Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
проведения предвыборной агитации при подготовке и проведении выборов депутатов Нижнетагильской городской Думы
(утв. решением Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 24 ноября 2011 г. N 7/11)
1. Общие положения
Правовые основы проведения предвыборной агитации при подготовке и проведении выборов депутатов Нижнетагильской городской Думы (далее - выборы) изложены в Конституции Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), Федеральном законе от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон), Законе Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями), Федеральном законе от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Федеральном законе от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями), иных федеральных законах, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова", Избирательном кодексе Свердловской области от 29.04.2003 г. N 10-ОЗ (с изменениями и дополнениями) (далее - Избирательный кодекс), в Законе Свердловской области от 16.05.2005 г. N 40-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении на территории Свердловской области публичного мероприятия", Законе Свердловской области от 18.02.2011 г. N 4-ОЗ "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, на территории Свердловской области", иных законах Свердловской области.
Законом Свердловской области от 7 декабря 2012 г. N 102-ОЗ Законы Свердловской области от 16 мая 2005 г. N 40-ОЗ и от 18 февраля 2011 г. N 4-ОЗ признаны утратившими силу
Контроль за ходом проведения предвыборной агитации при подготовке и проведении выборов осуществляют Избирательная комиссия города Нижний Тагил, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии и иные избирательные комиссии в пределах их полномочий.
Понятие, признаки предвыборной агитации, права и обязанности кандидатов и иных участников избирательных правоотношений по ее проведению, ограничения и запреты при проведении предвыборной агитации установлены статьями 2, 4, 44-56 Федерального закона и статьями 2, 9, 59-70 Избирательного кодекса.
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается за одни сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается с 4 февраля 2012 года и прекращается в 00.00 часов 3 марта 2012 года.
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день (3 и 4 марта) запрещается.
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном Избирательным кодексом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.
Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией, не позднее 22 февраля 2012 года публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном муниципальном периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с избирательным законодательством, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Нарушение указанных сроков, а также правил размещения агитационных печатных материалов влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, в том числе для представления избирателям предвыборных программ.
Эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания и печатная площадь в муниципальных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных Избирательным кодексом, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).
Расходы муниципальных организаций телерадиовещания и редакций муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) и зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь в соответствующих средствах массовой информации. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий таким правом не обладают.
Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями.
При проведении выборов депутатов Нижнетагильской городской Думы сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в Избирательную комиссию города Нижний Тагил.
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других) вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации. Таким отказом считается непредставление в соответствующую избирательную комиссию указанного выше уведомления в установленные законом сроки.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, не вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за другие избирательные объединения, список кандидатов, кандидатов из списка, выдвинутого другим избирательным объединением, других зарегистрированных кандидатов. При этом на выборах депутатов Нижнетагильской городской Думы зарегистрированный кандидат, кандидат из зарегистрированного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за других кандидатов, выдвинутых этим же избирательным объединением, за других кандидатов из списка кандидатов, выдвинутого этим избирательным объединением.
Бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением до предоставления эфирного времени, печатной площади.
Договор на предоставление эфирного времени, печатной площади заключается в простой письменной форме. Сторонами договора являются уполномоченные представители избирательных объединений, уполномоченные представители избирательных объединений по финансовым вопросам (если это полномочие закреплено в нотариально заверенной доверенности), кандидаты (их доверенные лица), с одной стороны, и организация телерадиовещания, редакция периодического печатного издания - с другой стороны.
При предоставлении эфирного времени, печатной площади за плату, размер оплаты предоставляемых услуг должен соответствовать расценкам и иным условиям предоставления эфирного времени, печатной площади, указанным в сведениях, опубликованных в средствах массовой информации и представленных в Избирательную комиссию города Нижний Тагил.
При предоставлении платного эфирного времени, печатной площади оплата должна производиться исключительно из соответствующего избирательного фонда избирательного объединения или кандидата.
В ходе осуществления кандидатами, избирательными объединениями агитационной деятельности на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях не допускается использование преимуществ должностного или служебного положения, под которым, в частности, подразумевается доступ (обеспечение доступа) к муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам и/или избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с Избирательным кодексом.
Виды административных правонарушений и основания привлечения к ответственности за нарушение порядка проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации предусмотрены статьями 5.5 и 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
Бесплатное эфирное время на канале МАУ "Нижнетагильская студия телевидения Тагил-ТВ" предоставляется зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).
Предоставление бесплатного и платного эфирного времени при проведении выборов депутатов Нижнетагильской городской Думы на муниципальных каналах осуществляется по результатам жеребьевки, проводимой студией телевидения "Тагил-ТВ" среди зарегистрированных кандидатов и/или избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, кандидата не позднее чем 31 января 2012 года.
По результатам жеребьевки организациями телерадиовещания составляется график предоставления бесплатного эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир. График утверждается решением Избирательной комиссии города Нижний Тагил.
При подготовке и проведении жеребьевки устанавливается следующий порядок и правила:
1) Избирательная комиссия города Нижний Тагил не позднее 7 дней до дня проведения жеребьевки публикует порядок и правила проведения жеребьевки на муниципальном канале;
2) жеребьевка проводится среди избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов и зарегистрированных кандидатов;
3) в жеребьевке принимают участие: представители МАУ "Нижнетагильская студия телевидения Тагил-ТВ", члены Избирательной комиссии города Нижний Тагил с правом решающего голоса, члены окружной комиссии от каждого округа соответственно, зарегистрированные кандидаты (их доверенные лица), избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов (их уполномоченные представители), представители иных средств массовой информации;
4) перед проведением жеребьевки с разъяснениями о предоставляемых возможностях для проведения агитации и условиях предоставления эфирного времени выступают представители организации телерадиовещания;
5) возможности для проведения агитации через средства массовой информации предоставляются отдельно каждому избирательному объединению, зарегистрированному кандидату;
6) дебаты, дискуссии, другие совместные агитационные мероприятия проводятся отдельно среди избирательных объединений и зарегистрированных кандидатов;
7) график предоставления бесплатного эфирного времени утверждается в соответствии с пунктом 6 статьи 66 Избирательного кодекса Избирательной комиссией города Нижний Тагил и публикуется в газете "Тагильский рабочий".
В случае, если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, после проведения жеребьевки откажется от использования бесплатного эфирного времени, он обязан в срок, установленный договором на предоставление бесплатного эфирного времени (как правило, не позднее чем за два дня до выхода в эфир), сообщить об этом организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся время по своему усмотрению за исключением целей агитации.
Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый организацией телерадиовещания период по рабочим дням, когда телепередачи собирают наибольшую аудиторию.
Общий объем бесплатного эфирного времени, которое МАУ "Нижнетагильская студия телевидения Тагил-ТВ" предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на канале не менее 30 минут по рабочим дням.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
1) распространения призывов голосовать против списка, списков кандидатов, кандидата, кандидатов;
2) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком- либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
4) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий.
В совместных агитационных мероприятиях на канале организации телерадиовещания зарегистрированные кандидаты (в том числе из списка) могут участвовать только лично. Представители зарегистрированных кандидатов (доверенные лица, иные уполномоченные лица) для участия в таких совместных агитационных мероприятиях не допускаются, за исключением случаев тяжелой болезни или стойкого расстройства здоровья зарегистрированного кандидата, нахождения его в следственном изоляторе, изоляторе временного содержания, выезда за пределы территории соответствующего избирательного округа в связи с болезнью близких родственников, подтвержденных соответствующими документами.
При проведении совместных агитационных мероприятий телекомпания назначает ведущего предвыборных дебатов, "круглого стола" и информирует об этом их участников при опубликовании графика предоставления эфирного времени.
Ведущий обеспечивает соблюдение порядка проведения дебатов, "круглого стола", предварительно согласованного с участниками, предлагает им ответить на вопросы других участников, либо на вопросы телезрителей.
Ведущий не вправе:
1) нарушать определенный организаторами (участниками) дебатов, "круглого стола" порядок их проведения;
2) ограничивать время выступления участника дебатов, "круглого стола", если иное не предусмотрено порядком их проведения, согласованным с его участниками, либо если это не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для данной передачи;
3) отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных дебатов, "круглого стола".
Участник предвыборных дебатов, "круглого стола" обязан:
1) соблюдать выработанный порядок проведения дебатов, "круглого стола";
2) вести дискуссию в рамках этических норм, не допускать оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников дебатов, "круглого стола";
3) выполнять обоснованные требования ведущего.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается.
Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение бесплатного эфирного времени, предоставляемого зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, отказавшемуся участвовать в указанном мероприятии.
МАУ "Нижнетагильская студия телевидения Тагил-ТВ" обязана резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени организацией телевещания должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число соответственно зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов.
Даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов за плату определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводит МАУ "Нижнетагильская студия телевидения Тагил-ТВ" с участием зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений на основании письменных заявок на участие в жеребьевке. Жеребьевка проводится не позднее 31 января 2012 года.
В случае, если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, откажутся от использования предоставленного им для проведения предвыборной агитации платного либо бесплатного эфирного времени, они обязаны не позднее чем за пять дней до выхода в эфир, а если выход в эфир должен состояться менее чем через пять дней со дня проведения соответствующей жеребьевки, - в день жеребьевки сообщить об этом в письменной форме организации телевещания, которая использует высвободившееся эфирное время по своему усмотрению.
Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 6 статьи 65 Избирательного кодекса, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир).
Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.
4. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях
Редакция газеты "Тагильский рабочий" обязана выделять бесплатную печатную площадь для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями на выборах депутатов Нижнетагильской городской Думы.
Общий минимальный объем площади, которую газета "Тагильский рабочий" бесплатно предоставляет зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, должен составлять не менее 15 процентов от общего объема ее еженедельной печатной площади. Общий объем печатной площади, которую газета бесплатно предоставляет для целей агитации, официально публикуется редакцией не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и в этот же срок представляется в Избирательную комиссию города Нижний Тагил.
Общий объем бесплатной печатной площади распределяется между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные списки кандидатов, путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов.
Бесплатные публикации агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, осуществляются по графику, утверждаемому соответствующей избирательной комиссией.
График предоставления бесплатной печатной площади с указанием конкретной даты составляется редакцией периодического печатного издания по результатам жеребьевки, проводимой ею среди зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов. Жеребьевка проводится не позднее 31 января с участием заинтересованных лиц.
Редакция газеты "Тагильский рабочий" обязана резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой кандидатам и избирательным объединениям для размещения их агитационных материалов.
Для обеспечения равенства условий предоставления указанной платной печатной площади даты публикации предвыборных агитационных материалов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводят редакции государственных, муниципальных периодических печатных изданий с участием зарегистрированных кандидатов (их доверенных лиц), представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных кандидатами, избирательными объединениями. Жеребьевка проводится одновременно с жеребьевкой по предоставлению бесплатной печатной площади.
Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия, указанные в разделе 2 настоящего Примерного порядка, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.
Публикация агитационных материалов в периодических печатных изданиях не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением.
Публикации всех агитационных материалов, размещаемых в периодических печатных изданиях, должны сопровождаться информацией о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата или избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату или избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.
5. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
Кандидаты вправе осуществлять агитацию посредством агитационных публичных мероприятий с момента их выдвижения.
Агитационное публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, избирательного объединения.
Целью агитационного публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни, побуждающим избирателей к голосованию за кандидатов, список, списки кандидатов.
Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в целях предвыборной агитации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Избирательным кодексом, Законом Свердловской области "О порядке подачи уведомления о проведении на территории Свердловской области публичного мероприятия", Законом Свердловской области "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, на территории Свердловской области".
Органы исполнительной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.
Организатор публичного мероприятия подает письменное уведомление о проведении на территории города Нижний Тагил публичного мероприятия в Администрацию города Нижний Тагил.
Уведомление о проведении собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия в Администрацию города Нижний Тагил. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
В уведомлении указываются цель, форма и место проведения мероприятия или маршруты движения, время его начала и окончания, предполагаемое количество участников, формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении мероприятия, данные об организаторах публичного мероприятия и лиц, уполномоченных выполнять распорядительские функции по организации и проведению мероприятия. Также в уведомлении обязательно указывается дата подачи уведомления.
Уведомление о проведении публичного мероприятия рассматривается соответствующими уполномоченными органами не позднее чем в семидневный срок.
Администрация города Нижний Тагил обязана:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства;
3) назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением руководителя соответствующего должностного лица Администрации города Нижний Тагил, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
Администрация города Нижний Тагил вправе предложить обратившимся организаторам публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления иные место и время проведения публичного мероприятия, а также предложить устранить несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства. При этом организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до проведения мероприятия информировать Администрацию города Нижний Тагил в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Публичные мероприятия должны проводиться в соответствии с целями, указанными в уведомлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте. При проведении массового мероприятия его организаторы и другие участники обязаны соблюдать законодательство, не нарушать общественный порядок.
Не допускается иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, а также для причинения материального ущерба.
Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Избирательные комиссии обязаны содействовать кандидатам, избирательным объединениям в проведении агитационных публичных мероприятий. Указанное содействие предполагает учет помещений, пригодных для использования их в соответствии с законом для проведения собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, а также проведение совместно с органами местного самоуправления организационной работы по обеспечению своевременного предоставления таких помещений, определению порядка пользования ими с учетом равенства прав всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять Избирательной комиссии города Нижний Тагил сведения о помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и пригодных для проведения публичных агитационных мероприятий. По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированный список кандидатов, указанные помещения безвозмездно предоставляются собственником, владельцем помещения. Соблюдая принцип равенства прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательные комиссии должны определить временные рамки использования помещений для встреч зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений с избирателями.
Если указанное выше помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить Избирательную комиссию города Нижний Тагил либо окружную избирательную комиссию в письменной форме о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям. Избирательная комиссия в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (разместить в помещении избирательной комиссии, довести до сведения кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений).
Нарушение права кандидатов и избирательных объединений на использование соответствующих помещений в ходе проведения ими предвыборной агитации влечет привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении.
Нарушения порядка и правил проведения публичного мероприятия являются основаниями его приостановления или прекращения в соответствии со статьями 15-17 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
6. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
Кандидаты, избирательные объединения вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в Избирательную комиссию города Нижний Тагил. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данные требования, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов. Нарушение указанного требования влечет привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы (за исключением распространяемых через СМИ) должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда кандидата или избирательного объединения. Оплата печатных агитационных материалов производится кандидатом, избирательным объединением в полном объеме до их изготовления.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в Избирательную комиссию города Нижний Тагил, кандидатом - в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Нижнетагильской городской Думы.
Вместе с указанными материалами должно быть также представлено уведомление, содержащее сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Запрещается изготовление и распространение агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения и с нарушением требований, установленных законом.
Не допускается выпуск и распространение агитационных материалов совместно несколькими кандидатами, зарегистрированными в составе списков, выдвинутых разными избирательными объединениями, несколькими зарегистрированными кандидатами (в том числе выдвинутыми разными избирательными объединениями).
Администрация города Нижний Тагил по предложению Избирательной комиссии города Нижний Тагил не позднее 2 февраля 2012 года обязана выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится избирательными комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений.
Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением специально определенных для этой цели мест) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается. Ответственность за нарушение данного требования предусматривается статьей 5.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Запрещается размещать печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
В соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия относятся:
1) памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;
2) ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
3) достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам равные условия для размещения агитационных материалов.
Ответственность за нарушение указанного порядка изготовления и размещения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов предусмотрена статьями 5.10 и 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Особенности проведения предвыборной агитации с использованием ресурсов сети Интернет
Интернет-ресурсы разделяются на зарегистрированные и незарегистрированные в качестве средств массовой информации (СМИ) - от этого будет зависеть правовое регулирование размещения предвыборной агитации на данных Интернет-ресурсах.
Размещение агитационных материалов на Интернет-ресурсах, зарегистрированных в качестве СМИ, которые в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" относятся к иным средствам массовой информации, регулируется нормами, определяющими порядок проведения предвыборной агитации через СМИ.
Использование Интернет-ресурсов, не имеющих регистрации в качестве СМИ, регламентируется нормами законодательства о выборах, определяющими требования к выпуску и распространению аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
Положение пункта 4 статьи 65 Избирательного кодекса Свердловской области о том, что право участвовать в информационном обеспечении выборов имеют только те СМИ, которые зарегистрированы не менее чем за один год до начала избирательной кампании, в полной мере применимо и к регистрации Интернет-СМИ.
На все Интернет-ресурсы, зарегистрированные в качестве СМИ и желающие предоставлять свои возможности для целей предвыборной агитации на выборах депутатов Нижнетагильской городской Думы, распространяется действие нормы пункта 6 статьи 65 Избирательного кодекса Свердловской области об обязанности по публикации в периодическом печатном издании не позднее 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении указанных выборов условий и порядка оплаты размещения предвыборных агитационных материалов и направлению в тот же срок этих сведений вместе с уведомлением о готовности предоставить свои возможности для целей агитации в Избирательную комиссию города Нижний Тагил.
К Интернет-ресурсам, которые зарегистрированы в качестве СМИ, в том числе учрежденным избирательными объединениями, также применяются все требования, предъявляемые избирательным законодательством к СМИ, размещающим предвыборную агитацию. В частности, агитация в СМИ может проводиться только в период с 4 февраля 2012 года по 00.00 часов 3 марта 2012 года.
Размещение агитационного материала должно сопровождаться указанием на то, из средств какого избирательного фонда оплачено размещение этого агитационного материала.
Для негосударственных СМИ, выходящих в Интернете, также действует правило, предусмотренное в пункте 5 статьи 65 Избирательного кодекса Свердловской области, согласно которому условия оплаты размещения агитационных материалов должны быть едины для всех кандидатов и избирательных объединений. Это требование не распространяется на редакции негосударственных Интернет-СМИ, учрежденных избирательными объединениями.
Правом ведения предвыборной агитации через Интернет-СМИ могут пользоваться только зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов.
В рамках информационного обеспечения выборов Интернет-СМИ могут участвовать в информировании избирателей - размещать различные информационные материалы, касающиеся подготовки и проведения выборов, не содержащие признаков предвыборной агитации и соответствующие требованиям пункта 2 статьи 60 Избирательного кодекса Свердловской области, то есть отвечающие требованиям объективности, достоверности размещаемой информации, не нарушающие принцип равенства кандидатов, избирательных объединений.
Если Интернет-ресурс не зарегистрирован в качестве СМИ, размещение на нем агитационных материалов является формой выпуска и распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов, в связи с чем такое размещение должно осуществляться с соблюдением требований статьи 69 Избирательного кодекса Свердловской области и после формирования избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Такой агитационный материал должен быть представлен до начала его размещения в соответствующую избирательную комиссию. Агитационный материал должен обязательно содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации (Ф.И.О. лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, полные фамилию, имя, отчество кандидата или наименование избирательного объединения, заказавшего его, а также информацию о тираже и дате выпуска такого материала. При этом следует иметь в виду, что сайты избирательных объединений не могут использоваться для целей предвыборной агитации без соблюдения вышеуказанного порядка изготовления и размещения агитационных материалов, в том числе в части оплаты размещения этих агитационных материалов.
Размещение кандидатом, избирательным объединением агитационных материалов в Интернет-СМИ, на Интернет-ресурсе, учрежденном избирательным объединением, и не являющихся СМИ допускается только на основании письменного договора, заключенного между кандидатом, избирательным объединением и редакцией указанного Интернет-СМИ, владельцем Интернет-ресурса на условиях полной предоплаты из средств соответствующего избирательного фонда.
При размещении предвыборной агитации на Интернет-ресурсах, как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в качестве СМИ, кандидатами, избирательными объединениями должна быть произведена предварительная оплата такого размещения из средств соответствующего избирательного фонда. Размещение предвыборной агитации будет осуществляться (также как и при размещении в обычных СМИ, изготовлении агитационных печатных материалов) на основании соответствующего договора, заключенного между избирательным объединением и редакцией Интернет-СМИ или владельцем Интернет-ресурса.
При использовании возможностей Интернета должны учитываться и соблюдаться все ограничения, установленные статьей 70 Избирательного кодекса Свердловской области к содержанию и размещению указанных агитационных материалов. В частности, не допускается агитация с признаками экстремистской деятельности, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство. Также следует обратить внимание на запрет изготовления агитационных материалов с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности (пункт 2-1 статьи 70 Избирательного кодекса Свердловской области).
Меры реагирования, предусмотренные действующим законодательством, применяются также к случаям выявления в Интернете нарушений правил проведения предвыборной агитации, установленных законом.
Кандидат, избирательное объединение, в интересах которого на Интернет-сайте проводится предвыборная агитация, а также представители Интернет-ресурса должны быть извещены избирательной комиссией о выявленном нарушении и вправе представить свои пояснения по данному вопросу.
В случае выявления факта нарушения кандидатом, избирательным объединением правил ведения агитации, соответствующая избирательная комиссия вправе вынести указанным лицам предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через СМИ либо иным способом, например, через Интернет.
8. Ограничения при проведении предвыборной агитации
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под злоупотреблением свободой массовой информации понимается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Как злоупотребление свободой массовой информации в соответствии с указанным Законом Российской Федерации квалифицируется использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а также распространение в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
К формам злоупотребления свободой массовой информации отнесено осуществление экстремистской деятельности. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" устанавливает, что экстремистской деятельностью признается:
1) деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
2) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
3) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
4) совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
5) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
6) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
7) публичное и заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или Свердловской области, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей вышеперечисленных деяний, являющихся преступлением;
8) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Распространение экстремистских материалов на территории Российской Федерации запрещено.
Не допускается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список (списки кандидатов) в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается.
Под коммерческой деятельностью в данном случае понимается любая деятельность, направленная на получение прибыли, в том числе предпринимательская деятельность. В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Под иной, не связанной с выборами деятельностью, понимается благотворительная, научная, творческая, политическая, спортивная и т.п. деятельность.
Кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, уполномоченным представителям избирательных объединений, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
Статьей 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Ответственность виновных лиц за осуществление подкупа избирателей, проведение незаконной благотворительной деятельности предусматривается статьей 5.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации
Избирательная комиссия города Нижний Тагил, окружные и участковые избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают во взаимодействии с правоохранительными органами необходимые меры по устранению допущенных нарушений.
В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.
В соответствии с рекомендациями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в целях реализации полномочий комиссий по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил информирования избирателей, ведения предвыборной агитации, в том числе для недопустимости злоупотребления свободой массовой информации в части распространения материалов (информации) экстремистской направленности, при избирательных комиссиях создаются рабочие группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, которые действуют на основании соответствующих положений, утвержденных решениями избирательных комиссий.
Установление наличия в информационных материалах признаков экстремизма осуществляется федеральным судом по месту обнаружения и распространения таких материалов или по месту нахождения организации, осуществившей их издание, на основании представления прокурора.
Решение суда об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма является основанием для изъятия нереализованной части тиража.
Кроме того, в случае принятия судом решения о признании информационных материалов экстремистскими, регистрация кандидата, списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, либо по заявлению прокурора.
Согласно положениям Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" редакция СМИ также несет ответственность за злоупотребление свободой массовой информации в случае распространения представленного избирательным объединением, кандидатом агитационного материала, нарушающего положения пункта 1 статьи 56 Федерального закона, за исключением случая выпуска материала в эфир без предварительной записи.
<< Назад |
Приложение >> N 1 |
|
Содержание Решение Избирательной комиссии города Нижний Тагил Свердловской области от 24 ноября 2011 г. N 7/11 "О порядке организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.