на текущий плановый период (на один год). Организация деятельности осуществляется с использованием принципа "скользящего" планирования реализации Программы.
5.3.3. На этапе планирования устанавливаются ответственные за реализацию мероприятий, сроки их выполнения и механизм финансирования. В случае привлечения сторонних организаций к выполнению мероприятия указывается их наименование и юридическая форма взаимодействия (договор или иное).
5.3.4. Мероприятия по профилактике профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний на промышленных Предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами должны включать (см. таблицу 5.3.1):
- наименование планируемого мероприятия;
- исполнитель и соисполнители (при необходимости) мероприятия;
- срок выполнения мероприятия;
- затраты на выполнение мероприятия и источник финансирования;
- количество работников, работающих в условиях воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, задействованных в мероприятии;
- ожидаемый непосредственный результат выполнения мероприятия.
Таблица 5.3.1
Примерный формат плана мероприятий по реализации Комплексной программы предупредительных и оздоровительных мер по профилактике профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний на промышленных Предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Исполнитель и соисполнители |
Срок выполнения |
Затраты и источник финансирования |
Количество работников, задействованных в мероприятии |
Ожидаемый результат (в т.ч. экономический эффект) |
|
Цель Программы |
|
|
|
|
|
|
Задачи программы |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Санитарно-гигиенические мероприятия | ||||||
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лечебно-профилактические мероприятия |
|||||
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Льготы и компенсации за вредные и (или) опасные условия труда | ||||||
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информирование о профессиональных рисках, формирование здорового образа жизни | ||||||
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
5.3.5. После утверждения Программы выполнение мероприятий включается в планы работы ответственных подразделений Предприятия на текущий плановый период, промтехфинплан Предприятия, а также (при необходимости) в коллективный договор и согласовываются с профсоюзным комитетом.
5.3.6. В случае включения в перечень мероприятий Программы масштабных инвестиционных проектов дается ссылка на иные документы, регламентирующие выполнение таких мероприятий.
5.3.7. На этапе планирования деятельности определяются механизмы и источники финансирования:
- средства Предприятия в рамках выполнения промтехфинплана Предприятия;
- средства за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- средства добровольного медицинского коллективного страхования и страхования гражданской ответственности;
- средства инвесторов в рамках программ реконструкции и технического перевооружения;
- иные источники и механизмы финансирования.
5.3.8. В случае необходимости в программу включаются мероприятия по обеспечению реализации выбранного механизма финансирования (подготовка документов, формирование программ страхования и иное).
5.3.9. На этапе планирования деятельности по реализации Программы анализируются риски и допущения, которые могут повлиять на выполнение мероприятий, решение задач и достижение ее целей.
5.3.10. Ежегодно (при необходимости) мероприятия Программы корректируются и уточняются на предстоящий плановый период (на следующий год) с учетом результатов контроля ее исполнения.
5.4. Контроль исполнения мероприятий Программы
5.4.1. Контроль исполнения Программы осуществляется по уровням, результаты каждого из которых являются исходными данными для оценки результатов последующих уровней контроля:
- контроль исполнения мероприятий и обеспечения их финансирования;
- контроль достижения непосредственных результатов Программы;
- контроль исполнения конечных результатов Программы;
- контроль решения задач и достижения целей Программы.
5.4.2. Результаты контроля и оценки реализации должны обеспечить выработку предложений для текущей (в период срока реализации) корректировки Программы в связи с возможными изменениями, поправками и уточнениями сроков выполнения Программы.
5.4.3. Контроль исполнения мероприятий осуществляется в период их реализации (как правило, ежемесячно или ежеквартально) и по результатам выполнения.
5.4.4. Контроль достижения непосредственных и конечных результатов Программы осуществляется ежегодно и по завершению выполнения группы мероприятий проводится оценка их результативности и эффективности с учетом рекомендаций по оценке эффективности Программы.
5.4.5. Контроль решения задач и достижения целей Программы выполняется ежегодно, и по завершению сроков реализации задач, и по окончании выполнения Программы для оценки достижения ее целей.
5.4.6. При контроле исполнения Программы используются данные измерений (исследований) факторов производственной среды и трудового процесса, выполняемых в соответствии с разделами 6.1 и 6.3.1 Методических рекомендаций.
5.4.7. По результатам выполнения контроля исполнения Программы готовится ежегодный отчет, который рассматривается при принятии решения по обеспечению выполнения мероприятий или о необходимости их корректировки на последующий плановый период.
5.5. Оценка эффективности мероприятий Программы
5.5.1. Оценка эффективности мероприятий Программы выполняется на этапе формирования (ранжирование мероприятий по приоритетности их выполнения) и планирования их реализации и по завершению планового периода реализации Программы (оценка эффективности и результативности).
5.5.2. Оценка эффективности выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями "Методические подходы к экономической оценке рисков для жизни и здоровья населения в связи с воздействием факторов среды обитания" и "Методические подходы к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для жизни и здоровья населения в связи с воздействием факторов среды обитания" (утверждены Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и введены в действие на территории Свердловской области с 1 июля 2008 года).
5.5.3. Основными экономическими методами, применяемыми в системе управления профессиональным риском (как и иными рисками для жизни и здоровья населения) являются метод "затраты - выгоды" (другое название - затратно-прибыльный анализ) и метод "затраты - эффективность" (другое название - анализ эффективности затрат).
В основе метода "затраты - выгоды" лежит сопоставление полученных от реализации мероприятий Программы выгод (результатов) в денежном выражении с затратами на их осуществление.
Метод "затраты - эффективность" основан на оценке выполнения мероприятий Программы, которые обеспечивают достижение результата в натуральных показателях непосредственного и конечного результата наименее затратным путем.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.5.6. Экономическая оценка эффективности мероприятий Программы подразумевает осуществление ряда процедур в следующей последовательности:
установление общей величины результатов (эффектов), получаемых при реализации мероприятий по осуществлению деятельности, в натуральном и денежном выражении;
определение затрат на осуществление деятельности по реализации Программы;
расчет экономической эффективности деятельности с использованием методов "затраты - выгоды" и "затраты - эффективность".
Установление общей величины результатов (эффектов) в натуральных показателях осуществляется на основе планируемых или полученных в результате реализации мероприятий Программы непосредственных и (или) конечных результатов Программы (см. пункты 3.6 и 3.7 настоящих Методических рекомендаций).
Установление общей величины результатов в денежном выражении основано на расчете предотвращенного ущерба жизни и здоровью работников, включенных в Программу с использованием установленных натуральных показателей конечного результата Программы (на основе экономической оценки риска для здоровья до и после реализации мероприятий Программы), В состав результатов в стоимостном выражении дополнительно могут быть включены иные выгоды, полученные на Предприятии в результате реализации мероприятий Программы (в частности если мероприятие носит характер "двойной выгоды" - улучшает условия труда и повышает производительность).
Определение затрат на осуществление деятельности по реализации Программы выполняется путем суммирования затрат (капитальных и эксплуатационных) по тем мероприятиям, выполнение которых направлено на достижение конкретного непосредственного и (или) конечного результата Программы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.5.10. Оценка экономической эффективности деятельности по реализации программы с использованием методов "затраты - выгоды" и "затраты - эффективность" предусматривает использование четырех критериев:
- интегральный критерий метода "затраты - выгоды" (сравнение разницы значения показателя выгоды над затратами);
- дифференциальный критерий метода "затраты - выгоды" (сравнение затрат на единицу получаемой выгоды в стоимостном выражении);
- интегральный критерий метода "затраты - эффективность" (сравнение удельных затрат на достижение единицы показателя эффективности);
- дифференциальный критерий метода "затраты - эффективность" (сравнение удельных затрат на единицу показателя эффективности при равенстве удельных и предельных затрат на единицу показателя эффективности).
5.5.11. По каждому из критериев проводится ранжирование мероприятий (групп мероприятий) с присвоением рангового места последовательно от 1-го (наилучший результат) до последнего (наихудший результат).
5.5.12. Сумма рангов по всем четырем критериям (например с использованием многокритериального метода Борда) характеризует эффективность деятельности по реализации Программы в целом относительно запланированного результата и отдельных мероприятий (групп мероприятий) по решению установленных задач и достижению целей Программы.
6. Структура и содержание комплекса мероприятий
Структура Программы должна включать следующие разделы в соответствии с принятыми на этапе формирования Программы направлениями деятельности и задачами (см. раздел 5.2 Методических рекомендаций):
1) сведения о Предприятии, факторы производственной среды и трудового процесса;
2) оценка профессионального риска;
3) санитарно-гигиенические мероприятия;
4) лечебно-профилактические мероприятия;
5) льготы и компенсации за вредные и (или) опасные условия труда;
6) информирование о профессиональных рисках, формирование здорового образа жизни.
6.1. Сведения о Предприятии, факторы производственной среды и трудового процесса
6.1.1. В этом разделе Программы приводятся данные о структуре Предприятия, основных цехах и подразделениях, используемом сырье и оборудовании, выпускаемой продукции, используемых технологических процессах.
6.1.2. Раздел должен содержать информацию:
- о численности работающих, в том числе женщин;
- о привлечении труда подростков, инвалидов, пенсионеров, мигрантов;
- об источниках профессионального риска на участках, рабочих местах (сырье, оборудование, особенности технологического процесса, применяемые системы вентиляции, недостатки систем вентиляции, изоляции, герметичности технологических процессов, организации рабочего процесса и иное).
6.1.3. Приводятся данные о результатах мониторинга условий труда и здоровья работников на основании результатов производственного контроля, аттестации рабочих мест (АРМ), результатов предварительных, периодических и углубленных медицинских осмотров (ПМО), включая информацию:
- о действующих на участках, рабочих местах производственных факторах, уровнях превышения соответствующих нормативов, класса условий труда по действующим факторам;
- о профессиональной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности (количество случаев и дней потери трудоспособности на 100 работающих по строке 27 формы 16ВН), инвалидности и смертности с указанием причин, онкологической заболеваемости с указанием нозологических форм, инфекционной заболеваемости с указанием нозологических форм, травматизме с указанием причин;
- о численности лиц, имеющих противопоказания к работе в контакте с вредным и опасным производственным фактором;
- о динамике профессиональной заболеваемости, структуре профессиональных заболеваний в цехах, структура хронической профессиональной заболеваемости, количестве случаев профессиональных заболеваний по локализации, структуре профессиональной заболеваемости по полу, возрасту; структуре хронических профессиональной заболеваемости по полу, возрасту (по данным периодических медицинских осмотров лиц, работающих в контакте с вредными и опасными производственными факторами)
- о наличии льготного выхода на пенсию (списки 1, 2);
- иная информация, необходимая для формирования Программы.
6.1.4. Результаты анализа данных, приведенные в настоящем разделе, должны содержать обоснование тех направлений деятельности, проблем управления профессиональными рисками, целей и задач, решение которых предусматривается в ходе реализации Программы.
6.1.5. При необходимости основные проблемы профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний на Предприятии, цели и задачи по управлению профессиональными рисками оформляются отдельным разделом Программы.
6.2. Оценка профессионального риска
6.2.1. Программа должна включать результаты оценки профессионального риска и категории его доказанности согласно "Руководству по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки" (Р 2.2.1766-03).
6.2.2. На новых Предприятиях (Предприятиях, впервые разрабатывающих Программу) допускается оценка риска только по гигиеническим критериям в соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Р 2.2.2006-05).
6.2.3. При отсутствии данных оценки профессионального риска Программа должна включать мероприятия и сроки выполнения действий по оценке профессионального риска и категории его доказанности на основании обработки и анализа результатов мониторинга условий труда, результатов медицинских осмотров и других материалов за период не менее 5 лет.
6.2.4. Результаты оценки риска используются при установлении прогнозных (ожидаемых) показателей конечного и непосредственного результата реализации Программы (см. раздел 5.3 Методических рекомендаций).
6.3. Санитарно-гигиенические мероприятия
Санитарно-гигиенические мероприятия Программы, направленные на предупреждение вредного воздействия производственных факторов на здоровье работающих, включают мероприятия:
- мероприятия по мониторингу рабочей среды;
- технологические и технические мероприятия;
- организационные мероприятия.
6.3.1. Мониторинг условий труда
6.3.1.1. В раздел включается необходимая для разработки мероприятий информация о результатах мониторинга факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе результаты производственного контроля, аттестации рабочих мест, паспортизации опасных производств (участков), не вошедшие в раздел 6.1 Методических рекомендаций.
6.3.1.2. В раздел включаются мероприятия по разработке и внедрению локальных организационно-правовых актов Предприятия, направленных на выполнение и совершенствование действующей на Предприятии системы мониторинга условий труда, в том числе аттестации рабочих мест, паспортизации опасных производств (участков), оценки профессионального риска и иных мероприятий, направленных сбор, обобщение и анализ информации о факторах производственной среды и трудового процесса и результатов их воздействия на здоровье.
6.3.2. Технологические и технические мероприятия
6.3.2.1. При разработке Программы следует учитывать, что технические и технологические мероприятия должны быть направлены на устранение, предотвращение или уменьшение опасности в источнике образования, по пути распространения фактора риска и на рабочем месте. Эти мероприятия являются приоритетными при реализации мероприятий Программы.
6.3.2.2. Технологические и технические мероприятия включают:
- реконструкцию промышленного производства;
- техническое перевооружение и замену оборудования;
- изменение (оптимизация) технологии или трудовых процессов;
- системы контроля, в том числе автоматические, условий труда;
- воздухоохранные и иные технологические мероприятия, по снижению уровня воздействия факторов производственной среды;
- иные технологические и технические мероприятия, как правило, связанные с капитальными затратами.
6.3.2.3. При расчете затрат на выполнение технологических и технических мероприятий (см. раздел 5.3. Методических рекомендаций) учитываются как капитальные, так и эксплуатационные затраты на их осуществление.
6.3.2.4. При разработке этой группы мероприятий следует руководствоваться СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту".
6.3.2.5. В случае исключения раздела технологических и (или) технических мероприятий в Программе должно содержаться обоснование невозможности проведения подобных мероприятий на данном этапе функционирования производства в текущий плановый период. В долгосрочной перспективе исключение технических и технологических мероприятий из Программы недопустимо.
6.3.3. Организационные мероприятия
6.3.3.1. В этот раздел Программы включаются мероприятия по регулированию рабочего времени (оптимизацию режима труда, ритма трудового процесса, соотношения труда и отдыха, чередования рабочих операций), установлению сокращенного рабочего дня, регулирование времени отпуска, дополнительные отпуска.
6.3.3.2. Приводятся мероприятия по разработке средств коллективной защиты, направленные на экранирование, изоляцию рабочих мест, обеспечение оптимальной планировки и иные мероприятия для максимального снижения неблагоприятного воздействия на работающих вредных факторов производственной среды, сохранения работоспособности и предупреждения утомления.
6.3.3.3. При невозможности исключения или снижения действия на работников вредных производственных факторов посредством применения только вышеперечисленных мероприятий применяют сертифицированные и специально подобранные средства индивидуальной защиты.
6.3.3.4. Программа должна предусматривать реализацию мероприятий:
- по подбору наиболее подходящих средств защиты органов дыхания, слуха, зрения, кожного покрова. При подборе средств индивидуальной защиты необходимо учитывать характеристики, свойства и уровни действующих факторов;
- обучению рабочих правильному применению средств индивидуальной защиты с использованием обучающих методик;
- по контролю исполнения требований по эффективному использованию средств индивидуальной защиты (контроль сроков использования, чистки специальной одежды и обуви, проверка полосы обтюрации СИЗОД с использованием специальных методик и иные).
6.3.3.5. Раздел должен включать применяемую на Предприятии систему поощрения за соблюдением правил охраны труда и производственной дисциплины.
6.4. Лечебно-профилактические мероприятия
Лечебно-профилактические мероприятия для групп риска с профессиональными и производственно-обусловленными заболеваниями могут выполняться (в условиях стационара или по стационарзамещающим технологиям) на базе:
- здравпункта медсанчасти промышленного Предприятия;
- санатория-профилактория Предприятия;
- центров медицины труда;
- отделений профилактики и профпатологии лечебно-профилактических учреждений;
- центров профпатологии;
- санаторно-курортных оздоровительных учреждений.
6.4.1. Мониторинг здоровья работников
6.4.1.1. Мониторинг состояния здоровья работников должен предусматривать следующие элементы, обеспечивающие реализацию медико-профилактических мероприятий по профессиональной и производственно-обусловленной патологии:
- разработку и согласование в установленном порядке контингентов и поименных списков для прохождения периодических медицинских осмотров в соответствии с действующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
- проведение предварительных (перед поступлением на работу) и периодических медицинских осмотров с периодичностью, предусмотренной действующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
- выявление по результатам периодических медицинских осмотров контингентов работающих, подлежащих диспансеризации. Диспансерному наблюдению подлежат лица, нуждающиеся в систематическом активном наблюдении в соответствии с выявленными патологическими изменениями или определенными нозологическими формами заболеваний, являющимися факторами риска для развития профессиональных заболеваний; или при наличии профзаболевания;
- формирование групп риска для диспансерного наблюдения, осуществление диспансерного наблюдения и оздоровления с учетом особенностей формирования профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний;
- составление списков противопоказаний для приема на работу в соответствии с действующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
- составление списка профессий и рабочих мест по Предприятию, запрещающий труд (ограничение) для женщин, беременных, подростков, инвалидов, а также введение дополнительных отпусков.
6.4.1.2. Результаты обобщения и анализа информации по мониторингу здоровья работников должны содержать рекомендации о реализации адресных лечебно-профилактических мероприятий для различных групп риска с профессиональными или производственно-обусловленными заболеваниями.
6.4.2. Медицинская профилактика профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний
6.4.2.1. Мероприятия этого раздела Программы должны предусматривать реализацию различных элементов медицинской профилактики профессиональной и производственно-обусловленной патологии в зависимости от принадлежности работающих к группе риска с учетом результатов анализа периодических медицинских осмотров и выделением следующих групп диспансерного наблюдения:
здоровые рабочие, подлежащие периодическим медицинским осмотрам в установленные законодательством сроки. Рекомендуется проведение биологической профилактики риска развития профессиональных или производственно-обусловленных заболеваний;
рабочие из группы риска со стажем работы в условиях воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, превышающим научно-обоснованные сроки развития профзаболеваний;
группа лиц с высоким риском развития профессиональных заболеваний и общих заболеваний;
больные с профессиональными и производственно-обусловленными заболеваниями.
6.4.2.2. Для каждой группы риска разрабатываются дифференцированные схемы профилактики и реабилитации, в которых учитываются особенности формирования, патогенеза и клинических показателей профессиональных и производственно- обусловленных заболеваний. Предусматривается порядок, кратность и продолжительность профилактических и лечебных мероприятий, условия проведения (здравпункт, санаторий-профилакторий, стационар или иные условия реализации лечебно-профилактических мероприятий).
6.4.3. Биологическая профилактика
6.4.3.1. Программа должна предусматривать реализацию мероприятий по разработке, подбору и применению лечебно-профилактического питания (см. раздел 6.4.4. Методических рекомендаций), комплексов биологической профилактики, план мероприятий по внедрению лечебно-профилактического питания и биопрофилактики среди различных контингентов работающих. Программа должна предусматривать источники финансирования применяемых программ лечебного питания и биопрофилактики, учитывая их взаимодополняемость и непрерывность применения.
6.4.3.2. Курсы биологической профилактики (биопрофилактики) риска развития профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний основаны на комплексном воздействии на организм, повышающем его устойчивость к действию вредных факторов производственной среды через целенаправленное благоприятное воздействие на общие или специфические биологические механизмы защиты организма. Биопрофилактика включает в себя рациональное питание, здоровый образ жизни и периодическое проведение курсов приема безвредных защитных средств (биопротекторов).
6.4.3.3. Биопротекторы (к которым относятся различные витамины, микроэлементы, аминокислоты, кишечные сорбенты, некоторые пищевые добавки) подбираются с учетом их влияния на механизмы вредного действия тех факторов, которые характерны для конкретного производства, и их защитная эффективность получает подтверждение в специальных научных исследованиях. Правильно подобранное сочетание нескольких биопротекторов (биопрофилактический комплекс) является более эффективными, чем их изолированное применение. Применяются только те средства, которые сами по себе безвредны в профилактически эффективных дозировках и имеют разрешение Министерства здравоохранения и социального развития на широкое профилактическое применение в практике.
6.4.3.4. Курсы биологической профилактики риска развития профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний проводятся, как правило в условиях здравпункта медсанчасти на промышленном Предприятии без отрыва от производства.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6.4.3. Комплексы лечебно-профилактического питания
6.4.3.1. Целью лечебно-профилактического питания является повышение общей устойчивость организма с использованием продуктов питания (включая продукты питания с заданными лечебно-профилактическими свойствами), повышение защитных функций физиологических барьеров, изменение метаболизма ксенобиотиков, компенсирование повышенных затрат пищевых и биологически активных веществ, воздействие с помощью пищевых веществ на состояние наиболее поражаемых органов.
Основой современных принципов построения лечебно-профилактического питания является оценка пищи как источника биологически активных веществ, способных выполнять защитную роль при неблагоприятных влияниях на организм.
6.4.3.2. В соответствии с перечнем производств, профессий и должностей в связи с особо вредными условиями труда утверждены рационы лечебно-профилактического питания (N 1; N 2; N 2а; N 3; N 4; N 4а; N 4б; N 5) и нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, регламентированы Постановлениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Вместе с тем по мере накопления новых научных данных о воздействии конкретных вредных факторов производства на организм работающих и детального изучения защитного действия так называемых минорных компонентов пищи в организацию лечебно-профилактического питания необходимо вносить соответствующие коррективы, в том числе по разработке и применению методик использования лечебно-профилактических комплексов.
6.4.3.3. Программа должна содержать график использования комплексов лечебно-профилактического питания, группы риска, для которых рекомендованы эти комплексы и источники финансирования этих мероприятий с учетом проводимых курсов биопрофилактики на основе принципов непрерывности профилактических мероприятий и их взаимодополняемости.
6.4.3.4. Различные комплексы лечебно-профилактического питания могут проводиться в условиях столовой промышленного Предприятия без отрыва от производства или в условиях лечебно-профилактического учреждения в случае стационарного (или по стационарзамещающим технологиям) лечения профессиональных и (или) профессионально обусловленных заболеваний.
6.4.4. Санаторно-курортное лечение работников
6.4.4.1. Мероприятия этого раздела Программы должны содержать информацию о:
- профессиональной и производственно-обусловленной патологии, зарегистрированной на Предприятии и группах риска развитая профессиональной и производственно-обусловленной патологии, для которых рекомендовано санаторно-курортное лечение;
- перечень рекомендуемых курортов, санаториев, домов отдыха для каждой группы риска с указанием лечебных природных и преформированных факторов, периодичности лечения, показаний и противопоказаний при выборе вида санаторно-курортного лечения;
- источниках финансирования санаторно-курортного лечения.
6.4.4.2. Программа мероприятий должна включать график (план) и контингенты (списки) работающих, для которых будет обеспечено на планируемый период санаторно-курортное лечение.
6.5. Льготы и компенсации за вредные и (или) опасные условия труда
6.5.1. Приводятся краткие сведения о применяемых на Предприятии льготах и компенсациях (их размерах) для каждого подразделения или контингента работающих. Указывается перечень профессий (лиц), получающих льготы и компенсации.
6.5.2. Программа должна содержать мероприятия, направленные на социальную защиту лиц, которые в силу своего физиологического состояния или болезни (беременность, инвалидность, выявление профессионально-обусловленного или профессионального заболевания) не могут выполнять обычный (требуемый) для данного рабочего места (должности) объем работ:
- мероприятия по сохранению остаточной трудоспособности,
- мероприятия, обеспечивающие возможность адаптации в профессиональной и социальной средах (организация рабочего места с учетом физиолого-эргономических параметров, переобучение), создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности пострадавших от несчастных случаев и заболеваний на производстве;
- мероприятия но оздоровлению и трудоустройству беременных.
6.5.3. Важным аспектом раздела является разработка программ добровольного медицинского страхования для контингентов риска, включая коллективное страхование, а также страхование гражданской ответственности за непредвиденное нанесение вреда здоровью работающих во вредных (или) опасных условиях труда. Как правило, предусматривается комплексная программа страховой защиты работающих, включающая все возможные виды страхования (в рамках реализации мер по "передаче риска", предусмотренных в пункте 5.2.1 настоящих Методических рекомендаций)
6.6. Информирование о профессиональных рисках, формирование здорового образа жизни
6.6.1. Программа должна включать мероприятия по организации обучения (отдельно) для работников и работодателей на курсах (семинарах), информирующих о существующих на производстве (Предприятии) вредных производственных факторов и последствиях их воздействия, способах защиты и снижения профессиональных рисков.
6.6.2. Предусматриваются мероприятия по разработке и реализации системы информирования работающих о факторах профессионального риска (а также поведенческих факторах риска) и мерах по его предотвращению и снижению.
6.6.3. Программа должна включать информацию о действующих на Предприятии планах и системах локальных нормативно-правовых актов Предприятия, направленных и способствующих формированию здорового образа жизни работающих.
6.6.4. Мероприятия по формированию здорового образа жизни среди работающих, включенные в Программу, должны быть скоординированы с комплексом аналогичных мер, осуществляемых государственными и местными органами управления, профсоюзными, общественными и иными организациями.
6.6.5. Должна быть предусмотрена система "обратной" связи, позволяющая оценить уровень информированности работающих о факторах риска и мерах по их управлению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации МР 2.2.9.001-09. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Комплексная программа предупредительных и оздоровительных мер по профилактике профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний на предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами
Настоящие методические рекомендации введены в действие с момента утверждения
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был