Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
Питание - один из факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков. Нарушение качества и организации питания в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, становится причиной обменных нарушений и хронической патологии.
Проблема питания требует комплексного, системного подхода и должна осуществляться в рамках четко определенных задач при поддержке государства.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации было отмечено, что необходимо "обеспечить школьников нормальным, качественным питанием, то есть горячим питанием".
В постановлении Главного санитарного врача Российской Федерации от 31.08.2006 N 30 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях" Минобрнауки России рекомендовано: "оптимизировать рационы питания детей и, в первую очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами".
Учитывая тот факт, что питание в школе составляет 70% ежедневного рациона подрастающего поколения, качество и эффективность школьного питания становятся вопросом национальной безопасности.
В городе Нижний Тагил в настоящее время 65 общеобразовательных учреждений (в том числе начальная школа детский сад N 105), в которых обучаются 30736 учащихся. В каждом образовательном учреждении работают столовые, обеспечивающие учащихся горячим питанием.
Общий охват питанием в 2009-2010 учебном году составляет 94%, в том числе горячим питанием 84% (учитывая второе горячее питание за счет средств родителей, охват горячим питанием составляет - 94,5%). Питание учащихся МОУ осуществляется следующим образом:
- учащихся начальных классов 28 руб. 80 коп. в учебный день (завтрак или обед);
- учащихся 5-11 классов из числа детей-сирот; детей-инвалидов, детей из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области; детей из многодетных семей на сумму 34 руб. 60 коп. в учебный день (завтрак или обед);
- учащихся специальных (коррекционных) классов начальной школы двухразовым питанием сумму 52 руб. 90 коп. в учебный день;
- учащихся 5-11 специальных (коррекционных) классов двухразовым питанием на сумму 63 руб. 40 коп. в учебный день.
В столовых, являющихся структурными подразделениями муниципальных общеобразовательных учреждений, стоимость горячего питания без наценки на продукты питания для:
- учащихся начальных классов: 22 руб. 40 коп. в учебный день (завтрак или обед);
- учащихся 5-11 классов из числа детей-сирот; детей-инвалидов, детей из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области; детей из многодетных семей на сумму 26 руб. 50 коп. в учебный день (завтрак или обед);
- учащихся специальных (коррекционных) классов начальной школы двухразовым питанием сумму 41 руб. 00 коп. в учебный день;
- учащихся 5-11 специальных (коррекционных) классов двухразовым питанием на сумму 49 руб. 00 коп. в учебный день;
Полноценное питание - важнейшее условие хорошего здоровья, нормального роста, физического и умственного развития учащихся. Особая роль в этом отношении принадлежит регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами: витаминами и минеральными веществами.
Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро- и микроэлементов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает сопротивляемость различным заболеваниям, повышает чувствительность организма к воздействию радиации, усиливает отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса.
Неблагоприятные экологические факторы также действуют на организм детей и подростков и в конечном итоге препятствуют формированию здорового поколения города. Анализ состояния здоровья учащихся города показывает рост заболеваемости алиментарно-зависимыми заболеваниями, к которым могут быть отнесены заболевания желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания.
Характеристика состояния здоровья обучающихся
N п/п |
Наименование показателя |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1. |
Общая заболеваемость детей до 14 лет включительно (на 1000 детей соответствующего возраста), (%) в том числе: |
2513,7 |
2499,0 |
2670,2 |
- некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
105,1 |
103,8 |
96,7 |
|
- анемии |
41,9 |
41,7 |
48,7 |
|
- ожирение |
3,2 |
3,0 |
2,6 |
|
- болезни органов пищеварения |
135,0 |
141,9 |
155,7 |
|
2. |
Общая заболеваемость детей от 15 до 17 лет включительно (на 1000 детей соответствующего возраста), (%) в том числе: |
1612,3 |
1662,7 |
2509,4 |
- некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
28,8 |
27,9 |
31,5 |
|
- анемии |
9,9 |
6,2 |
10,6 |
|
- ожирение |
1,2 |
2,7 |
5,9 |
|
- болезни органов пищеварения |
165,0 |
184,2 |
241,9 |
В течение последних трех лет отмечается рост показателя общей заболеваемости у детей до 14 лет, в том числе по классам заболеваний: анемии и болезни органов пищеварения.
Показатель общей заболеваемости у подростков 15-17 лет, в сравнении с предыдущими годами, вырос в 1,5 раза, в том числе по классам: инфекционные и паразитарные болезни, анемии, ожирение, болезни органов пищеварения.
Принципиально важно использовать в рационах питания школьников самые разнообразные продукты, обогащая их микронутриентами, от кондитерских изделий до мясных полуфабрикатов, молочных продуктов. Только таким образом может быть достигнуто реальное обогащение всего рациона учащихся минеральными веществами с учетом их суточной потребности и потерь при кулинарной обработке.
Для решения данной проблемы необходимо организовать в учебных заведениях лечебное и диетическое питание, используя при этом продукцию с повышенной пищевой и биологической ценностью.
В Нижнем Тагиле на протяжении ряда лет накоплен определенный опыт организации питания учащихся. Внедряются новые формы обслуживания: школьные бары и кафе, фито-бары, витаминные столы. В образовательных учреждениях работают ответственные преподаватели, отвечающие за питание. С 2003 года проводятся городские смотры-конкурсы на "Лучший школьный обед", "На лучшую организацию питания учащихся", в 2008, 2009 учебных годах участвовали в областных смотрах-конкурсах и были награждены "Дипломами" как лучшее муниципальное образование.
Вместе с тем существует ряд проблем, влияющих на организацию питания учащихся:
- отсутствие современных технологий;
- слабая материально-техническая база предприятий питания;
- недостаточный уровень квалификации производственного персонала.
Для решения данных проблем целесообразнее использовать программно-целевой метод, который позволит скоординировать действия органов местного самоуправления, общеобразовательных учреждений, предприятий и организаций по вопросам организации здорового питания детей, учащихся и студентов.
Разработанная муниципальная целевая программа позволит улучшить качество питания учащихся, усовершенствовать материально-техническую базу предприятий, повысить квалификацию работников предприятий питания, увеличить охват питанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.