Определение Свердловского областного суда
от 6 октября 2011 г. N 33-14326/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесовой Л.А.,
судей Куликовой М.А. и Калимуллиной Е.Р.
при секретаре Ердуковой И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 октября 2011 года гражданское дело
по иску прокурора Тугулымского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тугулымского городского округа об обязании разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных лесов Тугулымского городского округа, поставить на кадастровый учет земельные участки
по кассационной жалобе представителя администрации Тугулымского городского округа Первунина И.В. (по доверенности от 08.12.2008) на решение Тугулымского городского суда от 18 августа 2011 года.
Заслушав доклад судьи Калимуллиной Е.Р., пояснения представителя администрации Тугулымского городского округа - Первунина И.В. (по доверенности от 08.12.2008) поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора отдела Прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
истец - прокурор Тугулымского района Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Тугулымского городского округа об обязании разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных лесов Тугулымского городского округа, поставить на кадастровый учет земельные участки.
В обоснование требований истец указал, что при проведении прокуратурой Тугулымского района Свердловской области проверки соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, установлено, что в нарушение закона администрацией Тугулымского городского округа не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый участки занятые муниципальными лесами не поставлены.
Указанное бездействие ответчика создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей Тугулымского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Впоследствии истец требования уточнил (л.д.61), просил обязать администрацию Тугулымского городского округа поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса.
В судебном заседании, представитель истца поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика - Первунин И.В. (по доверенности от 08.12.2008), возражал против заявленных требований, полагал, что администрация Тугулымского городского округа не наделена полномочиями ставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса, генеральный план в настоящее время не утвержден, при этом указал, что работы в данном направлении ведутся, препятствием к завершению работ является отсутствие денежных средств.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований прокурора Тугулымского района Свердловской области, ответчик обязан поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса в течение одиннадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Оспаривая постановленное решение, представитель ответчика в кассационной жалобе указал на его незаконность и необоснованность, полагает, что администрация Тугулымского городского округа не является органом уполномоченным ставить земельные участки на кадастровый учет, данные полномочия предоставлены регистрационному органу, кроме того истцом не указано расположение участков подлежащих постановке на учет их площадь, е приведена правовая норма, содержащая обязанность администрации ставить на кадастровый учет земельные участки на которых расположены муниципальные леса.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами кассационной жалобы ответчика, возражениями на кассационную жалобу, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).
Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. от 18.07.2011) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (1); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5).
В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Порядок проведения лесоустройства определяется Правилами проведения лесоустройства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 г. N 377, которые устанавливают порядок проведения лесоустройства в том числе на землях поселений, на которых расположены городские леса, Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N 31 устанавливающей требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ, содержащей перечень мероприятий по лесоустройству.
Согласно Правилам проведения лесоустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 377 лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
В ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом N 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведения пункт 14 ч. 2 ст. 7 Закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Кодекса) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Кодекса, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации") материалы лесоустройства так же, как материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Учитывая приведенные нормы закона, довод представителя ответчика о том, что на администрацию Тугулымского городского округа, не может быть возложена обязанность по установлению границ земельных участков, занятых городскими лесами, нельзя признать обоснованным.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения, доводов, влекущих отмену решения суда кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь абз.2 статьи 361, статьей 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тугулымского районного суда Свердловской области от 18.08.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 6 октября 2011 г. N 33-14326/2011
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru