Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Организация профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде
По оценкам экспертов ВОЗ, снизить темпы развития эпидемии возможно, в первую очередь, за счет просвещения людей с целью изменения их поведения в сторону безопасного.
Образовательная среда имеет большой ресурс для прямого и опосредованного влияния на систему ценностей детей и подростков, что позволяет в зависимости от целевой аудитории и ожидаемых результатов реализовывать профилактические программы различного уровня. Профилактическая работа может вестись как через предметное обучение, так и через организацию внеурочной деятельности учащихся. Применение нескольких подходов к профилактике, возможное только в образовательной среде, существенным образом повышает ее эффективность.
Дети и подростки, находящиеся в образовательной среде, имеют еще не сформированную систему жизненных ценностей, которую можно пытаться изменить путем проведения профилактической работы и повышения мотивации к здоровому образу жизни.
Направления
превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа
Эксперты ВОЗ и отечественные ученые выделяют сегодня наиболее перспективные направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа:
- просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа;
- обучение ответственному поведению детей и молодежи;
- формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.
Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИД
Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа предполагают:
обеспечение предоставления всесторонней и точной информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ-инфекции, обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление наркотическими средствами и др.), о мерах профилактики.
Просветительская деятельность в образовательных учреждениях должна опираться на определенные принципы информирования о ВИЧ, необходимость соблюдения которых доказана международным опытом и подтверждена специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Основные принципы информирования о ВИЧ:
- достоверность информации;
- ненанесение вреда неправильной (ложной) или неправильно понятой информацией;
- исключение манипулирования информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы);
- нейтральность в подаче информации;
- осведомленное согласие на получение профилактической информации;
- взаимоуважение в процессе информирования;
- всестороннее представление проблемы (объективность и многоаспектность: рассмотрение физиологического, социального, демографического, правового, духовного, психологического аспектов);
- личностное отношение при информировании о путях предохранения от ВИЧ-инфекции;
- адекватность целевой группе (социокультурная и когнитивная информация);
- создание экзистенциальной перспективы (альтернативность, иерархичность ступенчатой информации, расстановка ударений, побуждение к более полному восприятию жизни, с ценностями, смыслом, дальнейшей жизненной перспективой);
- сочувственное отношение к ВИЧ-инфицированным.
Информирование детей и молодежи в области ВИЧ/СПИДа осуществляют не только специалисты образовательных учреждений, но и родители. Следовательно, необходимо просвещение родителей и лиц, заменяющих их.
Обучение
ответственному поведению несовершеннолетних и молодежи
Реализация этого направления профилактической работы возможна только в рамках превентивного обучения с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности на основе профилактических образовательных программ.
Задачи, решаемые в рамках данного направления:
- формирование личностных ресурсов;
- развитие эффективных стратегий поведения, способствующих обретению ответственности за свою собственную жизнь;
- приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизация проявлений рискованного поведения;
- формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации личности, в том числе мотивации на отсрочку сексуального дебюта.
В рамках обучения ответственному поведению может быть также реализовано мотивационное консультирование, направленное на формирование и поддержание готовности к изменению проблемного поведения в сторону здорового.
Формирование условий, поддерживающих деятельность по превентивному обучению.
В рамках данного направления эффективными методами превентивного обучения могут быть:
- семейное консультирование, направленное на улучшение семейных взаимоотношений. Нормальные семейные взаимоотношения, поддержка семьи являются необходимым условием для полноценного развития личности ребенка, подростка и молодого человека, способствуют формированию привычки заботливого отношения к себе, своему здоровью, навыков ответственного и безопасного поведения. Кроме того, поддержка семьи необходима для изменения проблемного поведения, а также в случае сопереживания кризисной ситуации, связанной с инфицированием ВИЧ;
- обучение родителей основам полового воспитания детей. Работа по половому воспитанию через родителей несовершеннолетних позволит предоставить детям и подросткам объективную информацию и сформировать навыки безопасного сексуального поведения, соблюдая при этом право семьи на выбор формы и содержания семейного воспитания;
- привлечение к работе людей, способных влиять на детей и молодежь. Родители, члены семей, учителя, сверстники оказывают большое влияние на поведение детей, подростков и молодежи. Когда авторитетные для молодого человека люди своими действиями подают позитивный пример для подражания, обеспечивают безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, у него формируется положительное восприятие инициатив по формированию безопасного поведения;
- привлечение молодежи к работе по противодействию эпидемии на лидирующие роли. В этой связи необходимо развитие лидерского и волонтерского движения с использованием опыта и ресурсов соответствующих общественных организаций;
- создание и поддержание в образовательных учреждениях организационных и психологических условий для реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции и поддерживающего сопровождения ВИЧ-инфицированных и членов их семей. Конкретной формой реализации каждого из выделенных направлений профилактики ВИЧ/СПИДа являются профилактические программы.
Профилактическая работа с различными целевыми группами
Основными субъектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
- специалисты образовательных учреждений;
- привлеченные специалисты другой ведомственной подчиненности (медицинские работники, работники правоохранительных органов и органов юстиции и т.д.);
- прошедшие специальную подготовку волонтеры из числа родителей и учащихся, подростков и молодежи, других заинтересованных категорий населения;
- учащиеся;
- родители учащихся.
Необходимое условие эффективной профилактической деятельности - ориентация не только на учащегося, но и на его семью, само образовательное учреждение (включая работу со специалистами и создание определенной профилактической среды в ОУ), а также на то значимое окружение, которое имеется у учащегося за пределами образовательных учреждений в сфере досуга. Иными словами, согласно современному подходу к профилактике социально значимых болезней и девиаций в образовательной среде основными объектами профилактического воздействия являются:
- учащиеся;
- семьи учащихся;
- работники образовательных учреждений;
- социальное окружение учащихся в сфере досуга.
Профилактическая работа с группой несовершеннолетних
Профилактическая работа в этой группе преимущественно направлена на формирование и развитие защитных факторов, препятствующих ВИЧ-инфицированию. Это относится как к биологическим (физиологическим), так и к психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими принципами работы в этой группе являются программы формирования здорового образа жизни детей и подростков, их жизненных навыков, в том числе коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам.
Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно-образовательная, просветительская работа по половому воспитанию, а также информация о ВИЧ-инфекции и методах ее предупреждения.
Значительные трудности часто возникают при обсуждении вопросов полового воспитания. Эти трудности возникают как у преподавателей (школьные учителя, администраторы и лица, формирующие образовательную политику), так и у родителей, поскольку многие из них не одобряют открытое обсуждение вопросов полового воспитания с детьми и подростками.
Эта работа должна проводиться в строгом соответствии с нравственно-этическими нормами и возрастными особенностями детей и подростков. Одним из возможных и наиболее результативных путей работы в этом направлении в дошкольном и младшем школьном возрасте является информационно-просветительская деятельность по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа. Это дает родителям возможность находить адекватные способы доведения этих сведений до своих детей с учетом конкретных семейных условий и индивидуальных особенностей ребенка.
В проведении профилактической работы в группе здоровых предусматривается сочетание дидактических и интерактивных методов как в процессе предметного обучения (биология, ОБЖ, информатика, литература, история и др.), так и в условиях дополнительного образования и досуговой деятельности. Большое значение для успешной профилактики имеют стимуляция, поощрение, поддержание самостоятельной активности детей и подростков.
Организационными формами деятельности по предупреждению ВИЧ-инфицирования в образовательном учреждении могут быть:
- фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история;
- факультативные занятия;
- консультации, организуемые для учащихся и родителей.
Наиболее массовой формой профилактической работы с учащимися является включение в дополнительные (внеклассные) уроки, а также предметы общеобразовательного цикла учебных профилактических модулей. Учащиеся могут получить более детальную информацию по проблемам ВИЧ/СПИДа, научиться навыкам безопасного и ответственного поведения в рамках специально организованных занятий, например факультативных.
Рассмотрим основные методы профилактической работы, применяемые в разных возрастных группах учащихся, а также и с их родителями.
Дети
дошкольного и младшего школьного возраста
В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста наибольшего результата можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов психологического воздействия - арттерапии, сказкотерапии, классических дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т.п., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд данной профилактической работы.
Сказкотерапия. Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе с детьми в рамках профилактики приобщения к психоактивным веществам, а также в половом воспитании детей обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, сказочные истории, легенды и мифы, наиболее доступна для восприятия ребенка. И в то же время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, так как затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.
Эффективным может быть сочетание сказкотерапевтических техник с элементами арттерапии.
Арттерапия - метод, использующий в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусство.
Основная цель арттерапии - установление гармоничных связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети познают мир, ищут язык, связывающий их с "большим", внешним миром и наиболее точно выражающий их собственный внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, повышают самооценку и адаптационные способности ребенка и таким образом усиливают факторы, защищающие от ВИЧ-инфекции. Поскольку в детском - "конкретном" - подходе к миру существенную роль играет активная манипуляция с объектами, особое значение в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста приобретает использование игровых методов, в частности ролевых и дидактических игр.
Ролевая игра - это метод обучения через практические действия. Ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить ребенка необходимым жизненным навыкам (в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в наркотизацию или с опасностью насильственного сексуального контакта).
Значительная роль в работе с детьми отводится дидактическим играм. Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при освоении материала в разных видах деятельности детей. Она позволяет обеспечить ребенку необходимое количество повторений определенных действий и информационных материалов при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым заданиям.
В рамках информирования о ВИЧ/СПИДе детей младшей возрастной группы может использоваться комбинация сказкотерапевтических, игровых и арттерапевтических методов. Для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ. Ребенку будет легче понять объяснения, если они будут даваться, например, по ходу сказки-игры "Волшебный замок", где организм человека - это замок, в котором живут сказочные жители (клеточки), есть свои защитники и "захватчики" замка - вирусы. Таким образом, использование элементов арттерапии, сказкотерапии, ролевых и дидактических игр способствует усилению защитных факторов и позволяет давать адекватную возрасту информацию о ВИЧ.
Информирование детей по проблеме ВИЧ-инфекции может проводиться и с использованием традиционных дидактических методов, в частности, рассказа и беседы.
Рассказ-объяснение помогает педагогу, психологу донести до детей новый материал.
Беседа предполагает диалог взрослого и детей, дает детям возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое отношение к полученной информации.
С помощью словесных методов дети осваивают новые термины, которые постепенно входят в их активный словарь. Как рассказ, так и беседа должны по возможности сочетаться с наглядными и практическими занятиями. Это значительно повышает эффективность усвоения материала, делает его более понятным и доступным.
Наиболее действенными практическими методами обучения являются мозговой штурм и групповая дискуссия.
Мозговой штурм используется для стимуляции эмоционального и когнитивного выражения детей по определенным вопросам. Педагог или психолог предлагает им высказывать идеи и мнения без какой-либо их оценки или обсуждения и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор, пока не истощится запас идей или не кончится отведенное для этого время. Затем следует обсуждение высказанных идей в группах. Например, с помощью метода групповой дискуссии.
Групповая дискуссия - совместная деятельность учащихся и педагога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения. Использование этого метода в профилактической работе позволяет развить способность ребенка увидеть проблему с разных сторон, уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия группового решения, удовлетворить потребность в признании и уважении со стороны сверстников и педагога.
Организация групповых дискуссий предполагает:
- объединение участников в небольшие группы так, чтобы дети сидели лицом к лицу (в старшем дошкольном возрасте и первых классах более эффективно деление на пары и тройки, в 3-4-м классе можно организовывать группы из 4-5 человек);
- общее задание или тему обсуждения;
- обмен информацией в группе, воспитание умения слушать (важно заранее сформировать у детей навыки эффективного слушания и правил общения в группе);
- общую оценку работы группы;
- определенную организацию опроса: спрашивать одного из участников малой группы в случайном порядке или заранее распределить роли каждого участника группы (например, пресс-секретарь, хранитель времени и т.п.);
- рефлексию участников (анализ событий, происходящих в группе).
Подростковый и юношеский возраст
Наиболее оптимальной формой профилактической работы с подростками и молодежью является интерактивный семинар-тренинг.
Во время занятий следует учитывать психологические трудности аудитории при обсуждении интимных вопросов. Для преодоления этих сложностей важно стимулировать различного рода дискуссии и использовать игровые методики. Во время проведения занятий целесообразно использовать такие технические приемы, как мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые игры, наглядные методы обучения.
Мозговой штурм - способ быстрого включения участников в работу. Ведущий должен быть внимательным и стараться не пропустить ни одного высказывания, так как стеснительным людям бывает трудно говорить перед всеми и, если их мнение не услышано, они замыкаются и больше не участвуют в занятии. Идеи, высказанные в рамках мозгового штурма, могут послужить основой для формирования активной позиции участников по обсуждаемым вопросам, например, с использованием групповой дискуссии.
Групповая дискуссия позволяет выразить свое мнение всем участникам. Это способствует расширению опыта по заданной теме. Кроме того, в процессе дискуссии происходит переоценка не только знаний, но и поведения, формируются новые ценности. Желательно, чтобы количество участников было не меньше 8 человек, но и не превышало 12. Можно разбить группу на подгруппы и определить ведущего в каждой из них. Формирование и отработка навыков безопасного и ответственного поведения может проводиться с помощью ролевых игр.
Ролевая игра - воспроизведение какой-либо жизненной ситуации по тематике занятия. Такие игры помогают преодолеть психологические барьеры, когда затронуты интимные вопросы или требуется выразить свои чувства. Кроме того, в ролевой игре происходит выработка и апробация новых навыков. Важно, чтобы участники не играли однотипные роли, и ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то стал отрицательным персонажем в глазах других. Поэтому важно, чтобы во время обсуждения рассматривались не игровые моменты, а чувства участников и трудности при попытке вести себя определенным образом.
Во время занятий хорошо использовать различные иллюстративные материалы, например, видео. Их демонстрация не должна занимать слишком много времени, но ее следует обязательно сопровождать обсуждением.
Повысить эффективность профилактического воздействия на молодежь может использование метода обучения "равный - равному", когда в качестве обучающих выступают сверстники. Этот метод во многом эффективен благодаря тому, что юноши и девушки охотно слушают людей одного с ними возраста. Это особенно очевидно в отношении таких деликатных тем, как секс и сексуальное поведение, поскольку молодые люди могут воспринимать пояснения педагогов, родителей и других взрослых с недоверием и стеснением.
Профилактическая работа с родителями учащихся
Семья имеет наибольшее, а порой и решающее влияние на ребенка, подростка и молодого человека. Поскольку многие темы, затрагиваемые в рамках профилактики ВИЧ-инфекции, имеют непосредственное отношение к этическим (нравственным) нормам, необходимо, чтобы при организации профилактической работы в образовательном учреждении поддерживались духовные ценности, культивируемые в каждой конкретной семье.
Наилучшим способом решения проблем этического характера является привлечение к половому и антинаркотическому воспитанию детей и их близких. Но это связано с рядом трудностей. Рассмотрим только некоторые из них.
Традиционно причиной отказа от участия родителей в воспитательном процессе, организуемом образовательным учреждением, является их занятость. Кроме того, нередко возникает ситуация, когда родители не могут вести профилактическую работу потому, что сами не имеют достаточных знаний или не в состоянии преодолеть психологические сложности в изложении материала. Так, согласно данным опросов, осведомленность родителей подростков о наркотических веществах гораздо ниже, чем у их детей.
Психологические сложности наиболее ярко проявляются на примере сексуального воспитания детей. Стержневым вопросом воспитания является то, как родители воспринимают прирожденную сексуальность ребенка, и в какой степени допускают ее проявления. Для формирования полового поведения ребенка отношение родителей к этой проблеме гораздо важнее, чем вся информация или дезинформация, которую они могут предоставить ему по данному вопросу.
Проведенные исследования показали, что лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание своих детей, поэтому, как свидетельствуют данные опросов, основную долю сведений о сексе те, к сожалению, получают не в семье, а от друзей.
Эти факты свидетельствуют о том, что с родителями необходимо проводить специальную работу.
Основными организационными формами данного направления профилактической деятельности в образовательном учреждении могут быть:
- школы для родителей или родительские университеты - обучающие группы для заинтересованных родителей;
- индивидуальные консультации по запросу;
- распространение информационной литературы (брошюр, буклетов, книг);
- совместные родительско-детские группы;
- группы поддержки, организуемые родительским активом.
Основные характеристики группы:
- тревога за своего ребенка, который может заразиться ВИЧ-инфекцией;
- неумение вести разговор с детьми об опасности ВИЧ-инфекции;
- непонимание, подозрительность, озабоченность, СПИДофобия;
- отрицание: они считают себя не в праве проводить беседы со своим ребенком о половом воспитании (это дело школы, учителей, врачей) или, наоборот, утверждают, что никто, кроме них, не имеет права вести подобные беседы с их детьми;
- родители часто слышат лишь то, что хотят слышать, игнорируют общеизвестные факты; например, чтобы обезопасить своих детей, они дают неверную информацию об опасности обычных контактов с зараженными ВИЧ-инфекцией;
- заинтересованность: они хотят знать о ВИЧ-инфекции, чтобы защитить себя и своих детей.
Планируя встречу с родителями, продумайте следующие моменты;
1. Постарайтесь пригласить родителей всех учащихся, которых планируется охватить профилактической работой по ВИЧ-инфекции.
2. С целью мотивации родителей на участие их детей в программе профилактики ВИЧ-инфекции предлагается демонстрация DVD-диска "Как и зачем говорить с подростком о ВИЧ" (выступление главного врача ГБУЗ СО "ОЦ-СПИД и ИЗ" и главного специалиста по профилактической работе Министерства общего и профессионального образования Свердловской области о необходимости проведения данной работы) и мультфильм "ВИЧ-инфекция". Демонстрация занимает 30 минут.
3. Дайте возможность родителям задать вопросы, выразить возникшие сомнения и опасения.
4. Получение информированного согласия родителей на проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции с их ребенком. В программе принимают участие те дети, родители которых дали письменное согласие.
5. Следует держать родителей в курсе хода обучения и достигнутых результатов. Подобный контакт будет служить гарантией того, что подросток, придя домой, найдет взаимопонимание.
Вариант обращения к родителям при получении информированного согласия:
Уважаемые родители!
В Свердловской области эпидемия ВИЧ-инфекции. Каждый 25-й житель области в возрасте от 18 до 39 лет живет с ВИЧ-инфекцией. В процесс распространения ВИЧ-инфекции вовлечены все возрастные и социальные группы населения.
Сегодня ВИЧ-инфекция касается каждого!
В связи с этим Министерство здравоохранения Свердловской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области внедряют профилактическую программу по ВИЧ-инфекции среди учащихся старших классов образовательных учреждений. Программа состоит из 2 внеклассных уроков.
Занятия проводятся обученными педагогами Вашей школы.
Просим Вас дать согласие на проведение профилактических занятий по ВИЧ-инфекции с Вашим ребенком.
Согласен ______________________________ (ФИО, подпись) Не согласен ______________________________ (ФИО, подпись) Дата _______________ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.