Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 февраля 2012 г. N А60-39786/2011
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Д.А. Ваулин, представитель по доверенности от 26.07.2011, предъявлен паспорт,
от заинтересованного лица: Н.А. Ненашева, представитель по доверенности N 08-15/00092 от 11.01.2012, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заявитель обратился в суд с требованием о признании решений от 22.08.2011 N 17457 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 2964 об отказе в возмещении суммы налога на объявленную стоимость, заявленной к возмещению недействительными.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 3 кв. 2009 ООО "ЖКХ-Холдинг" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за уточняемый период.
По итогам проверки инспекцией вынесены оспариваемые решения от 22.08.2011, из которых следует, что в налоговой отчетности предприятия выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, что привело к неполной уплате в бюджет налога на добавленную стоимость.
В соответствии с решением N 17457 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику предлагалось уплатить недоимку по налогу в сумме 317994 руб.
В соответствии с решением N 2964 об отказе в возмещении суммы налога на объявленную стоимость налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 621510 руб.
Общество, не согласившись с данными решениями, в апелляционном порядке обжаловало их в Управление ФНС России по Свердловской области, которое своим решением N 1299/11 от 28.09.2011 оспариваемые решения оставлены без изменения.
ООО "ЖКХ-Холдинг", считая решения инспекции от 22.08.2011 незаконными, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела обществу в проверяемый период на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства " (далее - Закон N 185-ФЗ) выделены денежные средства на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также средства из областного бюджета и средства Березовского городского округа.
Общая сумма полученных средств (субсидия) на эти цели составила в 2009 году 145935930 руб., в том числе из бюджета Свердловской области в сумме 138639133 руб. Инспекцией установлено, что указанные денежные средства в полном объеме ООО "ЖКХ-Холдинг" направлены на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками и субподрядчиками на основании договоров.
Налоговый орган, ссылаясь на ст.154, 162 НК РФ, сделал вывод о том, что денежные средства, полученные обществом на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, перечисленные в полном объеме подрядчикам, не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), реализуемых управляющей организацией, следовательно, данные денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются и право на налоговые вычеты по НДС у заявителя отсутствует.
Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация указанных целей достигается фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок (пп. 2 п. 2 ст. 4 Федерального закона N 185-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
В силу п. 6 ст. 20 закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 154 ЖК РФ оплата за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
По настоящему делу установлено, что налогоплательщик, как управляющая организация, исходя из договора управления, предоставляет населению и услуги по капитальному ремонту.
ООО "ЖКХ-Холдинг" в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении организации. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС, что подтверждается материалами дела.
В силу ст.146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В соответствии со ст.39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполнения работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу- на безвозмездной основе.
Исходя из приведенных норм, следует, что операции по выполнению работ по капитальному ремонту жилых домов облагаются НДС в общеустановленном порядке. Льгота, установленная п.п.30 п.3 ст.149 НК РФ введена (в январе 2010) в действие Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149, и 162 части второй Налогового кодекса РФ", и на правоотношения, возникшие в 2009 не распространяется.
Следовательно, при рассмотрении вопроса налогообложения НДС по операциям, связанным с реализацией в 2009 году работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими компаниями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, применяются номы НК РФ, в редакциях, действовавших в 2009 году.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты. Вычетам, в частности, подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Согласно статьям 171, 172 НК РФ налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ выставленные продавцом счета-фактуры должны соответствовать требованиям, предъявляемым пунктом 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.
Пунктом 1 статьи 176 РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 1, 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ, пунктом 1 статьи 162 НК РФ, пунктом 2 статьи 162, пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ, пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ, пунктом 1 статьи 156 ЖК РФ, пунктом 2 статьи 158 ЖК РФ, пунктом 1 статьи 159 ЖК РФ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 ЖК РФ бюджетные средства, полученные заявителем на основании Закона N 185-ФЗ, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии со ст.153-154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Факт выполнения работ (оказание услуг) и их оплата Инспекцией не оспариваются. Первичные бухгалтерские документы оформлены в соответствии Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". У инспекции отсутствуют претензии по оформлению счетов- фактур.
Право налогоплательщика на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника поступления денежных средств при условии соблюдения налогоплательщиком законодательно установленных правил предъявления к налоговому вычету НДС.
В соответствии со статьей 20 Закона N 185-ФЗ на уровень оплаты услуг по капитальному ремонту их потребителями (гражданами - собственниками помещений в многоквартирных домах) установлен нормативными актами органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в размере 5 процентов. Состав услуг по капитальному ремонту определяется органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с процедурой, установленной данным федеральным законом .
Статья 165 ЖК РФ отграничивает субсидии, в том числе субсидии на капитальный ремонт (как формы публично правовой поддержки исполнителей жилищно-коммунальных услуг), от оплаты данных услуг (как исполнения гражданско-правовой обязанности, в том числе и муниципальным собственником).
Услуги по капитальному ремонту ничем не отличаются с точки зрения налогообложения от иных жилищно-коммунальных услуг.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10 указал на обязанность управляющей организации осуществлять содержание и ремонт многоквартирного дома в необходимом объеме, обусловленным его техническим состоянием независимо от конкретного содержания договора управления.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности, и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Исходя из положений ЖК РФ и НК РФ управляющие компании обязаны определять налоговую базу по НДС в соответствии с положениями статьи 153 НК РФ. Общество получало бюджетные средства согласно законодательству в виде субсидий. Указанные средства поступали в распоряжение Общества, которое расходовало их на предоставление услуг по капитальному ремонту.
ООО "ХКХ-Холдинг" данные средства, так же как и средства, получаемые от потребителей оказываемых им услуг, вправе было расходовать по своему усмотрению на уставные цели. Каких-либо доказательств выделения этих средств непосредственно для возмещения сумм НДС, уплаченных контрагентам, представленные документы не содержат
При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке распределения судебных расходов следует взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области в пользу ООО "ЖКХ-Холдинг" 4000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области) от 22.08.2011 N 17454, N 2964.
Обязать налоговый оран устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" 4000 (четыре тысячи) руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 февраля 2012 г. N А60-39786/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника