Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
В настоящее время мировым сообществом сформированы принципиально новые положения о связи здоровья и благосостояния в пожилом возрасте, доступности социальных услуг для пожилых людей, их защите как потребителей товаров и услуг, о пересмотре оценки роли семьи в оказании пожилым людям поддержки и ухода.
Мероприятия по обеспечению населения социальными услугами с 2006 года - это часть мер государственной социальной политики, основной фактор социального развития, влияющий на улучшение социального здоровья общественной жизни, а также способствующий предупреждению риска бедности пожилых людей. Обязательным условием, способствующим эффективному решению задач формирования социальной инфраструктуры, является согласованная деятельность государственных, общественных институтов и граждан, действующих в пределах своих полномочий и возможностей.
Законом Свердловской области от 15.06.2011 N 36-ОЗ "О программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" определено, что целью повышения качества жизни граждан старшего поколения является создание условий для повышения их качества жизни.
В реализации приоритетного направления развития города Нижний Тагил в целях повышения эффективности управления социальными процессами определяется прежде всего общественная потребность в развитии мер дополнительной к государственной поддержки уязвимых групп населения, для которых данная помощь жизненно необходима.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, предлагается следующее обоснование выявленных проблем в повышении уровня и качества жизни граждан пожилого возраста путем предоставления различных дополнительных (к государственным) мер социальной поддержки в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста:
- затруднения, связанные с разработкой и реализацией органами местного самоуправления организационно-технических мероприятий в отношении старшего поколения;
- собственно проблемы пожилых людей.
Что касается проблем организационно-технического уровня, то они могут периодически возникать в плоскости межведомственного взаимодействия, согласования задач, рационального использования имеющихся ресурсов. В разрешении проблемных ситуаций такого уровня применительны эффективные управленческие действия.
Решение проблем, обусловленных возрастными изменениями людей, представляет собой сложный долговременный процесс, участниками которого являются сами граждане, общество и государство.
Положительная оценка вклада пожилых людей в социальное развитие города связана, прежде всего, с их пониманием и принятием происходящих изменений в современном обществе, а также с проявлением интереса к социальной, культурной и экономической жизни, сохранением способности к посильной трудовой деятельности, готовностью передавать опыт и восполнять ресурсы, затраченные государством на обеспечение их жизнедеятельности.
В то же время высокая численность граждан пожилого возраста в составе населения города сопровождается обоснованным ожиданием предоставления муниципальных гарантий их благосостояния.
В Нижнем Тагиле, по данным управления Пенсионного фонда, проживает более 112 тысяч получателей пенсии, из них порядка 86 тысяч человек старше трудоспособного возраста, при этом пожилые люди - быстро увеличивающаяся социально-демографическая группа. В дальнейшем этот показатель будет расти, прогнозируется, что до 2014 года доля лиц пожилого возраста в структуре населения города, как и в целом по стране, останется относительно высокой.
Нуждаемость граждан пожилого возраста в адресной помощи возрастает вследствие многих причин.
Изменения, связанные с процессами переустройства общественной жизни, в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, при этом растет их зависимость от экономически и социально активного населения.
Пожилому возрасту присущи и специфические проблемы: ухудшение состояние здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В неблагоприятном положении находятся пожилые женщины. В старшем поколении численность женщин составляет почти 70 процентов, одиноко проживают более 80 процентов пожилых женщин. Среди женщин пожилого возраста высока доля вдов (45 процентов - в целом и 62 процента - в возрастной группе 70-75 лет).
В пожилом возрасте ухудшение состояния здоровья, снижение мобильности обусловливает потребность в посторонней помощи. Как показывают опросы более 60 процентов людей старших возрастных групп не могут без труда подняться даже на третий этаж, без усилий войти в общественный транспорт, отмечается высокий уровень их травмированности.
Изменения функциональных возможностей пожилых людей ограничивают их "социальный круг", приводят к нарушениям психологического состояния, раздражительности, неудовлетворенности своим положением в обществе.
На процесс адаптации пожилых людей влияет и такой фактор, как ненадежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей, плохое материальное положение.
В данном направлении программно-целевым методом могут быть сформулированы муниципальные обязательства в отношении людей старшего поколения города Нижний Тагил по повышению уровня и качества их жизни путем развития социального партнерства в сотрудничестве органов местного самоуправления с различными организациями по предоставлению пожилым людям защиты, помощи и услуг.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, являясь важным условием сохранения достойного образа жизни в пожилом возрасте, предусматривает реализацию мероприятий, в ходе которых должны поддерживаться физическое и духовное здоровье, достигаться удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаться гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
Комплексные меры по минимизации проблем пожилого населения города с 2009 года решаются с использованием программно-целевого метода - Решением Нижнетагильской городской Думы от 18.12.2008 N 78 была принята муниципальная целевая программа "Старшее поколение" (2009-2011 годы)".
Мероприятия первой программы были направлены на решение следующих задач:
1. Предоставление муниципальных мер социальной помощи отдельным категориям пенсионеров, проживающих на территории города Нижний Тагил.
2. Обеспечение доступности медицинской помощи ветеранам и пенсионерам.
3. Создание условий для расширения возможностей участия пожилых людей в культурно-досуговой жизни города, занятию физической культурой и спортом, повышение общественной значимости вклада ветеранов в развитие города.
4. Активизация волонтерского движения среди населения города по решению социальных проблем пожилых людей.
В результате реализации запланированных мероприятий, ежегодно за счет средств местного бюджета оказывается поддержка:
- ветеранов войны,
- пенсионеров бюджетных учреждений,
- ветеранов ликвидированных предприятий,
- пенсионеров, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
- заслуженных тагильчан, имеющих звания "Персональный пенсионер", "Почетный гражданин города Нижний Тагил", "Почетный ветеран города Нижний Тагил",
- пенсионеров города, нуждающихся в санаторном оздоровлении (частичная оплата стоимости оздоровления в МБУ "Сосновый бор" за счет местного бюджета).
С целью обеспечения доступности медицинской помощи и медикаментов для ветеранов, на территории города проводится конкурс среди учреждений здравоохранения на лучшее обслуживание пенсионеров. Ежегодно проходили осмотры в лечебных учреждениях и на дому все участники и инвалиды Великой Отечественной войны, блокадники Ленинграда и порядка 4,0 тысяч тружеников тыла. В круглосуточных стационарах города ежегодно проходили лечение более 350 ветеранов Великой Отечественной войны.
Реализуется проект "Доброе здоровье", благодаря которому дисконтные карты на предоставление на 7% скидки в аптеках города вручены более чем 750 малоимущим пенсионерам и пенсионерам ликвидированных предприятий.
Действует проект "Социальная карта тагильчанина", по которому на сегодняшний день около 6,5 тысяч человек одиноко проживающих ветеранов, инвалидов получают скидки на товары и услуги.
Активизировалась работа по проведению досуговых, культурно-массовых и спортивных мероприятий для ветеранов.
Ежегодно учреждениями культуры:
- организуется проведение литературно-музыкальных гостиных, просмотров фильмов, видеобесед, интеллектуальных шоу, игровых и развлекательных "Ретро-программы" с охватом порядка 3,0 тысяч человек;
- проводятся более 550 мероприятий на благотворительной и льготной основе с участием более чем 32 тысяч человек старшего поколения.
В рамках расширения спектра предоставляемых дополнительных услуг, на базе образовательных учреждений города, квартальных клубов ежегодно организуются праздничные мероприятия, в которых участвуют более чем 4,5 тысяч ветеранов. При клубных учреждениях функционирует около 20 хоровых коллективов, в которых принимают участие более 350 человек.
Порядка 7,5 тысяч ветеранов приняли участие более чем в 30 ежегодных спортивных мероприятиях для пенсионеров города.
С 2010 года для ветеранов - членов творческих коллективов учреждений социального обслуживания населения проводится фестиваль "Салют Победы", в городском этапе которого принимают участие 1500 ветеранов.
Благодаря Программе в городе активизирована работа советов ветеранов ликвидированных предприятий:
- за счет средств городского бюджета проведены 32 праздничных встречи ветеранов данной категории в рамках мероприятий, посвященных Дню Победы и Дню пожилых людей во всех районах города;
- привлекаются спонсорские средства для поздравления ветеранов данной категории (так, например, Торгово-промышленная палата с 2010 года взяла шефство над ветеранами Цементного завода);
- в Городском совете ветеранов в 2010 году создан координационный совет ветеранов ликвидированных предприятий (председатель - Кувардина К.Н.).
С целью оказания содействия в деятельности ветеранских организаций Городскому совету ветеранов предоставлены дополнительно 2 помещения для работы советов ветеранов ликвидированных предприятий, координационного совета "Дети войны", общественных объединений репрессированных и реабилитированных граждан, общества блокадников. Оплата коммунальных расходов производится за счет средств местного бюджета.
Активизирована работа по созданию и поддержке деятельности отрядов молодежного волонтерского движения "Скорая социальная помощь" в каждом районе города. Различные виды шефской помощи ежегодно получают порядка 600 ветеранов.
С 2011 года, в рамках МЦП начала работу городская информационно-справочная служба "Социальный навигатор". Более 2,5 тысяч ветеранов смогли получить консультацию о порядке предоставления льгот различным категориям граждан, поиске организаций и учреждений и иным вопросам.
В период действия Программы (с 2009 по 2011 годы) из местного бюджета направлено на оказание разносторонней помощи гражданам пожилого возраста более 96 миллионов рублей.
В целом можно констатировать, что муниципальная целевая программа "Старшее поколение" на 2009-20011 годы" представляла собой результативную модель взаимодействия органов местного самоуправления, организаций и учреждений всех форм собственности на территории города Нижний Тагил.
Реализация программных мероприятий способствовала обеспечению одного из ведущих приоритетов государственной социальной политики - защиты прав и законных интересов пожилых людей как самостоятельной, требующей отдельного внимания социально-демографической группы населения, а также показала оптимальность выбранного способа и периода планирования программно-целевым методом. Именно среднесрочный период позволяет реально спрогнозировать мероприятия Программы и объемы их финансирования, а также показатели, позволяющие оценить итоги ее реализации.
Социальная значимость Программы поддержки пожилых людей в Нижнем Тагиле послужила основанием для принятия Правительством Свердловской области решения об утверждении аналогичной программы на 2011-2013 годы.
Принимая во внимание, что содержание и приоритетность мер поддержки граждан старшего поколения находятся в прямой связи с системой стратегических целей Свердловской области, признавая, что проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер, требуют изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов - формирование идеологического, правового и экономического механизмов деятельности по поддержке пожилых людей, активизации их социального участия в общественной жизни на период до 2014 года предполагается в рамках настоящей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.