Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 февраля 2012 г. N А60-42629/2011
Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 29 февраля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Уралавитехснаб" (ИНН 6672146410, ОГРН 1026605409930) (заявитель)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области (Управление Росреестра по Свердловской области),
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Свердловского филиала (заинтересованные лица)
об оспаривании действий
при участии в заседании:
от заявителя:
А.А.Василенко, представитель по доверенности от 01.02.2011;
от заинтересованных лиц:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - А.М.Левит, представитель по доверенности от 08.12.2011 N 08-23/1872;
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Свердловского филиала кадастровая палата по Свердловской области" - Е.Б.Кучерюк, представитель по доверенности от 30.12.2011 N 66 АА 0959600.
Права разъяснены. Отвода суду не заявлено.
Заявлений, ходатайств не поступило.
Уточнив заявленные требования в заявлении от 19.01.2012, открытое акционерное общество "Уралавитехснаб" просит признать незаконными действия:
- Управления Росреестра по Свердловской области, оформленные извещением N 41-02/06-30379 от 11.12.2006 о приостановлении государственного кадастрового учета и решением N 41/09-16418 от 11.11.2009 об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка;
- ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области, оформленные решением от 30.08.2011 N 66/11-32445 о приостановлении осуществления кадастрового учета и обязать поставить на кадастровый учет и присвоить кадастровый номер земельному участку, площадью 3,05 га, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пер. Речной,1. Заявитель полагает, что оспариваемые им действия неправомерны, поскольку все необходимые для осуществления кадастрового учета земельного участка документы, имелись у заинтересованных лиц, оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере хозяйственной деятельности.
Заинтересованные лица представили отзывы, требования не признали, считают, что действия по вынесению указанных выше извещения и решений соответствуют действующему на дату совершения действий законодательству; также ссылаются на пропуск заявителем срока на обращение в суд в части оспаривания действий по вынесению извещения N 41-02/06-30379 от 11.12.2006 и решения N 41/09-16418 от 11.11.2009.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Распоряжением Главы Екатеринбурга от 05.06.2006 N 1835-р "Об утверждении проектов границ земельных участков по адресам: пер. Речной,1 и пер. Речной, 1 (в100 метрах от ЦМТС "Уралавиатехснаб")" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования открытого акционерного общества "Уралавиатехснаб" земельным участком площадью 41999,98 кв.м, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, пер. Речной,1; утверждены границы земельных участков из земель поселений: земельного участка площадью 30479 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Речной, 1, под существующие здания и сооружения (приложение) и земельного участка площадью 91 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Речной,1 (в 100 метрах от ЦМТС "Уралавиатехснаб"), под существующую трансформаторную подстанцию; открытому акционерному обществу "Уралавиатехснаб" предложено установить на местности границы земельных участков площадью 30479 кв.м и площадью 91 кв.м и провести их государственный кадастровый учет в установленном порядке.
Заявитель 29.11.2006 обратился в Территориальный отдел N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области с заявлением N 41-1/06-6788 о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков.
Территориальный отдел N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области 11.12.2006 направил заявителю Извещение N 41-02/06-30379 о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на землю.
29.10.2009 заявитель вновь обратился Территориальный отдел N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.
Решением от 11.11.2009 N 41/09-16418 заявителю отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка с указанием на необходимость обратиться к кадастровому инженеру для доработки землеустроительного дела.
Заявитель 03.08.2011 обратился в Екатеринбургский отдел ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области с заявлением (рег.N N 66-0-1-33/3001/2011-2297) о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с приложением документов, подтверждающих доработку ранее представленного пакета документов.
Решением от 30.08.2011 N 66/11-32445 ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области приостановило осуществление кадастрового учета на основании п.4 ч.2 ст.26 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", указав на непредставление необходимых для кадастрового учета документов, предусмотренных ст.22 названного Закона, а именно: межевого плана, подготовленного в соответствии с формой и требованиями к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ N 412 от 24.11.2008.
Не согласившись с действиями заинтересованных лиц, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости - это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте недвижимости на основании представляемых в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте и необходимых для осуществления такого учёта документов (ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органам кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
На момент вынесения Территориальным отделом N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области обжалуемого извещения о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка от 11.12.2006 N 41-02/06-30379 действовал Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В соответствии с п. 2 ст. 19 названного Закона для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.01.200 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений.
Из представленной суду расписке о получении документов, представленных на постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, от 29.11.2006 следует, что заявителем не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, в связи с чем Территориальный отдел N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области и направил извещение о приостановлении учета.
Действия отдела соответствовали п. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.01.200 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Требования заявителя в части признания незаконными действий Управления Росреестра по Свердловской области по оформлению извещения N 41-02/06-30379 от 11.12.2006 о приостановлении государственного кадастрового учета удовлетворению не подлежат.
Как указано выше, открытое акционерное общество "Уралавитехснаб" 29.10.2009 повторно обратилось в Территориальный отдел N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области с заявлением (регистрационный номер 6641/108/09-10707) о постановке на государственный кадастровый учет тех же земельных участков с приложением описания земельных участков.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной кадастровой недвижимости" (в редакции, действующей на момент подачи заявления) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной кадастровой недвижимости", если иное не установлено Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412.
Как следует из материалов дела, представленное заявителем описание земельных участков не соответствовало по форме и содержанию приказу Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412: в разделе "Приложение" не указан доступ к вновь формируемым земельным участкам, не приложен акт согласования границ земельного участка.
Поскольку представленные для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствовали установленным требованиям, Территориальный отдел N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области вынес решение от 11.11.2009 N 41/09-16418 об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка.
Суд полагает, что действия отдела соответствовали п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной кадастровой недвижимости".
Требования в части признания незаконными действий Управления Росреестра по Свердловской области по оформлению решения N 41/09-16418 от 11.11.2009 об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка удовлетворению не подлежат.
Открытое акционерное общество "Уралавитехснаб" 03.08.2011 вновь обратилось в Екатеринбургский отдел ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области с заявлением (регистрационный номер 66-0-1-33/3001/2011-2297) о постановке на государственный кадастровый учет тех же земельных участков без представления межевого плана.
Как суд уже отмечал, в силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной кадастровой недвижимости" (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления, то есть 03.08.2011, далее - Закон о кадастре) если иное не установлено Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно ст. 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
В соответствии с ч. 12 ст. 38 Закона о кадастре форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч. 10 ст. 25 указанного закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 N 412 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.12.2008, регистрационный N 12857) утверждена форма межевого плана и требования к его подготовке.
В соответствии с п. 19 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42 (зарегистрировано в Минюсте РФ 81.03.2010, регистрационный N 16771; далее - Порядок), при выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с п. 31 Порядка принимается решение:
1) о приостановлении осуществления кадастрового учета;
2) об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В силу ст. 26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи, в частности, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре").
При таких обстоятельствах заинтересованное лицо вправе было приостановить кадастровый учет до устранения недостатков, представления межевого плана.
Довод заявителя о том, что все земельные документы, в том числе и правоустанавливающие, находились в составе землеустроительного дела, судом не принимается, поскольку для осуществления постановки на кадастровый учет недвижимого имущества обратившееся лицо обязано представить полный пакет документов, что заявителем не было сделано. Законом не предусмотрено, что должностное лицо органа кадастрового учета обязано самостоятельно истребовать из соответствующего отдела какие-либо документы и приобщать их к заявлению обратившихся лиц.
Довод заявителя о том, что он подавал одно заявление в 2006 году, а обращения в 2009 и 2011 годах следует расценивать как представление дополнительных документов, судом отклоняется, поскольку устранение обстоятельств, вызвавших приостановление осуществления кадастрового учета в течение 3-5 лет не предусмотрено законом, в извещении о приостановлении кадастрового учета земельного участка от 11.11.2006 N 41-02/06-30379 указан срок устранения причин приостановления - один месяц.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемые действия соответствуют закону, оснований для признания их незаконными судом не установлено.
Суд также принимает во внимание следующее.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4 ст.198 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, о совершении оспариваемых действий по вынесению заинтересованным лицом - Управлением Росреестра по Свердловской области извещения от 11.12.2006 N 41-02/06-30379 и решения от 11.11.2009 N 41/09-16418 заявитель узнал соответственно в 2006 году и в 2009 году.
С заявлением по настоящему делу заявитель обратился в суд 31.10.2011, т.е. с пропуском срока на обращение в суд.
Ходатайство о восстановлении срока на обжалование действий заявитель не заявляет, каких-либо уважительных причин пропуска срока не назвал.
Пропуск предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ срока для обращения в суд при отсутствии ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока и уважительных причин такого пропуска является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается для организаций в размере 2 000 рублей. Обществом заявлено три требования. Соответственно государственная пошлина составляет 6000 руб.
Заявителем уплачена государственная пошлина в размере 4000 руб. по платежному поручение от 28.10.2011 N 00506 и 6000 руб. по квитанции от 18.01.2012. Всего в размере 10 000 руб.
Государственная пошлина в размере 4000 руб. подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110,167,170,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Возвратить открытому акционерному обществу "Уралавитехснаб" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей, перечисленную по платежному поручению от 28.10.2011 N 00506.Подлинное платежное поручение вернуть заявителю.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 февраля 2012 г. N А60-42629/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника