Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым способом
Сегодня на современном этапе развития Российского государства ярко выражена тенденция, направленная на укрепление государственности, возрождение культурно-исторических традиций, формирование демократического, гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе гражданско-патриотических ценностей и нравственно-культурных традиций России. В обществе возникло осознание того, что патриотизм должен стать неотъемлемой составной частью российского менталитета, без патриотизма невозможно построить новое сильное государство. Только путем уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений можно вырастить морально здоровую молодежь. Необходимо возрождать национальную гордость, национальное достоинство и национальную культуру.
В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание за последние годы приобрело государственное значение. В настоящее время в стране и в области уже реализуются принципы комплексного подхода к обеспечению оптимальных условий для формирования активной гражданской позиции, высокого патриотического сознания и чувства гордости за свое Отечество, его историю и свершения. Об этом свидетельствует принятие Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795 и Областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области" на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1471-ПП (в редакции от 10.03.2011), которые послужили основанием для разработки данной Программы.
До настоящего времени в городе работа по патриотическому воспитанию молодежи велась в рамках муниципальной целевой программы "Молодежь города Нижний Тагил (2011-2015 годы)", утвержденной постановлением Администрации города Нижний Тагил от 22.02.2011 N 292.
Осознавая значимость и важность обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства назрела необходимость в принятии данной муниципальной целевой программы, которая позволит добиться изменения отношения граждан, общественности, средств массовой информации к проблемам патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность учреждений, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Анализ состояния патриотического воспитания в городе позволил выделить ряд проблем, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
1) низкий уровень материально-технического и ресурсного обеспечения проектов патриотической направленности, реализуемых в муниципальных учреждениях, общественных организациях и объединениях;
2) отсутствие действенных механизмов координации деятельности органов власти, образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), военно-патриотических клубов по решению проблем патриотического воспитания;
3) несоответствие учебно-материальных условий, обязательных при организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;
4) низкая динамика включения молодежи в деятельность общественных организаций (объединений) патриотической направленности, военно-патриотических клубов, оборонно-спортивных лагерей;
5) крайне неудовлетворительное материально-техническое обеспечение музеев патриотической направленности в образовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, невозможность использования музеями современных технологий.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение проблем в осуществлении патриотического воспитания программными методами.
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан города Нижний Тагил и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания граждан как важнейшей ценности.
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем обеспечивает единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.
1.1. Анализ причин возникновения проблемы
С целью формирования у молодежи города Нижний Тагил представлений об идеалах и духовных ценностях, присущих истинному гражданину, патриотического сознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей, воспитания любви к родному краю в городе организована работа по художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, военно-спортивному направлениям.
На территории города работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется управлением по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города, органами Администрации города совместно с отделом военного комиссариата Свердловской области по городу Нижний Тагил, войсковыми частями, объединенной школой РОСТО. Взаимодействие также осуществляется с городским Советом ветеранов войны, труда и вооруженных сил, Нижнетагильским городским отделением Общероссийской общественной организации Союз ветеранов Афганистана, авиационно-спортивным клубом, детским морским центром "Парус", Центром по работе с ветеранами, НКП АВПОМ "Держава", городской ассоциацией школьных музеев, военно-патриотическими клубами (отрядами), кадетскими классами. Особое место в данной работе занимает МБУ "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты". Ежегодно организуются и проводятся мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, реализуется проект "Горжусь Отечеством", проводятся научно-практическая конференция, конкурс музеев и уголков боевой славы.
Следует отметить тот факт, что, несмотря на активную работу по данному направлению, в городе сохраняется низкая динамика включения граждан в деятельность общественных организаций (объединений) патриотической направленности, оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических клубов, которые испытывают недостаток в профессиональных кадрах и материально-техническом обеспечении. Мероприятия патриотической направленности проводились и проводятся, но говорить о преемственности и выстроенной системе работы всех структур пока еще рано.
Кроме того, события последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность и социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Сегодня город испытывает необходимость в создании центра патриотического воспитания, в котором была бы сконцентрирована работа по подготовке подростков и молодежи к службе в Вооруженных Силах, развитию технических и военно-прикладных видов спорта.
Вместе с тем при использовании программно-целевого метода для решения возникших проблем могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении Программой, которые могут быть вызваны слабой координацией действий субъектов, занимающихся патриотическим воспитанием граждан.
Для успешной реализации Программы необходимо предпринять ряд мер, таких как:
1) мониторинг хода реализации мероприятий Программы, выполнения Программы в целом;
2) широкое привлечение общественности и научного сообщества к реализации и оценке результатов реализации Программы;
3) публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.