Определение Свердловского областного суда
от 14 февраля 2012 г. N 33-2062/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Чумак Г.Н. и Карпинской А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Патракеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебного заседании 14.02.2012 года гражданское дело по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Воропаевой А.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", Министерству финансов Свердловской области о предоставлении жилого помещения - по кассационной жалобе Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 17.08.2011, которым требования прокурора удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Карпинской А.А., объяснения представителей Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" Малахова М.Р., Черепанина М.А., действующих на основании доверенностей, согласных с постановленным судебным решением, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
прокурор Тагилстроевского района г. Нижний Тагил, действуя в интересах Воропаевой А.С., обратился в суд с иском к вышеуказанным ответчикам о снятии с Воропаевой А.С. закреплённого жилого помещения, расположенного по адресу: ...; о признании бездействия Министерства строительства и архитектуры ..., не приобретшего в 2010, 2011 годах жилье для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Воропаевой А.С., незаконным; возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" для Воропаевой А.С., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" для целевого распределения его Воропаевой А.С.; возложить обязанность на Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное жилое помещение Воропаевой А.С. по договору социального найма.
В обоснование требований прокурор указал, что Воропаева А.С., ... года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - Воропаева Н.Н. умерла ( / / ), отец - Воропаев С.И. лишен родительских прав решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от ( / / ). С ( / / ) по ( / / ) Воропаева А.С. воспитывалась в ... с ( / / ) по настоящее время обучается в ГБОУ СПО Свердловской области "Нижнетагильский техникум информационных технологий, сервиса и предпринимательства". С 09 февраля 1988 года Воропаева А.С. зарегистрирована в комнате жилой площадью ... кв.м. в трехкомнатной квартире общей площадью ... кв.м., в том числе жилой площадью ....м., по адресу: ... с двумя сестрами и двумя детьми сестер. Указанное жилое помещение закреплено за ФИО1 постановлением главы администрации Тагилстроевского района г. Нижний Тагил от 24 июля 1997 года за N 660. Согласно постановлению Администрации города Нижний Тагил N 1373 от 13 августа 2009 года Воропаева А.С., как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований п.п.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, принята на учет нуждающихся по льготному списку в качестве нуждающихся в жилом помещении и включена в список под N 241, поскольку является обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, составляющей 12 кв.м. Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19 января 2011 года за N 23 данная очередность Воропаевой А.С. подтверждена. До настоящего времени Воропаевой А.С. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией муниципального образования "город Нижний Тагил" не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил исковые требования не признал, в обоснование возражений указал, что единственным правовым основанием для предоставления конкретного жилого помещения истцу является приказ Министра архитектуры и строительства Свердловской области. Данное правовое основание в настоящее время отсутствует, как и обязанность по заключению договора социального найма жилого помещения. Конкретных фактов нарушения прав истца Администрацией города Нижний Тагил стороной истца не предоставлено. Само по себе наличие установленного порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не может служить единственным и достаточным основанием для возложения на Администрацию города обязанностей в судебном порядке. Суд не может своим решением лишить ответчика возможности добровольно реализовать свои полномочия, предусмотренные нормативно-правовым актом, необоснованно предположив злонамеренность ответчика в будущем, так как в соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ предполагается разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений. Доказательств того, что ответчик намерен уклоняться от исполнения своих полномочий в будущем, суду не представлено. Иск основан на предположениях. В 2009-2010 годах Администрация ни разу не уклонилась от заключения договора социального найма на переданные из казны Свердловской области жилые помещения. Считает, что Администрация города Нижний Тагил прав истца не нарушила, между истцом и Администрацией отсутствует спор о праве.
Ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без участия своего представителя. В письменном отзыве иск не признал, указав, что в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Таким образом, данная норма возлагает на органы исполнительной власти субъекта РФ обязанность по обеспечению жилым помещением лиц, уже окончивших учреждения профессионального образования. В соответствии с п.3 ст.6 указанного закона, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Согласно ст.1 закона, полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования включают, в том числе, и предоставление бесплатного общежития. В настоящее время Воропаева А.С. обучается в ГБОУ СПО Свердловской области "НТТИТСиП". Соответственно, обязанность обеспечения истца жилым помещением органами исполнительной власти субъекта за счет бюджета Свердловской области не может возникнуть.
Ответчик Министерство финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, указав, что в функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, в частности, детям-сиротам. В целях исполнения расходного обязательства, предусмотренного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года N100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год", в 2011 году эта сумма составляет 350000 рублей. Постановлением Правительства Свердловской области N 84-ПП от 08.02.2011 года утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно Порядку, главным распорядителем средств областного бюджета, выделенных на эти цели, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем этих бюджетных средств является СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", который заключает государственный контракт на долевое строительство жилья для граждан из числа детей-сирот. Жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области, распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущества, заселение данных жилых помещений.
Представитель третьего лица Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, указав, что за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: ... связи с этим у истца отсутствует право на дополнительную поддержку в виде обеспечения жильем на условиях и в порядке Федерального закона N159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В случае обеспечения жильем менее учетной нормы Воропаева А.С. имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с Жилищным Кодексом РФ.
Представители органа опеки и попечительства Тагилстроевского района города Нижний Тагил, а также третьего лица - Правительства Свердловской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явились, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие либо отложить, что в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора по существу в их отсутствие.
Решением Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 17.08.2011 года исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области по не приобретению жилья для Воропаевой А.С.
Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязано за счет средств областного бюджета построить (приобрести) жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" для Воропаевой А.С. и безвозмездно передать его в муниципальную собственность города Нижний Тагил для целевого распределения его Воропаевой А.С.
Администрация г. Нижний Тагил Свердловской области обязана оформить полученную для Воропаевой А.С. квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Воропаевой А.С. по договору социального найма.
В остальной части исковых требований отказано.
Ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, не согласившись с решением суда, подал кассационную жалобу, в которой ссылается на незаконность постановленного судом решения, неправильное применение судом норм материального права. Продолжая настаивать на своих прежних возражениях.
В возражениях на жалобу администрация г. Нижний Тагил просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив обжалуемое решение, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Воропаева А.С., ( / / ) года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - ... умерла ( / / ), отец - ... лишен родительских прав решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от ( / / ).
В период с ( / / ) по ( / / ) Воропаева А.С. воспитывалась в ГОУ ... с 01 сентября 2008 года по настоящее время обучается в ГБОУ СПО Свердловской области "Нижнетагильский техникум информационных технологий, сервиса и предпринимательства".
С 09 февраля 1988 года Воропаева А.С. зарегистрирована в комнате жилой площадью ... кв.м. в трехкомнатной квартире общей площадью ... кв.метров, в том числе жилой площадью 45,7 кв.м., по адресу: ... с двумя сестрами и двумя детьми сестер. Указанное жилое помещение закреплено за Воропаевой А.С. постановлением главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил от 24 июля 1997 года за N 660. Согласно постановлению Администрации города Нижний Тагил N 1373 от 13 августа 2009 года Воропаева А.С., как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований п.п.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, принята на учет нуждающихся по льготному списку в качестве нуждающихся в жилом помещении и включена в список под N ..., поскольку является обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, составляющей 12 кв.метров. Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19 января 2011 года за N 23 данная очередность Воропаевой А.С. подтверждена. До настоящего времени Воропаевой А.С. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией муниципального образования "город Нижний Тагил" не предоставлено.
Установив названные обстоятельства и применив нормы ст. 49 ч. 4, ч. 3, ст.57 ч. 2 пп.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд пришел к правильному выводу о праве Воропаевой А.С. на обеспечение жильем по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (ст.2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - ст.7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (ст.19, ч.1,2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (ст. 21, ч.1, 2), обеспечивается право каждого на жилище (ст.40), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 ч.ч.2, 3).
В силу упомянутой ст. 57 п. 2 ч. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, указанной нормой предусмотрено внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действительно, согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жильем вне очереди предоставлено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Давая оценку доводу жалобы о том, что основанием для возникновения права является отсутствие предоставленного для постоянного проживания жилого помещения судебная коллегия исходит из того, что наличие закрепленного жилого помещения не может лишать указанного права.
Как указано в постановлении главы города Нижний Тагил от 30.09.2005 года N 1112 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Исходя из данных муниципального учреждения "Служба правовых отношений", в комнате N... площадью ... кв.м., расположенной в ... общей площадью ... квадратных метров по ... в ..., зарегистрированы по месту жительства, кроме истца, еще 6 человек (...). Значит, на каждого проживающего в этом жилом помещении приходится менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно правой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в пункте 2.2 определения от 07.06.2011 N 746-О-О, закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).
Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи (п.2.3. Определения).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области N 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Воропаева А.С. признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении (по п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а потому суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о ее праве на внеочередное получение жилья по социальному найму за счет средств областного бюджета (по норме п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
А учитывая вышеизложенное, судом правильно отмечено, что юридически безразлично формальное закрепление за Воропаевой А.С. постановлением главы администрации Тагилстроевского района г. Н. Тагила от 24.07.1997 года за N 660 жилого помещения (г. Н.Тагил, ...).
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены, либо изменения не имеется.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361, ст. 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 17.08.2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 14 февраля 2012 г. N 33-2062/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru