Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, М.Н. Обрубовой, с участием гражданина Л.М. Оплетаева, обратившегося в Уставный Суд, представителя Администрации города Екатеринбурга О.А. Кожевникова, руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 83-85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловский области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Главы Екатеринбурга от 24 ноября 2009 года N 5200 "Об утверждении Положения об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Л.М. Оплетаева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской области оспариваемый заявителем акт.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.А. Жилина, объяснения заявителя, представителя органа, принявшего оспариваемый акт, мнения представителя Екатеринбургской городской Думы О.В. Зуевой и представителя Правительства Свердловской области Н.Г. Плинчи, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. Оплетаев Леонид Михайлович, 1957 года рождения, житель города Екатеринбурга, инвалид второй группы, обратился в Уставный Суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Главы Екатеринбурга от 24 ноября 2009 года N 5200 "Об утверждении Положения об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург", которым Администрация города Екатеринбурга в лице Комитета социальной политики Администрации города Екатеринбурга определена уполномоченным органом муниципального образования "город Екатеринбург", осуществляющим переданные государственные полномочия Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и Российской Федерации по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 1); утверждено Положение об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (пункт 2); поручено Комитету по экономике Администрации города Екатеринбурга осуществить мероприятия по размещению муниципального заказа для определения организации, оказывающей услуги по обеспечению информационного и технологического взаимодействия Администрации города Екатеринбурга, Финансово-бюджетного управления в муниципальном образовании "город Екатеринбург" и граждан в расчетах, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 3).
По мнению заявителя, оспариваемое Постановление нарушает его права на получение компенсации расходов на оплату жилья и не соответствует Уставу Свердловской области.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области в данном деле является оспариваемое заявителем Постановление Главы Екатеринбурга от 24 ноября 2009 года N 5200 "Об утверждении Положения об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Постановление N 5200) в целом, а также Положение об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Положение), утвержденное пунктом 2 Постановления N 5200.
2. Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 132) и Уставом Свердловской области (пункт 2 статьи 90), а также Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (абзац 5 части 1 статьи 6).
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Закон Свердловской области от 9 октября 2009 года N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", наделяя городские округа и муниципальные районы государственным полномочием по предоставлению компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 2), предусматривает возможность при осуществлении переданного им государственного полномочия принятия муниципальных правовых актов по вопросам его исполнения органами местного самоуправления (подпункт 3 пункта 1 статьи 3). Аналогичное положение содержится в Законе Свердловской области от 19 ноября 2008 года N 105-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (подпункт 3 пункта 1 статьи 3).
Оспариваемые заявителем Постановление N 5200 и Положение регулируют вопросы исполнения Администрацией города Екатеринбурга переданных указанными законами государственных полномочий.
Из буквального смысла пункта 1 Постановления N 5200 следует, что органом, осуществляющим переданные государственные полномочия Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и Российской Федерации по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является Администрация города Екатеринбурга. То обстоятельство, что большую часть вопросов исполнения переданных государственных полномочий Глава Екатеринбурга поручил Комитету социальной политики Администрации города Екатеринбурга (пункт 1 Постановления N 5200), само по себе не нарушает прав заявителя и не противоречит Уставу Свердловской области, поскольку Администрация города Екатеринбурга как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования имеет внутреннюю структуру, которую образуют отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Отраслевые (функциональные) органы Администрации города Екатеринбурга осуществляют полномочия по управлению отраслями местного хозяйства и социальной сферы (пункты 3 и 4 статьи 38 Устава муниципального образования "город Екатеринбург").
По мнению заявителя, Администрация города Екатеринбурга в лице Комитета социальной политики не может определяться в Постановлении N 5200 как "уполномоченный орган", осуществляющий переданные муниципальному образованию государственные полномочия, поскольку это не входит в компетенцию Главы Екатеринбурга. Между тем статьей 37 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" установлено, что Администрация города Екатеринбурга выполняет отдельные государственные полномочия в случае их передачи федеральными законами и законами Свердловской области в установленном порядке. В то время как краткое определение органов местного самоуправления муниципальных образований, наделенных государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как "уполномоченных органов" применено в Порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года N 1557-ПП (глава 3, пункт 7). В связи с чем пункт 1 Постановления N 5200 является лишь применением этого условного обозначения при нормативном регулировании порядка выполнения переданных государственных полномочий, что не выходит за рамки компетенции муниципального органа, принявшего Постановление N 5200.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 г. N 688-ПП Постановление Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 г. N 1557-ПП признано утратившим силу
Недостатки юридической техники в изложении пункта 1 оспариваемого Постановления N 5200, на которые указывает заявитель, не являются самостоятельным основанием для признания муниципального нормативного акта не соответствующим Уставу Свердловской области, если эти недостатки не приводят к неопределенности норм и, соответственно, нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. Как установлено в судебном заседании, неопределенности в понимании нормативного содержания Постановления N 5200 входе его применения не возникало.
Что касается довода заявителя о том, что Положением о Комитете социальной политики Администрации Екатеринбурга не предусмотрены те полномочия, которыми он наделен оспариваемыми актами, то этот вопрос не может быть разрешен в данном деле, поскольку Уставный Суд рассматривает дела о соответствии нормативных актов Уставу Свердловской области, а не о соответствии одних муниципальных нормативных актов другим муниципальным нормативным актам.
Таким образом, применительно к Постановлению N 5200 Уставным Судом не установлено неоднозначного понимания его буквального смысла и смысла, придаваемого правоприменительной практикой. Нормативные положения, содержащиеся в данном правовом акте, отвечают общеправовому критерию формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, не нарушают прав заявителя и не противоречат Уставу Свердловской области.
3. Органы местного самоуправления осуществляют правовое регулирование на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 87 Устава Свердловской области), в частности, принципа законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из содержания пункта 4 Положения об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного Постановлением N 5200, видно, что в нем устанавливаются условия муниципального контракта с организацией, обеспечивающей потребности в услугах, необходимых для осуществления переданного государственного полномочия по предоставлению компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Регулирование условий гражданско-правового договора осуществляется гражданским законодательством. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (часть 1 статьи 2) законодательство Российской Федерации о размещении заказов, в том числе муниципальных, основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Таким образом, регулирование гражданских правоотношений, в том числе возникающих в связи с заключением муниципального контракта, не входит в компетенцию органов местного самоуправления, а условия муниципального контракта устанавливаются не предписаниями муниципальных нормативных правовых актов, принятых в форме постановления Главы Екатеринбурга, а содержанием этого гражданско-правового договора. В связи с чем пункт 4 Положения, утвержденного Постановлением N 5200, принят с превышением компетенции Главы Екатеринбурга, нарушает принцип законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных актов и тем самым противоречит статье 87 Устава Свердловской области.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области постановил:
1. Признать Постановление Главы Екатеринбурга от 24 ноября 2009 года N 5200 "Об утверждении Положения об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург" соответствующим Уставу Свердловской области.
2. Признать пункт 4 Положения об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного постановлением Главы Екатеринбурга от 24 ноября 2009 года N 5200 "Об утверждении Положения об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург", не соответствующим Уставу Свердловской области, его статье 87.
3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области" и газете "Вечерний Екатеринбург".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 22 ноября 2011 г. N 11-2-12-2011 "По делу "О соответствии Уставу Свердловской области Постановления Главы Екатеринбурга от 24 ноября 2009 года N 5200 "Об утверждении Положения об организации работы по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в связи с запросом Л.М. Оплетаева"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 25 ноября 2011 г. N 441-442 стр. 9, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 6 февраля 2012 г., N 11-2 (2011), ст. 2055