Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 февраля 2012 г. N А60-55/2012
См. дополнительную информацию к настоящему решению
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386)
к арбитражному управляющему Слепову Сергею Ивановичу
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кочурин Е.А., удостоверение, представитель по доверенности N 08-23/1802 от 27.12.2011 г.,
от заинтересованного лица: Хадеева М.О., паспорт, представитель по доверенности б/н от 08.12.2011 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, помощнику судьи не заявлено.
Заявитель просит привлечь арбитражного управляющего Слепова С.И. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных ч.ч. 2, 5 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а именно: нарушение арбитражным управляющим очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.
13.02.2012г. от заинтересованного лица поступили возражения на заявление, согласно которым просит в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая их необоснованными.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица поддержала доводы, изложенные в возражениях на заявление.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, арбитражный суд
установил:
В соответствии со статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления уполномоченного органа, отвечающего требованиям статьи 204 АПК РФ. К заявлению должен быть приложен протокол об административном правонарушении, а также иные документы, предусмотренные частью 2 статьи 204 АПК РФ.
На основании ч. 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 16.03.2005 г. N 22 должностные лица территориальных органов Федеральной регистрационной службы наделены специальными полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и в пределах своей компетенции уполномочены составлять протоколы, в том числе об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 11.05.2010 г. по делу N А60-6613/2009-С11 в отношении ЗАО "БЭМЗ" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден С.И. Слепов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2011г. по делу N А60-6613/2009-С14 ЗАО "БЭМЗ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Слепов Сергей Иванович.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2011г. по делу N А60-6613/2009-С14 срок конкурсного производства в отношении ЗАО "БЭМЗ" продлен на шесть месяцев.
На основании Постановления Правительства РФ N 257 от 29 мая 2004г. налоговым органам предоставлено право обеспечивать интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства.
По результатам проведенной на основании обращения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 08.11.2011г. N 15-14/34577 регулирующим органом проверки деятельности конкурсного управляющего ЗАО "БЭМЗ" Слепова С.И., выявлены нарушения конкурсным управляющим требований п.п. 2, 5 ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
По факту выявленных нарушений начальником отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Ширяевой Т.В. в отношении арбитражного управляющего Слепова С.И. составлен протокол об административном правонарушении от 28.12.2011г. N 00766511.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Слепова Сергея Ивановича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Статьей 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определен порядок погашения текущих расходов за счет конкурсной массы.
В п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве установлено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Пунктом 2 ст. 134 Закона о банкротстве определена очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Согласно п. 5 ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Из отчета конкурсного управляющего ЗАО "БЭМЗ" С.И. Слепова об использовании денежных средств должника по состоянию на 01.11.2011г. следует, что за период конкурсного производства производились выплата заработной платы работникам с 21.02.2010 г. по 31.10.2011 г.
В октябре сумма выплаты по заработной плате составила (28.10.2011 г. в сумме 4112403,00 руб., 31.10.2011 г.- 3082947.89 руб.), относящаяся ко второй очереди оплаты текущих платежей.
Как следует из материалов дела, перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд за период конкурсного производства не производилось. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела требованиями УПФ в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, справками о выявлении недоимки, расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, решениями о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 08.06.2011 г., постановлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
Вместе с тем, согласно отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 01.11.2011г., в нарушение очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве, при наличии непогашенной задолженности по платежам, относящимся ко второй очереди, арбитражным управляющим с 20.10.2011г. по 31.10.2011г. производились расчеты с другими кредиторами по текущим платежам, относящимся к четвертой очереди, а именно: за выдачу копий договоров купли-продажи 20.10.2011 г. произведена оплата государственной пошлины на сумму 27000 руб. 00 коп., а также произведена оплата за аренду зала для проведения собрания кредиторов 20.10.2011 г. в размере 1000 руб. 00 коп.
В порядке ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется обязательный платеж.
Однако, в нарушение указанных норм, страховые взносы арбитражным управляющим не перечислялись.
Таким образом, очередность удовлетворения требований кредиторов и обязанность по своевременному погашению страховых взносов, установленная ст. 134 Закона, арбитражным управляющим Слеповым С.И. нарушена.
В соответствии со ст.24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно п.1 ст.5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.06.2001 г. N 64, суммы, удержанные из заработной платы работников, перечисляются конкурсным управляющим по назначению одновременно с выплатой работникам заработной платы.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 абз.5 ст.2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
При этом датой совершения правонарушения являются крайние даты, когда обязанность должна была быть исполнена.
Поскольку СИ. Слепов совершил указанное правонарушение, являясь конкурсным управляющим ЗАО "БЭМЗ", местом совершения правонарушения является местонахождения данного предприятия: Свердловская область, п. Баранчинский, ул. Ленина, 2 а.
Таким образом, конкурсным управляющим не исполнены надлежащим образом обязанности, установленные п.п. 2, 5 ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Оснований для освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности ввиду малозначительности нарушения судом не установлено.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом. Указанное правонарушение считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения убытков у кредиторов и (или) должника. Наступление общественно опасных последствий в виде ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
В соответствии с частью 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность, предусмотренная Кодексом или законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным составом, в связи с чем, для привлечения лица к административной ответственности наступление неблагоприятных последствий не требуется.
С учетом изложенного уполномоченным органом доказано наличие в действиях конкурсного управляющего в период проведения процедуры банкротства состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и сроки привлечения к административной ответственности за данное правонарушение соблюдены.
Вина заинтересованного лица выражена в его небрежном отношении к обязанностям, возложенным на него законодательством о банкротстве, поскольку Слепов С.И., осуществляя деятельность в качестве арбитражного управляющего, не мог не знать о положениях Закона о банкротстве, иных подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих определенные правила в процедуре банкротства.
В связи с изложенными выше обстоятельствами доводы заинтересованного лица, содержащиеся в возражениях на заявление, судом отклоняются как необоснованные.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд удовлетворяет требования заявителя, поскольку имеются основания для привлечения Слепова С.И. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
При определении размера санкции суд в силу ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принимает во внимание конкретные обстоятельства и характер допущенных арбитражным управляющим нарушений.
Проанализировав характер допущенных арбитражным управляющим нарушений, суд полагает возможным при наличии состава правонарушения назначить арбитражному управляющему административный штраф в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь арбитражного управляющего Слепова Сергея Ивановича, 23.06.1967 года рождения, проживающего по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Акимова, д. 20, кв.68, к административной ответственности по п. 3 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
6. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам
ИНН 6670073005;
КПП 667001001;
расчетный счет N 40101810500000010010;
банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области;
БИК 046577001;
ОКАТО: 65401000000
КБК 321 1 16 90040 04 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов".
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение тридцати дней со дня уплаты штрафа.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 февраля 2012 г. N А60-55/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника