Кассационное определение Свердловского областного суда
от 7 февраля 2012 г. N 33-1611/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Сидоркина С.В.,
судей Мазановой Т.П., Пименовой С.Ю.
при секретаре Чуба Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07.02.2012 гражданское дело по иску Горячих С.С. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Заречному о перерасчете и индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности и инфляционных убытков
по кассационной жалобе ответчика на решение Заречного районного суда Свердловской области от 17.11.2011.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горячих С.С. обратилась с иском Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Заречному о перерасчете и индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности за период с ( / / ) по ( / / ) в размере ... руб., взыскании суммы инфляционных убытков в размере ... руб., возложении обязанности на ответчика ежемесячно выплачивать с ( / / ) денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере ... руб. за счет средств федерального бюджета Российской Федерации с последующей индексацией.
В обоснование иска Горячих С.С. указала, что с ( / / ) по ( / / ) принимала участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в зоне отчуждения.
( / / ) впервые установлена третья группа инвалидности с утратой трудоспособности ... процентов, заболевание связано с исполнением служебных обязанностей на Чернобыльской АЭС, в последующем при очередных освидетельствованиях, процент утраты составил с ( / / ) - ... процентов, с ( / / ) - ... %.
Поскольку период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, полагает, что у ответчика отсутствовали основания для расчета возмещения вреда исходя из среднего заработка рассчитанного за двенадцать месяцев перед установлением инвалидности, указанная выплата должна быть рассчитана из условного заработка, в связи с чем просила признать незаконным установление ей на ( / / ) суммы возмещения вреда в размере ... руб., когда ей полагалось ... руб., кроме того полагает, что неверно произведена индексация суммы возмещения вреда.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований Горячих С.С., в ее пользу с ответчика взыскана задолженность по выплате сумм возмещения вреда здоровью за период с ( / / ) по ( / / ) в размере ... руб., сумма инфляционных убытков в размере ... руб. Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по городу Заречный с ( / / ) обязан выплачивать Горячих С.С. ежемесячно в возмещение вреда здоровью сумму в размере ... рублей, с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оспаривая постановленное решение, в кассационной жалобе ответчик указал на его незаконность, находя его постановленным в нарушение норм материального и процессуального права в связи с применением коэффициента 6 и возложение обязанности на УСЗН по г. Заречному произвести единовременную выплату.
Изучив материалы дела, проверив оспариваемое решение, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из ст.ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 01.12.1997 "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24.11.1995 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются данным Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Как установлено судом и не оспорено ответчиком, Горячих С.С. с ( / / ) по ( / / ) принимала участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С ( / / ) года ей установлена инвалидность, связанная с последствиями аварии на ЧАЭС.
В соответствии с вышеуказанным истец относится к числу граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона и которым гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данное обстоятельство не оспаривается.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении выплат в возмещение вреда, впоследствии ею было написано заявление о перерасчете ежемесячной компенсации в соответствии со ст. 14 ч.1 пункт 25 Закона N 1244-1, в редакции закона Российской Федерации от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Возмещение вреда ей значительно занижено, что и послужило основанием для обращения в суд с вышеуказанным иском, который суд нашел обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, а доводы кассационной жалобы ответчика находит несостоятельными в силу следующего.
Согласно п. 25 ч.1 ст. 14 данного закона (в ред. ФЗ от 24.11.1995 N 179-ФЗ) гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 06.01.2000 регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24.12.1992 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).
С 06.01.2000 названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
Исходя из п.1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, начиная с 06.01.2000, подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.
В пункте 3 статьи 12 названного Закона и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (далее - Правила), был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за 12 месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
До 06.01.2000 в случае, когда у потерпевшего, имеющего общий трудовой стаж 12 и более месяцев, в течение 12 месяцев перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация или должность, при определении среднемесячного заработка мог быть учтен заработок не за двенадцать месяцев работы, предшествовавших трудовому увечью или профессиональному заболеванию, а только за период работы в новых условиях (часть 2 статьи 15 Правил).
До 15.02.2001 средний месячный заработок инвалида подсчитывался путем деления на 12 общей суммы заработка за 12 месяцев работы, а если до наступления страхового случая (трудового увечья) стаж работы составлял менее 12 месяцев, - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев (п.3 ст.12 ФЗ от 24.07.1998. N 125-ФЗ, части 1 и 2 ст. 15 Правил).
Таким образом, при назначении истцу ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью по выбору инвалида размер возмещения мог быть исчислен из заработка за 12 месяцев перед снижением трудоспособности, из заработка за 12 месяцев, предшествующих увечью, либо, при установлении устойчивых изменений трудовой функции, из заработка за период работы на Чернобыльской АЭС.
С учетом п.25 ч.1 ст.14 базового Закона, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения.
В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда установлено, что заработок, из которого исчислен размер возмещения, увеличивается для возмещения вреда, определенного в 1986 году - в 6.7 раза (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 180-ФЗ).
В соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей" суммы заработка, из которых исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в абз.1 настоящего пункта, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 01.01.1991 года, в 6 раз. Статьей 29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, признавшей утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-1, абзацы 1 и 2 пункта 2 оставлены в силе. В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N 35 указано, что во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 01.01.1991 суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2 названного Постановления Верховного Совета РФ (в данном случае коэффициент в 6,7 раза), должны увеличиваться соответственно в 6 раз независимо от времени предъявления иска.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определен средний заработок истца, исходя из условного заработка, который составил ... руб., осовремененный, а затем увеличенный на пенсионные индексы, а в соответствии с ФЗ от 25.05.1996 N 55-ФЗ на индекс МРОТ, что позволило истца поставить в равное положение в вопросе возмещения вреда потерпевших работников, которые в одно и тоже время получили трудовое увечье, но в разное время предъявившие требование о возмещении вреда здоровью, причиненного при равных условиях.
В силу вышеизложенного утверждение ответчика о незаконном применении коэффициента 6 неправомерно.
Право истца на своевременное ежемесячное получение всех причитающихся ему денежных сумм закреплено в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Статьей 5 указанного Закона предусмотрена индексация установленных выплат. Исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека, а также исходя из конституционной обязанности государства признавать и обеспечивать право на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, право истца на своевременное получение сумм в возмещение вреда здоровью в предусмотренном законом размере должно быть обеспечено.
Задержка выплаты причитающихся сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред гражданину. При разрешении спора, судом установлен факт выплаты истцу в течение длительного времени сумм возмещения вреда в меньшем размере, чем предусмотрено законом. Как следствие, является бесспорным право истца на возмещение убытков в связи с обесцениванием из-за инфляции своевременно недополученных денежных сумм. Следовательно, правомерно удовлетворены требования истца об индексации своевременно недополученных денежных сумм. Расчет полагающихся взысканию истцу сумм судом приведен, ответчиком не оспорен.
В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Силу ст. 14 вышеназванного закона выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 ч.1 настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что финансовое обеспечение по предоставлению мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации. Министерство Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства.
В соответствии с пп. 2, 6, 7 Правил выплаты гражданам компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907, для получения компенсации получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Ежегодным постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной компенсации в возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которым Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с реестрами, составленными органами социальной защиты населения, формирует базу данных получателей денежной компенсации, осуществляет распределение средств между плательщиками, и направляет каждому из плательщиков сводные реестры. Данными постановлениями Правительства устанавливается, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации осуществляется на счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджета Федеральной службе по труду и занятости.
По установленному Правилами финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, порядку органы соцзащиты населения субъектов РФ ежемесячно составляют реестры, в которых указывают суммы ежемесячных платежей как назначенные органом соцзащиты населения Российской Федерации, так и установленные судебным постановлением.
Исходя из положений вышеуказанных нормативных актов в их взаимосвязи, надлежащим ответчиком по делам, связанным с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является Российская Федерация. Представителем Российской Федерации по этой категории дел должен выступать орган социальной защиты населения, в котором в данном субъекте Российской Федерации формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации, то есть орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в котором проживает получатель возмещения вреда и мер социальной поддержки.
Изложенная позиция согласуется и с разъяснениями, данными в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12. 2000 N 35 (с изменениями) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В этой связи судом первой инстанции правильно определен надлежащий ответчик, на которого возложена обязанность по выплате как задолженности, так и ежемесячной выплаты возмещения вреда здоровью истцу.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при разрешении спора.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, требованиями действующего законодательства, в связи с чем отсутствуют основания, предусмотренные ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для его отмены в кассационном порядке также и по доводам кассационной жалобы ответчика, которые являются несостоятельными.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заречного районного суда Свердловской области от 17.11.2011 отставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Свердловского областного суда от 7 февраля 2012 г. N 33-1611/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru