Определение Свердловского областного суда
от 1 марта 2012 г. N 33-2977/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зарубина В.Ю.,
судей Панфиловой Л.И., Козлова О.А.
при секретаре Тяжовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01.03.2012 кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.11.2011
по гражданскому делу по заявлению Лушникова В.Н. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,объяснения представителя Управления по доверенности Масленниковой Е.М., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Лушникова В.Н. по доверенности Кудрявцева Л.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Лушников В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее -Управление) об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование указано, что Лушников В.Н. является собственником жилого дома общей площадью 302,8 кв.м. литер А, а также земельного участка площадью 457 кв.м, по адресу: .... ( / / ) он в связи с проведенной реконструкцией указанного жилого дома обратился в УФРС по Свердловской области с заявлениями о внесении в ЕГРП записи о прекращении права собственности на жилой дом, площадью 302,8 кв.м. и регистрации его права собственности на жилой дом, общей площадью 867,9 кв.м. литера А, А1 по адресу: .... Решениями Управления ..., ... от ( / / ) в удовлетворении заявлений ему незаконно отказано.
В судебном заседании Лушников В.Н. и его представитель заявление поддержали.
Представитель Управления по доверенности Набаткина Е.М. просила в удовлетворении заявления отказать.
Решением суда заявление Лушникова В.Н. удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит решение как незаконное и необоснованное отменить и в удовлетворении требований Лушникова В.Н. отказать.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом за Лушниковым В.Н. зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью 302,8 кв.м., литер А, расположенный по адресу: .... Основанием для регистрации данного права послужили договор аренды земельного участка муниципального образования город Екатеринбург от ( / / ), технический паспорт БТИ г.Екатеринбурга от ( / / ), дополнительное соглашение от ( / / ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ( / / ) за Лушниковым В.Н. на основании договора купли-продажи земельного участка от ( / / ) зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 457 кв.м., расположенный по адресу: .... Разрешенное использование данного земельного участка под существующий индивидуальный жилой дом.
В целях увеличения общей площади заявитель произвел реконструкцию принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о регистрации нового жилого дома, созданного в результате реконструкции. К заявлению приложил кадастровый паспорт ЕМУП "БТИ" от ( / / ) и техническое заключение ... от ( / / ), согласно объект недвижимого имущества -жилой дом, общей площадью 867,9 кв.м., литеры А, А1, расположенный по адресу: ..., был создан в результате реконструкции, не относится объектам незавершенного строительства.
В силу п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капительного строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно указанному выше паспорту ЕМУП "БТИ" от ( / / ) площадь здания изменилась за счет уточнения размеров лит.А, изменения наружных габаритов лит.А (надстроен мансардный этаж), возведения теплого пристроя литер А1.
Указанные документы подтверждают факт создания в результате произведенной реконструкции нового объекта недвижимости, с иными параметрами, фактически располагающегося на трех этажах.
( / / ) государственным регистратором Управления по заявлению Лушникова В.Н. принято решение ... об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом, общей площадью 867,9 кв.м., литер А, А1, распложенный по адресу: ..., из которого следует, что зарегистрировать право собственности Лушникова В.Н. на указанный объект недвижимого имущества в порядке, установленном ст.25.3 Закона о регистрации прав, не представляется возможным, так как данный объект не является вновь созданным, поскольку был образован в результате реконструкции жилого дома, общей площадью 302,8 кв.м., литер А, распложенного по адресу: ..., а следовательно, данный жилой дом не является объектом недвижимого имущества, указанным в ст.25.3 Закона о регистрации прав. В ходе проведения правовой экспертизы представленных заявителем на государственную регистрацию документов были получены сведения из Главархитектуры Администрации города Екатеринбурга о том, что согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оформление разрешения на строительство и реконструкцию жилого дома по ... требуется, так как разрешение на строительство по вышеуказанному адресу Администрацией города не выдавалось. Документы, подтверждающие выполнение реконструкции вышеуказанного объекта недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством, а именно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции на государственную регистрацию не представлены, а также на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие, что произведенные изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным законодательством.
Также ( / / ) государственным регистратором Управления принято решение ... об отказе в государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр прав записи о прекращении права собственности в связи с преобразованием объекта недвижимого имущества - жилого дома, общей площадью 302,8 кв.м., литер А, распложенного по адресу: ..., в связи с тем, что ликвидация объекта не произошла, а в регистрации права собственности на преобразованный объект Лушникову В.Н. по причине непредставления указанных документов, подтверждающих выполнение реконструкции в соответствии с действующим законодательством, отказано.
В соответствии с абзацем 10 п. 1 ст.20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества предусмотрены в ст.25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п.1 указанной статьи основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 4 указанной статьи (в редакции в ред. Федеральных законов от 13.05.2008, от 17.07.2009) документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
Нормы права должны подлежать системному толкованию и вне связи с другими нормами права применяться не могут. Положения п.4 ст.25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" корреспондируют с положениями ч.4 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Требования, касающиеся необходимости оформления разрешительной документации в сфере строительства, изложены в ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и призваны обеспечить безопасность объектов капитального строительства, защиту здоровья и жизни граждан.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Положения п.4 ст.25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ч.4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривают ограниченную во времени возможность технического учета и государственной регистрации прав на созданные объекты индивидуального жилищного строительства без предоставления разрешительной документации в сфере строительства - в целях введения таких объектов в гражданско-правовой оборот.
Таким образом, в силу прямого указания п.4 ст.25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ч.4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" получение заявителем разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не требовалось.
Согласно п.5 ст.25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлен технический паспорт созданного им нового объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ государственного регистратора основан на неверном толковании положений ст. 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поэтому принял решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы представителя Управления о необходимости применения методического письма Федеральной регистрационной службы за исх. ... от ( / / ), согласно которому статья 25.3 Закона может быть применена однократно только при обращении заявителя за государственной регистрацией права на объект недвижимого имущества, право на который ранее не было зарегистрировано в установленном порядке не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку данный документ не является нормативным актом, а сама норма указанного ограничения прав граждан на государственную регистрацию права собственности на новый объект индивидуального жилищного строительства, созданный в результате реконструкции старого объекта на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не содержит.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.11.2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 1 марта 2012 г. N 33-2977/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru