Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 1 марта 2012 г. N 33-2924/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т. Е.,
судей Романова Б. В., Суханкина А. Н.,
при секретаре Никифоровой Л. Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 марта 2012 года гражданское дело по заявлению избирательного объединения "Свердловское региональное отделение Политической партии "Либерально-демократическая партия России" об отмене решения избирательной комиссии города Нижний Тагил от 30 января 2012 года N 11/87 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в части регистрации Кубасова А. М., Петрова А. Б., Баева В. Р. в качестве кандидатов по единому избирательному округу
по апелляционным жалобам избирательного объединения "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", Петрова А. Б., апелляционному представлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил
на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 11 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т. Е., объяснения представителей заинтересованных лиц Шадрина Д. И. и Афанасьева П. А., просивших решение суда отменить, представителя заявителя Свердловского регионального отделения Политической партии "Либерально-демократическая партия России" Арасланова С. Н., согласного с решением суда, прокурора Даниловой А. В., поддержавшей доводы апелляционного представления и просившей решение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
30 января 2012 года Избирательной комиссией города Нижний Тагил было принято решение N 11/85 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Свердловское региональное отделение Политической партии "Либерально-демократическая партия России".
30 января 2012 года Избирательной комиссией города Нижний Тагил было принято решение N 11/87 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Избирательное объединение "Свердловское региональное отделение Политической партии "Либерально-демократическая партия России" обратилось в суд с заявлением об отмене вышеуказанного решения избирательной комиссии города Нижний Тагил от 30 января 2012 года N 11/87 в части регистрации Кубасова А. М., Петрова А. Б., Баева В. Р. в качестве кандидатов по единому избирательному округу.
В обоснование заявления заявитель указал, что решение избирательной комиссии в оспариваемой части является незаконным, поскольку представленные сведения о доходах и имуществе указанных кандидатов не соответствуют действительности, оформлены с нарушением требований пунктов 2, 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку отсутствуют сведения в отношении их счетов, открытых в ОАО "Сбербанк России". В ходе судебного разбирательства по делу представитель заявителя отказался от заявленных требований по вышеуказанным основаниям. В дополнительном заявлении изменил основания заявления и указал, что представленные сведения не соответствуют приложению N 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Наличие указанных нарушений на день вынесения избирательной комиссией решения о регистрации списка кандидатов в силу положений подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отмены решения избирательной комиссии в части регистрации указанных кандидатов.Представители избирательной комиссии города Нижний Тагил, избирательного объединения "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", заинтересованные лица Петров А. Б., Баев В. Р. в судебном заседании заявление не признали.
Заинтересованное лицо Кубасов А. М. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявления.
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 11 февраля 2012 года постановлено: заявление избирательного объединения "Свердловское региональное отделение Политической партии "Либерально-демократическая партия России" удовлетворить частично. Отменить решение избирательной комиссии города Нижний Тагил от 30 января 2012 года N 11/87 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в части регистрации Кубасова А. М. и Петрова А. Б. в качестве кандидатов по единому избирательному округу. В удовлетворении заявления об отмене решения избирательной комиссии города Нижний Тагил от 30 января 2012 года N 11/87 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в части регистрации Баева В. Р. в качестве кандидата по единому избирательному округу отказать.
В апелляционных жалобах избирательное объединение "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", Петров А. Б., в апелляционном представлении прокурор Ленинского района города Нижний Тагил просят решение суда отменить, оспаривая его законность и обоснованность.
Представитель избирательной комиссии города Нижний Тагил, заинтересованные лица Кубасов А. М., Баев В. Р., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене на основании части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.07.2011 N 259-ФЗ) при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В силу положений пункта 3 статьи 33 указанного Федерального закона вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.07.2011 N 259-ФЗ) основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Суд первой инстанции, удовлетворяя в части заявленные требования, исходил из того, что форма сведений о размере и об источниках доходов, представленная кандидатами Кубасовым А. М. и Петровым А. Б., не соответствует утвержденной форме, предусмотренной Федеральным законом, что в силу подпунктов "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являлось основанием отказа в регистрации кандидата по причине наличия на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом. Не заметить указанные нарушения избирательная комиссия не могла. Указанные основания являлись основанием для отказа кандидатам в регистрации и являются основанием для отмены регистрации кандидатов в депутаты.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
В судебном заседании было установлено, что представленные указанными кандидатами документы, в том числе сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата из списка кандидатов, были признаны избирательной комиссией отвечающими требованиям законодательства.
В противном случае, избирательная комиссия обязана была выполнить требования, установленные пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", направив в адрес избирательного объединения извещение с указанием, какие конкретно из документов, представленных для регистрации списка кандидатов, оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки, на основании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судом первой инстанции было установлено, что предусмотренные законом действия избирательной комиссией осуществлены не были, сведениями о том, что указанные недостатки были выявлены избирательной комиссией, избирательному объединению было направлено уведомление об их устранении, поскольку кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований закона, суд не располагал, следовательно, у суда отсутствовали основания для признания незаконным и отмены в части оспариваемого решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов.
Иное означало бы умаление статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по смыслу которой, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 этой статьи, не известила избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидата документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 названной 38 статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, в данном случае у избирательной комиссии отсутствовали основания для исключения указанных кандидатов из заверенного списка кандидатов, предусмотренные подпунктами "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Выводы суда о невозможности применения постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являются неправильными, поскольку указное постановление регулирует спорные правоотношения и в силу пункта 13 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обладает правом нормотворческой деятельности по вопросам единообразного применения Федерального закона, и принятые ею правовые акты являются обязательными для применения.
Также являются неправильными ссылки в решении суда на положения подпунктов "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые предусматривают основания для отказа в регистрации кандидата. Кроме того, не соответствует заявленным требованиям приведенный в решении суда вывод о наличии оснований для отмены регистрации кандидатов в депутаты, поскольку требования об отмене регистрации кандидатов, подлежащие рассмотрению на основании статьи 76 указанного Федерального закона, в данном случае не заявлялись, предметом рассмотрения являлось решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу не были приняты во внимание вышеуказанные положения федерального законодательства.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
Поскольку все обстоятельства полностью установлены судом первой инстанции, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления избирательного объединения "Свердловское региональное отделение Политической партии "Либерально-демократическая партия России" об отмене решения избирательной комиссии города Нижний Тагил от 30 января 2012 года N 11/87 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в части регистрации Кубасова А. М. и Петрова А. Б. в качестве кандидатов по единому избирательному округу.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 11 февраля 2012 года в части удовлетворения заявления избирательного объединения "Свердловское региональное отделение Политической партии "Либерально-демократическая партия России" отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления избирательного объединения "Свердловское региональное отделение Политической партии "Либерально-демократическая партия России" об отмене решения избирательной комиссии города Нижний Тагил от 30 января 2012 года N 11/87 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Свердловское областное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в части регистрации Кубасова А. М. и Петрова А. Б. в качестве кандидатов по единому избирательному округу.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 1 марта 2012 г. N 33-2924/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru